Никифорова
Ольга Вячеславовна

Старший преподаватель

Музыковед, педагог

Должность: старший преподаватель
Ученая степень: нет
Ученое звание: нет
Общий стаж работы: 11 лет (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 7 лет (по сост. на 01.09.2020)

E-mail: olga.nikiforova@glazunovcons.ru

Образование 

Вологодский областной музыкальный колледж (2003‒2007).

Петрозаводская государственная консерватории имени А. К. Глазунова (2007‒2012).

Повышение квалификации 

  • Курс лекций по программе Всероссийского образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме». Владимирская область, форум Федерального агентства по делам молодежи (2015, 2016, 2018).
  • Федеральная смена «Композиторы и музыканты» на Всероссийском молодежном форуме «Таврида на Бакальской косе». Крым, форум Федерального агентства по делам молодежи (2015, 2019).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Менеджмент образования». Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова (март, 2016).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «История и теория музыкальных жанров и форм». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (октябрь-декабрь, 2017).
  • Межрегиональный молодежный образовательный форум Северо-Западного федерального округа «Ладога». Ленинградская область, форум Комитета по молодежной политике Ленинградской области (2017, 2019).
  • Педагогический семинар от специалистов Игротехнической мастерской проф. А.П. Панфиловой. Санкт-Петербург, АСИ «Точка кипения» (2018).
  • Участие в фестивале-лаборатории «Gnesin Contemporary Music Week». РАМ им. Гнесиных (2019).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (март, 2020).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Аналитические подходы в современном музыкознании», Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (октябрь, 2020).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современная электронная информационно-образовательная среда вуза», Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (октябрь, 2020).

Педагогическая деятельность

С 2012 года преподает на кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, с 2019 года – старший преподаватель. Ведет дисциплины «Гармония» (53.03.01, 53.03.02, 53.03.03, 53.05.04, 53.03.05, 53.03.06, 53.05.01, 53.05.02, 53.05.05, 53.05.06), Сольфеджио (53.03.01, 53.03.02, 53.03.03, 53.05.04, 53.03.05, 53.03.06, 53.05.01, 53.05.02), «Теория музыки» (52.05.01, 53.03.03, 53.05.04), «Музыкально-компьютерный практикум» (все специальности), «Методика преподавания гармонии» (53.05.05, 53.04.06, 53.05.06), «Музыкальное исполнительство и педагогика» (53.05.01, 53.03.03, 53.05.02). 

Ученики 

Дипломные рефераты

Бакалавриат, Специалитет 

  • Вылка Ш. Роль сочинений для домры в произведениях композиторов Карелии (2019).
  • Окушко ОСтилевые и исполнительские особенности Concerto grosso № 1 А. Г. Шнитке (2020).
  • Горбунова НДуховная тема в творчестве Джона Раттера на примере кантаты «Gloria» (2020).
  • Тараненко ТТрактовка поэзии Анны Ахматовой в творчестве Слонимского на примере цикла «Шесть романсов на слова Анны Ахматовой» (2020).
  • Попов Д. Адаптивная музыка в видеоиграх: история и практика (2020).

Лауреаты и дипломанты конкурсов 

  • А. Копылова – лауреат Всероссийского конкурса-олимпиады «Фридерик Шопен в истории музыкальной культуры». Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова (2 место).
  • М. Бобин – лауреат Всероссийского конкурса-олимпиады «Фридерик Шопен в истории музыкальной культуры». Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова (3 место).
  • Д. Авдонин – лауреат Всероссийской просветительской акции «Глазуновский диктант». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (1 место).
  • И. Михальченко – лауреат Всероссийской просветительской акции «Глазуновский диктант». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (3 место).

Методическая работа

  • чтение лекций на курсах повышения квалификации по образовательной программе «Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ» (Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 2018).

Работа в составе жюри

  • Научная конференция аспирантов и студентов «Музыковедческие чтения» (2018, Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, член жюри). 
  • Международный конкурс органных дуэтов Organo Duo (2019, г. Кондопога, член жюри).
  • Форум молодых деятелей культуры и искусств «Таврида 5.0» (член жюри по отбору участников официальных делегаций от Республики Карелия, апрель-май 2019). 

Публикации в научных изданиях 

  • Взаимодействие слова и музыки в цикле Д. Смирнова «Грёзы скитаний» // Текст художественный: грани интерпретации: сб. науч. ст. по материалам международной конференции. Петрозаводск: Verso, 2013. С. 311–316.
  • Семантические миры Ульяма Блейка в вокальной музыке Дмитрия Смирнова // Британия и британцы в художественной культуре: к 100-летию Бенджамина Бриттена. СПб., 2013. С. 28–29.
  • Символика прощания в цикле Д. Смирнова «Среди звёзд» // Сборник статей и материалов Восьмого международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения». СПб., 2014. С. 30–34.
  • Композиционные особенности вокальных циклов Дмитрия Смирнова на слова Уильяма Блейка // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2015. № 2. С. 1–21.
  • Голос поэта в вокальном цикле Д. Смирнова «Китайское путешествие»: в поисках нового синтеза // Экспериментальные формы современного музыкального искусства. Ростов-на-Дону, 2015. С. 119–129.
  • Вокальные циклы Д.Смирнова на стихи японских поэтов // «Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур»: материалы III международного научного этномузыкологического конгресса в рамках V международного этнофестиваля-конкурса «Голоса Золотой степи». Астрахань, 2015. С. 104–105. 
  • В 4 руки // Орган. 2015. №3‒4 [27‒28]. С. 6.
  • Моделирование жанра хайку в вокальном цикле Д. Смирнова «Глупая луна» // В пространстве смыслов: текст и инертекст: сб. статей. Петрозаводск: Verso, 2016. С. 168–176.
  • Особенности оценки студентов по предмету «Гармония» направления подготовки 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» (профиль «Концертные ударные и духовые инструменты», квалификация «специалист») // Современные технологии в образовании на примере творческого вуза: сб. статей. Петрозаводск: VP Print, 2016. C. 382–387.
  • Интерпретация иноязычных текстов в вокальных циклах Д. Смирнова // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 3. С. 16–25. 
  • Приоритеты поколения Y: идеальная работа глазами студентов консерватории // Образование в сфере искусства. 2019. № 1 (13). С. 29–45.
  • Эдуард Патлаенко: я написал все, что должен был // Интернет-журнал Лицей [Электронный ресурс]. 13 марта 2019. URL: https//gazeta-licey.ru/culture/76213-eduard-patlaenko-ya-napisal-vsyo-chto-obyazan-byil (дата обращения: 01.12.2020). 
  • О постановке оперы «Победа над солнцем» Г. Фиртича в Петрозаводской консерватории (2010) // PIANO DUO XV-XVI: сборник научных статей. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2020. С. 179–189.

Участие в конференциях 

  • Смотр сочинений членов Молодежного отделения СК РФ. Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова (2015). Доклад: Кантата «Скоморохи» Кирилла Гуреева.
  • Международная конференция «Традиции и современность» в рамках международного фестиваля «Piano duo XIII». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова (2015). Доклад: Переложение для двух фортепиано «Рапсодии на темы песен Карелии» Татьяны Кончаковой.
  • Международная научная конференция «Музыковедение на нынешнем этапе». Ереванская государственная консерватория им. С. Комитаса, Армения (2016). Доклад: Особенности использования серийной техники в иноязычных вокальных циклах Д. Смирнова.
  • Международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура XVII–XVIII веков и современность». Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова (2017). Доклад: Звучание елизаветинской эпохи в вокальном цикле «Ariel’s Songs» Д. Смирнова.
  • XXVII Международная научная конференция «Шекспировские чтения». Государственный институт искусствознания (2018). Доклад: Черты постмодернизма в «Ariel songs» Д. Смирнова.
  • Межвузовский научно-практический семинар «Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного» (2018). Доклад: Освоение специальной терминологии на занятиях со студентами из КНР.
  • Международная научно-практическая конференция «Фортепианный дуэт в становлении и развитии музыканта». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова (2018). Доклад: Из истории фестиваля PIANO DUO: «Победа над солнцем» Г. Фиртича.
  • I Международная творческая лаборатория «Музыкальная МеТЛа». Петрозаводск, Центр культурных инициатив (2019). Доклад: Музыка для детей в творчестве А. Сало.
  • Международная научная конференция «Музыка Британии и России: Параллели и перекрёстки». Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (2019). Доклад: Английская поэзия в камерно-вокальных циклах Д. Смирнова.
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы теории и практики современного профессионального образования в сфере культуры». Вологодский областной музыкальный колледж, г. Вологда (28‒29 марта 2019). Доклад: Приоритеты поколения Y: идеальная работа глазами молодых специалистов-музыкантов.
  • Международная конференция «Современные образовательные траектории» в рамках Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2020». Московский государственный университет (2020). Доклад: Приоритеты поколения Y: идеальная работа глазами студентов консерватории.
  • Научно-методические чтения «Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в условиях дистанционного обучения: проблемы и решения». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова (2020). Доклад: Контрольный урок в Moodle: в поиске адекватной системы оценивания.
  • Международная научная конференция «Текст художественный: смысл и структура», посвященная 100-летию со дня рождения Ю. Г. Кона. Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (март 2020). Доклад: Интерпретация поэзии Уильяма Блейка в камерно-вокальных произведениях Б. Бриттена и Д. Смирнова.