Останина
Светлана Александровна

Начальник учебно-методического управления, заведующий кафедрой музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин, доцент

Музыковед, педагог

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат педагогических наук (2011)
Ученое звание: доцент (2018)
Общий стаж работы: 29 лет (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 29 лет (по сост. на 01.09.2020)

E-mail: svetlana.ostanina@glazunovcons.ru

 

Образование

Сыктывкарское училище искусств (1986-1990) 

Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова по специальности «Музыковедение» (1990-1995) 

Аспирантура Карельского государственного педагогического университета (2009) 

Защита кандидатской диссертации на тему «Формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии»», специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия», 2011).  

Повышение квалификации

  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные вопросы модернизации музыкального образования в России», Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (ноябрь, 2011).
  • Авторский курс доктора искусствоведения, профессора А.Л. Маклыгина, Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (ноябрь, 2011).
  • Авторский курс доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РФ М. В. Карасевой. Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (февраль, 2012).
  • Авторский курс доктора искусствоведения Е. Д. Кривицкой. Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (март, 2012).
  • Авторский курс канд. искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РФ В. А. Екимовского. Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (апрель, 2012).
  • Авторский курс доктора искусствоведения, профессора Т. С. Кюрегян. Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (июнь, 2012).
  • Авторский курс профессора Л. П. Казанцевой. Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (март, 2013).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и психология высшей школы». Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (август, 2013).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и психология профессионального образования». Москва, Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров (ноябрь, 2013).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные технологии в музыкальном вузе». Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (март, 2014).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Оценка студентов». Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (октябрь, 2015).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза». Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (ноябрь, 2015).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Менеджмент образования». Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (февраль, 2016).
  • Программа по повышению уровня подготовки аттестованных / аккредитованных экспертов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Правовые и организационные аспекты осуществления экспертиз в рамках мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования и государственной аккредитации образовательной деятельности. Стратегии обеспечения качества образования». Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (октябрь, 2016).
  • Программа по повышению уровня подготовки аккредитованных экспертов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Подготовка экспертов, привлекаемых к процедурам государственной аккредитации образовательной деятельности». Санкт-Петербург (сентябрь 2017)
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова (октябрь, 2019).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности управления высшими учебными заведениями в современных условиях». Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова (декабрь, 2019)
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (ноябрь, 2020).

Профессиональная деятельность

В разные годы работала методистом в Методическом кабинете Министерства культуры Республики Карелия, преподавателем музыкально-теоретических дисциплин (МОУ «Гимназия №37», ГБОУ РК «Специализированная школа искусств», ГАОУ СПО РК «Петрозаводский педагогический колледж», ФГБОУ ВПО «Петрозаводская государственная консерватория). 

С 2012 года преподает на кафедре гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Ведет курсы «Музыкальная педагогика в общеобразовательных учреждениях» (бакалавриат), «Педагогика высшей школы» (аспирантура и ассистентура-стажировка); осуществляет научное руководство дипломными работами и рефератами студентов.

Ученики

Дипломные работы

Бакалавриат, магистратура

  • Анцева В.П. Формирование и развитие навыка чтения нот с листа на уроках фортепиано у учащихся младших классов ДМШ (2018).
  • Шмелёва Т.С. Использование активных методов обучения детей младшего школьного возраста на уроках музыкальной литературы в ДШИ (2018).
  • Меркушина А.А. Развитие музыкального слуха у детей среднего школьного возраста на уроках сольфеджио в ДМШ (2018).
  • Алимова Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях занятий в хоровой студии (2019).
  • Анцева В.П. Формирование педагогической компетентности студентов консерватории в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения» (2020).

Научные труды. Издания. Публикации

Книги. Учебные и методические пособия

  • Формирование творческого стиля деятельности школьников в художественно-эстетическом образовательном пространстве гимназии: монография. / С.А. Останина, Н.Н. Шевченко. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 229 с.
  • Творчество: образовательные стратегии: учебно-методическое пособие по эстетическому воспитанию / Е.В.Птицына, С.А. Останина, Н.А.Саволайнен, Н.А.Хайкара. Петрозаводск: Verso, 2013. 138 с.
  • История и теория педагогики: учебно-методическое пособие. Петрозаводск: Verso, 2015. 112 с.
  • Педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие. Петрозаводск: Verso, 2016. 48 с.
  • Музыкальная педагогика в общеобразовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. Петрозаводск: Verso, 2017. 48 с.

Публикации в научных изданиях

  • Игра как средство формирования творческого мира ребёнка // Игра как сфера социализации личности ребёнка: материалы научно-практической конференции. Петрозаводск, 2002. С. 40–43. 
  • Содержание учебного плана музыкального образования гимназии // Психолого-педагогическое обеспечение инновационных процессов в гимназии: сборник научных трудов. Москва-Петрозаводск, 2005. С.116–121.
  • Развитие творческого потенциала ребёнка через комплекс предметов музыкально-эстетического цикла // Развитие творческого потенциала личности ребёнка. Инновационные модели и технологии в педагогической деятельности: сборник научных трудов. – Петрозаводск, 2006. С. 143–145. 
  • Развитие творческого стиля деятельности школьников в контексте личностно-ориентированного образования // Инновационные технологии и качество современного образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Петрозаводск: КГПУ, 2007. С. 122–129.
  • Формирование творческого стиля деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного образования (на предметах художественно-эстетического цикла) // Психолого-педагогические проблемы организации личностно-ориентированной школы: сборник научных трудов. Москва, 2008. С. 31–36. 
  • Организация учебно-творческой деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: научно-методический журнал. 2009. Т. 15. № 3. С. 378–382. 
  • Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: научно-методический журнал. 2009. Т. 15. № 2. С. 438–442. 
  • Развитие творческих способностей обучающихся в процессе художественно-эстетического образования // Образование и саморазвитие: научный журнал. 2009. № 1 (11). С. 23–28.
  • Формирование креативной позиции школьников в условиях творчески-ориентированной художественно-эстетической среды гимназии // Основные задачи развития региональных и муниципальных педагогических систем в условиях модернизации образования: по материалам Республиканских педагогических чтений «Инновационная среда как фактор развития образования». Петрозаводск: ГОУ ППК, 2010. С. 106–110. 
  • Формирование творческого стиля деятельности как основы творческого развития личности ребёнка // Развитие творческого потенциала личности ребёнка. Инновационные технологии в педагогической деятельности: сборник научных трудов. Петрозаводск: КГПА, 2010. С. 127–134. 
  • Формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии // Столичное образование: научный журнал. № 22. Петрозаводск, 2010. С. 20–23.
  • Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыки // Воспитание духовности и любви к Отечеству: наука, образование, культура, религия: сборник научных трудов. Петрозаводск: АУ РК «Издательский дом «Карелия», 2010. С. 217–218.
  • Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии // Молодой ученый: научный журнал. 2011. Т. 2. № 4 (27). С.108‒110. 
  • Модель формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 15. Казань: ТГПУ, 2011. С. 178–180.
  • Творческий стиль художественно-эстетической деятельности: сущность и структура // Молодой ученый: научный журнал. 2012. Т. 2. № 2 (37). С. 283‒286.
  • Художественно-творческая деятельность школьников в образовательном пространстве современной гимназии // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». 2012. ART 1214. Февраль. URL:http://www.covenok.ru / koncept/2012/1214.htm.
  • Ориентация обучающихся на творчество в процессе художественного образования // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа (Казань, 30 марта 2012). Казань: Центр инновационных технологий, 2012. С. 521‒524. 
  • Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 13‒16. 
  • Ретроспективный анализ проблемы творчества в междисциплинарном контексте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 175–185.
  • Анализ проблемы творческих способностей в контексте междисциплинарных исследований // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 1. С. 142‒153.
  • Организация самостоятельной работы студентов творческих вузов в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (91). С. 68‒73.
  • Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. 2015. № 4 (апрель). ART 15096. URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm.
  • Современные педагогические технологии в образовательном процессе вуза: история, теория, практика // Современные технологии преподавания в творческом вузе: сб. ст. Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2015. С. 15‒22.
  • К вопросу о сущности и структуре понятия «творческий стиль художественно-эстетической деятельности» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 170‒180.
  • Использование педагогических технологий в системе высшего музыкального образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. 2015. № 2. С. 134–143.
  • Особенности интерактивного обучения студентов консерватории в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании (на примере преподавания музыкальных дисциплин) / С.А. Останина, А.С. Белобородов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. 2015. № 1. С. 35–44.
  • Особенности использования педагогических технологий в системе высшего образования / С.А.  Останина, Е.В. Птицына // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: научный журнал. 2015. № 10. С. 141‒145.
  • Модель формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (99). С. 34‒41.
  • Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей-музыкантов в условиях образовательного процесса творческого вуза // Европейский журнал социальных наук: научный журнал. 2016. № 1. С. 259‒272.
  • Исследование эффективности формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Том 4. № 2. URL: http: //mir-nauki.com/PDF/38PDMN216.pdf.
  • Педагогические компетенции студентов в условиях реализации высшего музыкального образования // Alma mater(Вестник высшей школы): научный журнал. 2016. № 6. С. 56‒62.
  • Психолого-педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов в образовательном пространстве творческого вуза // Современные технологии в образовании на примере творческого вуза. Петрозаводск: VPPrint, 2016. С. 79‒92.
  • Формирование педагогической компетентности будущего учителя на основе принципа преемственности / С.А.  Останина, Е. В. Птицына // Школа будущего: научно-методический журнал. 2016. № 3. С. 58‒69.
  • Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов / С. А.  Останина, Е.В. Птицына // Педагогика и психология образования: научный журнал. 2016. № 4. С. 70‒78.
  • Условия обучения иностранных студентов в системе высшего образования // Современные технологии в обучении иностранных студентов: сб. ст. Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2017. С. 54‒63.
  • Модернизация высшего образования в контексте перехода к федеральным государственным стандартам четвертого поколения / С. А.  Останина, Е.В. Птицына // Успехи современной науки и образования: международный научно-исследовательский журнал. 2017. Том 1, № 3. С. 106‒111.
  • Особенности организации педагогической практики студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода / С. А.  Останина, Е.В. Птицына // Человеческий капитал: научно-практический журнал. 2017. № 5. С. 63‒67.
  • Подготовка кадров высшей квалификации в условиях модернизации образования в творческом вузе // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. № 3. URL:  http://mir-nauki.com/PDF/03PDMN317.pdf.
  • Особенности организации обучения иностранных студентов в вузе: проблемы и возможные пути их решения / С. А.  Останина, Е.В. Птицына // Преподаватель XXI век. Москва: МПГУ, 2017. С. 142‒156.
  • Культуровоспитывающая среда вуза как важный фактор профессиональной подготовки будущего учителя / С. А. Останина, Е.В. Птицына // Перспективы науки и образования: международный электронный научный журнал. 2018. № 2. С. 40‒47.
  • Развитие творческой личности будущего учителя в культуровоспитывающей среде вуза в процессе внеучебной художественно-эстетической деятельности / С. А.  Останина, Е.В. Птицына // Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4. № 2. С. 140‒146.
  • Современные образовательные технологии в вузе: обобщение теоретического и практического опыта / С. А.  Останина, Е.В. Птицына // Проблемы современного образования: научно-информационный-журнал. 2018. № 6. С. 150‒158.
  • Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. №. 5. URL:  https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN519.pdf.
  • Реализация компетентностного подхода в условиях введения стандартов третьего поколения / С.А. Останина, Е.В. Птицына // Современные подходы в системе высшего образования на примере творческого вуза: сб. ст. Петрозаводск: VPPrint, 2020. С. 24‒33.
  • Организация обучения иностранных студентов в вузе на примере преподавания гуманитарных дисциплин / Д.И. Воронин, С. А. Останина, Е.В. Птицына // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (149). С. 89‒96.

Научное редактирование и составление сборников

  • Современные технологии преподавания в творческом вузе: сб.ст. Петрозаводск: ПетрГУ, 2015. 211 с.
  • Современные технологии в образовании на примере творческого вуза: сб. статей. Петрозаводск: VPPrint, 2016. 405с
  • Современные технологии в обучении иностранных студентов: материалы и статьи Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в обучении иностранных студентов». Петрозаводск: ПетрГУ, 2017. 286 с.
  • Современные подходы в системе высшего образования на примере творческого вуза: материалы и статьи Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы в системе высшего образования (на примере творческого вуза)», 6–7 декабря 2018 года. Петрозаводск: VPPrint, 2020. 336 с.

Участие в конференциях 

С 2000 по 2005 г. ежегодно участвовала в проведении лекций, семинаров, мастер-классов, открытых уроков для учителей музыки г. Петрозаводска и Республики Карелия на базе ГОУ РК «Институт повышения квалификации работников образования».

  • Республиканская конференция «Ярмарка педагогических технологий педагогов города Петрозаводска» (март, 2004).
  • Республиканская конференция «Реализация концепции музыкального образования в Гимназии личностно-ориентированного образования» (октябрь, 2006).
  • Республиканская научно-практическая конференция «Развитие творческого потенциала личности. Инновационные модели и технологии в педагогической деятельности» (2007, 2009).
  • Окружные педагогические чтения «Ребенок в пространстве школы» (2009).
  • IV Молодежный форум «Талантливая молодежь – будущее России» (2009).
  • Международный научно-общественный конгресс «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве» (2009).
  • Республиканские педагогические чтения (апрель, 2010).
  • Республиканская научно-практическая конференция «Модернизация образования: современные методы и технологии обучения» (2010).
  • I Международная научно-практическая конференция, посвященная 135-летию Казанского педагогического колледжа (ноябрь, 2012).
  • III Международная заочная научная конференция Теория и практика образования в современном мире. Доклад: «Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса». Санкт-Петербург (май, 2013).
  • Вузовская научно-практическая конференция «Современные педагогические технологии в вузе». Петрозаводская гос. консерватория имени А. К. Глазунова (март, 2014). Доклад «Организация самостоятельной работы студентов консерватории в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения» 
  • II Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии преподавания в творческом вузе». Петрозаводская гос. консерватория имени А. К. Глазунова (декабрь, 2014). Доклад «Современные педагогические технологии в вузе: история, теория, практика».
  • III Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в образовании на примере творческого вуза». Петрозаводская гос. консерватория имени А. К. Глазунова (декабрь, 2015). Доклад «Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей-музыкантов в условиях образовательного процесса творческого вуза».
  • Международная научная конференция «Гуманитарные науки и современность». Москва (январь, 2016). Доклад «Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей-музыкантов в условиях образовательного процесса творческого вуза». 
  • IV Всероссийская научно-практическая конференция «Современные образовательные технологии в обучении иностранных студентов». Петрозаводская гос. консерватория имени А. К. Глазунова (декабрь, 2016). Эксперт дискуссионной площадки «Особенности обучения иностранных студентов в творческом вузе».
  • V Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии: Опыт. Приоритеты. Практика применения». Петрозаводская гос. консерватория имени А. К. Глазунова (ноябрь, 2017). Доклад «Обобщение опыта теоретической и практической деятельности преподавателей консерватории» (ноябрь, 2017). 
  • VI Всероссийская научно-практическая конференция «Современные подходы в системе высшего образования (на примере творческого вуза)». Петрозаводская гос. консерватория имени А. К. Глазунова (декабрь, 2018). Доклад «Современные подходы к обучению в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения».

Работа в составе жюри

  • X Международный фестиваль-конкурс юных композиторов им. А.С. Белобородова «Музыка – моя душа» (МБОУ ОД ПГО «Детская музыкально-хоровая школа», 15‒16 февраля 2019, член жюри).
  • I Конкурс научных докладов «Перспективы развития гуманитарных наук в творческом вузе: взгляд студентов» (Петрозаводская государственная консерватория, 1 апреля 2019, член жюри).

Благодарственные письма, награды

  • Почетная грамота Городского управления образования (1998).
  • Почетная грамота города Петрозаводска (2001).
  • Благодарственное письмо Комитета по образованию Администрации г. Петрозаводска (2001).
  • Грамота Управления культуры Администрации г. Петрозаводска (2003).
  • Почетная грамота Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия (2004).
  • Благодарственное письмо Администрации г. Петрозаводска (2008).
  • Благодарственное письмо Администрации Петрозаводского городского округа (2009, 2010).
  • Грамота МОУ «Гимназия № 37» г. Петрозаводск (2008, 2009, 2010).
  • Благодарственное письмо Министерства образования Республики Карелия (2010) 
  • Благодарственное письмо Администрации Детской музыкально-хоровой школы (2010, 2011) 
  • Благодарственное письмо Администрации Петрозаводского городского округа (2011) 
  • Благодарственное письмо МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Апатиты (2013) 
  • Благодарственное письмо Управления культуры Администрации Петрозаводского городского округа (2019).