Тамара Всеволодовна Краснопольская

Тамара Всеволодовна Краснопольская (род. 6.07. 1937) является видным музыкальным деятелем Республики Карелия: музыковед, ведущий фольклорист края; публицист, активно выступающий в средствах массовой информации по вопросам музыкальной жизни Карелии; кандидат искусствоведения (1991), доцент (1991), Заслуженный деятель искусств КАССР (1987), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008), Лауреат Государственной премии Республики Карелия (2006), педагог – уже более 40 лет успешно работающий в сфере высшего образования; руководитель фольклорной секции Союза композиторов Карелии, член Правления Союза Композиторов Карелии. Член Союза композиторов с 1965 г.

В течение многих лет Краснопольская Т.В. является одним из наиболее авторитетных ученых России в области традиционной музыки. Ее статьи и исследования (общим объемом 140 печ.л.) направлены на комплексное изучение традиционной культуры края. Участие Т.В. Краснопольской в научных конференциях, международных симпозиумах является существенным вкладом в отечественную науку о музыке. Она организовала и уже более 10 лет возглавляет Региональный вузовский центр по фольклору, куда входят ученые ИЯЛИ Карельского научного центра РАН, вузов Карелии (ПГУ и КГПУ). Она – руководитель исследований по междисциплинарному изучению Карелии, организатор научных конференций и симпозиумов, редактор  издания серии монографических исследований «Села Карелии». Т.В. Краснопольская является автором, составителем и редактором более десяти сборников народных песен (среди них «Сто песен, собранных в Карелии», «Песни Карельского края», «Песни Заонежья в записях 1880-1980гг» и многие другие).

За многолетнюю педагогическую деятельность Т.В. Краснопольская подготовила более 100  высокопрофессиональных специалистов, работающих в разных регионах России и ближнего зарубежья (Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Череповец, Новгород, Калининград, Ровно, Смоленск, Екатеринбург, Ижевск, Йошкар-Ола и др.). Среди них: гл. специалист Министерства РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Семакова И.Б., доцент кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской консерватории, лауреат Всероссийских конкурсов Николаева С.Ю, ст. преподаватель кафедры истории музыки Петрозаводской консерватории, лауреат Всероссийского конкурса Ковыршина Ю. Большая часть выпускников продолжает обучение в аспирантурах Москвы, СПб, Ижевска. Т.В. Краснопольская разработала ряд новых дисциплин, читаемых на кафедре музыки финно-угорских народов: финно-угорское этномузыковедение и фольклор, история финно-угроведения, теория и методология музыкального фольклора.

Т.В. Краснопольская активно выступает в средствах массовой информации по проблемам музыкальной жизни Карелии. Это циклы журнальных и газетных статей: «Народное искусство на концертной эстраде и театральных подмостках»; Музыка А. Белобородова и А. Репникова в программах Государственного ансамбля «Кантеле»; концерты пленумов Союза композиторов Карелии; циклы радиопередач «Молодые композиторы Карелии», «Музыка – твой современник», «Народное искусство Карелии и его хранители»; цикл телепередач «Песня, рожденная в Карелии» о творчестве композиторов Г.Синисало, Б.Напреева, В.Угрюмова, Г.Вавилова, об ансамбле «Манок», о песнях карельских бардов, о Музыкальном театре. Т.В. Краснопольской написано около 30 статей для энциклопедии «Карелия» о композиторах и музыкантах, о фольклоре народов республики.

За активную научную и организаторскую деятельность Т.В.Краснопольская в 1987г. награждена значком «Отличник культурного шефства над селом», в 1987г. ей присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств КАССР». В 1998г. она стала лауреатом города Петрозаводска за подготовку к печати серии фольклорных исследований. В 2001г. ей присужден диплом I степени Министерства культуры Республики Карелия в номинации «Лучшая книга года» как музыкальному редактору книги «Русская свадьба Заонежья (конец ХIХ-начало ХХ вв)», а в 2006 г. она стала Лауреатом государственной премии Карелии.

Основные работы

Сборники народных песен (составление и вступительные статьи): 100 песен, собранных в Карелии. Петрозаводск, 1970. 131 с.; Песни Карельского края. Петрозаводск, 1977. 264 с.; Песни Заонежья в записях 1880–1980 гг. Л., 1987.182 с.

Статьи: Певческая культура народов Карелии: статьи и очерки. Петрозаводск, 2007. 256 с.; Симфоническая музыка харьковских композиторов // Украинская музыка. Вып. 2. Киев, 1967. С. 33–43; Симфоническая музыка Виталия Губаренко // Вопросы искусствознания. Харьков, 1969. С. 208–219; Песни северного Поморья // Север.1972. № 8. С. 125–128; О напевах свадебных причитаний и песен Колежмы и Нюхчи // Русская свадьба Карельского Поморья. Петрозаводск, 1980. С. 194–203 (совместно с Т. Коски); О напевах карельских причитаний // Традиционное народное музыкальное искусство и современность. М., 1982. С. 130–145; Об особенностях композиционного строения мелострофы карельских причитаний // Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров. Таллинн, 1986. С. 216–229; Традиционное песенное искусство современного Пудожа // Народная музыка СССР и современность. Л., 1982. С. 81–89; Напевы эпических песен в жанровой системе музыкального фольклора карел // «Калевала» — памятник мировой культуры: Материалы научной конференции, посвященной 150-летию первого издания карело-финского эпоса. Петрозаводск, 1986. С. 93–97; Народное зодчество и музыкальный фольклор Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1989. С. 17–26 (совместно с В. Ф. Гуляевым); Опыт сравнения модификаций традиционных песенных форм и мотивов архитектурного декора // Народное зодчество. Петрозаводск, 1992. С. 191–200; Взаимосвязи в певческом искусстве Карелии // Музыка Севера. Петрозаводск, 1994. С. 6–16; Из истории записи заонежских песен // Кижский вестник. Петрозаводск, 1994; Межэтнические связи в певческом фольклоре: исследовательская практика и теория исследования // Фольклорная культура и ее межэтнические связи в комплексном изучении. Петрозаводск, 1997. С. 111–130; Этническая идентификация музыкальных записей из районов со смешанным населением //Фольклор: комплексная текстология. М., 1998. С. 122–131; Северное Обонежье в свете данных этномузыковедения // Очерки исторической географии: Северо-Запад. Славяне и финны. СПб., 2001. С. 390–408; Традиционные напевы Сегозерья // Деревня Юккогуба и ее округа. Петрозаводск, 2001. С. 307–314; Северная причеть как «диалог» этносов // Народные культуры Русского Севера. Архангельск, 2002. С. 53–58; Два взгляда на проблему межэтнических связей // Народные культуры Русского Севера. Архангельск, 2004. С. 176–185; «Баллада Финна»: Проблема фольклорных истоков // Муз. академия. 2004. №2. С.18–22; Взгляд с Северо-Запада (к 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса) // Муз. академия. 2004. №2. С.91–95; Полиэтнические певческие традиции Карелии как ключ к пониманию культурной целостности «Северо-Запада России» // Первый Всероссийский конгресс фольколористов. Т. III. М., 2006. С.326–336; Жанры «традиционной импровизации» коми в записях А. К. Микушева и П. И. Чисталева // Духовная культура финно-угорских народов России. Сыктывкар, 2007. С. 63–66; Певческая культура Обонежья: опыт выделения центра и периферии // Рябининские чтения–2007. Петрозаводск, 2007. С. 123–125; Проблемы изучения форм этнокультурных взаимодействий в традиционном искусстве Северо-Запада: межнациональный аспект. Юбилейный сборник к 50-летию ПНИЛ музыкальной академии им. Гнесиных. М. 2008; Причитания: к проблеме системного изучения жанров «традиционной импровизации» // Мир традиционной музыкальной культуры: Сб. статей. М., 2008. С.122–138; Музыкально-поэтические импровизации финно-угорских этносов России: опыт структурно-жанровой типологии // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Т. 3. М. 2011. 1,5 п.л.; "Свое" и "чужое" в фольклоре Заонежья: напевы традиционных эпических песен в свете межэтнических взаимодействий // Рябининские чтения 2011, Петрозаводск 2011. 0,3 п.л.; Культура музыкально-поэтической "традиционной импровизации" как область коммуникации: на материале фольклора финно-угорских этносов Северо-Запада России // Laulu kulttuurisena kommunikaationa (Песня как средство культурной коммуникации). Jyväskylä 2011. 1,5 п.л. С. 181-202.

Для энциклопедии «Карелия» написано около 30 статей о композиторах и исполнителях Карелии, музыкальном фольклоре. Т. В. Краснопольская является автором публикаций в журналах «Музыкальная академия» («Советская музыка»), «Музыкальная жизнь», «Punalippu» (на фин. яз.), в газетах «Курьер Карелии» и др.