Музыковедение

При приеме на обучение иностранных граждан

по договорам об оказании платных образовательных услуг 

53.03.06 МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 

«МУЗЫКОВЕДЕНИЕ»

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ НА ФОРТЕПИАНО 

Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • I или II-III части сонаты;
  • произведение малой формы.

Поступающий должен уметь читать с листа произведение средней трудности.

СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Проводится в специально отведенный день.

На собеседовании абитуриент отвечает на вопросы членов комиссии. Вопросы выявляют специальный музыкальный и культурный уровень поступающего, общественный кругозор, его осведомленность в области смежных видов искусств (живописи, архитектуры, художественной литературы, кинематографии и т.п.), эрудицию в области музыкального искусства (знание трудов отечественных и зарубежных музыковедов, работ известных музыкальных критиков, современной периодической печати, знание литературы в зависимости от интересов поступающего по вопросам теории, истории музыки, педагогики). Для поступающего необходимо проявить умение ориентироваться в вопросах современной музыкальной жизни, самостоятельно мыслить и оценивать явления действительности и искусства.

Кроме общих вопросов на собеседовании также выявляются знания по инструментоведению и полифонии.

СОЛЬФЕДЖИО, ГАРМОНИЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Профессиональное испытание проводится в несколько дней с выставлением одной оценки.

СОЛЬФЕДЖИО

Проводится в специально отведенный день в письменной и устной форме.

Поступающий должен:

  • написать трехголосный диктант гармонического или полифонического склада в форме периода, содержащий отклонения и модуляции в тональности диатонического и недиатонического родства, альтерации, различные секвенции. Время выполнения ‒ 25‒30 минут, количество проигрываний – 8.

Примерный уровень сложности: Мюллер Т. Трехголосные диктанты №№ 14, 102, 103, 111;

  • спеть с листа одноголосные и двухголосные примеры из художественной литературы, содержащие различные интонационные трудности.

Примерный уровень сложности:

Одноголосие – Кириллова В., Попов В. Сольфеджио. Часть 1. М., Музыка, 1986. № 12 (Шапорин Ю. «Заклинание»), № 18 (Римский-Корсаков Н. «Медлительно влекутся дни мои»);

Двухголосие – Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио. Примеры из полифонической литературы (от двух до восьми голосов). М.: Музыка, 1972. № 50 (Регер М. Канон в обращении);

  • спеть гармоническую модуляцию в четырехголосном изложении в тональность недиатонического родства с использованием энгармонизма;
  • определить на слух элементы музыкального языка (лады, интервалы, аккорды и их обращения в тональности и от звука); гармонические построения, содержащие отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства, энгармонизм уменьшенного, малого мажорного септаккорда, альтерацию, аккордику мажоро-минорной системы.

ГАРМОНИЯ

Проводится в два дня с выставлением одной оценки: в первый день экзамен проводится в письменной форме, во второй – в устной форме.

От абитуриента требуется знание полного специального курса гармонии, элементарной теории музыки, специального курса анализа музыкальных произведений в объеме теоретического отделения музыкального училища.

Поступающий должен:

  • выполнить письменную работу по гармонизации мелодии протяженностью 16‒20 тактов, которая представляет собой развернутый период или простую форму (2- или 3-частную). Гармонизация включает разнообразные формы мелодической фигурации, внутритональную и модуляционную хроматику, секвенции (диатонические и хроматические), а также предполагает использование постепенных и энгармонических модуляций, органных пунктов, средств мажоро-минора.

Время выполнения ‒ 3 часа.

Примерный уровень сложности: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. 9-е изд. М.: Музыка, 1984. Раздел: Дополнение. Задача 859 № 1 (с. 471-472); Мясоедов А. Задачи по гармонии. М. Музыка, 2004. Задача № 251;

  • сыграть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляции постепенные и внезапные (с участием аккордов мажоро-минора, энгармонизма уменьшенного или малого мажорного септаккордов, увеличенного трезвучия) в форме периода с использованием неаккордовых звуков;
  • устный иллюстрированный ответ на вопрос по теоретическому курсу гармонии. 

Примерный список вопросов:

-    Энгармоническая модуляция (определение энгармонизма и его виды, общая характеристика модуляций);

-    Энгармонизм малого мажорного септаккорда (D7) в модуляции;

-    Энгармонизм ум.7 в модуляции;

-    Энгармонизм ув. 53 в модуляции;

-    Эллипсис;

-    Одноименные системы (мажоро-минор и миноро-мажор);

-    Параллельные системы (мажоро-минор и миноро-мажор);

-    Ладовая альтерация (определение, функционально-динамические и фонические свойства);

-    Альтерация аккордов субдоминантовой группы;

-    Альтерация аккордов доминантовой группы;

-    Неаполитанская гармония;

-    Виды каденционных оборотов;

-    Теория степеней родства тональностей;

-    Секвенция (определение, виды секвенций);

-    Функциональная модуляция (суть явления);

-    Отклонения;

-    Мелодическая фигурация. Задержание и предъем;

-    Мелодическая фигурация. Вспомогательные и проходящие звуки;

-    Органный пункт;

-    Фригийский оборот (определение, способы организации);

-    Функциональная система гармонии мажора и минора;

-    Переменность функций аккордов (суть явления) и натурально-ладовые обороты;

-    Виды модуляций (краткая характеристика);

-    Формообразующая роль гармонии (на примере периода). 

Литература для подготовки:

-    Берков В. Гармония. М., 1970;

-    Бершадская Т. Лекции по гармонии. 3-е изд. СПб., 2003;

-    Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М., 1981;

-    Мясоедов А. Учебник гармонии.3-е изд. М, 2010;

-    Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. 9-е изд. М.: Музыка, 1984;

-    Мюллер Т. Гармония. М., 1976;

-    Холопов Ю. Гармония: теоретический курс: учебник. СПб.: Изд-во «Лань», 2003;

-    Способин И. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. 

Требования к ответу:

-    наличие определений;

-    четкость и ясность в изложении материала;

-    полнота раскрытия темы;

-    показ инструктивных примеров;

-    показ примеров из музыкальной практики, называемых устно, а также исполняемых на фортепиано наизусть; 

  • устный гармонический анализ небольшого музыкального произведения или фрагмента крупного сочинения.

Примерный уровень сложности: Шопен Ф. Прелюдия E-dur (ор. 28 № 9); Римский-Корсаков Н. «Царская невеста», Ария Любаши из II действия («Господь тебя осудит…»); Шуберт Ф. Соната H-dur, I часть, экспозиция.

Требования к ответу:

-    точное функциональное определение всех аккордов;

-    выявление гармонических особенностей экспозиционного изложения, кадансирования, средств развития и т.п.;

-    акцентирование стилевой специфики;

-    в вокальном сочинении – выявление связи гармонии и текста; 

  • устный анализ структуры (формы) и композиционных особенностей музыкального произведения.

Примерный уровень сложности: Шопен Ф. Ноктюрн ор. 55 № 1; Чайковский П. Романс «Мы сидели с тобой»; Бетховен Л. Соната № 5 (ор. 10 № 1), II часть.

Требования к ответу:

-    определить форму сочинения;

-    указать ее разделы;

-    отметить их особенности (структуру, тональность и т.д.). 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Проводится в специально отведенный день в устной форме.

Поступающий должен знать основные этапы и наиболее значительные явления отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Билет содержит два вопроса по указанным выше разделам. В первом вопросе поступающий раскрывает характеристику жизни и творчества композитора. Второй вопрос предусматривает анализ-характеристику конкретного произведения. 

Список музыкальных произведений по испытанию «Музыкальная литература»: 

ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА 

БАХ И.С.

Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (3-4 по выбору)

Органная токката и фуга ре минор

Месса си минор (отдельные части)

ГЕНДЕЛЬ Г.Ф.

Оратория «Самсон»

ГЛЮК К.В.

Опера «Орфей»

ГАЙДН Й.

Симфонии №№ 45 «Прощальная» fis-moll, 103 «С тремоло литавр» Es-dur, 104 D-dur

Сонаты для фортепиано (2-3 на выбор)

МОЦАРТ В.А.

Оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан»

Симфонии №№ 40 g-moll, 41 C-dur

Соната для фортепиано № 11 A-dur, Фантазия и соната для фортепиано c-moll

Реквием

БЕТХОВЕН Л.

Симфонии №№ 3 Es-dur, 5 c-moll, 6 F-dur, 9 d-moll

Сонаты для фортепиано №№ 1 f-moll, 5 c-moll, 8 c-moll, 14 cis-moll, 17 dmoll, 21 C-dur,

23 f-moll

Увертюра «Эгмонт»

ШУБЕРТ Ф.

Симфония h-moll («Неоконченная»)

Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»

Песни: «Лесной царь», «Двойник», «Форель»

ВЕБЕР К.М.

Опера «Вольный стрелок»

МЕНДЕЛЬСОН Ф.

Музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»

Концерт для скрипки с оркестром

«Песни без слов» (избранные)

РОССИНИ Д.

Опера «Севильский цирюльник»

ШУМАН Р.

Фортепианный цикл «Карнавал»

Вокальный цикл «Любовь поэта»

БЕРЛИОЗ Г.

Фантастическая симфония

ШОПЕН Ф.

Мазурки (3-4 по выбору)

Ноктюрны

Этюды (2-3 по выбору)

Полонез (любой)

Баллада № 1

Соната № 2 b-moll

ВАГНЕР Р.

Опера «Лоэнгрин»

Увертюра к опере «Тангейзер»

Оркестровые отрывки из тетралогии «Кольцо нибелунга»: «Полет Валькирий», «Траурный марш»

ЛИСТ Ф.

Симфоническая поэма «Прелюды»

Рапсодии (1-2 по выбору)

«Годы странствий» (2-3 пьесы по выбору)

БРАМС И.

Симфония № 4 e-moll

Интермеццо op. 117

БИЗЕ Ж.

Опера «Кармен»

Музыка к драме А.Доде «Арлезианка»

ВЕРДИ Д.

Оперы: «Риголетто», «Травиата», «Аида»

ДВОРЖАК А.

Симфония «Из Нового света»

Славянские танцы (на выбор)

ГРИГ Э.

Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

ДЕБЮССИ К.

Прелюдии для фортепиано (2-3 на выбор)

СИБЕЛИУС Я.

Концерт для скрипки с оркестром 

 

РУССКАЯ МУЗЫКА

АЛЯБЬЕВ А.

Романсы и песни (3-4 на выбор: «Иртыш», «Зимняя дорога»…)

ВАРЛАМОВ А.

Романсы и песни (3-4 на выбор: «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий»..)

ГУРИЛЕВ А.

Романсы и песни (3-4 на выбор: «Матушка-голубушка», «Домик-крошечка», «Разлука»…)

ГЛИНКА М.

Оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила»

Камаринская

Вальс-фантазия

Арагонская хота

Романсы и песни (3-4 на выбор)

ДАРГОМЫЖСКИЙ А.

Опера «Русалка»

Романсы и песни (3-4 на выбор)

БАЛАКИРЕВ М.

Увертюра на темы трех русских народных песен

Восточная фантазия для фортепиано «Исламей»

Симфоническая поэма «Тамара»

Романсы и песни

МУСОРГСКИЙ М.

Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина»

Фортепианный цикл «Картинки с выставки»

Вокальный цикл «Песни и пляски смерти»

БОРОДИН А.

Опера «Князь Игорь»

Симфония № 2 h-moll

ЧАЙКОВСКИЙ П.

Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»

Симфонии №№ 1 g-moll, 4 f-moll, 6 h-moll

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Романсы (5-6 по выбору)

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Н.

Оперы: «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок», Симфоническая сюита «Шехеразада»

Романсы (2-3 на выбор)

ЛЯДОВ А.

Сказочная картинка «Волшебное озеро»

Народное сказание «Кикимора»

ГЛАЗУНОВ А.

Балет «Раймонда»

Концерт для скрипки с оркестром

ТАНЕЕВ С.

Симфония c-moll

Кантата «Иоанн Дамаскин»

РАХМАНИНОВ С.

Опера «Алеко». Прелюдии op. 23, 32 (5-6 на выбор)

Этюды-картины op. 33, 39 (по выбору)

Концерты для фортепиано с оркестром №№ 2 c-moll или 3 d-moll

Романсы (5-6 по выбору)

СКРЯБИН А.

«Поэма экстаза» или Симфония № 3 «Божественная поэма»

Прелюдии op. 11 (по выбору)

Этюды op. 8 (по выбору)

Соната № 4 fis-moll, op. 30

СТРАВИНСКИЙ И.

Балет «Петрушка»

МЯСКОВСКИЙ Н.

Симфонии №№ 21 fis-moll, 27 c-moll

ПРОКОФЬЕВ С.

Балет «Ромео и Джульетта»

Кантата «Александр Невский»

Симфонии №№ 1 D-dur, 7 cis-moll

ШОСТАКОВИЧ Д.

Симфонии №№ 7 C-dur, 11 g-moll

Фортепианный квинтет

ХАЧАТУРЯН А.

Концерт для скрипки с оркестром

СВИРИДОВ Г.

Поэма памяти Сергея Есенина 

РУССКИЙ ЯЗЫК 

Проводится в специально отведенный день.

Включает в себя:

  • тестирование – базовый уровень A2;
  • краткий рассказ поступающего о выборе профессии;
  • собеседование на повседневные темы. 

Тренировочный тест по русскому языку (A2)

Книги для подготовки к экзамену по русскому языку