Анна Кривцова
Чтоб неизвестное стало известным, знакомым и любимым
Вот уже несколько лет подряд в Большом зале Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова для всех желающих проводятся концерты из цикла «Неизвестная музыка», посвящённые творчеству композиторов разных стран. Недавний мартовский концерт, познакомивший слушателей с музыкой композиторов Великобритании и Ирландии, стал для проекта пятым – юбилейным.
Напомню, что идея создания некоего научно-творческого проекта, способного заинтересовать не только рядовых слушателей, но и профессиональных музыкантов, принадлежит профессору кафедры истории музыки Любови Абрамовне Купец. Затем эта идея вылилась в совместный проект с кафедрой общего курса фортепиано (в настоящее время заведующая кафедрой – Людмила Марковна Пищик). Таким образом, 5 лет назад (2010 г.) студенты консерватории стали участниками первого концерта из цикла «Неизвестная музыка».
При выборе тематики концертов в большинстве случаев предпочтение отдавалось не привычной нам европейской музыке, а искусству с других континентов: музыка Венесуэлы, Австралии, Канады. Однако и в Европе до сих пор остались страны, с музыкальной культурой которых мы близко не знакомы. Например, темой одного из предыдущих концертов была выбрана музыка Королевства Нидерландов (страны тюльпанов и ветряных мельниц). Аналогичная ситуация обстоит и с историческими провинциями Соединённого Королевства Великобритания (Англией, Северной Ирландией, Шотландией и Уэльсом), и с ныне самостоятельной Республикой Ирландией, которые известны нам скорее своими литераторами (Джонатан Свифт, Томас Мур, Оскар Уайльд, Джордж Бернард Шоу), чем музыкантами.
Несмотря на то, что сейчас Великобритания и Ирландия имеют статус независимых государств, в силу неизбежного территориального соседства, а также определённых особенностей исторического развития их музыкальная культура всегда была тесно связана. А учитывая тот факт, что Британская Империя имела колонии по всему свету, музыкантам с Британских островов дорога была открыта куда угодно (в Америку, Канаду, Австралию и множество других теперь самостоятельных стран). Потому не удивительно, что концертную программу составляли творения не только музыкальных деятелей Великобритании и Ирландии, но и, например, некоторых американских композиторов ирландского происхождения. Любопытно также, что в этот список попали и женщины-композиторы (Августа Холмс, Августа Браун Гаррет), чей успех на поприще профессионального музыканта (особенно в течение выбранного для программы периода – конца XVIII - начала XX вв.) всегда был почти нереальным.
На концерте было представлено не только вокальное (песни) и инструментальное (фортепианные пьесы, произведения для скрипки, кларнета, гобоя, флейты, трубы) творчество композиторов Великобритании и Ирландии, но, хоть и самую малость, оперное: концерт начался с исполнения увертюры к опере «Богемская девушка» Майкла Балфа по прозвищу «английский Россини» в переложении для фортепиано в четыре руки.
Участниками концерта стали студенты разных курсов, а также магистры. Уточню, что с кафедрой общего фортепиано связаны студенты всех специальностей, кроме пианистов, а значит, большинство из участников концерта выступали в чуждом для себя амплуа: вокалисты, струнники, хоровые дирижёры, музыковеды демонстрировали свои навыки игры на фортепиано. Некоторым их них случилось выйти на сцену не один раз, и при том в разных ипостасях (например, дирижёр хора в роли пианиста и вокалиста). Более того, нет ничего сложнее для исполнения, чем музыка, которую ты никогда не слышал и о которой никто не имеешь ни малейшего понятия. А если принять во внимание то, что творчество большинства из представленных на концерте композиторов полностью предано забвению, сегодняшнее исполнение этих произведений возможно стало первым за последнее столетие, а то и два. Да и российская, точнее – петрозаводская публика, скорее всего, эту музыку слышала впервые.
Наиболее удались и нашли бурный отклик у слушателей студенческие интерпретации сочинений Уильяма Уоллеса − основателя первой австралийской музыкальной школы (концертная пьеса для флейты и фортепиано, песня «Я должен сказать об этом!»), соучредителя первого британского Метнеровского Общества – Дерека Белла («Ноктюрн» для гобоя и фортепиано), Джона Карпентера – ученика знаменитого композитора Эдварда Элгара (песня «Её голос», а также номер из пьесы У. Йетса «Актриса-королева»), талантливого композитора и музыкального критика Артура Гервея («Романс» для скрипки и фортепиано, песня «Силуэты») и ряда других композиторов.
Однако, собираясь на концерт музыки композиторов Великобритании и Ирландии, ожидаешь услышать нечто родственное национальным истокам определённых «исторических провинций» – не это ли всегда выделяло их музыкальную культуру среди прочих? В данном случае нечто национальное ирландское прослушивалось только в «Ноктюрне» для гобоя и фортепиано Д. Белла. Я, конечно же, нисколько не оспариваю художественной ценности исполненных сочинений, они очень красивы и приятны для уха. Но тем не менее, каждое из произведений не выходит за рамки принятого в академической европейской музыке своего века, не более и не менее. И это лишь доказывает, насколько сильным в действительности было влияние в Великобритании и Ирландии музыки континентального Запада, и сколь слабо развито было их собственное национальное «Я» в определенный исторический период.
Отдельное спасибо стоит сказать ведущей концерта – студентке консерватории Валентине Малышевой, которая подготовила интересный текстовый и иллюстративный материал. Поверьте, это стоит немалого труда – все сложности этой работы я испытала на себе в прошлом году при подготовке материала о музыке Канады. Дело осложняет полное отсутствие русскоязычной информации о композиторах и их сочинениях, а порой какой-либо информации вообще.
Вот уже второй раз для проведения концерта использовался мультимедийный проектор. Благодаря возможностям современных технологий, каждый новый звуковой образ подкреплялся визуальным (портреты композиторов и музыкантов, поэтов, изображения титульных листов нотных изданий и другие), что не могло не оказать на слушателей дополнительного впечатления.
В целом концерт удался: всех исполнителей публика провожала громкими аплодисментами, из зрительного зала не раз слышались крики «Браво!». Глядя на участников проекта, мне невольно вспомнился прошлогодний концерт. И даже осознавая все возможные сложности, я вновь захотела стоять на месте ведущей, а также попробовать себя в роли выступающего.
Очень надеюсь, что на этом организаторы проекта «Неизвестная музыка» не остановятся, а может быть даже расширят поле своей деятельности. Например, помимо камерной «неизвестной» музыки интересно было бы услышать и музыку симфоническую или хоровую, что стало бы возможным при участии в проекте симфонического оркестра и хора студентов консерватории. В таком случае, можно будет посвятить каждой новой теме более, чем один концерт в год (нечто подобное было в 2013 г., когда фортепианной, виолончельной и органной музыке композиторов Голландии посвятили три отдельных концерта). Осуществить проект в таких масштабах, конечно, весьма сложно, однако, у такого форта есть де благородные цели. Первая, профессиональная – это обновлению учебного и концертного репертуара студентов консерватории. Вторая, культуртрегерская – в разы расширить представление слушателей о музыкальной культуре разных стран.
Хотелось бы пожелать научно-творческому проекту «Неизвестная музыка» отметить ещё не один юбилей, иметь побольше постоянных участников, побольше преданных слушателей, и, конечно же, интересных и креативных находок, новой «неизвестной» музыки!
Анна Кривцова,
студентка Петрозаводской консерватории
имени А.К. Глазунова
Фото автора
|
|
|
|
|