Мюзикл Петрозаводской консерватории поразил искренностью на юбилейном десятом Фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» в Москве.

Фестиваль «Видеть музыку» — это проект, направленный на сотрудничество музыкальных театров между собой. Он образовался благодаря многолетней деятельности Ассоциации Музыкальных Театров (АМТ). Президент АМТ и художественный руководитель Фестиваля Георгий Исаакян объясняет идею фестиваля так: «Фестиваль задумывался, чтобы дать возможность каждому театру, большому и маленькому, столичному и региональному, именитому и только что возникшему, показать свою самую важную постановку, увидеть себя в общероссийском контексте, не соревноваться друг с другом, а сотрудничать»

В рамках фестиваля «Видеть музыку» на малой сцене МГАДМТ им. Н. И. Сац состоялось важное событие для коллектива из Карелии. Оперная студия Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова впервые представила свой спектакль «Брысь. Кошачьи истории» за пределами родных стен 13 октября 2025 года.

Для студентов это был не просто выход — это экзамен на профессиональную зрелость, вызов, с которым они, судя по реакции зала, справились блестяще. Для артистов кафедры вокального искусства эта поездка стала отправной точкой для реализации себя в профессии. Важно уточнить, что это не гастроли именитого театра, а дебют. Первый выход на настоящую театральную сцену с профессиональным светом и столичной публикой.

Мюзикл Я. И. Дубравина «Брысь, или история кота Филофея» был написан по пьесе В. Зимина и стихи В. Гина еще в 80-е годы прошлого века. В истории Дубравина в центре сюжета оказывается старый и мудрый кот Филофей. И именно в этой задумке сюжет раскрывается вокруг главного героя. В интерпретации же спектакля Петрозаводской консерватории в центре сюжета оказываются перипетии «гостей подвала» — новопришедших котов и кошек. «Брысь! Кошачьи истории» — это надежда и вера в человека, друзей и любовь к каждому живому существу. Спектакль показывает, что будь то маленький котенок или пожилая кошка, каждый заслуживает счастья и хорошего отношения к себе. Кто-то из героев снова поверит своему хозяину, а кто-то предпочтет остаться с друзьями и прожить кошачью жизнь вместе. Это спектакль о добре, о верности и честности.

Если рассматривать музыкальную составляющую спектакля то, конечно, в общепринятые каноны мюзикла она не вписывается. Музыка простая. Здесь можно увидеть незамысловатые песенные и куплетные формы, блюзовые интонации, а также некоторые квази-цитаты: например, песня котенка Фунтика схожа с песней Б. Савельева «Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка», а песня кота Мурзика напоминает саундтрек из мультфильма «Бременские музыканты» «Не ложись на краю» Г. Гладкова. Но в этом несомненно и есть тот самый шарм, который завораживает зрителя. Песни героев запоминаются настолько быстро, что хочется напевать их снова и снова. А простота гармоний позволяет лучше воспринимать тексты произведений, что для детской аудитории является немаловажным фактором. Главная задача — донести эти добрые ценности, а не похвастаться вокальными данными. Музыка достаточна свободна для импровизации. Студенты признаются, что главная особенность мюзикла — это то, что в него можно вносить и свои коррективы.

Нельзя не отметить, что по первому взгляду и названию спектакля хочется невольно сравнить его со всем известным мюзиклом Эндрю Ллойда Уэббера «Кошки». Но это совершенно напрасно, ведь и главный тезис этих произведений разный, и мотивация героев, и основной посыл. Конечно, можно заметить некоторые музыкальные особенности, например, песня кота Мурзика из «Брысь» весьма подходит общей атмосфере мюзикла «Кошки». Возможно, это цитирование, возможно заимствование, а возможно ничего из этого. 

Режиссер-постановщик, профессор кафедры вокального искусства Д. А. Суслов выстроил динамичный спектакль, который дышит юностью и непосредственностью, что как нельзя кстати для истории о кошачьих проделках. Хореография, поставленная заслуженным артистом республики Карелия, старшим преподавателем кафедры вокального искусства О. В. Щукарёвым, создавала дополнительную картинку, так как движения были схожи с пластикой настоящих кошек. Сценография была адаптирована для гастролей: минимализм в декорациях сыграл важную роль — все внимание целиком и полностью было приковано к артистам, поэтому задача — удержать публику — была достаточно сложной, но выполнимой. Зал оперной студии консерватории вмещает в себя чуть больше тридцати мест, в то время как малая сцена театра представляет собой зал на сто тридцать зрительных мест. Без преувеличений такой количественный резонанс нельзя упускать из виду. По словам самих студентов, эти условия пробудили веру не только в себя, но и в силу коллектива целиком.

Главная сила постановки — безусловно, в ее исполнителях. Студенты-вокалисты не просто поют и играют — они горят своим делом. Их энергия настолько заразительна, что способна растопить сердце даже самого скептически настроенного зрителя.

Реакция публики была однозначно положительной, история про брошенных котов и кошек не оставила равнодушным ни одного зрителя. Сцены из спектакля сумели создать целый эмоциональный ряд: от умиления и смеха до сострадания и грусти. «Брысь» изначально был настроен для самых маленьких зрителей, но раз за разом артисты убеждались, что основная идея спектакля откликается в душе каждого — будь то ребенок или взрослый.

Кульминацией вечера стала не финальная песня, а реакция зала. Аплодисменты, переходящие в овацию, улыбки, растроганные лица детей и взрослых — это был тот самый случай, когда сцена и зал вступили в идеальный диалог. Спектакль «Брысь» выполнил свою главную задачу: он не просто рассказал историю, а подарил ощущение добра и сопричастности. Приглашение организаторов фестиваля «приезжать еще» — лучшее доказательство того, что этот диалог состоялся.

Отдельно хотелось бы выделить слаженную работу нового дирижёра оперной студии Ю. Н. Смолиной и концертмейстера И. А. Покровской. Именно с ними спектакль заиграл новыми красками, открылись истинные чувства и действительно профессиональные навыки.

В заключении хотелось бы отметить, что этот старт стал настоящим триумфом для оперной студии консерватории. Очень надеемся, что такие возможности будут и дальше продвигать деятельность кафедры за пределами республики.

От всего коллектива оперной студии консерватории мы благодарим организаторов фестиваля «Видеть музыку» и МГАДМТ им. Н. И. Сац за приглашение и теплый прием!

Для наших зрителей от мала до велика спектакль «Брысь. Кошачьи истории» повторится 2 и 5 ноября в стенах Большого зала консерватории. Мы с нетерпением будем ждать встречи!

Материал подготовила Мария Смирнова, студентка Петрозаводской консерватории имени А.К. Глазунова

Выступление студентов консерватории смотрите в Видеодневнике X Фестиваля «Видеть музыку»

 

'Фото: О. В. Шмакова

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.