по кафедре музыки финно-угорских народов
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ
НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.10.3 ВИДЫ ИСКУССТВА (МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
ПО КАФЕДРЕ МУЗЫКИ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ
ПРОФИЛЬНОЕ ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ
«ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН»
Проводится в специально отведенный день в письменной форме.
Выполняется расшифровка музыкально-фольклорного текста (сложный музыкальный текст) и ее письменный текстологический анализ, региональная атрибуция, анализ закономерностей музыкально-поэтического текста.
Время выполнения – 6 часов.
Требования к выполнению расшифровки музыкально-фольклорного текста:
1) выполнение расшифровок и транскрипций с применением принципов аналитической нотации;
2) верное определение общего типа композиции напева или наигрыша и понимание его структурных закономерностей;
3) использование условных обозначений, принятых в современной этномузыкологической практике.
План анализа музыкально-фольклорного произведения:
1) анализ поэтического текста:
- принадлежность локальной традиции;
- определение поэтического жанра, этнографический контекст;
- семантика поэтического текста и средства поэтической выразительности;
- тип стихосложения;
- структура стиха;
- тип композиции поэтического текста (стих, строфа, тирада);
2) анализ напева:
- составление слоговой музыкально-ритмической формулы (или формулы слогового ритма) напева как его ритмической модели;
- определение структуры и типа мелодической композиции напева (амбитус, количество мелодических ячеек (звеньев), составление ладовой модели каждого мелодического звена и напева в целом);
3) соотношение композиционных единиц поэтического текста и напева.
План анализа образца традиционного инструментального наигрыша:
- характеристика структурных компонентов (формы) наигрыша (мотив, фраза, предложение, период);
- звукоряд и интервальные соотношения мотивов;
- определение коэффициента ритмической и интонационной мобильности (стабильные и мобильные инварианты);
- фактурные особенности;
- определение метрической вариативности;
- выявление темповых градаций;
- характеристика тембра и динамики наигрыша;
- характеристика основных исполнительских приемов и штрихов;
- выявление основных видов орнаментики.
«УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН»
Проводится в специально отведенный день и включает:
- собеседование по теме диссертации;
- защиту реферата по избранной теме;
- устный экзамен по билетам, включающим вопросы по дисциплинам профессионального цикла в объеме программы вуза.
Вопросы к устному экзамену:
Экзаменационный билет включает два вопроса: из курсов истории и теории музыки, истории и теории этномузыкологии.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
1. Эпоха барокко. Эстетика. Стилистика. Жанры.
2. Музыкальная культура XVIII века. Становление классического симфонизма. Венская классическая школа.
3. Романтизм в музыке (общая характеристика): эстетические принципы, трактовка жанров, новые выразительные средства. Жанр миниатюры. Развитие концертного исполнительства.
4. Русская музыка на рубеже XX века.
5. Русская опера в XIX веке.
6. Степени родства тональности по Римскому-Корсакову (учебник Тюлина).
7. Фригийский оборот.
8. Гармонии натуральных ладов (с музыкальными примерами).
9. Виды экспозиции фуг (с музыкальными примерами).
10. Форма глинкинских вариаций (с примерами и анализом фактуры).
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ
11 Специфика музыкального фольклора финно-угорских народов.
12. Основные научные методы, применяемые в этномузыкологии.
13. Проблема жанра в этномузыкологии. В.Я. Пропп, Е.В, Гиппиус, И.И. Земцовский о жанре. Жанровая классификация музыкального фольклора финно-угров.
14. Теория Е.В. Гиппиуса о двух формах существования фольклорного факта.
15. Развитие интонационной теории Б.В. Астафьева в этномузыкологии.
16. Проблема нотации этнической музыки.
17. Народная терминология как объект этномузыковедческого изучения.
18. Поэтические тексты: структура, типы стихосложения, поэтические приемы (на примере финно-угорской этнической музыки).
19. Звуковысотная организация произведений музыкального фольклора финно-угров.
20. Проблема соотношения поэтического текста и напева в этнической музыке финно-угорских народов.
Требования к реферату:
- наименование темы диссертации;
- аннотация будущего исследования (о чем автор намеревается написать);
- структура диссертации (в соответствии с основными идеями диссертации);
- научная гипотеза, подлежащая доказательству в диссертации;
- аналитический текст, демонстрирующий владение материалом, терминологией и знанием источников;
- библиографический список по теме диссертации.
Реферат представляется в двух экземплярах.
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Проводится в специально отведенный день в устной форме собеседования продолжительностью 5–10 минут.
Поступающий должен ответить на ряд вопросов. Вопросы будут задаваться таким образом, чтобы у поступающего была возможность продемонстрировать владение разными категориями грамматических времен: группа прошедшего, настоящего и будущего времени.
Примерные темы собеседования:
профессия, концертная деятельность, образование, композиторы, исполнители, музыкальные инструменты, музыкальные эпохи, творческие планы, научные интересы, хобби/увлечения, путешествия. Темы в процессе собеседования могут сменять друг друга в зависимости от внутренней логики межличностного взаимодействия.
Требования к ответу:
- четкость и последовательность ответа с использованием развернутых построений речи в несколько предложений;
- избегание односложных ответов или коротких реплик;
- полнота раскрытия темы, сформулированной в вопросе;
- адекватность понимания вопросов, быстрота реакции, темп речи, словарный запас, грамотность, соблюдение фонетических правил в ответе.
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
Проводится в специально отведенный день в устной и письменной форме.
Испытание включает:
- письменный перевод оригинального текста со словарем (не менее 1000 слов);
- тестирование по грамматике;
- собеседование на немецком языке на темы профессиональных интересов поступающего.
Примерные темы собеседования:
- Ihr Interessenbereich (Musik, Literatur, Malerei, Kino, Theater usw.).
- Ihr Studium am Konservatorium. Welche Musik mögen Sie?
- Welche Instrumente können Sie spielen?
- Was bedeutet Musik für Sie?
- Wie sehen Sie Ihre Zukunft als Musiker?
Примеры предложений для письменного перевода:
- Immerhin plagte mich Unglück manche Stunde und halbe Nacht, ohne dass ich einen nennenswerten Trost hätte erkennen können. (H. Hesse)
- Die Musik war kaum noch zu hören. Ich zeigte ihr den Komet, der in jenen Tagen zu sehen war, im Norden. (Max Fisch)
- "Dumont!” rief eine brutale Stimme. Der Unteroffizier von der Torwache stand vor ihm. Dumont! Zum Teufel, wissen Sie nicht, dass Sie sich zu melden haben?“ (R. Marie Rilke)