Татьяна Сергеевна Екименко

Татьяна Сергеевна Екименко – проректор по научной и творческой работе Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова, кандидат искусствоведения, доцент,  член Правления Союза композиторов Карелии, председатель Редакционно-экспертного совета консерватории, заместитель главного редактора научного электронного журнала «Музыкальный журнал Европейского Севера». Работает в Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова с 1994 года.

Обладая ярким педагогическим дарованием, Т. С. Екименко воспитала более 200 специалистов – музыковедов, исполнителей, дирижеров высшей квалификации, работающих в разных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья. Студенты ее спецкласса работают в музыкальных образовательных и концертных организациях России. Многие из них – дипломанты Всероссийских и Международных конференций и фестивалей. Они регулярно выступают на научных внутривузовских, межвузовских, всероссийских, международных конференциях в Москве, Петрозаводске, Красноярске, регулярно публикуют материалы докладов и статьи.

Современное музыкальное творчество – объект пристального внимания и изучения Т.С. Екименко. Ее диссертационное исследование «Особенности композиторского метода Николая Каретникова (на материале додекафонных камерно-инструментальных сочинений)», посвящено насущной и актуальной для современного музыкознания теме – проблеме изучения серийной композиторской техники в отечественной музыке. Круг ее научных интересов включает и проблемы, связанные с современным состоянием музыки Карелии, скандинавских стран и Финляндии. Диапазон научных интересов Екименко широк: от М.И. Глинки до А.С. Белобородова.

Участие Т.С. Екименко в научных конференциях, посвященных этой области музыкального искусства, показывает ее высокий научный и исследовательский потенциал. Екименко Т.С. опубликовала более 40 научных статей и учебно-методических работ, использующихся в учебной практике, и опубликованных в рецензируемых научных журналах списка ВАК (среди них журнал «Проблемы музыкальной науки»). Она регулярно участвует в Международных, Всероссийских и Межвузовских научных, научно-практических конференциях, семинарах в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Петрозаводске, Ростове, Астрахани, Новосибирске, Казани, Минске (всего более 30). Она является оппонентом диссертационных работ и рецензентом целого ряда научных и методических трудов, в том числе журналах списка ВАК. Является автором методики преподавания полифонии, Методологии музыкознания, которые успешно внедряются и функционируют в образовательном поле вузов.

Екименко Т.С. является инициатором инновационного научно-образовательного проекта для студентов Петрозаводской консерватории – Сборника научных работ Opus studiosus. Будучи организатором и научным редактором выпустила 8 сборников, в которых участвовало более 100 человек – лауреатов и дипломантов Международных и Всероссийских симпозиумов, фестивалей и конференций (Москва, СПб, Петрозаводск, В.Новгород, Новосибирск, Красноярск), стипендиатов и номинантов различного уровня. В качестве редактора принимала участие в выпуске десяти различных научных сборников.

Неоднократно проводила мастер-классы, была председателем жюри и членом оргкомитета Международных конкурсов органных дуэтов ORGANO DUO (Петрозаводская консерватория, 2009, 2011, 2013, 2015), Всероссийских фестивалей фортепианных дуэтов PIANO DUO (Петрозаводская консерватория, 2010, 2011, 2012, 2013), Международного симпозиума «Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах (Петрозаводск, 2011). В 2014 году она являлась организатором Российской научно-практической конференции «Современные технологии преподавания в творческом вузе» (Петрозаводская консерватория). Т.С. Екименко является обладателем научного гранта Федерального агентства по культуре и кинематографии «Культура России (2001–2005 гг.)», стипендиатом правительства Республики Карелия на 2012 год, обладателем государственной стипендии Союза композиторов России (2013).

Т.С. Екименко активно занимается просветительской работой. Она – автор значительного количества публикаций в центральной и республиканской прессе (газеты «Санкт-Петербургский Музыкальный Вестник», «Музыкальное обозрение», журналы «Carelia», «Орган», «Музыкальная академия»), статей о событиях консерватории (о международном фестивале «Всероссийские хоровые ассамблеи», «Онежская музыкальная зима» – 2004, 45-летнем юбилее консерватории, юбилее и пленумах Союза композиторов Карелии и т.д.).

Основные работы Т.С. Екименко 

Книги

• Екименко Т. С. О додекафонной музыке Николая Каретникова  / Т. С. Екименко; М-во культуры Рос. Федерации, Петрозав. гос. консерватория им. А. К. Глазунова ; науч. ред. В. И. Нилова. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014. – 151 с.: нот., ил. 

Публикации в научных изданиях
• Екименко Т. С. Одна и та же тема в фугах различных композиторов // Баховский семинар: Статьи и доклады молодых музыковедов. Петрозаводск, ПГК, 1996. С. 39–45.
• Екименко Т. С. О вариационной технике Карла Нильсена на примере его фортепианных вариаций ор.40 // Глазунов, Нильсен, Сибелиус – жизнь, творчество, эпоха. Петрозаводск, 1996. С. 30–31.
• Екименко Т. С. Симфоническая поэма Р. Штрауса «Веселые проделки Тиля Эйленшпигеля» и романтическая поэтика // Проблемы поэтики языка и литературы. Петрозаводск, КГПУ, 1996. С. 149–151.
• Екименко Т. С. К теоретической концепции Петера Фалтина: о значении синтаксических единиц в музыкальном тексте // Междисциплинарный семинар. Петрозаводск, 1998. С. 30–32.
• Екименко Т. С. Развитие традиций старинной музыки в Квинтете ор.29 Н. Каретникова (на примере канонов из финала цикла) // Междисциплинарный семинар. Петрозаводск, 1998. С. 44–46.
• Екименко Т. С. Некоторые специфические преобразования материала в произведениях Н. Каретникова (остинатная интерполяция, поворотная симметрия в Квартете ор.18) // Междисциплинарный семинар – 2. Петрозаводск, 1999. С. 30–34.
• Екименко Т. С. О “твердом” и “рыхлом” в додекафонном тематизме Н. Каретникова // Междисциплинарный семинар – 3. 31 марта – 2 апреля 2000 года: Тезисы докл. Петрозаводск, 2000. С. 51–52.
• Екименко Т. С. О двух канонах в Квинтете ор. 29 Н. Каретникова // Статьи и заметки аспирантов и выпускников консерватории. Петрозаводск, 2000. С. 85–97. 
• Екименко Т. С. Три прелюдии и фуги для арфы Петра Козинского (проблемы цикла и композиции фуги) // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года. Петрозаводск, 2002. С. 89–92.
• Екименко Т. С. Полифония в Пятой и Шестой симфониях Карла Нильсена // XV конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Ч. 2. М., 2004. С. 297–300.
• Екименко Т. С. К восприятию додекафонной темы: за и против // Звукомир художественного текста: Междисциплинарный семинар – 7. Сб. науч. мат. Петрозаводск, 2004. С. 92–97.
• Екименко Т. С. Додекафония Н. Каретникова: от музыки к афоризму // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Москва, 2005. С. 101–104.
• Екименко Т. С. Симфонии датского композитора Карла Нильсена в зеркале времени // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации. Петрозаводск, ПетрГУ, 2005. С.133–136.
• Екименко Т. С. Заметки о полифонической технике в музыке Г. Свиридова // Георгий Свиридов и русская художественная культура XX века. Петрозаводск, 2006. С.80–86.
• Екименко Т. С. Учебные фуги Глинки (по материалам семнадцатого тома Полного собрания сочинений) // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения: Материалы международных научных конференций. Том 1. М., 2006. С.143–147.
• Екименко Т. С. Николай Каретников – известный и неизвестный // Художественный текст: явное и скрытое. IX Всероссийский междисциплинарный семинар: Сб. науч. мат. Петрозаводск, 2007. С. 207–212.
• Екименко Т. С. Сюита Бориса Тищенко “Портреты” для фортепиано в 4 руки как цикл // Piano Duo V: Альманах молодых ученых. Петрозаводск, 2007. С. 13–25.
• Екименко Т. С. Александр Радвилович и его трактовка расширенного фортепиано на примере “De profundis temporum” для двух фортепиано // Piano Duo VI: Альманах молодых ученых. Петрозаводск, 2008. С. 37–44.
• Екименко Т. С. «Музыкальные картинки по мотивам Калевалы» А. Белобородова: от образа к музыкальному воплощению // Piano Duo VII: Альманах молодых ученых. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2009, С. 77–90.
• Екименко Т. С. Полифония смыслов в творчестве А.Белобородова: от монограммы к типу мышления // Композиторская техника как знак: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения Ю.Г.Кона. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2010, С. 313–321.
• Екименко Т. С. Подводя итоги. Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова: 2009-2010 учебный год // Музыкальное обозрение, 07–08.2010 (319–320). С. 21.
• Екименко Т. С. О некоторых особенностях тематизма и формы фуг в цикле «Портреты» для фортепиано в 4 руки Бориса Тищенко // Изучая мир Дмитрия Шостаковича… Сборник статей / Составитель: Г. П. Овсянкина, научные редакторы: Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. СПб: Союз художников, 2011. С. 214–229.
• Екименко Т. С. Итоги и перспективы. Петрозаводская государственная консерватория (академия) им. А.К. Глазунова в 2010–2011 учебном году // Музыкальное обозрение, 07–08.2011 (331–332). С. 32.
• Екименко Т. С. II Международный конкурс Organo Duo // Орган. № 3 [11] / 2011. С. 10–13.
• Екименко Т. С. Выпускники отделения «Теория музыки» Псковского музыкального училища в Петрозаводской консерватории // Материалы III научно-практической конференции: Ученик, учитель, школа. История, традиции и современные тенденции в сфере музыкального профессионального образования. Псков, 2011. С. 6–10.
• Екименко Т. С. Николай Каретников: грани серийности // Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах: Сб. науч. ст. Петрозаводск, 2012. С. 204–211.
• Екименко Т. С. Александр Белобородов «Музыкальные картинки по мотивам Калевалы» // Проблемы музыкальной науки, №1 (10), 2012. С. 258–263.
• Екименко Т. С. Премьеры фортепианных дуэтов в Петрозаводске // Музыкальная академия, 2012, №3. С. 104–105.
• Екименко Т. С. О тотемических образах в балете А.Белобородова «Скала двух лебедей» // Проблемы музыкальной науки, №1 (12), 2013. С. 111–116.
• Екименко Т. С. Балет «Скала двух лебедей»: роман Т. Сумманена в интерпретации А. Белобородова // Текст художественный: грани интерпретации: Сб. науч. ст. по материалам международной конференции / Петрозаводская гос. консерватория им. А.К. Глазунова. Петрозаводск, 2013. С. 344–358.
• Екименко Т. С. Балет «Скала двух лебедей» А. Белобородова: прочтение сюжета в условиях современного музыкального языка // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост. Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013.  C. 51–72.
• Екименко Т. С. Оратория А. Белобородова «Душа и природа» на стихи русских поэтов: от поэтического слова к музыке // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост. Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013. C. 73–90.
• Екименко Т. С. «Музыкальные картинки по мотивам „Калевалы“» А. Белобородова: от образа к музыкальному воплощению // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост.  Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013. C. 98–107.
• Екименко Т. С. Полифония смыслов в творчестве А. Белобородова: от монограммы к типу мышления // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост.  Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013. C. 108–114.
• Екименко Т. С. Петрозаводск – Савонлинна: летние премьеры // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост.  Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013.  C. 203–206.
• Екименко Т. С. От редактора составителя // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост.  Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013. C. 3–7.
• Екименко Т. С. Александр Сергеевич Белобородов: кратко о главном // Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей. Ред.- сост.  Т. С. Екименко. Петрозаводск: Verso, 2013.  C. 9–12.
• Екименко Т. С. Балет «Скала двух лебедей» А. Белобородова: современное прочтение национального сюжета Карелии // Финно-угорская музыкальная культура и современный мир. Материалы Международной научной конференции. Министерство культуры Российской Федерации; Министерство культуры Республики Татарстан; Казанская государственная консерватория (академия) имени Н. Г. Жиганова; Составитель и ответственный редактор Л. А. Федотова. Казань, 2013. С. 167–176.
• Екименко Т. С. О трактовке цикла в оратории А. Белобородова «Душа и природа» на стихи русских поэтов // Музычная культура Беларусі і свету ў навуковым асэнсаванні / склад. В. У. Дадзіёмава; Навуковыя працы Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. Вып. 31. Серыя 1, Беларуская музычная культура. Мінск: УА «Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі», 2014. 307 с.: іл. С. 158–177.
• Екименко Т. С. Серийная композиция Николая Каретникова // Актуальные проблемы теории музыки и современной композиции и исполнительства : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.   Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2014. 248 с. С. 33–43.
• Екименко Т. С. Эпическое начало в балете Сумманена-Белобородова «Скала двух лебедей» // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика : Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 45-летию Астраханской государственной консерватории / гл. ред. – Л. В. Саввина, ред.-сост. – В. О. Петров. Астрахань: ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки», 2014. С. 122–127.
• Екименко Т. С. Эпические образы в балете Сумманена–Белобородова «Скала двух лебедей» // Финно-угорские языки и культуры в социокультурном ландшафте России. Материалы V Всероссийской конференции финно-угроведов. Петрозаводск, 25–28 июня 2014 г. / Редкол.: Н.Г.Зайцев, И.И.Муллонен и др. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2014. С 296–299.
• Екименко Т. С. Союз композиторов Карелии: несколько штрихов к портрету // Творческие союзы на постсоветском пространстве и композиторская деятельность : сборник статей / Ред.-сост. А. М. Цукер. – Ростов/н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2015. С. 97–108.

Методические работы
• Работа с серией в Двух пьесах ор.25 Н. Каретникова (пособие по курсу “Анализ музыкальных произведений”) // Петрозаводск – Санкт-Петербург, 1999. 34 с.
• Об изучении канона на дирижерско-хоровом отделении консерватории (формы работы в курсе сольфеджио) // Петрозаводск, ПГК, 2005. 24 с. 
• Контрапункт строгого стиля в примерах, заданиях и проверочных работах. Хрестоматия для студентов дирижерско-хорового отделения консерватории и для теоретического отделения музыкального училища // Петрозаводск, ПГК, 2007. 34 с.

Научное редактирование и составление
• Opus studiosus I: Сборник статей лауреатов и дипломантов конкурсов студенческих научных работ// Петрозаводск, 2007. 96 с.
• Opus studiosus II: Сборник статей лауреатов и дипломантов конкурсов студенческих научных работ // Петрозаводск, 2007. 96 с.
• Opus studiosus III: Сборник студенческих работ дипломантов и лауреатов студенческих научных работ // Петрозаводск, 2008. 114 с.
• Opus studiosus IV. Сборник статей лауреатов, дипломантов и номинантов конкурсов студенческих научных работ // Петрозаводская государственная консерватория. 2009.
• Искусство игры на медных духовых инструментах: история и практика: сборник статей // Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2009.
• Piano Duo VII: Альманах молодых ученых. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2009.
• Серебряные звуки 2010. Сборник статей научно-практической конференции по проблемам духового исполнительства. Петрозаводская государственная консерватория, 2010.
• Opus studiosus V. Сборник статей лауреатов, дипломантов и номинантов конкурсов студенческих научных работ. Петрозаводская государственная консерватория. 2010.
• Opus studiosus VI. Сборник статей лауреатов, дипломантов и номинантов конкурсов студенческих научных работ. Петрозаводская государственная консерватория. 2011.
• PIANO DUO Х : альманах / под научн. ред.  С.В. Синцовой. Петрозаводск, 2012. Вып. 10. 228 с., ил., нот.
• Opus studiosus VII. Сборник статей лауреатов, дипломантов и номинантов конкурсов студенческих научных работ // Петрозаводская государственная консерватория. 2012.
• Кванц И. И. Опыт наставления по игре на флейте traversiеre / Иоганн Иоахим Кванц ; общ. ред. Т. С. Екименко ; пер. с нем. С. И. Художниковой ; Петрозаводская гос. консерватория (академия) им. А. К. Глазунова. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2012. 416 с. : нот.
• Александр Белобородов: грани творчества: сборник статей / М-во культуры Рос. Федерации, Петрозав. гос. консерватория (академия) им. А. К. Глазунова, Институт традиционной музыки, Союз композиторов России, Союз композиторов Карелии; [ред.-сост. Т. С. Екименко]. Петрозаводск: Verso, 2013. 
• Александр Белобородов Школа игры на хроматическом кантеле по методике Эмилии Страчевской: учеб­но-методическое пособие, 1 – 4-й классы / Александр Белобородов / М-во культу­ры РФ, Петрозав. гос. консерватория (акад.) им. А. К. Глазунова, Ин-т традиц. муз.; Союз композиторов РК ; под общ. ред. Т. С. Екименко, науч. ред. С. В. Косырева. Петрозаводск, 2013. 92 с.
• «Жизнеописание господина Иоганна Иоахима Кванца, составленное им самим», или Автобиография придворного музыканта / Пер. с нем., вступ. статья и коммент. С. И. Художниковой, ред. Т. С. Екименко, Л. А. Купец; Петрозаводская гос. консерватория (академия) им. А.К.Глазунова. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. 2014.
• Opus studiosus VIII : сборник статей лауреатов и дипломантов конкурсов студенческих научных работ. Петрозаводск, 2014. 108 с., нот.
• Останина С. А. История и теория педагогики: учебно-методическое пособие / С. А. Останина; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова». Петрозаводск: Verso, 2015. 112 с.
• Федотов В. М. Основные вопросы методики обучения игре на контрабасе : Учебное пособие для педагогов и студентов высших учебных заведений по дисциплине «Специальный инструмент» направления подготовки 53.05.01 (073201) «Искусство концертного исполнительства». Петрозаводск, 2015. 82 с.