29 октября – 1 ноября 2015 года в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова состоялась Международная научная конференция «В пространстве смыслов: текст и интертекст».
Конференцию организовала кафедра теории музыки и композиции при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Конференция является данью памяти выдающимся ученым – Ю.Г. Кону и И.Н. Барановой, создавшим в самом северном музыкальном вузе России прочную базу для развития современного музыкознания. Тематические направления конференции отразили приоритетные области научных интересов этих ученых: семиосфера искусства XX века, музыка в поле междисциплинарных взаимодействий, феноменология художественных смыслов.
Программу конференции составили 53 доклада (из них 21 – стендовые), представив ученых, музыкантов-исполнителей и молодых исследователей из 15 городов России (Астрахани, Великого Новгорода, Кирова, Краснодара, Липецка, Магнитогорска, Москвы, Нижнего Новгорода, Перми, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Саратова, Уфы, Череповца), а также специалистов из Белоруссии и Германии.
Тематика выступлений была необычайно обширной. Типология и формы интертекстуальных взаимодействий стали предметом рассмотрения в докладах докторов искусствоведения Т.Э. Батаговой, Ю.С. Векслер, И.Н. Горной, А.В. Денисова, К.В. Зенкина, Т.Ф. Шак, В.Н. Юнусовой, кандидатов искусствоведения И.В. Коженовой, Г.Я. Пантиелева, С.В. Фролова, Е.В. Ровенко, преподавателя А.Г. Чуповой. Значительная часть выступлений была посвящена аналитическим штудиям отдельных произведений XX и XXI веков. Это доклады кандидатов искусствоведения Г.В. Григорьевой, И.П. Дабаевой, Е.Г. Окуневой, преподавателей А.Ю. Алексеевой, И.Н. Смирновой, М.Н. Тимофеевой, Н.Л. Туровской. Преломление теоретических положений в художественной практике исследовали доктора искусствоведения Т.С. Кюрегян, Б.Д. Напреев. Проблемы жанрообразования представили кандидаты искусствоведения И.В. Копосова и Н.П. Хилько. Различные аспекты взаимодействия музыки и слова затронули кандидат искусствоведения А.С. Рыжинский и аспирант О.В. Никифорова. Специфика фольклорных текстов, их записи и исполнения обсуждалась в докладах докторов искусствоведения А.Г. Алябьевой, И.В. Мациевского, кандидата искусствоведения Г.В. Тавлай, аспиранта П.В. Марченко. Вопросы исполнительской интерпретации осветила в своем выступлении преподаватель В.Г. Трусова. Важное воспитательное значение для молодежной аудитории имел рассказ доктора философии Т.П. Самсоновой о письмах отца П. Флоренского с Соловков. Большой интерес аудитории вызвал доклад доктора искусствоведения А.П. Милки, приоткрывший тайны надписи над каноном (BWV 1079/i) И.С. Баха. Завершилась конференция глубоко эмоциональным выступлением доктора искусствоведения К.И. Южак, посвященным выходу в свет учебного пособия для высших учебных заведений «Музыковедческий текст: Рекомендации к написанию и оформлению квалификационных работ», содержательные основы которого заложила доктор искусствоведения И.Н. Баранова.
В рамках конференции состоялись открытые интерактивные лекции кандидата искусствоведения, доцента Бременского университета Григория Яковлевича Пантиелева (Германия) на темы «Рождение траурности в "Реквиеме" Моцарта» и «Музыкальность киномонтажа на примере экранизаций "Великого Гэтсби"» и мастер-класс доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории Анатолия Павловича Милки на тему «Об инверсионных видах контрапункта».
Культурную программу конференции украсил концерт из фортепианной музыки Дмитрия Смирнова. Произведения в 4 руки исполнили заслуженный артист России Виктор Абрамов и доцент кафедры специального фортепиано Людмила Фридбург.