«Шедевры на все времена»

В апрельской афише концертов и мероприятий, посвященных 50-летию деятельности Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова программа концерта представителей кафедры камерного ансамбля и концертмейстерского класса, состоявшегося 19 апреля 2017 года, выделяется не только умелым подбором произведений, но особым, высоким уровнем художественного вкуса.

Площадкой концерта стал прекрасный Дворец искусств города Кондопоги. Его мраморно-кожаный антураж в обрамлении арочных окон холлов стал замечательной «оправой» и предвкушением публики, стремившейся послушать «Шедевры на все времена». Название, определенное выступавшими музыкантами, предполагало, что в комфортном, с прекрасной акустикой и технической оснащенностью зале Дворца, произведения концерта будут соответствовать термину «шедевры»: прозвучит прекрасная в своем мелодизме и гармоническом роскошестве музыка композиторов не только признанных, но и любимых, будет блеск виртуознейших пассажей, неожиданных драматургических поворотов и то, что всегда трогает слушателей до слез - чувственность, эмоциональность и... мастерство! Замечу сразу ― все это было! Публика, среди которой было немало коллег исполнителей и их студентов, все еще продолжает «переживать» это продленное аффектное состояние после услышанного концерта и начинает постепенно уже рационально произносить: «Это в стенах НАШЕЙ консерватории работают такие высококлассные профессиональные музыканты и умелые педагоги! Они не только сумели вырастить свою смену на сцене, но и продолжились в своих учениках и учениках учеников!»

Состав музыкантов в Кондопоге был поистине звездным. Почти постоянно на сцене находилась пианистка-концертмейстер ― доцент кафедры камерного ансамбля и концертмейстерского класса консерватории Ольга Канина. Она стала лидером творческого коллектива музыкантов, его душой, умом, сердцем, организатором сценического действа «Шедевры на все времена».  Благодаря этому выступлению слушатели и коллеги еще раз убедились в функциональной незаменимости специалистов, которых готовит и выпускает кафедра камерного ансамбля и концертмейстерского класса консерватории. Чуткая и эмоциональная пианистка, лауреат нескольких Международных конкурсов Ольга Канина, как и многие ее коллеги по кафедре, в состоянии реализовывать одновременно несколько задач. Среди них ― творческие: лидерские, партнерские, сольные и ансамблевые, менеджерские (среди которых и организационные). К тому же Ольга Викторовна Канина сумела создать очень яркий, запоминающийся сценический образ красивейшей женщины за роялем! Ее наряды ― серо- серебристый в первом отделении сменил чудный золотисто-платиновый во втором ― гармонировали с концепцией и задачами концерта, соответствовали каждому из прозвучавших сочинений!        

Эльвина Муллина, солистка концерта, ― молодая, но уже признанная музыкальным миром певица, обладательница прекрасного колоратурного сопрано, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, солистка Музыкального театра Карелии. Ее прекрасный по насыщенному красками тембру, отшлифованный по технике голос ― один из самых блистательных голосов певцов нашей страны. Она обладает прекрасным даром драматической актрисы, умеет глубоко, тонко, темпераментно сценически реализовывать творческие замыслы авторов прозвучавших в концерте очень разноплановых сочинений.

Слушателям не часто удается послушать произведения в звучании на альте. В концерте «Шедевры на все времена» принял участие Денис Дорофеев ― солист Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии, преподаватель класса альта кафедры струнных инструментов Петрозаводской консерватории. «Альт музыканта и сам альтист Денис Дорофеев всегда звучат притягательно,  имеют свой уверенный, красивый голос….» ― цитата из творческой характеристики музыканта полностью соответствует действительности.

В концерте также участвовал как солист и ансамблист Алексей Дедюрин ― молодой и талантливый баянист, признанный в Карелии, России, в Европе. Он лауреат многих престижных Международных конкурсов, доцент кафедры народных инструментов консерватории. Его исполнительский стиль отличает замечательное владение стилистической и жанровой многогранностью, умением плавно «переключаться» из одного композиторского кредо в музыкальный язык композиторов иной историко-культурной эпохи и направления.

Программа двух отделений концерта «Шедевры на все времена» была разнообразна и каждый из слушателей нашел в ней свою (а может быть, и не одну!) изюминку: звучали произведения русской и зарубежной классики ХХ и ХХI века. Невозможно назвать сочинение, которое в концерте выполняло бы функцию «оттеняющего» произведения! Романсы С. В. Рахманинова («Не пой, красавица, при мне», «Здесь хорошо» и сочинения ор.38) прозвучали в прекрасном, полном драматизма, исполнении Эльвины Муллиной и Ольги Каниной. Любовную историю «подхватил» и продолжил Алексей Дедюрин. Знаменитый, требующий от музыканта чувственности, драматизма и высокого уровня исполнительского мастерства «Вокализ» - в звучании на баяне приобрел, в трактовке А. Дедюрина, не только песенно-романсовую широту, но и хоральность. Виолончельная соната С. А. Рахманинова ― шедевр, который нечасто звучит в концертах. Третья часть сочинения ― изумительное, трогательное, певучее Andante в транскрипции для альта и фортепиано приобрело тембр колоритного бархатистого, богатого обертонами, очень теплого голоса (исп. Денис Дорофеев и Ольга Канина). Открытием для слушателей стали две пьесы для альта молодого российского композитора Андрея Рубцова. Альтовая партия сочинения в исполнении Дениса  Дорофеева приобрела очень современное, экспрессивное звучание.

Концерт с концепцией «Шедевры на все времена» не мог обойтись без сочинений, присутствие которых в репертуаре необходимо – озорной и игривый вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Испанская песня» Л. Делиба. Эти произведения прозвучали в исполнении Э. Муллиной (в целях достижения необходимого сценического эффекта певица на протяжении концерта неоднократно переодевалась, что в современном концертирующем сообществе, к сожалению, встречается уже нечасто!). Вслед за искрометным испанским болеро Л. Делиба прозвучал почти экзотический, очень напряженный по эмоциям, аджарский танец грузинского советского композитора Сулхана Цинцадзе. Денис Дорофеев (альт) и Ольга Канина (фортепиано) сумели раскрыть психологию северо-кавказкого мужского темперамента, где тембр альта вдруг стал собранным, сдержанным, с призвуками «металла». Разрядил напряжение «Вальс в джазовом стиле»  британца Джона Раттера (из «Античной сюиты» для флейты и фортепиано).

Продолжили концерт: куплеты Адели И. Штрауса (из оперетты «Летучая мышь»),  вальс «Поцелуй» Луиджи Ардити. Их неподражаемо, очень кокетливо и изящно исполненили Э. Муллина и О. Канина. Мелодия любви – «Сиреневый вальс» Мишеля Леграна прозвучал как таинственное откровение ансамбля ― альт, фортепиано и колоратурное сопрано. Любовное томление и страсть «Le Grand Tango» сменили настроение нежности и грациозности. Это произведение аргентинского композитора «третьего» стилистического направления в музыке ХХ века (не классика и не джаз) Астора Пьяццолла. Еще два произведения мастера танго «Oblivion» и «Adios Noninо» прозвучали в исполнении инструментального трио (альт, баян и фортепиано) и, создав у слушателей почти восторженное и восхищенное состояние души, подвели к финалу концерта «Шедевры на все времена». Ария Кунигунды ― одна из самых сложных арий для колоратурного сопрано в мировой музыкальной литературе. Ее блестяще, драматургически точно и с большим чувством юмора исполнили Эльвина Муллина и концертмейстер Ольга Канина. Золотые наряды обеих женщин и внезапно появившиеся в руках певицы «драгоценности» дополнили прекрасное выступление.  Слушатели были в восторге, и в зале долго звучали аплодисменты и похвалы. Благодарные слушатели, как на столичных концертах, все выносили и выносили букеты цветов для артистов! Похвалы неоднократно звучали и в адрес инженеров по звуку и свету ― сотрудников Дворца Искусств г. Кондопоги. Немало слов одобрения высказывалось в адрес актера, ведущего и шоумэна Леонида Прокофьева за прекрасный конферанс. Изящество, высокий интеллект актера, его прекрасная речь и чудесные тексты, сопровождавшие номера концерта, доставили минуты радости слушателям.

«Любовь… Какое сложное чувство! Это восторг и страсть, одиночество и тоска, ревность, боль и смирение… Совершенно разные музыкальные жанры, композиторские и исполнительские стили и характеры прозвучавших произведений. Словом, Любовь движет жизнью, она позволяет создавать людям произведения, которые исполнители определили как  “Шедевры на все времена”» - слова ведущего, предваряющие сам концерт. Спасибо музыкантам, создавшим свой блестящий проект, за доставленное наслаждение и эстетическую радость! 

Фотографии: Анатолий Самуилович Ланцман
Текст: Надежда Бунар, студентка Петрозаводской консерватории