Всероссийские научные чтения, посвященные 100-летию Гельмера Синисало

17 октября 2020 года Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова совместно с Детской музыкальной школой № 1 имени Г. Н. Синисало и Союзом композиторов Республики Карелия провели Всероссийские научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения композитора Республики Карелия, народного артиста СССР, педагога, дирижёра, председателя Союза композиторов КАССР ГЕЛЬМЕРА-РАЙНЕРА НЕСТОРОВИЧА СИНИСАЛО. В научных чтениях приняли участие ученые-музыковеды, музыканты-исполнители, композиторы, театроведы, балетные педагоги, научные сотрудники архивов – все те, кто близко соприкасался и соприкасается с творчеством, жизнью, деятельностью Гельмера Несторовича.

Открылись научные чтения уникальными воспоминаниями людей, которые являлись современниками Г. Н. Синисало, лично с ним общались, являлись исполнителями, интерпретаторами его произведений. О своем знакомстве с композитором, о взаимоотношениях с ним, о творческой лаборатории Г. Н. Синисало и о многом ином поведали заинтересованной публике профессор по кафедре струнных инструментов Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова К. И. Векслер, член Союза композиторов Республики Карелия и России Н. Ю. Гродницкая, концертмейстер Музыкального театра по классу балета в 1963‒2003 годах Д. Г. Цвибель. 

Основной корпус выступлений был связан с научными докладами, посвященными музыке и деятельности Г. Н. Синисало. Ведущий архивист отдела использования и публикации документов Национального архива РК М. А. Докторова провела обзор основных документов композитора Г.- Р. Н. Синисало в фондах Национального архива РК. Кандидат искусствоведения, доцент по кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, член Союза композиторов Республики Карелия и России Т. С. Екименко поведала о многогранной деятельности Г. Н. Синисало на посту председателя Союза композиторов КАССР. 

Заведующая литературной частью Музыкального театра Республики Карелия, театровед Ю. Д. Генделева охватила и охарактеризовала балеты и оперетты Г. Н. Синисало, которые были поставлены на сцене Музыкального театра Карелии. 

Профессор, заведующий кафедрой специального фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова В. С. Портной в докладе остановил свое внимание на истории создания фортепианных сочинений автора, изучении автографов, фольклорных основах тематизма фортепианных сочинений Г. Синисало.

Кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Т. В. Красковская охватила кантатное творчество Г.-Р. Синисало разных лет. Докладчик сконцентрировалась на литературной основе, музыкальном воплощении сочинений, мифологемах и стилистике «большого стиля».

Доцент по кафедре камерного ансамбля и концертмейстерского класса Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова О. В. Канина исследовала ту область вокальной музыки Г. Синисало, которая связана с обработками финских и карельских народных песен, а также тот пласт авторских сочинений, в музыкально-ритмических структурах которых переплелись черты русской и финно-угорской культуры. 

Преподаватель кафедры духовых и ударных инструментов Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, артистка симфонического оркестра Карельской государственной филармонии А. Р. Зелинская представила сочинения для флейты Гельмера Синисало с позиции исполнителя и интерпретатора, а также остановилась на его деятельности флейтиста в составе оркестра Карельского радио.   

Старший преподаватель кафедры вокального и театрального искусства Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова И. Н. Смирнова затронула вопросы национальных истоков музыки Г. Синисало, в частности, интонационных кодов финских напевов, которые в своем творчестве использовал композитор. 

Студентка Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова С. А. Шишкина осуществила обзор исследовательской литературы – музыковедческих работ, посвященных творчеству Г. Синисало. 

Невозможно обойти стороной еще одну особенность научных чтений – «живое» звучание музыки Г. Синисало. В исполнении П. Таниковой (скрипка), О. Никоноровой (скрипка), Е. Веселовой (фортепиано) прозвучал Дуэт Илмаринена и Невесты (переложение для двух скрипок и фортепиано К. Векслера) Г. Синисало – самый известный музыкальный фрагмент из балета «Сампо». В интерпретации А. Зелинской (флейта) и О. Каниной (фортепиано) участники научных чтений услышали Три миниатюры для флейты и фортепиано. Наконец, вокальную музыку Г. Синисало исполнили Е. Окатьева (сопрано) и О. Канина (фортепиано).

Отрадно, что к началу конференции состоялось открытие передвижной выставки «Народной музыки творец», которая была подготовлена сотрудниками Национального музея Республики Карелия к 100-летию со дня рождения композитора. 

Научные чтения продемонстрировали, что и в XXI веке музыка Г. Синисало остается современной и актуальной для исследователей и исполнителей. Это свидетельствует об особом свойстве его музыки – быть современной и интересной для разных поколений слушателей, интерпретаторов, музыковедов. 

Текст: Татьяна Екименко
Фото: Алиса Левина

 


Дата публикации: 22.10.2020