Роман Федорович Зелинский (25.07.1935 - 04.08.2013) – композитор, музыковед, фольклорист, доктор искусствоведения (2006), профессор (2001), Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1997), член Союза композиторов с 1973 г.
Окончил Львовскую консерваторию по классу С. П. Людкевича (1967) и аспирантуру при Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова (1975). С 1971 г. работал в Уфимском институте искусств. С 1980 г. преподавал в Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова на кафедре теории музыки и композиции, с 1997 – профессор кафедры музыки финно-угорских народов. В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Композиционные закономерности башкирских программных инструментальных кюев», в 2006 г. – докторскую «Башкирская народная инструментальная музыка (проблемы формирования традиционного стиля)».
Основные сочинения
симфонические –– симфонии № 1 (1967); № 2 (1970); № 3 «Симфоническая повесть о Вейнямейнене» (1983); Сюита для струнного оркестра и 4 духовых (1968);
вокально-симфонические –– «Заговор Лоухи», кантата для смешанного хора и симфонического оркестра на сл. карело-финского эпоса «Калевала»(1984, изд. Л., 1988); «Калевала», руническая оратория для чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра на сл. карело-финского эпоса «Калевала» (1990);
для хора –– вариации на тему из «Калевальской песни» З. Кодаи для смешанного хора a capella (1984); «Весна», поэма для смешанного хора a capella на сл. Я. Виртанена (1988); «Заговор Лоухи» из карело-финского эпоса «Калевала» для смешанного хора, ф-но и ударных (изд. Л.,1988); «Речка Лососинка» для смешанного хора a capella на сл. Р. Такала (1987);
камерно-инструментальные –– секстет «12 мимолетностей» (1965); соната для ф-но (1966); струнные квартеты: № 1 (1969); № 2 (1983);
камерно-вокальные –– вокальные циклы: «Белое и черное» для высокого голоса и ф-но на сл. М. Карима (1973); «Стихи о прекрасной Даме» для низкого голоса и ф-но на сл. А. Блока (1981); «Цветная музыка» для низкого голоса и ф-но на сл. Т. Сумманена (1991); «Избяные песни» для низкого голоса и ф-но на сл. Н. Клюева (1995, изд. Петрозаводск, 2004); «Сад Божественных песней» для низкого голоса и ф-но на сл. Г. Сковороды (1998); «Гори, гори моя звезда» для низкого голоса и ф-но на сл. М. Лермонтова (1999); «Когда с любимым оборвется связь» для высокого голоса и ф-но на сл. Т. Бернштам (2000); «Приди ко мне, Пленира» для низкого голоса и ф-но на сл. Г. Державина (2003); «Украинская тетрадь» на сл. Т. Шевченко, Л. Украинки, П. Грабовского (1969 -2004); «Погорельщина» для низкого голоса и ф-но на сл. Н. Клюева (2005);
музыковедческие исследования — Основы музыкальной акустики: Учебное пособие. Петрозаводск, 2000. 70 с.; Башкирское народное музыкальное искусство. Инструментальная музыка. Т.4. Уфа, 2003. 234 с.; Взаимосвязь между технико-акустическими особенностями курая и формообразованием в башкирских инструментальных кюях // Теоретические проблемы народной инструментальной музыки. Сб. статей. М.,1974. С. 122–125; О формообразовании «протяженных» звуков в башкирском инструментальном фольклоре // Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Вып. 29. М., 1976. С. 226–243; О программности в башкирской народной инструментальной музыке // Вопросы музыковедения. Вып. 2. Уфа, 1977. С. 6–41; О собирании башкирского музыкального фольклора // Современность и фольклор: Сб. статей. М., 1977. С. 287–294 (совместно с Х. С. Ихтисамовым); К сравнительному изучению музыкального фольклора западных и юго-западных башкир // Вопросы музыковедения. Вып. 3. Уфа, 1977. С. 6–17 (совместно с Ф. Х. Камаевым); Формы современных башкирских программных кюев // Традиционный фольклор и современность: Сб. статей. М.,1978. С. 50–57; Об истоках башкирских народных наигрышей, связанных с образами птиц // Традиционный и современный фольклор Приуралья и Сибири: Сб. статей. М., 1979. С. 56–58; Обзор опубликованных нотаций башкирской народной музыки // Вопросы искусствознания. Вып. 4. Уфа, 1980. С. 10–17; Творческий портрет ученого (о К. В. Квитке) // Сов. музыка. 1984. № 11. С. 100–105; О нотации народной музыки // Сов. музыка. 1985. № 7. С. 76–79; Культ медведя в «Калевале» и карельском музыкальном фольклоре // «Калевала» в музыке: Сб. статей. Петрозаводск, 1986. С. 98–101; О некоторых особенностях песенных жанров северных карел (на материале экспедиции 1984 г. в Калевальский р-он КАССР) // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество. Фольклор Карелии. Художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 45–49; Башкирский курай // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч. 2. М., 1988. С. 127–136; К проблеме изучения внутрислогового распева карельских народных песен // Музыкальная культура Карелии. Сб. статей. Петрозаводск, 1988. С. 20–28; Образы птиц и животных в башкирском инструментальном фольклоре // Инструментальная музыка народов Поволжья, Урала и Сибири. Йошкар-Ола, 1989. С. 39–42; Башкирская народная инструментальная музыка (аспекты исследования) // Вопросы инструментоведения. Вып. 1. СПб., 1993. С. 36–39; О влиянии русской военной музыки на традиционное инструментальное творчество башкир // Вопросы инструментоведения. Вып. 2. СПб., 1995. С. 42–44; Символика в башкирской народной инструментальной музыке // Вопросы инструментоведения. Вып. 3. СПб., 1997. С. 50–54; Башкирская народная инструментальная музыка: инструментарий, жанровая классификация и формы исполнительства // Материалы к «Энциклопедии музыкальных инструментов народов мира». Вып. 1. СПб., 1998. С. 149–158; Е. В. Гиппиус о проблеме документации народной музыки (о выдающемся русском фольклористе) // Евгений Владимирович Гиппиус – к 100-летию со дня рождения. Петрозаводск, 2003. С. 60–62; Проблемы изучения башкирского инструментального народного творчества // Материалы к «Энциклопедии музыкальных инструментов мира». Вып. 2. СПб., 2004. С. 115–131; Приди ко мне, Пленира (о Державине, музыкальности его поэзии и вокальном цикле автора статьи) // Державинский сборник. Петрозаводск, 2004. С. 209–219; Об инструментальной природе микроформ в башкирском инструментальном мелосе // Муз. академия. 2005. № 3. С. 143–146; Башкирская народная инструментальная традиция как музыкальный и духовный феномен // Музыковедение. 2005. № 3. С. 27–32 и др.
Литература: Толстых Н. П. Развивая фольклорные традиции // Сов. музыка. 1985. № 9. С.29; Бочкарёва О. А. Творчество композиторов Карелии и «Калевала» // «Калевала» в музыке: Сб. статей. Петрозаводск, 1986. С. 6–21; Сохнова Г. Предков голосу внимая…» // Северный курьер. 1995. 22 февр.; Васильева Г. «Цветная музыка» Романа Зелинского // Северный курьер. 1995. 28 нояб. № 228; Красавцева Н. На родине Клюева звучали его «Избяные песни» // Северный курьер. 2003. 12 июля. № 127; Жильцова Н. Здесь русский дух…// Молодежная газета. 2003. № 29; Маркова Е. Николай Клюев: «Я музыку постиг…» // Север. 2005. № 1-2. С. 151–163; Красавцева Н. Песни степей Украины // Курьер Карелии. 2003. 14 янв. № 6; Красавцева Н. «Музыке меня учила сама жизнь» // Лицей. 2003. № 3; Красавцева Н. «Я видел звука лик…» // Лицей. 2003. № 2; Косырева С. «Приди ко мне, Пленира» // Петрозаводск. 2004. 4 марта; Хохлов С. Если ты зарубежный украинец // Карелия. 2004. 10 апр.; Синцова С. Roman Zelinskin musikkimuotokuva // Carelia. 2004. № 11. S.50–55; Pietila Riitta. Karjalasta Rajabtaa: musiikkia Kansalleja Kansasta // Rondo. 2005. № 8. S.25–26; Сазанова И. А. Какая музыка звучала? // Вестник МАПО. 2006. № 11.