по кафедре истории музыки

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ –

ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ 

НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.10.3 ВИДЫ ИСКУССТВА (МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО) 

ПО КАФЕДРЕ ИСТОРИИ МУЗЫКИ 

ПРОФИЛЬНОЕ ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН»

Проводится в специально отведенный день в письменной форме.

Выполняется письменная работа на одну из предложенных тем по истории музыки (зарубежной, русской, истории исполнительского искусства, историографии).

Время выполнения – 6 часов.

Объем – не менее 0,5 печатного листа. 

Вопросы к письменному экзамену: 

Экзаменационный билет включает один вопрос. 

1. Современные проблемы исследования творчества Д.Д. Шостаковича.

2. Советский музыкальный авангард 1960‒80-х гг.: хронология, персоналии, стилистика.

3. Европейская симфония второй половины XIX века: судьба жанра.

4. Оперный театр С.С. Прокофьева (1910‒1920 гг.). 

«УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН»

Проводится в специально отведенный день и включает:

  • собеседование по теме диссертации;
  • защиту реферата по избранной теме;
  • устный экзамен по билетам, включающим вопросы по дисциплинам профессионального цикла в объеме программы вуза. 

Вопросы к устному экзамену: 

Экзаменационный билет включает один вопрос. 

1. Устная музыкальная культура западного Средневековья: жизнь музыкантов, обычаи, поэтика творчества.

2. Ренессансные тенденции в западной музыке в XV – XVI веках.

3. Барокко в зарубежном музыкальном искусстве: хронология, стилистика, персоналии.

4. Классический стиль в западной музыке XVIII века: эстетика, топика, стилистика.

5. Иерархия музыкальных жанров в западной музыке XIX века.

6. Роль идей Просвещения в развитии музыкальных культур Восточной Европы в XIX веке.

7. Русская музыка XVIII века: жанры, стилистика, персоналии.

8. Историческая тема в русской опере XIX века.

9. Стиль модерн в русской музыке рубежа XIX – XX веков (опера и балет).

10. Авангардные тенденции в отечественной музыке начала XX века.

11. «Советская» симфония в XX веке: идеология, персоналии, стилистика.

12. Хоровые жанры в отечественной музыке XX века: художественный контекст, персоналии, стилистика. 

Требования к реферату:

-    наименование темы диссертации;

-    аннотация будущего исследования (о чем автор намеревается написать);

-    структура диссертации (в соответствии с основными идеями диссертации);

-    научная гипотеза, подлежащая доказательству в диссертации;

-    аналитический текст, демонстрирующий владение материалом, терминологией и знанием источников;

-    библиографический список по теме диссертации.

Реферат представляется в двух экземплярах. 

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Проводится в специально отведенный день в устной форме собеседования продолжительностью 5–10 минут.

Поступающий должен ответить на ряд вопросов. Вопросы будут задаваться таким образом, чтобы у поступающего была возможность продемонстрировать владение разными категориями грамматических времен: группа прошедшего, настоящего и будущего времени.

Примерные темы собеседования:

профессия, концертная деятельность, образование, композиторы, исполнители, музыкальные инструменты, музыкальные эпохи, творческие планы, научные интересы, хобби/увлечения, путешествия. Темы в процессе собеседования могут сменять друг друга в зависимости от внутренней логики межличностного взаимодействия.

Требования к ответу:

-    четкость и последовательность ответа с использованием развернутых построений речи в несколько предложений;

-    избегание односложных ответов или коротких реплик;

-    полнота раскрытия темы, сформулированной в вопросе;

-    адекватность понимания вопросов, быстрота реакции, темп речи, словарный запас, грамотность, соблюдение фонетических правил в ответе. 

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Проводится в специально отведенный день в устной и письменной форме.

Испытание включает:

  • письменный перевод оригинального текста со словарем (не менее 1000 слов);
  • тестирование по грамматике;
  • собеседование на немецком языке на темы профессиональных интересов поступающего. 

Примерные темы собеседования:

-    Ihr Interessenbereich (Musik, Literatur, Malerei, Kino, Theater usw.).

-    Ihr Studium am Konservatorium. Welche Musik mögen Sie?

-    Welche Instrumente können Sie spielen?

-    Was bedeutet Musik für Sie?

-    Wie sehen Sie Ihre Zukunft als Musiker? 

Примеры предложений для письменного перевода:

-    Immerhin plagte mich Unglück manche Stunde und halbe Nacht, ohne dass ich einen nennenswerten Trost hätte erkennen können. (H. Hesse)

-    Die Musik war kaum noch zu hören. Ich zeigte ihr den Komet, der in jenen Tagen zu sehen war, im Norden. (Max Fisch)

-    "Dumont!” rief eine brutale Stimme. Der Unteroffizier von der Torwache stand vor ihm. Dumont! Zum Teufel, wissen Sie nicht, dass Sie sich zu melden haben?“ (R. Marie Rilke)