Первый среди тридцать шестых
Вот уже более двадцати лет Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова принимает участие в проведении всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение - opus ...». Фестивали газеты «Музыкальное обозрение» проводятся с 2004 года, они объединены общей идеей исполнения произведений, как-либо соответствующих номеру фестиваля. В этом году газете исполняется 36 лет, а значит, и номер избранного опуса – 36. Могут прозвучать сочинения, отмеченные опусом 36, номером 36, написанные композитором в 36 лет, содержащие в названии 36 или даже состоящие из 36-ти тактов.
Каждый год редакция «Музыкального обозрения» формирует тезаурус понятий вокруг избранного числа. Только задумайтесь, как часто мы встречаем 36 в своей жизни? Газета напоминает нам о нормальной температуре человеческого тела, 36-ти черных клавишах у фортепиано, количестве карт в колоде, древнекитайском военном трактате «Тридцать шесть стратагем» и многих других понятиях. Предлагаем дополнить этот список и поинтересоваться у участников фестиваля в Петрозаводске, что для них значит 36.
Для музыкантов, играющих на концертах фестиваля «Opus», каждое число становится особенным. Сама концепция дает исполнителям простор для изучения малоизвестных сочинений, составления нестандартных программ и расширения репертуара, что участники очень ценят и отдельно отмечают. Многие пианисты на этом концерте дебютировали в рамках фестиваля «Opus 36», однако есть и те, кто уже не в первый раз возвращается на сцену с программой, посвященной числу. Со слов исполнителей, для них 36 ассоциируется со зрелым возрастом, суммой троек (3+3=6), одна из исполнительниц вспоминает, что получила свой первый паспорт, когда ее маме было 36 лет. Молодые музыканты думают о будущем с надеждой, представляют свои 36 с любящей семьей и обязательно музыкальной работой, пришедшей с опытом внутренней гармонией.
Инициатор и организатор фестивалей «Opus» в Петрозаводской государственной консерватории – Виктор Саулович Портной – так вспоминает о своих 36-ти годах: 10 лет работы в Петрозаводской консерватории и подготовка к получению звания доцента, активная концертная и педагогическая деятельность.
Автору этих строк (СБ) удалось задать несколько вопросов о фестивале Виктору Сауловичу (ВП):
СБ: Какое влияние оказывает проведение фестиваля «Opus» на кафедру специального фортепиано?
ВП: Проведение фестиваля очень стимулирует творческое развитие и кругозор студентов, активизирует их в начале учебного года (прим. ред.: концерты фестиваля «Opus» обычно проводятся в консерватории осенью) и, конечно, создает возможность выступить в Большом зале консерватории, что также положительно сказывается на процессе обучения.
СБ: Что мотивирует продолжать участвовать в фестивале?
ВП: Как уже было сказано, эти концерты благоприятно сказываются на студентах, так что фестиваль проводится для них. Также мотивирует и то, что благодаря «Opus» сторонний музыкальный мир узнает о существовании и деятельности Петрозаводской государственной консерватории благодаря статьям в газете «Музыкальное обозрение».

Виктор Саулович Портной
В этом году фестиваль «Opus 36» в Петрозаводской консерватории проходит с особым размахом. С 20 октября по 12 ноября состоятся 5 концертов, на которых прозвучит фортепианная, камерно-вокальная и камерно-инструментальная музыка русских и зарубежных композиторов. Каждый концерт посвящен собственной тематике; первый из них – «Фортепиано. Opus 36» приурочен к 25-летию Ассоциации музыкальных конкурсов России. В программе вечера 20 октября – фортепианная музыка Бетховена, Шопена, Аренского, Глазунова и Форе. В концерте принимают участие студенты кафедры специального фортепиано классов Виктора Сауловича Портного, Людмилы Ремовны Фридбург, Дмитрия Евгеньевича Ершова и Кирилла Владимировича Булгакова. Пожелаем исполнителям успешного выступления, и пускай каждый тридцать шестой состоится ровно на тридцать шесть!
Открывают концерт 32 вариации на оригинальную тему Людвига ван Бетховена (c-moll) в исполнении Анастасии Трофимовой. Произведение было создано композитором в 36 лет (1806 год). В этом возрасте появились такие сочинения, как «Крейцерова соната», опера «Фиделио», Симфония № 3 «Героическая», фортепианная Соната № 23 («Аппассионата»). Драматические и философские, масштабные сочинения периода становятся одними из крупнейших достижений классицизма. В сочинениях Бетховена всегда сложно найти баланс между рациональным подходом эстетики эпохи классицизма и эмоциональной отдачей, предвещающей эпоху романтизма, и это ярко выражается в данных вариациях, что ставит отдельную задачу для исполнителя. Также вызовом становится техническое разнообразие и объемность сочинения. В бурях пассажей и громах аккордов появляются лирические мелодии, грозы сменяются затишьями. В исполнении Анастасии было заметно стремление сохранить равновесие между ratio и emotio, чтобы совладать со своенравными вариациями. Пианистка заметно тяготеет к лирическим эпизодам, светлые и медленные вариации звучали, как островки спокойствия.

Анастасия Трофимова
Продолжает концерт Экспромт op. 36 (Fis-dur) Фридерика Шопена в исполнении Алины Шошиной. Это сочинение появилось на свет в 1839 году, за год до создания сонаты №2 op.35 b-moll. Однако мрачная тень трагедийности не касается светлой лирики экспромта. Музыка полна надежды и мечтательности, изящный тематизм поддерживается плавными покачиваниями в аккомпанементе. В интерпретации исполнительницы из педальной дымки вырисовывается мелодия, взлетают легкие пассажи. Чувствуется любовное отношение к произведению и наслаждение музыкой, увлеченность игрой приводит к яркой кульминации в среднем разделе, которая успокаивается в репризе.

Алина Шошина
После Экспромта логичным продолжением концерта становится Баркарола op. 60 (Fis-dur) Ф. Шопена, созданная в 1846 году, когда композитору исполнилось 36 лет. Баркарола прозвучала на концерте в исполнении Виталия Попова. Это произведение – лирический шедевр, одна из вершин в творчестве Шопена. Кантиленная вокальная мелодия простирается над гармоническими волнами, мягкая певучесть и нежность – одни из главных качеств этой музыки. Композитор пользуется широким ассортиментом красочных возможностей фортепиано, благодаря талантливому изложению музыкального материала перед глазами встают картины Венеции, оранжевого заката, разливающегося над морем. Продуманное и детальное исполнение Виталия будто стремится показать каждую архитектурную деталь, каждое здание итальянского города.

Виталий Попов
Обратимся к отечественной музыке. Продолжила концерт Элегия op. 36 №16 Антона Аренского в исполнении Ольги Сергеевой. Opus 36 Аренского – это цикл из 24 программных пьес во всех тональностях. Элегия g-moll наполнена сумрачным драматизмом. Глубокие звуки рояля сразу навевают меланхоличные настроения, напоминая об осени за окном. Способствует этому и то, что основная формула аккомпанемента звучит, как навязчивая мысль, повторяясь раз за разом.

Ольга Сергеева
В Петрозаводской государственной консерватории сложно обойтись без исполнения музыки Александра Глазунова, особенно в год 160-летия композитора. В рамках фестиваля «Opus 36» прозвучал его Маленький вальс op. 36 в исполнении Ольги Митюревой. Пианистка создает аккуратный образ салонного и немного игрушечного танца, звучащий как реминисценция былых времен, напоминание о балах XIX века.

Ольга Митюрева
Вновь вернемся к циклу Антона Аренского «24 пьесы для фортепиано» op. 36. Ещё 6 пьес из цикла исполнит Екатерина Рожновская. На концерте прозвучали «Прелюдия» № 1, «Дуэт» № 6, «Интермеццо» № 12, «Весенние грезы» № 19, «Мазурка» № 20 и «В полях» № 24. Я поинтересовалась у Екатерины, чем был обусловлен такой выбор пьес из цикла: «На данный цикл я наткнулась случайно, в попытках найти что-то интересное, связанное с цифрой 36. Раньше я не заостряла внимание именно на фортепианном творчестве Аренского, мне он был знаком в основном по его камерно-вокальному творчеству. Цикл заинтересовал меня своим разнообразием образов. В выборе пьес и такой последовательности мы с моим педагогом нашли общую идею, начиная с самой первой и заканчивая последней пьесой – это описание русской природы и людей со своей внутренней драматургией». Разнохарактерные пьесы имеют интонационное родство с произведениями различных эпох и стран. Так, «Прелюдия» напоминает о творчестве И. С. Баха своим органным звучанием, в «Интермеццо» проявляются черты творчества И. Брамса, а пьеса «В полях» явно рисует картины широких русских просторов и народных гуляний благодаря тематизму протяжной и плясовой песен.

Екатерина Рожновская
Ярким завершением концерта стал Экспромт №1 op. 25 Es-Dur Габриеля Форе в исполнении Елизаветы Нефедовой. Произведение создано в 1881 году тридцатишестилетним композитором. С первых же звуков сгущается густой сумрак басов, который прорезает прихотливая, капризная мелодия. Средний раздел напоминает утренний рассвет нежной мелодией, обрамленной каплями росы в виде пассажей в верхнем регистре. Экспромт прозвучал удивительно красиво и упоительно, Елизавета была полностью погружена в исполнение и создавала магнетические пейзажные зарисовки.

Елизавета Нефедова
Первый «Opus 36» задал тон фестивалю, суммировав зарубежную и русскую музыку. Зрители внимательно слушали каждого выступающего, зал был наполнен аплодисментами и криками «браво». Выражаем уверенность, что последующие концерты будут не менее увлекательными и пройдут с большим успехом.
Материал подготовила Софья Бурдуковских,
студентка III курса Петрозаводской консерватории имени А. К. Глазунова