Птицына
Елена Викторовна

Доцент

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат педагогических наук (2008)
Ученое звание: доцент (2010)
Общий стаж работы: 18 лет (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 18 лет (по сост. на 01.09.2020)

 

 

 

Образование

Карельский государственный педагогический университет (1995‒2000).

Аспирантура Карельского государственного педагогического университета (2003‒2008).

Защита кандидатской диссертации на тему «Эстетическое воспитание студентов образовательного комплекса на основе принципа преемственности», научная специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» (Карельский государственный педагогический университет, 2008).

Повышение квалификации 

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Совершенствование основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС в педагогическом вузе», Петрозаводский государственный университет (март, 2013).

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные и воспитательные технологии в системе высшего образования в условиях реализации ФГОС ВО», Московский центр дистанционного образования «Бакалавр-Магистр» (октябрь, 2017).

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Технологии электронного обучения (платформа Moodle)», Петрозаводский государственный университет (апрель, 2018).

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Информационно-образовательная среда образовательной организации высшего образования», Петрозаводский государственный университет (апрель, 2019).

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагогика высшего образования», Петрозаводский государственный университет (октябрь, 2019).

Педагогическая деятельность

С 2014 года преподает на кафедре гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова. 

Ведет дисциплины «История и теория педагогики» (бакалавриат, специалитет), «Основы научных исследований по педагогике» (бакалавриат), «Организационные основы системы профессионального образования» (магистратура), «Педагогика высшей школы» (аспирантура, ассистентура-стажирвка).

Ученики

Выпускные квалификационные работы 

Бакалавриат

  • Жиганова К.А. Развитие музыкального восприятия обучающихся вокально-хоровой студии через подбор песенного репертуара (2019).
  • Грабовенко Е.Ф. Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках музыки (2020).

Научные труды. Издания. Публикации

Книги. Учебные и методические пособия. 

  • Преемственность в эстетическом воспитании студентов педагогического вуза: монография. Петрозаводск: VERSO, 2010. 141с.
  • Творчество: образовательные стратегии: учебно-методическое пособие. Петрозаводск: VERSO, 2013. 138с.
  • Дидактическое обеспечение уроков технологии: виды, характеристика, особенности: ученое пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2015. 44 с.
  • Организация педагогической практики студентов вуза в условиях реализации ФГОС: ученое пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2017. 36 с.

Публикации в научных изданиях 

  • К вопросу о проблеме преемственности эстетического воспитания в разноуровневых образовательных систем // Опыт исследования актуальных вопросов обучения и воспитания в школе и вузе. Петрозаводск, 2004. С. 271‒277.
  • Преемственность в развитии художественного творчества студентов на этапах начального и высшего профессионального образования // Преемственность разных ступеней системы образования. Мурманск, 2005. Т. 3. С. 53‒55.
  • Профессионально-личностная модель специалиста в контексте непрерывного образования // Образование и бизнес: предпринимательский подход в обучении как фактор социальной адаптации молодежи. Петрозаводск, 2006. С. 43‒48.
  • Особенности профессионально-педагогической подготовки кадров в системе «профессиональное училище – вуз» // Образовательная политика региона: молодежь и рынок труда. Петрозаводск, 2006. С. 84‒88.
  • Преемственность в профессиональном становлении будущего специалиста // Университеты в начале XXI века: актуальные вопросы научных исследований. Петрозаводск, 2006. Т. 2. С. 121‒124.
  • Национальный компонент в поликультурном образовании // Развитие творческого потенциала личности ребенка. Инновационные модели и технологии в педагогической деятельности: материалы региональной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2006. С. 91‒94.
  • Преемственность эстетического воспитания между начальным профессиональным и высшим профессиональным образованием // Конфликты в образовательной среде. Санкт Петербург, 2006. С. 171‒175.
  • Реализация межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки учителя технологии // Современные тенденции профессионального и технологического образования в вузе и школе. Мурманск, 2007. Т. 1. С. 5‒8.
  • Сущность понятия преемственность // Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых «Педагогическое терминоведение». Санкт Петербург, 2007. С. 93‒97.
  • Реализация преемственных связей в образовательном комплексе «Технология» // Технологическое образование и вызовы современной экономики. Петрозаводск, 2007. С. 135‒141.
  • Культурологический подход в формировании личности будущего специалиста // Инновационные технологии и качество современного образования. Петрозаводск, 2007. С. 93‒98.
  • Приобщение будущего учителя технологии к национальной культуре // Этнокультурный компонент в профессиональной подготовке студентов и учащихся. Петрозаводск, 2007. С. 74‒78.
  • Моделирование и реализация преемственных связей в эстетическом воспитании студентов образовательного комплекса «Технология» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика. Кострома, 2007. Т. 13. № 4. С. 98‒109.
  • Подготовка будущего учителя технологии в области декоративно-прикладного творчества // Проблемы и перспективы современного технологического и профессионального образования в XXI веке. Мурманск, 2008. Т. 1. С. 19‒22.
  • Непрерывное профессиональное образование как фактор повышения качества профессиональной подготовки специалиста // Профессиональное образование как ресурс инновационного развития экономики региона. Петрозаводск, 2009. С. 131‒136.
  • Приобщение студентов к культурным ценностям средствами декоративно-прикладного творчества // Рябининские чтения – 2011. Петрозаводск, 2011. С. 540‒542.
  • Современные подходы к эстетическому воспитанию студентов педагогического вуза // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Казань, 2012. С. 298‒300.
  • Декоративно-прикладное творчество как средство обогащения культурно-воспитывающей среды факультета технологии и предпринимательства // Современные тенденции профессионального образования в XXI веке. Мурманск, 2012. С. 30‒33.
  • Культурологическая составляющая в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Вестник Костромского университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19. № 3. С. 87‒90. 
  • Культурологическая составляющая в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 3. С. 86‒89.
  • Формирование толерантности студентов педагогического вуза в процессе поликультурного образования // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире. Уфа, 2013. С. 157‒162.
  • К вопросу о сущности художественно-эстетической деятельности студентов вуза // Проблемы и перспективы непрерывного педагогического образования: материалы конференции ИПП. Петрозаводск: ПетрГУ, 2014. С. 131‒134. 
  • Реализация культурологического подхода в эстетическом воспитании студентов педагогического вуза // Наука и Мир. 2014. № 1 (5). С. 316‒318. 
  • К вопросу о поликультурном воспитании студентов педагогического вуза // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (28 февраля 2014 года. – Ч. 1. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. С. 121‒124.
  • Формирование педагогических ценностей в культуровоспитывающей среде образовательных учреждений // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 8 (2). С. 43‒51. 
  • Особенности использования педагогических технологий в системе высшего образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 10. С. 141‒146 (в соавторстве с Останиной С. А.).
  • Особенности проведения мастер-классов в технологическом образовании // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. Чебоксары, 2015. С. 114‒117.
  • Ценности профессиональной деятельности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2015. №2-2. С. 401‒405. 
  • Теоретические аспекты педагогического сопровождения студентов вуза в процессе эстетического воспитания // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сборник статей III международной научно-практической конференции, Одинцовских психолого-педагогических чтений (21 февраля 2015 года). Москва: Изд-во: «Перо», 2015. С. 540‒544.
  • Анализ современных подходов к профессиональной подготовке учителя // Школа Будущего. 2015. № 4. С. 29‒36.
  • Формирование педагогических компетенций будущих преподавателей // Современные технологии в образовании на примере творческого вуза: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции 10‒11 декабря 2015. Петрозаводск: VPPrint, 2016. С. 99‒105.
  • Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов // Педагогика и психологи образования. 2016. № 4. С. 70‒78. (в соавторстве с Останиной С. А.).
  • Формирование педагогической компетентности будущего учителя на основе принципа преемственности // Школа Будущего. 2016. № 3. С. 58‒69. (в соавторстве с Останиной С. А.).
  • Условия обучения иностранных студентов в системе высшего образования // Современные технологии в обучении иностранных студентов: Материалы и статьи Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в обучении иностранных студентов», 8‒9 декабря 2016 года. Петрозаводск, 2017. С. 54‒63. 
  • Культуровоспитывающая среда как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сборник статей международной научно-практической конференции. Москва, 2017. С. 177‒182. (в соавторстве с Останиной С. А.).
  • Особенности профессиональной подготовки будущего учителя в процессе художественно-эстетической деятельности // Образование и качество жизни. 2017. № 1. С. 33‒37.
  • Подготовка кадров высшей квалификации в условиях модернизации образования в творческом вузе // Мир науки. 2017. Т.5. Вып.3. №.3. 
  • Особенности организации обучения иностранных студентов в вузе: проблемы и возможные пути их решения // Преподаватель 21 век. 2017. Вып.1. № 4. С. 132‒141. (в соавторстве с Останиной С. А.).
  • Особенности организации педагогической практики студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода // Человеческий капитал. 2017. № 5 (101). С. 63‒67. (в соавторстве с Останиной С. А.).
  • Современные образовательные технологии в вузе: обобщение теоретического и практического опыта // Проблемы современного образования. 2018. № 6. С. 73‒82 (в соавторстве с Останиной С. А.).
  • Модернизация высшего образования в контексте перехода к федеральным государственным стандартам 4 поколения // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. № 3. С. 106‒112. (в соавторстве с Останиной С. А.).
  • Культуровоспитывающая среда вуза как важный фактор профессиональной подготовки будущего учителя // Перспективы Науки и Образования: Международный электронный научный журнал. 2018. № 2 (32). С. 40‒47. 
  • Развитие творческой личности будущего учителя в культуровоспитывающей среде вуза в процессе внеучебной художественно-эстетической деятельности // Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. № 2. С. 140‒146. (в соавторстве с Останиной С. А.).
  • Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. Т. 7. С. 1‒12.
  • Реализация компетентностного подхода в условиях введения стандартов третьего поколения // Современные подходы в системе высшего образования на примере творческого вуза: материалы и статьи Всероссийской научно-практической конференции 6‒7 декабря 2018 года. Петрозаводск: VPPrint, 2020. С. 24‒34 (в соавторстве с Останиной С. А.).
  • Становление и развитие технологического образования в системе высшего образования Республики Карелия // Актуальные вопросы технологического и художественного образования. Вып. 1. Междисциплинарные исследования в технологическом и художественном образовании. Петрозаводск, 2020. С. 4‒9. 
  • Особенности профессиональной подготовки дизайнеров в высшей школе // Актуальные вопросы технологического и художественного образования. Вып.1. Междисциплинарные исследования в технологическом и художественном образовании. Петрозаводск, 2020. С. 9‒15. 
  • Организация обучения иностранных студентов в вузе на примере преподавания гуманитарных дисциплин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета: научный журнал. 2020. № 6 (149). С. 89‒97 (в соавторстве с Останиной С. А., Ворониным Д. И.).

Научное редактирование и составление сборников 

  • Современные подходы в образовании: искусство, технология, дизайн: сборник статей региональной научно-практической конференции «Современные подходы в образовании: искусство, технология, дизайн» / отв.ред.и сост. Е.В.Птицына. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2018. 89 с.
  • Инженерно-технологическое образование: проблемы и перспективы: сборник статей научно-практической конференции (12 декабря 2018 г.) / отв.ред.и сост. Е.В.Птицына. –Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2019. 119 с.
  • Актуальные вопросы технологического и художественного образования: сборник статей / отв. ред. и сост. Е. В. Птицына. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2020. 57 с.
  • Современные подходы в системе высшего образования на примере творческого вуза: материалы и статьи Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы в системе высшего образования (на примере творческого вуза)», 6–7 декабря 2018 года. Петрозаводск: VPPrint, 2020. 336 с.

Участие в конференциях 

  • Всероссийская заочная научно-практической конференции «Достижения и перспективы развития профессионального образования». Челябинск, 10‒11 марта 2014.
  • Российская научно-практическая конференция «Современные технологии преподавания в творческом вузе». Петрозаводск, Петрозаводская государственная консерватория, 3‒4 декабря 2014.
  • Научно-практическая конференция «Инженерно-технологическое образование: проблемы и перспективы». Петрозаводск, ПетрГУ, 12 декабря 2018.
  • Региональная научно-практическая конференция «Современные подходы в образовании: искусство, технология, дизайн». Петрозаводск, ПетрГУ, 15 декабря 2017.

Работа в составе жюри

  • Научно-исследовательская конференция школьников «Будущее Карелии», (ПетрГУ, 2013, 2014, член жюри).
  • Научно-исследовательская конференция школьников «Будущее Карелии», (ПетрГУ, 2015 председатель жюри).
  • Республиканский фестиваль педагогического творчества среди преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций системы СПО РК– 2017 (Министерство образования РК, 2‒23 марта 2017, член жюри).
  • Республиканский конкурс педагогического мастерства преподавателей системы СПО РК – 2018 (Министерство образования РК, 2‒23 марта 2018, член экспертной группы).
  • 71 Всероссийская (с международным участием) научная конференция обучающихся и молодых ученых Института педагогически и психологии ПетрГУ секция «Актуальные проблемы современного образования и векторы их решения» (ПетрГУ, 24 апреля 2019, член жюри).
  • Республиканский конкурс педагогического мастерства преподавателей и мастеров системы СПО РК – 2019 (Министерство образования РК, 2‒23 марта 2019, член экспертной группы).
  • Межрегиональный конкурс педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения системы СПО – 2020 (Министерство образования РК, 2‒23 ноября 2020, эксперт).

Благодарственные письма, награды

  • Почетная грамота Карельского государственного педагогического института (2007).
  • Почетная грамота Карельской государственной педагогической академии (2012).
  • Почетная грамота Петрозаводского государственного университета (2020).