Фартушный
Виталий Петрович

Профессор

Заслуженный деятель искусств Украины (1997)
Заслуженный артист Карелии (1999)

Образование

В 1968 г. окончил Винницкое музыкальное училище им. Н.Д. Леонтовича по классу гобоя Ю.М. Ларионова. В 1973 г. окончил Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по классу гобоя выдающегося гобоиста ХХ столетия В.М. Курлина, в 1975 г. - ассистентуру-стажировку Ленинградской консерватории под руководством В.М. Курлина.

Повышение квалификации

«Современные проблемы исполнительского мастерства учащихся класса духовых и ударных инструментов», «Старинные инструменты в музыкальной практике», «Европейские органные школы», «Система преподавания на отделении духовых инструментов в университете г. Дулута», г. Петрозаводск (март, 2012)

Авторский курс профессора академии им. Яначека (Брно) Ликина Ю.Б. «О современной методике игры на гобое, об интерпретации современных и классических произведений» (апрель, 2013)

«Педагогика и психология высшей школы», г. Петрозаводск (декабрь, 2013)

«Современные образовательные технологии в ВУЗе», г. Петрозаводск (2014)

«Современные технологии в образовании на примере творческого ВУЗа», г. Петрозаводск (2015)

Профессиональная деятельность

В 1980 -  2012 гг. - солист и концертмейстер ведущих творческих коллективов Республики Карелия – симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов – где удостоен ряда престижных оркестровых премий и лауреатских званий. Одновременно – участник духового квинтета педагогов Петрозаводской консерватории (С.В. Пошехов - флейта, В.П. Фартушный - гобой, А.П. Баранцев - кларнет, Л.А. Миронюк - валторна, А.П. Новиков - фагот).

С 1999 по 2001 гг. – первый гобоист - концертмейстер французской ассоциации "Симфонический оркестр граждан Европы". Художественный руководитель – Юго Ренэр.

В настоящеее время – член Ученого Совета Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, председатель жюри Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные звуки» (в номинации «гобой, фагот, саксофон»).    

В Петрозаводской консерватории преподает с 1973 года по настоящее время, ведет следующие дисциплины: "Специальный инструмент", "Ансамбль", "Ансамбль духовых инструментов", "Педагогическая практика", "Изучение оркестровых трудностей", "Изучение концертного репертуара", "Изучение родственного инструмента", "Музыкальное исполнительство и педагогика", "Методика обучения игре на инструменте", "История исполнительского искусства", "История исполнительских стилей", "Изучение педагогического репертуара". Общий стаж работы (по состоянию на 01.09.2016) - 43 года, стаж работы по специальности – 42 года. Подготовил и выпустил 49 гобоистов и 79 специалистов по камерному ансамблю (50 ансамблей). Его выпускники работают в ведущих оркестрах  и учебных заведениях России и Украины, имеют почетные и лауреатские звания. Среди них – лауреаты международных конкурсов Б.В. Сокол (засл. артист России), В.Ю. Шульман (засл. артист Украины), А.В. Подольский, В.А. Иосак,  П.С. Попов,  О.В. Вдовина, В.И. Воинцева; дипломанты международных конкурсов и фестивалей: Д.В. Черевко, И.А. Здоров,  В.А. Хачатуров; засл. работник культуры России В.Б. Журавлев.

Мастерство музыканта и его педагогический опыт получили высокую оценку в отзывах и рецензиях российских и зарубежных дирижеров и деятелей культуры: заслуженного деятеля искусств России проф. Виталия Катаева (Москва), народного артиста Украины Алексея Гуляницкого (Крым), заслуженного деятеля искусств России Эдварда Чивжеля (Карелия - США), Юго Ренэра (Париж), Энио Никотра (Палермо), Героя Украины, поэта и депутата парламента Украины Ивана Драча (Киев), доктора искусствоведения, проф. Игоря Мациевского (Санкт-Петербург), доктора искусствоведения, проф. Бориса Ничкова (Минск), заслуженного  деятеля искусств России, проф. Александра Белобородова (Петрозаводск). 

В.П. Фартушный является автором монографии и трех десятков  научных работ (статей, очерков, учебно-методических пособий и др.) по проблемам духового исполнительского искусства. Cреди них:

  • Фартушный В.П. «Владимир Михайлович Курлин – штрихи к портрету Маэстро». «Музыковедение», 2016, №9, с. 50-55
  • «Золотой гобой Северной Пальмиры». Петрозаводск: Версо, 2014. ISBN 978-5-91997-200-6
  • «Деревянные духовые инструменты: теория, история, архив», (сборник научных работ межвузовский, редактор-составитель В.П. Фартушный, вып.V), П.,ПГК, 2012
  • «Международный конкурс имени А.Рейхи и его значение в развитии духового исполнительства в СССР» (в сборнике «Деревянные духовые инструменты: теория, история, архив», вып.5) П.,ПГК, 2012
  • «Деревянные духовые инструменты: теория, история, архив», (сборник научных работ межвузовский, редактор-составитель В.П. Фартушный,  вып.IV), П.ПГК, 2008 
  • «Солирующий саксофон в симфонической музыке», в соавторстве с А.В. Фартушным (в сборнике «Деревянные духовые инструменты: теория, история, архив», вып.4) П.,ПГК, 2008
  • «Карло Безоцци: штрихи к портрету гобоиста» (в сборнике «Деревянные духовые инструменты: теория, история, архив» вып.IV) П.,ПГК, 2008
  • «Оркестровые соло гобоя в отечественной музыке», в соавторстве с В.К.Кошелевым (учебное пособие) П. ПГК, 2004
  • «Пьесы для духового квинтета» (учебное пособие), вып.II, П.,ПГК, 2003
  • Мациевский И.В. «Духовой квинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота «После расставания», в 5 частях» (вступительная статья и  редакция В.П. Фартушного) П., ПГК, 2003  
  • «К проблеме звучности в творчестве Карло Безоцци»  (в сборнике материалов международного инструментоведческого симпозиума «Музыкант в традиционной и современной культуре») СПб, РИИИ, 2001
  • «Особенности функционирования духового оркестра в традиции Восточного Подолья» (в сб. материалов IY международной конференции) СПб, РИИИ, 2000
  •  «Пьесы для духового квинтета» (учебное пособие), вып.I, П.,ПГК, 2000
  • «Крупнейшие чешские гобоисты в панораме истории – Фиала, Кениг, Гантак» (в сборнике «Деревянные духовые инструменты: теория, история архив», вып.3) П.,ПГК, 1999
  • «До-мажорный концерт Карло Безоцци как художественное явление» (в сборнике «Деревянные духовые инструменты: теория, история, архив», вып. III)П.,ПГК,1999
  • «Интермодальность слухового и нотного начал в традиции ансамблевого духового музицирования районов Восточного Подолья» (в сборнике международной конференции «Инструментоведение: молодая наука») СПб, РИИИ, 1998
  • «Находка антиквара. Концерты для гобоя Карло Безоцци и особенности их исполнительской интерпретации» (в сборнике «Вопросы инструментоведения», вып. III) СПб, РИИИ,1997
  • «Забытое наследие 18 века: Карло Безоцци и его концерты для гобоя» (в сборнике «Деревянные духовые инструменты: теория, история, архив» вып. II) П., ПГК,1996
  • Гошек М. «Введение в проблематику новых возможностей игры на гобое» (в сборнике «Деревянные духовые инструменты: теория, история, архив» вып.  I (перевод с чешского,предисловиекомментарий В.П. Фартушного) П.ПГК, 1992
  • «Концерт для гобоя с оркестром Б.Мартину» (в сборнике «Вопросы исполнительства на духовых инструментах»), Л., ЛОЛГК, 1987