по кафедре истории музыки
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ
НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.10.3 ВИДЫ ИСКУССТВА (МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
ПО КАФЕДРЕ ИСТОРИИ МУЗЫКИ
ПРОФИЛЬНОЕ ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ
«ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН»
Проводится в специально отведенный день в письменной форме.
Выполняется письменная работа на одну из предложенных тем по истории музыки (зарубежной, русской, истории исполнительского искусства, историографии).
Время выполнения – 6 часов.
Объем – не менее 0,5 печатного листа.
Вопросы к письменному экзамену:
Экзаменационный билет включает один вопрос.
1. Современные проблемы исследования творчества Д.Д. Шостаковича.
2. Советский музыкальный авангард 1960‒80-х гг.: хронология, персоналии, стилистика.
3. Европейская симфония второй половины XIX века: судьба жанра.
4. Оперный театр С.С. Прокофьева (1910‒1920 гг.).
«УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН»
Проводится в специально отведенный день и включает:
- собеседование по теме диссертации;
- защиту реферата по избранной теме;
- устный экзамен по билетам, включающим вопросы по дисциплинам профессионального цикла в объеме программы вуза.
Вопросы к устному экзамену:
Экзаменационный билет включает один вопрос.
1. Устная музыкальная культура западного Средневековья: жизнь музыкантов, обычаи, поэтика творчества.
2. Ренессансные тенденции в западной музыке в XV – XVI веках.
3. Барокко в зарубежном музыкальном искусстве: хронология, стилистика, персоналии.
4. Классический стиль в западной музыке XVIII века: эстетика, топика, стилистика.
5. Иерархия музыкальных жанров в западной музыке XIX века.
6. Роль идей Просвещения в развитии музыкальных культур Восточной Европы в XIX веке.
7. Русская музыка XVIII века: жанры, стилистика, персоналии.
8. Историческая тема в русской опере XIX века.
9. Стиль модерн в русской музыке рубежа XIX – XX веков (опера и балет).
10. Авангардные тенденции в отечественной музыке начала XX века.
11. «Советская» симфония в XX веке: идеология, персоналии, стилистика.
12. Хоровые жанры в отечественной музыке XX века: художественный контекст, персоналии, стилистика.
Требования к реферату:
- наименование темы диссертации;
- аннотация будущего исследования (о чем автор намеревается написать);
- структура диссертации (в соответствии с основными идеями диссертации);
- научная гипотеза, подлежащая доказательству в диссертации;
- аналитический текст, демонстрирующий владение материалом, терминологией и знанием источников;
- библиографический список по теме диссертации.
Реферат представляется в двух экземплярах.
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Проводится в специально отведенный день в устной форме собеседования продолжительностью 5–10 минут.
Поступающий должен ответить на ряд вопросов. Вопросы будут задаваться таким образом, чтобы у поступающего была возможность продемонстрировать владение разными категориями грамматических времен: группа прошедшего, настоящего и будущего времени.
Примерные темы собеседования:
профессия, концертная деятельность, образование, композиторы, исполнители, музыкальные инструменты, музыкальные эпохи, творческие планы, научные интересы, хобби/увлечения, путешествия. Темы в процессе собеседования могут сменять друг друга в зависимости от внутренней логики межличностного взаимодействия.
Требования к ответу:
- четкость и последовательность ответа с использованием развернутых построений речи в несколько предложений;
- избегание односложных ответов или коротких реплик;
- полнота раскрытия темы, сформулированной в вопросе;
- адекватность понимания вопросов, быстрота реакции, темп речи, словарный запас, грамотность, соблюдение фонетических правил в ответе.
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
Проводится в специально отведенный день в устной и письменной форме.
Испытание включает:
- письменный перевод оригинального текста со словарем (не менее 1000 слов);
- тестирование по грамматике;
- собеседование на немецком языке на темы профессиональных интересов поступающего.
Примерные темы собеседования:
- Ihr Interessenbereich (Musik, Literatur, Malerei, Kino, Theater usw.).
- Ihr Studium am Konservatorium. Welche Musik mögen Sie?
- Welche Instrumente können Sie spielen?
- Was bedeutet Musik für Sie?
- Wie sehen Sie Ihre Zukunft als Musiker?
Примеры предложений для письменного перевода:
- Immerhin plagte mich Unglück manche Stunde und halbe Nacht, ohne dass ich einen nennenswerten Trost hätte erkennen können. (H. Hesse)
- Die Musik war kaum noch zu hören. Ich zeigte ihr den Komet, der in jenen Tagen zu sehen war, im Norden. (Max Fisch)
- "Dumont!” rief eine brutale Stimme. Der Unteroffizier von der Torwache stand vor ihm. Dumont! Zum Teufel, wissen Sie nicht, dass Sie sich zu melden haben?“ (R. Marie Rilke)