Неделя Глазунова

Пять лет назад, 22 октября 2020 года, в Петрозаводской консерватории произошло историческое событие, положившее начало новой традиции. В этот день консерватория провела свой первый «День Глазунова», который с тех пор стал ежегодно отмечаться в формате масштабного концерта симфонического оркестра под руководством ректора Алексея Кубышкина. 2025 год стал в этом отношении особенным. Отмечая 160-летие со дня рождения А.К. Глазунова, консерватория посвятила этой дате не один день, а целую неделю.

Наследию композитора, дирижера, педагога и выдающегося музыкально-общественного деятеля Александра Константиновича Глазунова были посвящены сразу несколько различных событий: Открытая научная конференция «Глазунов и его время» (16.10.2025), концерт специального гостя проекта Государственного Камерного хора «Петербургские серенады» под руководством Егора Лосева (17.10.2025), студенческий телемост с Белорусской государственной академией музыки и Казахской национальной консерваторией имени Курмангазы «Посвящение Глазунову» в рамках проекта «Диалоги культур – мосты дружбы» (20.10.2025), просветительская акция Студенческого научно-творческого общества консерватории «Уроки Глазунова» (17 — 21.10.2025), торжественная церемония объявления и награждения победителей VI Всероссийского конкурса «Глазуновский диктант» (21-22.10.2025).

Завершал Неделю концерт в Большом зале консерватории с привычным названием «День Глазунова». Программа включала камерные инструментальные и вокальные сочинения композитора в исполнении студентов и преподавателей консерватории.

***

О том, как прошел День Глазунова-2025 — в репортаже студентки Петрозаводской консерватории Марии Грицаенко.

...Вечер среды. Город покрыли сумерки. В Большом концертном зале Петрозаводской консерватории собралась публика, равномерно распределившаяся по рядам. Много знакомых лиц: студенты, преподаватели и гости консерватории. Один из нижних рядов заполнили мальчики в военной форме – ученики Петрозаводского кадетского училища. Несмотря на масштабы помещения, в зале царит мягкая «домашняя» атмосфера.

В центре освященной сцены стоит концертный рояль. Нет стульев для оркестра. Но как же так? Ведь День Глазунова уже прочно ассоциируется с симфоническим оркестром Петрозаводской консерватории. На этот вопрос мне ответила проректор по научно-творческой деятельности Татьяна Викторовна Красковская:

Причин изменения формата Дня Глазунова несколько. Конечно, за пять прошедших лет мы привыкли к тому, что Глазунов в стенах консерватории ассоциируется, прежде всего, с симфоническим творчеством. А другие грани его наследия — камерного, светлого и скромно-благородного — остаются как бы «за кадром», они мало изучены и нечасто становятся предметом внимания исполнителей. Это — во-первых. Во-вторых, в этом году  музыка   Глазунова вышла за рамки концертного зала консерватории. Дело в том, что программа «Глазунов и его время», подготовленная симфоническим оркестром Петрозаводской консерватории под руководством ректора профессора А.А. Кубышкина была представлена в Екатеринбурге на VIII Симфоническом форуме России под названием «Молодой оркестр и суперклассика». Впервые за 15-летнюю историю форума на сцене Свердловской филармонии выступал студенческий оркестр, в исполнении которого звучали  Четвертая симфония Глазунова и произведения его современников: Лядова – «Волшебное озеро» и «Баба Яга», Римского-Корсакова – «Испанское капричиио» и Бородина – Увертюра к опере «Князь Игорь»...

Действительно, 22 октября на сцене Большого зала консерватории слушатели познакомились с другим Глазуновым. Открывал концерт жизнерадостный вокальный номер «Жизнь еще передо мной» (стихи А. Майкова) в исполнении лауреата международных и всероссийских конкурсов – Оксаны Мокеевой и профессора кафедры камерного ансамбля и концертмейстерского класса – Ольги Каниной.

Следом прозвучал «эллениски светлый», как представила его ведущая Александра Ковалева, Гавот из балета «Барышня-служанка», который сыграли студентки кафедры духовых и ударных инструментов – Наталья Глазова (флейта), Валентина Михалькова (флейта) и выпускница Петрозаводской консерватории – Валерия Татаринова (фортепиано).

Студентка кафедры специального фортепиано Полина Сухаревская разбавила эту идиллию Прелюдией и фугой ре-минор. Произведение с серьёзным содержанием, требующее вдумчивого исполнения.

Затем слушатели вновь окунулись в мир мечтательного вокального творчества Глазунова, но на этот раз в тембральных красках баритона. Профессор кафедры вокального искусства Дмитрий Суслов с концертмейстером Валентиной Трусовой, заведующим кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерского класса, исполнили три романса на стихи А. Пушкина («Муза», «Делия» и «Вакхическая песнь») и романс «Когда гляжу тебе в глаза» на текст Г. Гейне (в переводе М. Михайлова).

И тут с рояля снимают пюпитр… Полная тишина. На сцену выходит Александр Соловьев, доцент кафедры специального фортепиано, и обдаёт зал бурей пассажей – звучат две поэмы-импровизации Глазунова. В данных произведениях, созданных в 1917 году, слышатся отголоски эстетики скрябинских опусов. Такой экспрессии от Глазунова, которого все знают как продолжателя традиций Могучей кучки, никто не ожидал.

В завершении концерта прозвучала «Торжественная кантата по случаю празднования 100-летия со дня основания Павловского института» на слова К.К. Случевскаго. На сцену вышли девушки в длинных чёрных платьях. Это состав, объединивший два коллектива: женскую группу Академического хора Петрозаводской консерватории и женский хор «Академия». Дирижировала данной группой декан консерватории профессор Евгения Дыга (концертмейстер – Анна Ралдугина-Материнская). Исполнение «Торжественной кантаты» перенесло публику из Большого зала Петрозаводской консерватории в строение храмового типа с высокими потолками и колоннами. Первая часть произведения была наполнена возвышенными духовными чувствами, создалось впечатление, что на сцене поёт церковный хор. Вторая часть кантаты наполнила зал печально-светлым настроением.

Данная «Торжественная кантата» Глазунова не столь популярна, в отличии от кантаты к 100-летию А.С. Пушкина или «Коронационной». Её история создания мало известна, а технически это достаточно сложное произведение для женского хора и двух фортепиано. Дирижёр Евгения Дыга пояснила такой выбор произведения на концерт:

«Эта кантата впервые была исполнена женским хором «Академия» в 2021 году в рамках Международного фестиваля «Piano Duo» в Большом зале Петрозаводской консерватории. В концерте принимал участие фортепианный ансамбль «ПетРо Дуэт» из Санкт-Петербурга. Именно они  аккомпанировали в исполнении кантаты Глазунова по случаю празднования 100-летия со дня основания Павловского института. С этого момента произведение вошло в репертуар женского хора «Академия». Поэтому, когда встал вопрос о предложении исполнить хором кантату на День Глазунова, мы долго не думали».

Концерт завершился громкими аплодисментами и словами ведущей: «Время Глазунова еще только начинается!». Цель удалась! Публика узнала нового Глазунова: камерного лиричного и благородного композитора, как наследника традиций Могучей кучки, завершителя эпохи романтизма и, одновременно с этим, смотрящего в будущее, увлечённого современными тенденциями начала XX века автора. И напоследок... как глубоко духовного человека.

День Глазунова-2025. Фотоархив:

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.