Музыковедение
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 53.04.06 МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ПРОФИЛЬ «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ»
СОБЕСЕДОВАНИЕ
Проводится в один день и включает:
- представление собственного научного исследования (реферат). Реферат представляет собой разработку научного исследования в области истории и теории музыкального искусства с обоснованием темы исследования. Реферат должен обладать актуальностью, содержать элементы научной новизны, обзор литературы.
Объем реферата – не менее 1 печатного листа;
- устный экзамен по билетам, включающим вопросы по теории и истории музыки;
- собеседование (коллоквиум) – выявляет общекультурный и профессиональный уровень поступающего, его знания и эрудицию в области современных проблем музыкального образования и науки, готовность к научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующей углубленной профессиональной подготовки в области музыкального образования, владение современными информационными технологиями.
Вопросы к устному экзамену:
Экзаменационный билет включает два вопроса из курсов теории и истории музыки.
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
1. Ладовая альтерация: природа и суть явления. «Именные» альтерированные созвучия. Дезальтерация. Постальтерация.
2. Модуляция: суть явления. Определение и классификация. Характеристика типов. Проблема тонального родства.
3. Натурально-ладовая гармония, искусственные лады: теория и практика.
4. Фригийский оборот: природа, семантика, разновидности, практика.
5. Характеристические черты сонатной формы в музыке композиторов-романтиков.
6. Исторические типы рондо.
7. Особенности формообразования в вокальной музыке.
8. Многотемная фуга: виды композиций, особенности их строения.
9. Канон: история, теория, практика.
10. Полифонические формы в музыке XX века.
ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
1. Почему И.С. Бах не писал опер.
2. Г.Ф. Гендель в контексте английской культуры.
3. Дж. Мейербер – создатель жанра большой парижской оперы.
4. Проблема национального в творчестве М.И. Глинки.
5. Рецепции Р. Вагнера в русской музыке серебряного века.
6. А.К. Глазунов как симфонист.
7. И.Ф. Стравинский и музыкальный неоклассицизм.
8. Советская симфония 1930-1950х годов в диалоге с эпохой.
9. Балеты Р.К. Щедрина: морфология жанра и стиля.
10. Академическая музыка в современном кинематографе.