Максимова
Антонина Сергеевна

Доцент

Музыковед, педагог

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения (2016)
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 12 лет (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 6 лет (по сост. на 01.09.2020)

E-mail: 

Образование

Петрозаводское музыкальное училище имени К.Э. Раутио (2001–2005).

Петрозаводская государственная консерватории имени А. К. Глазунова (2005‒2010).

Аспирантура Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова (2010‒2015).

Защита кандидатской диссертации на тему «Творчество Владимира Дукельского ‒ Вернона Дюка в контексте музыкальной культуры США первой половины ХХ века», специальность 17.00.02 Музыкальное искусство (Российская академия музыки имени Гнесиных, 2016).

Повышение квалификации

Стажировка 

  • Стажировка по гранту программы Фулбрайта для исследователей и аспирантов (Visiting StudentResearcher). Калифорнийский университет, Беркли, США (2013–2014).

Программы повышения квалификации

  • Повышение квалификации по образовательной программе «Языки и технологии, тактики и стратегии современного искусства». Петрозаводский государственный университет (2010).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Технология подготовки диссертации, порядок ее предварительной экспертизы, представления и защиты в диссертационном совете». Институт развития дополнительного профессионального образования, Москва (2011).
  • Повышение квалификации по программе Финляндско-Российского проекта по обучению представителей финно-угорских организаций (проектная деятельность в сфере культуры). Петрозаводск, Кондопога, Тампере, Хельсинки (2011).
  • Повышение квалификации по программе авторского курса Е.Д. Кривицкой «Старинные инструменты в музыкальной практике», «Сюита, соната концерт ‒ истоки жанров», «Опера XVII‒XVIII вв.: проблемы актуальной интерпретации». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2012).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (ноябрь 2015).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Менеджмент образования». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2016). 
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные вопросы управления организацией / подразделением дополнительного профессионального образования». Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого (октябрь 2018)
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Интерпретация смысла музыкального произведения в культурно-историческом контексте его времени». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (октябрь-ноябрь 2018).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современная электронная информационно-образовательная среда вуза». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (октябрь 2020).

Педагогическая деятельность

С 2014 года преподает на кафедре истории музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, с 2018 года ‒ доцент кафедры. 

Ведет дисциплины «История зарубежной музыки», «История музыки второй половины XX ‒ начала XXI века», «Основы научных исследований» у всех исполнительских специальностей и направлений подготовки бакалавров и специалистов; профильные дисциплины у музыковедов и студентов, обучающихся по направлению «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»: «Введение в специальность» у музыковедов (53.03.06, 53.05.05), «Основы исследований в социально-культурной сфере» (53.03.06, 53.05.05), «Организация творческих проектов в области музыкального искусства» (53.05.05); «История эстрадной и джазовой музыки» у студентов направления 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», «Методология научного исследования» у магистрантов, «Методология современного искусствознания» у аспирантов и ассистентов-стажеров; руководит научно-исследовательской работой студентов (53.03.06, 53.05.05), магистрантов (53.04.01, 53.04.04) и в рамках дисциплины «Актуальные вопросы музыкальной педагогики и исполнительства» в ассистентуре-стажировке (53.09.01).

Ученики

Выпускные квалификационные работы 

Дипломные работы:

Специалитет, бакалавриат, магистратура

  • Козак М. В. Авенир Монфред (1903–1974). Вехи жизни и творчества (2018).

Дипломные рефераты:

Бакалавриат, специалитет, магистратура, ассистентура-стажировка

  • Люй Цзиньсинь Роль партии фортепиано в романсе П.И. Чайковского «Отчего?» (2018).
  • Фань И Партия альта в квартете Гайдна op. 64 № 5 («Жаворонок») в исполнении Марты Стронгин Кац и Петера Шидлофа (2018).
  • Красикова Н.В. Вокальный театр в «Requiem, или Детские игры» Александра Маноцкова (2019).
  • Горбатюк С.Ю. Концерт № 2 для трубы с оркестром Андре Жоливе в контексте музыкально-эстетических взглядов композитора (2020).
  • Савин В.А. «Поэма» для струнного квартета Осипа Штримера: из истории русского музыкального зарубежья» (2020).
  • Штоббе Я.И. Новая эстетика звука домры Григория Зайцева (на примере цикла «В проекции») (2020).

Лауреаты и дипломанты конкурсов

  • Н. Красикова – лауреат Открытого конкурса научных работ студентов и аспирантов музыкальных вузов «Musica Polonica в русской культуре» (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова, при поддержке Польского института в Санкт-Петербурге, 3 место, 2015).
  • М. Козак – лауреат Международного открытого конкурса научных студенческих работ «Музыкальная наука – будущее России», посвященного 50-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова (Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 1 место, 2017).
  • А. Титова – дипломант Международного открытого конкурса научных студенческих работ «Музыкальная наука – будущее России», посвященного 50-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова (Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 2017).
  • А. Агабаева – лауреат ХVIII Международного конкурса научных работ PTScience (Москва, Всероссийское общество научных разработок «ОНР ПТСАЙНС», 1 место в номинации «Научные статьи по искусствоведению», 2020).
  • В. Бойкова – лауреат VII Всероссийского конкурса студенческих рецензий на актуальные музыкальные события современности «МКМ–XXI» (Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 2 место, 2020).

Научные труды. Издания. Публикации

Книги. Учебные и методические пособия

  • Владимир Дукельский (Вернон Дюк): Два лика – одна судьба. Санкт-Петербург; Петрозаводск: Крига – Победа; Изд. ПетрГУ, 2016. 340 с. 
  • Англоязычная литература по музыкальной культуре США: учебное пособие для студентов музыкальных вузов. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 2015. 38 с.
  • Лютеранский хорал в Финляндии: Учебное пособие. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. 90 с. (в соавторстве с В.И. Ниловой).
  • Композиторы Исландии: учебное электронное пособие для обучающихся в музыкальных вузах. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2018. (в соавторстве с В.И. Ниловой).
  • История музыки XX века. Русское музыкальное зарубежье в Европе и США: учебное электронное пособие для обучающихся в музыкальных вузах. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2020.

Публикации в научных изданиях

  • В.А. Моцарт. Соната F-dur для фортепиано в 4 руки (KV 497) // IV Студенческий фестиваль фортепианных ансамблей: Альманах. Вып. 4 / автор идеи и сост. С.В. Синцова; редкол. С.В. Синцова, Л.А. Купец. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 2006. С. 10.
  • Архив Государственного национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» и первоочередные задачи по формированию коллекции нотных рукописей // Роль архивов в воспитании патриотизма: мат-лы научно-практич. конференции, г. Петрозаводск, 27–28 марта 2008 г. / отв. ред. И.А. Путешова. Петрозаводск: Национальный архив Республики Карелия, 2008. С. 201–204.
  • Раннехристианские гимны в современном собрании лютеранских песнопений Финляндии // Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве: Мат-лы Международной научной интернет-конференции, Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, ноябрь – декабрь 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rostcons.ru
  • Владимир Дукельский. Жизнь и судьба // Ломоносов – 2009: Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. [Электронный ресурс]. М.: МАКС Пресс, 2009. 
  • Латинское монофоническое пение в Финляндии в средние века и в первые десятилетия периода Реформации (возникновение, распространение, ассимиляция) // Opus studiosus IV: Сб. статей лауреатов и дипломантов конкурсов студенческих научных работ. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 2009. С. 53–74.
  • Роль лютеранского хорала в формировании финской нации // XXV Международная научная конференция студентов финно-угроведов IFUSCO. 14–16 мая 2009 года, г. Петрозаводск, Республика Карелия: материалы конференции. Петрозаводск, 2009. С. 203–204.
  • Судьба странника (основные этапы творческой биографии Владимира Дукельского) // Искусство глазами молодых: материалы I Международной (V Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 23–24 апреля 2009 г. Красноярск, 2009. С. 240–243.
  • Владимир Дукельский и Вернон Дюк: два лика, одна судьба // Музыка и время. 2010. № 2. С. 23–27.
  • Владимир Дукельский и Вернон Дюк: два лика, одна судьба // Opus studiosus V: Сб. статей лауреатов, дипломантов и номинантов конкурсов студенческих научных работ. Петрозаводск, 2010. С. 5–23.
  • Наследие Карла и Эрика Раутио в рукописном нотном фонде Государственного национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» // Российские финны: вчера, сегодня, завтра / науч. ред. Е.И. Клементьев. Петрозаводск, 2010. С. 107–111. 
  • Галереи смыслов в кантате «Эпитафия» Владимира Дукельского // Дягилев. P.S. Международный фестиваль искусств 23–28 октября 2011. Санкт-Петербург, 2011. С. 25.
  • Григорианский хорал и финские лютеранские гимны: точки пересечения // Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках: сб.ст. / ред.-сост. В.Валькова, Е.Ключникова. Москва: Композитор, 2011. С. 275–283.
  • Дукельский и Баланчин: грани творческого сотрудничества // Opera musicologica. 2011. № 2 [8]. С. 92–106.
  • «Зефир и Флора»: европейский дебют Владимира Дукельского в Сезонах «Русских балетов С. Дягилева»// Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2 (9). С. 64–69.
  • Музыкально-эстетические взгляды Владимира Дукельского // Музыка в современном мире: Сб. статей по материалам Международной студенческой научной конференции 22–23 апреля 2010 / РАМ им. Гнесиных. Москва, 2011. С. 43–53.
  • О «Сюрреалистической сюите» Владимира Дукельского // Музыка на постсоветском пространстве: Материалы Международной интернет-конференции, РАМ им. Гнесиных. 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gnesinstudy.ru/page/doklad_maximova.
  • Становление профессиональных композиторских школ в Восточной Европе (Польша, Чехия, Венгрия) // Музыка Восточной Европы, 1810–2010: история, теория, практика / ред.-сост. Н.П. Хилько, Е.Г. Окунева. Петрозаводск, 2011. С. 5–11.
  • Проекции сюрреализма в творчестве Владимира Дукельского // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2013. № 3 (7). С. 60–73. 
  • Лондонские приключения и контакты Владимира Дукельского // Международная конференция «Музыковедческий форум ‒ 2014» / Российская академия музыки им. Гнесиных, Гос. ин-т искусствознания. (Москва), (2014). URL: http://www.gnesin-acade-my.ru/sites/default/files/musicologicalforum/Maksimova-2014.pdf
  • Из истории русского музыкального зарубежья. Casus Дукельский // Таврические студии. Серия: Искусствоведение. 2015. № 7. С. 55–60.
  • Лондонские приключения и контакты Владимира Дукельского // Ученые записки Российской Академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 3. С. 23–32.
  • Сергей Дягилев в творческих рецепциях и музыкальных посвящениях Владимира Дукельского // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015. № 5 (40). С. 53–61.
  • Творчество Владимира Дукельского ‒ Вернона Дюка в контексте музыкальной культуры США первой половины XX века: автореф. дис. … канд. иск.: 17.00.02. Петрозаводск, 2015. 25 с.
  • Формирование второго центра Западной музыки в США // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 4. С. 132–137.
  • И. Парфенова, И. Пешкова. «Дягилев и музыка. Словарь» [рец. на книгу] // Opera musicologica. 2017. № 3 (33). С. 88–92.
  • Методические подходы в преподавании музыкально-исторических дисциплин студентам из Китая // Современные технологии в обучении иностранных студентов. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2017. С. 194–201.
  • «Ромео и Джульетта» в версиях Сергея Прокофьева и Вернона Дюка: трансатлантический диалог // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. № 1 (46). С. 26–32.
  • «BACH TO THE FUTURE»: в поисках автора // «Свое» и «чужое» в культуре = «Our» and «Alien» in Culture: Материалы XI Международной научной конференции (г. Петрозаводск, 22‒24 июня 2017 года) / отв. ред. Н.Г. Урванцева. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2017. С. 242–244.
  • Неосуществленный сценарий музыкальной жизни США периода президентства Ф. Д. Рузвельта // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 2. С. 40–47.
  • Палимпсест в концерте «Bach to the Future» Пера Нёргора // Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова: школы, исследования, персоны: сб. науч. статей. Петрозаводск: VERSO, 2018. C. 168–175.
  • «Может ли леопард сбросить пятнышки?»: судьбы композиторов США в письмах Николая Слонимского к Владимиру Дукельскому // Музыкальная академия. 2019. № 4. С. 170–189.
  • Неодиатонизм в понятийной системе В. Дукельского и Н. Слонимского // Термины, понятия и категории в музыковедении: IV Международный конгресс Общества теории музыки (Казань, 2-5 октября 2019 г.): тезисы докладов / редакторы: Е. В. Порфирьева, В. В. Сепешвари; Казанская государственная консерватория; Московская государственная консерватория. Казань, 2019. С. 29.
  • «Барышня-крестьянка» vs “Mistress into Maid”: два либретто оперы Владимира Дукельского // Опера в музыкальном театре: история и современность. Тезисы Международной научной конференции, 11‒15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Пилипенко, под ред. И. П. Сусидко. Москва: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 110–111.
  • «Барышня-крестьянка» vs “Mistress into Maid”: два либретто оперы Владимира Дукельского // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Четвертой Международной научной конференции, 11‒15 ноября 2019 г. Том 2. / ред. сост. И.П. Сусидко; Рос. акад. музыки. Москва: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 35–45.
  • «Город этот мне порядком надоел»: обратная сторона лондонских успехов Владимира Дукельского // Музыкальный журнал Европейского севера. 2020. № 1. С. 11–19.
  • Лондонские постановки Владимира Дукельского второй половины 1920-х годов: от балета a la Russe ‒ к английскому триллеру // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 3. С. 86–95.

Участие в конференциях

  • Международная научно-практическая конференции, посвященная 125-летию со дня рождения С. Прокофьева и 110-летию со дня рождения Д..Шостаковича. Академия русского балета им. Вагановой, Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 18‒20 апреля 2016.
  • Международная научно-практическая конференция «II Международные Вагановские чтения». Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 20–21 июня 2016. 
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Современные образовательные технологии в обучении иностранных студентов». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 8–9 декабря 2016.
  • Международная научная конференция «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России». Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 22 марта 2017.
  • XI Международная научная конференция «“Свое” и “чужое” в культуре». Петрозаводский государственный университет, Институт истории, политических и социальных наук, 22–24 июня 2017.
  • Третий конгресс Общества теории музыки «Революции в истории музыкальной культуры» (к столетию революции 1917 года). Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 25‒29 сентября 2017.
  • Всероссийская научная интернет-конференция с международным участием «Фольклор и фольклоризм в музыкальной культуре финно-угорских и соседних народов». Петрозаводская государственная консерватория, сентябрь — ноябрь 2017.
  • Международная конференция «Традиционная музыкальная культура и композиторское творчество финно-угорского мира. К 50-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 3 ноября 2017.
  • Международная научная конференция «Музыковедческий форум – 2018». Российская академия музыки имени Гнесиных, Государственный институт искусствознания, 15‒17 октября 2018.
  • Международная научная конференция «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи – стили – жанры». Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 4–5 марта 2019.
  • Четвертый международный конгресс Общества теории музыки «Термины, понятия и категории в музыковедении». Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, 2‒5 октября 2019.
  • Четвертая Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность. РАМ имени Гнесиных», 11‒15 ноября 2019.
  • Международная научная конференция «Британско-русские перекрестки: музыкальный и литературный обмен». Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова, 15 февраля 2020.
  • Международная научная конференция «Музыковедческий форум ‒ 2020». Российская академия музыки имени Гнесиных, Государственный институт искусствознания, 19–21 октября 2020. 

Работа в составе жюри

  • III Международный/Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских работ студентов «Музыкальная наука – будущее России» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, январь-май 2016, член жюри).
  • Всероссийская олимпиада по музыкальной литературе для студентов, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального образования по УГС 53.00.00 «Музыкальное искусство» в организациях среднего профессионального образования и обучающихся 5–8 классов детских музыкальных школ и школ искусств (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2018–2020, член жюри).
  • Всероссийский конкурс студенческих рецензий на актуальные музыкальные события современности «МКМ–XXI» («МузыкаКиноМнения–XXI») (Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 2018–2020, член жюри).
  • Всероссийский открытый творческий интернет-конкурс с международным участием, посвященный 155-летию со дня рождения А. К. Глазунова (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1 сентября ‒ 1 октября 2020, член жюри).
  • III Всероссийский конкурс студенческих презентаций «Музыкальная наука # Presentation.PRO» (Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 2 ноября – 15 декабря 2020, член жюри).

Благодарственные письма, награды

  • Грамота за лучший доклад на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (2009).
  • Диплом лауреата Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства. Российская академия музыки имени Гнесиных (2009).
  • Грамота Российской академии музыки имени Гнесиных за успехи в научно-исследовательской деятельности (2010).
  • Почетная грамота Государственного комитета Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями за вклад в сохранение и развитие национальной культуры (2011).
  • Благодарственное письмо Наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Викария Санкт-Петербургской епархии, Епископа Выборгского (2011).
  • Диплом Главы Петрозаводского городского округа за активную общественную работу и большой вклад в реализацию молодежной политики города (2013).
  • Диплом V Международного открытого конкурса научно-исследовательских работ студентов «Музыкальная наука — будущее России», посвященного 50-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова (2017).
  • Специальные дипломы за педагогическое мастерство (2017, 2018).
  • Благодарственное письмо директора Петрозаводского музыкального колледжа имени К.Э. Раутио за проведение лекций в рамках программы переподготовки по специальности «Теория музыки» (2018).
  • Благодарственное письмо Посла доброй воли ЮНЕСКО, председателя Института джаза Херби Хэнкока (2019).
  • Благодарственные письма Института международного образования, директора программы Фулбрайта в России (2019, 2020).
  • Благодарственное письмо за профессиональную научную подготовку участника XVIII Международного конкурса научных работ от Всероссийского Общества научно-исследовательских разработок ОНР ПТСайнс. Москва (2020).