Пулькин
Максим Викторович

Доцент

Должность: доцент
Ученая степень: кандидат исторических наук (1995)
Ученое звание: нет
Общий стаж работы: 25 лет (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 25 лет (по сост. на 01.09.2020)

E-mail: maxim.pulkin@glazunovcons.ru

 

 

Образование

Петрозаводский государственный университет (1985‒1992).

Аспирантура Санкт-Петербургского института истории (1992‒1995).

Защита кандидатской диссертации на тему «Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине XVIIIв.», специальность 07.00.02 Отечественная история (Санкт-Петербургский институт истории, 1995).

Повышение квалификации 

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Оценка студентов». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова (июнь 2014)

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Информационно-образовательная среда образовательной организации высшего образования». Петрозаводский государственный университет (октябрь, 2019).

Повышение квалификации в рамках учебного курса «Введение в Memory studies». Благотворительный фонд Егора Гайдара (июль, 2020).

Педагогическая деятельность

С 1996 по 2000 г. – старший преподаватель Карельского государственного педагогического университета. 

С 2004 г. по 2012 г. – доцент кафедры культурологии Петрозаводского государственного университета и кафедры гуманитарных дисциплин Карельского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. 

С 2013 года по наст. время преподает на кафедре гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова. Ведет дисциплину «История» у студентов всех специальностей и направлений подготовки.

С 2019 года – доцент кафедры экономики, управления производством и государственного и муниципального управления Петрозаводского государственного университета.

Научные труды. Издания. Публикации

Книги

  • Олонец. Историко-краеведческие очерки в двух частях. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. 393 с. (в соавторстве).
  • Православие в Карелии (XV – первая треть XX в.). M.: Круглый год, 1999. 106 с. (в соавторстве).
  • История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск: Периодика, 2001. 944 с. (Глава «Карелия в XVIII–первой половине XIX в.»).
  • Петрозаводск. Хроника трех столетий. 1703–2003. Петрозаводск: Периодика, 2002. 512 с. (в соавторстве).
  • История Петрозаводска: власть и горожане. Коллективная монография. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008. 375 с. (в соавторстве).
  • История и культура Сямозерья. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 816 с. (в соавторстве).
  • Православный приход и власть в середине XVIII – начале ХХ века (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. 422 с. 
  • Самосожжения старообрядцев в середине XVII–XIX вв. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2013. 336 с.

Публикации в научных изданиях

  • Эволюция религиозных представлений обитателей Выговского старообрядческого общежительства в XVIII в. // Боровский краевед. Боровск, 1991. C. 16‒23. 
  • Выгореция в системе Российской империи XVIII в. (к вопросу об эволюции взаимоотношений старообрядческой общины и государства) // Актуальные проблемы истории дореволюционной России. СПб., 1992. C. 57‒63. 
  • Жильбер Ромм у выговских раскольников // Краевед Карелии. Петрозаводск, 1990. C. 148‒159.
  • Г.P. Державин и выговские старообрядцы // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Петрозаводск, 1994. C. 77‒80. 
  • Олонецкий крестьянин Севастьян Вонифатьев ‒ депутат Уложенной комиссии 1767‒1768 гг. // Новое в изучении истории Карелии. Сб. научных трудов. Петрозаводск, 1994. С. 28‒37.
  • Заполнение церковных вакансий в Олонецкой епархии во второй половине XVIII в. // Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. C. 56‒57. 
  • Имущество сельских приходских церквей Олонецкой епархии в XVIII в.: источники формирования и способы распоряжения // Церковная археология: СПб.; Псков, 1995. Вып. 26. Ч. III. C. 34‒35. 
  • Сельский храм // Север. 1995. № 8. C. 149‒160.  
  • Строительство сельских церквей во второй половине XVIII в. (по материалам сельских приходов Олонецкой епархии) // Вестник Псковского вольного университета. 1995. № 4–6. C. 87‒92. 
  • Традиции внебогослужебного использования церковных зданий в XVIII в. // Секуляризационные процессы и христианская цивилизация. СПб., 1995. C. 26‒27.
  • Городские и сельские приходы в конце XVIII в.: опыт сравнительного изучения (по материалам Олонецкой епархии) // Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и в раннее новое время. M., 1996. C. 227‒230. 
  • Светская и церковная администрация в Олонецкой губернии в конце XVIII в. // Государственное управление и местное самоуправление на Европейском Севере: Исторический опыт и современность. Петрозаводск, 1996. C. 13‒14. 
  • Деятельность секты «ушковайзет» («oйкийe кpиcтиттy») в Ухтинском приходе в конце XIX в. (по материалам епархиальной печати) // Традиционная культура финно-угров и соседних народов. Петрозаводск, 1997. C. 109‒111. 
  • Приходы Заонежья во второй половине XVIII в. // Рябининские чтения: Cб. докладов. Петрозаводск, 1997. C. 279‒285. 
  • Старообрядчество и «господствующая церковь» в Карелии: опыт сосуществования (вторая половина XVIII в.) // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. Петрозаводск: ПетрГУ, 1997. C. 57‒59. 
  • Heikkoja kirkollisessa ja vahvoja lahkolaiskristillisyydessä // Carelia. 1997. No. 1. S. 76‒83. 
  • Ребольский край. Исторический очерк. Петрозаводск, 1999. 20 с. 
  • Духовенство и прихожане города Олонца в XIX в. // Oлoнцy-350: М-лы науч. конф. Олонец, 1999. C. 55‒58. 
  • Записка C.Ю. Витте о положении русской церкви и Отзыв Олонецкой духовной консистории о реформировании прихода (опыт сравнительного изучения) // C.Ю. Витте ‒ выдающийся государственный деятель России: М-лы нayч. конф. СПб., 1999. C. 91‒95.
  • Избрание священно- и церковнослужителей в Тобольской и Олонецкой епархиях во второй половине XVIII в. // Этнокультурная история Урала XVI‒XX вв. Екатеринбург, 1999. C. 160‒162. 
  • Конфликты духовенства и прихожан в XVIII‒XIX вв.: условия и причины возникновения (по материалам Олонецкой епархии) // История российского быта: М-лы нayч. конф. СПб., 1999. C. 40‒42.
  • Этнокультурная специфика религиозной жизни Олонецкой епархии в ХVIII ‒ начале XX в. // Этнос. Ландшафт. Культура: М-лы нayч. конф. СПб., 1999. C. 88‒93.
  • «Aunuksenkarjalan avainta» etsimässä // Carelia. 1999. Nо. 11. S. 58‒61.
  • Коммуникативный статус приходского священника в XVIII в. (по материалам архивов консисторий и Синода) // Культурное наследие народов Сибири и Севера: M-лы Сибирских чтений. СПб., 2000. C. 295‒297. 
  • Кондопожский приход в конце XVIII в. // Koндoпoжcкий край в истории Карелии и России: М-лы IIIкраеведческих чтений, посвященных памяти C.B. Шeжeмcкoгo. Петрозаводск; Кондопога, 2000. C. 149‒153. 
  • «Kopeльcкиe приходы» православной церкви в Кемском уезде (вторая половина XIX ‒ начало XX в.) // Исторические судьбы Беломорской Карелии. Петрозаводск, 2000. C. 26‒36. 
  • Межэтническое взаимодействие в православных приходах Олонецкой епархии: пути и формы преодоления языкового барьера (XVIII ‒ начало ХХ в.) // Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. 2000. № 1. С. 275‒290.
  • Олонецкая епархия в период великих реформ 1860‒1870 гг. // Православие в Карелии: М-лы. нayч. конф. Петрозаводск, 2000. C. 74‒79. 
  • От утопии бегства к утопии реконструкции: основные черты эволюции идеологии старообрядчества в конце XVII—начале XIX в. // Философский век. Альманах. Вып. 12. СПб., 2000. С. 99‒108. 
  • Приходское делопроизводство XVIII в. как исторический источник (по материалам Олонецкой епархии) // Источниковедение: поиски и находки. Вып. 1. Воронеж, 2000. C. 131‒140. 
  • Старообрядческие наставники из Финляндии и их деятельность в Олонецкой епархии (вторая половина XIX в.) // Старообрядчество. История. Культура. Современность: М-лы научн. конф. M., 2000. C. 174‒180. 
  • Старообрядческие полемические сочинения конца XVIII в. о взаимоотношениях с приходским духовенством // История и филология: проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий: М-лы научн. конф. Петрозаводск, 2000. C. 223‒229. 
  • Часовни Олонецкой епархии в XVIII ‒ начале XX в. // Гуманитарные исследования в Карелии. Сборник статей к 70-летию Института языка, литературы и истории. Петрозаводск, 2000. C. 37‒42. 
  • Vanhauskoisten tie Suomesta Karjalaan // Carelia. 2000. Nо. 4. S. 132‒136.
  • Православное духовенство и прихожане-карелы: поиски взаимопонимания (XVIII ‒ первая треть XX в.) // «Свое» и «чужое» в культуре: Сб. статей. Вып. 2. Петрозаводск, 2001. C. 128‒140. 
  • Пудож и Водлозерье: опыт сопоставления особенностей религиозной жизни (вторая половина XIX в.) // Национальный парк Водлозерский. Природное разнообразие и культурное наследие. Петрозаводск, 2001. С. 279‒282. 
  • Распад традиционных основ религиозной жизни в XIX—начале ХХ в.: причины и результаты (по материалам Олонецкой епархии) // Пути познания истории России: новые походы и интерпретации: М-лы международной конф. М., 2001. С. 317‒332. 
  • Старообрядческие поселения в Финляндии: система внешних связей во второй половине XIX в. // Проблемы национальной идентификации, культурные и политические связи России со странами Балтийского региона в XVIII–XX вв. Самара, 2001. C. 179‒185. 
  • Tuonelan rajamailla. Uskonnollisten joukkoitsemurhien historiasta Karjalassa // Carelia. 2001. Nо. 2. S. 116‒119. 
  • Городские приходы Каргополя и монастырь: проблемы взаимодействия // Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002. С. 181‒187. 
  • Законодательная регламентация жизни православного прихода (XIX ‒ начало ХХ в.) // Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере: Сб. материалов международной научной конференции. Архангельск, 2002. С. 37‒39. 
  • Карельский язык в деятельности органов государственной власти и крестьянского самоуправления в XVIII ‒ начале ХХ в. // Бубриховские чтения: Проблемы прибалтийско-финской филологии и культуры: Сб. науч. ст. Петрозаводск, 2002. С. 285‒301.
  • Повседневные заботы церковного старосты в XVIII в. (по материалам Олонецкой епархии) // История российской повседневности. СПб., 2002. С. 48‒51. 
  • Православный приход в XVIII ‒ начале ХХ в.: пути изменений (по материалам Олонецкой епархии) // Вера и разум: Религия и гуманитарное знание. Межвузовский сборник научных трудов. Петрозаводск, 2002. С. 30‒46. 
  • Прихожане и белое духовенство в XVIII в.: взаимоотношения вне храма (по материалам Заонежья) // Кижский вестник: Сб. статей. 2002. № 7. С. 21‒27. 
  • Старообрядческие моленные в XIX ‒ начале ХХ в. (по материалам Олонецкой епархии) // Старообрядчество. История. Культура. Современность: М-лы научн. конф. М., 2002. С. 141‒146. 
  • Церковно-просветительская деятельность Александро-Свирского братства Олонецкой епархии (конец XIX ‒ начало ХХ в.) // Вопросы истории Европейского Севера: Сб. научных статей. Петрозаводск, 2002. С. 23‒32. 
  • Karjalan kieli virkavalta palvelemassa // Carelia. 2002. Nо. 2. S. 134‒141.
  • Karjalan kieli Aunuksen ja Sortavalan seminaarissa // Carelia. 2002. Nо. 8. S. 143‒147. 
  • Административные и законодательные меры против старообрядческих самосожжений в конце XVII‒XVIII в. // Культура и веротерпимость. К 300-летию Санкт-Петербурга: М-лы Х Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб., 2003. С. 57‒59. 
  • Выговские старообрядцы и двор Екатерины II // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. Сб. научных статей и материалов. СПб., 2003. С. 52‒58. 
  • Карельский язык в Олонецкой духовной семинарии // Православие в Карелии: М-лы 2-й Международной научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 130‒137. 
  • Карельский язык в Олонецкой и Сердобольской семинариях // Приладожье и Русский Север. История, традиции, современность. М., 2003. С. 159‒162.
  • Огненная прелюдия Империи (старообрядческая дискуссия о самосожжении в конце XVII в.) // Человек между Царством и Империей. Сб. м-лов международной конференции. М., 2003. С. 318‒327. 
  • Память о старообрядческих самосожжениях (по источникам конца XVII‒XIX в.) // Свеча-2003: М-лы международных конференций. Владимир, 2003. С. 221‒230. 
  • Православные братства Олонецкой епархии (конец XIX ‒ начало ХХ в.) // Клио. 2003. № 3. С. 165‒169.
  • Повседневность религиозности: конфликты духовенства и прихожан в XVIII в. (По материалам Олонецкой епархии) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История России». 2003. № 2. С. 14‒19.
  • Приход XIX ‒ начала ХХ в. как форма межэтнического взаимодействия (по материалам Олонецкой епархии) // Третьи Петербургские Кареевские чтения по новистике. Становление мира как «общего дома» человечества: динамика, этапы, перспективы. СПб., 2003. С. 500‒503.
  • Русификация в Карелии в XIX ‒ начале ХХ в. // Финно-угроведение. 2003. № 1. С. 36‒45. 
  • Самосожжения старообрядцев в XVIII в. По материалам Европейского Севера России // Одиссей. Человек в истории. М., 2003. С. 105‒120 
  • Языковые проблемы в деятельности Карельского православного братства (1907—1917 гг.) // Прибалтийско-финское языкознание. Сборник статей, посвященный 80-летию Г.М. Керта. Петрозаводск, 2003. С. 184‒190. 
  • Kieliongelmia Karjalan ortodoksisen veljeskunnan toiminassa // Carelia. 2003. Nо. 8. S. 154‒158. 
  • Mitä tiedetään suomalaistamisen luonteesta eli 1900-luvun alun mustamaalaamisessa // Carelia. 2003. Nо. 6. S. 133‒137.
  • «Згорелый дом»: старообрядческие постройки для самосожжений в конце XVII ‒ XVIII в. // Проблемы развития гуманитарной науки на Северо-западе России: опыт, традиции, инновации: М-лы науч. конф., посвященной 10-летию РГНФ: Сб. науч. тр./ ПетрГУ. Петрозаводск, 2004. С. 160‒165. 
  • Карельский язык в школах Олонецкой и Архангельской губерний (конец XIX ‒ начало ХХ в.) // Современное состояние и перспективы развития карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия: М-лы научно-практической конференции. Петрозаводск, 2004. С. 62‒64.
  • Карельский язык в XIX ‒ начале ХХ в.: статус, сферы применения, создание письменности // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов: М-лы IIIМеждународного исторического конгресса финно-угроведов. Йошкар-Ола, 2004. С. 398‒400. 
  • Осада Соловецкого монастыря царскими войсками и духовная жизнь Поморья в конце XVII в. // Свеча-2004: Материалы международных конференций. Владимир, 2004. С. 194‒196. 
  • Политика русификации в XIX ‒ начале ХХ века (по материалам Архангельской и Олонецкой губерний) // Новая политическая история: Сборник научных работ. СПб., 2004. С. 191‒206.
  • «Славнии учители самогубительныя смерти» и их последователи (о самосожжениях старообрядцев в конце XVII‒XVIII в.) // «Мужское» в традиционном и современном обществе. Вып. 2. М., 2004. С. 189‒196. 
  • Старообрядческие сочинения в пользу самосожжений (конец XVII—начало XVIII в.) // Художественная литература как историко-психологический источник. СПб., 2004. С. 329‒333.
  • Karjalan kielen opetus Aunuksen ja Arkangelin läänien kouluissa (1800-1900 lukujen vaihteessa) // Carelia. 2004. Nо. 7. S. 133‒137. 
  • The Finlandisation of Karelia and the Russification of Finland as Reflected in the Russian Press at the Beginning of the 20th Century // Narva und die Ostseeregion. Papers Presented at the II International Conference on Political and Cultural Relations between Russia and the Baltic Region States. Narva, 2004. Р. 201‒207. 
  • Возведение часовен в XVIII ‒ начале ХХ в.: приходские традиции и законодательство (по материалам Олонецкой епархии) // Традиционная культура. 2005. № 4 (20). С. 36‒42.
  • «Инородческая» школа на Европейском Севере России (конец XIX—начало ХХ в.) // Бубриховские чтения: Проблемы исследования и преподавания прибалтийско-финской филологии: Сб. науч. ст. Петрозаводск, 2005. С. 237—248.
  • Карелия в русско-шведских войнах XVIII в. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: М-лы Международной научной конференции. СПб., 2005. С. 72‒85. 
  • Крестные ходы на Европейском Севере России (XIX ‒ начало ХХ в.) // Вопросы истории Европейского Севера России: Сб. науч. трудов. Петрозаводск, 2005. С. 29‒39. 
  • Мотив самосожжений в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» // Евангельский текст в русской литературе XVIII‒ХХ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. трудов. Вып. 4. Петрозаводск, 2005. С. 551‒561. 
  • Переводческая комиссия Архангельского Комитета Православного миссионерского общества (конец XIX в.) // Межкультурные взаимодействия в полиэтничном пространстве пограничного региона. Петрозаводск, 2005. С. 97‒102. 
  • Современные жизненные стратегии и гендерный фактор в творчестве Виктора Пулькина и Раисы Мустонен // Гендер в творчестве современных писателей коренных народов Европейского Севера России. Петрозаводск, 2005. С. 88‒93. 
  • Старообрядцы ‒ противники самосожжений (по материалам полемических сочинений конца XVII в.) // Старообрядчество. История, культура, современность. Т. 1. М., 2005. С. 18‒24.
  • Строительство часовен в XVIII ‒ начале ХХ в.: законодательство и приходская традиция (по материалам Олонецкой епархии) // Народное зодчество: Межвузовский сборник. Петрозаводск, 2004. С. 123‒138.
  • Традиции духовного освоения пространства: крестные ходы на Европейском Севере России (XIX ‒ начало ХХ в.) // Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. Петрозаводск, 2005. С. 6‒8.
  • Три облика русификации в Карелии // Вестник Евразии. Независимый научный журнал. 2005. № 3 (29). С. 107‒125. 
  • Шествие «огненной смерти». Историко-географический аспект старообрядческих самосожжений в конце XVII‒XVIII в. // Клио. 2005. № 2. С. 99‒103.
  • Евреи в малых городах Европейского Севера России (конец XIX начало ХХ в.) // Историко-культурные традиции малых городов Русского Севера. Петрозаводск, 2006. С. 203‒213. 
  • Начальное образование для «инородцев» на Европейском Севере России (конец XIX ‒ начало ХХ в.) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 163‒176.
  • Почитание мест самосожжений старообрядцев на Европейском Севере России (XIX—начало ХХ в.) // Мировоззрение и культура севернорусского населения. М., 2006. С. 215‒223. 
  • Православная память: противоречия и стимулы развития // Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Сборник научных статей. Архангельск, 2006. С. 423‒429. 
  • Православные приходы вепсского Прионежья в середине XIX в. // Современная наука о вепсах: достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск, 2006. С. 217‒223. 
  • Российское государство и старообрядцы-самосожигатели в XVII—XVIII вв. // Клио. Журнал для ученых. 2006. № 3. С. 93‒102.
  • Самосожжения в Каргопольском уезде // Историко-культурное наследие Русского Севера: Проблемы изучения, сохранения и использования. М-лы IX Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2006. С. 65‒74. 
  • Самосожжения старообрядцев в конце XVII‒XVIII в. // Новый исторический вестник. 2006. № 1 (14). С. 5‒13.
  • Primary Education for “inorodtsy” in Northern Russia during the Late Nineteen and Early Twentieth Centuries // Forum for Anthropology and Culture. 2006. Nо. 3. P. 155‒167. 
  • Дело о самосожжении старообрядцев в мае 1784 г. // Исторический архив. 2007. № 2. С. 205‒210. 
  • Жильбер Ромм: ученый, педагог, революционер // Север. 2007. № 1‒2. С. 175‒192 (предисловие, подготовка текста).
  • «Начаша от Писания рассуждати и доказывати …»: старообрядческие труды о самосожжениях (конец XVII—XVIII в.) // Вестник Тверского государственного университета. 2007. № 26 (54). Серия: «История». С. 10‒20.
  • Память верующих: субъективное и объективное // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: М-лы научно-методической конференции. Петрозаводск, 2007. Ч. 2. С. 69‒70. 
  • Православная память: противоречия и стимулы развития в XIX ‒ начале ХХ в. // Историческая память и общество в Российской империи и Советском Союзе (конец XIX ‒ начало ХХ в.): Сборник докладов международного коллоквиума. СПб., 2007. С. 218‒226.
  • Богослужения, иконопочитание и крестные ходы в сельских приходах Олонецкой епархии (XIX ‒ начало ХХ в.) // Сельская Россия: прошлое и настоящее. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. М., 2008. С. 153‒157
  • За гранью приличий: девиантность в Олонецкой губернии (XVIII ‒ начало ХХ в.) // Границы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и сопредельных областей. Петрозаводск, 2008. С. 194‒204. 
  • Девиантное поведение в XVIII ‒ начале ХХ в. (по материалам Олонецкой губернии) // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 84‒90.
  • Евреи в архангельской ссылке. Проблемы адаптации (конец XIX ‒ начало ХХ в.) // Вестник Карельского филиала Северо-Западной академии государственной службы: Сб. научных статей. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. С. 367‒375.
  • Евреи на Европейском Севере: стратегии адаптации // Диаспоры. Независимый научный журнал. 2008. № 2. С. 244‒264. 
  • Еврейское население Европейского Севера в конце XIX ‒ начале ХХ в.: стратегии адаптации // Миноритетные этнические группы в России в эпоху перемен: стратегии и способы адаптации. СПб., 2008. С. 7‒26. 
  • Еврейское население Европейского Севера: проблемы социального конструирования (конец XIX ‒ начало ХХ в.) // Антропологический форум. 2008. № 9. С. 279‒298.
  • Иудаизм на Европейском Севере России в XIX ‒ начале ХХ в. // Толерантность: искусство жить вместе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. С. 135‒145.
  • Иудаистские общины на Европейском Севере России в конце XIX-начале ХХ в.: опыт становления // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. Научный журнал. 2008. № 2. С. 51‒61. 
  • Память верующих: противоречия и стимулы развития в XIX ‒ начале ХХ в. // Традиционная культура. 2008. № 2 (30). С. 71‒79. 
  • Православная церковь в борьбе против старообрядческих самосожжений (конец XVII—XVIII в.) // Православие в Карелии. М-лы III региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2008. С. 87‒95.
  • Старообрядческие аргументы против самосожжений (конец XVII в.) // Вестник Тверского государственного университета. 2008. № 15 (75). С. 24‒29. 
  • Старообрядческие труды в защиту самосожигателей // Чело. 2008. № 1 (41). С. 76‒82. 
  • «Технология» массового самоубийства: старообрядческие самосожжения в конце XVII—XVIII вв. // Проблемы отечественной истории: Источники, историография, исследования. СПб, 2008. С. 415‒436.
  • Традиции совершения крестных ходов на Европейском Севере России (XIX—начало ХХ в.) // Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Сборник научных статей. Архангельск, 2008. С. 215‒225. 
  • Хронология старообрядческих самосожжений в конце XVII‒XVIII веке // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. 2008. № 28. С. 3‒10.
  • Девиантность и культурная норма: проблемы соотношений (по материалам Олонецкой губернии) // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: Материалы 7-й Межвузовской научной конференции. Петрозаводск: ПетрГУ, 2009. С. 16‒20. 
  • Евреи на Европейском Севере России: проблема адаптации (конец XIX ‒ начало ХХ в.) // Российская история. 2009. № 3. С. 240‒247. 
  • Загадочный феномен русификации (по материалам Архангельской и Олонецкой губерний) // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2009. № 3 (7). С. 45‒54.
  • Иерархия таинств: проблемы осуществления церковных треб в XVIII ‒ начале ХХ в. (по материалам Олонецкой епархии) // Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири. Сб. статей памяти Юго Юлиевича Сурхаско. Петрозаводск, 2009. С. 31‒51. 
  • Религиозные праздники в жизни провинциальных городов Европейского Севера России (XIX ‒ начало ХХ в.) // Праздник в пространстве современной городской культуры: Материалы Всероссийской конференции. Екатеринбург, 2009. С. 99‒107. 
  • Статус женщин в традиционной культуре XIX ‒ начала ХХ в.: проблемы эволюции (по материалам Олонецкой епархии) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия «История». 2009. № 3. С. 107‒114.
  • Богослужения в Олонецкой епархии (XIX ‒ начало ХХ в.) // Вестник Карельского филиала СЗАГС в г. Петрозаводске: Сб. научных статей. Петрозаводск, 2010. С. 277‒286. 
  • Девиантность в XVIII ‒ начале ХХ в.: проблемы выявления, классификации, предотвращения (по материалам Олонецкой губернии) // Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала. М-лы всероссийской конференции. М., 2010. С. 223‒229. 
  • Еврейское население Европейского Севера России в конце XIX ‒ начале ХХ в. // Адаптация народов и культур к изменениям окружающей среды, социальным и техногенным трансформациям. М., 2010. С. 278‒284. 
  • Женские поведенческие стереотипы в XVIII ‒ начале ХХ в.: происхождение и эволюция (по материалам Олонецкой губернии) // Державинский сборник-2010. Петрозаводск, 2010. С. 164‒171.
  • Иконопочитание в Олонецкой епархии (XIX ‒ начале ХХ в.): закон и традиция // Вестник Российской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Выпуск 2. С. 7‒20.
  • Негативный образ финнов в российской публицистике в конце XIX ‒ начале ХХ в.: истоки, трансформации, политические последствия // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2010. № 1 (9). С. 73‒82. 
  • Персонажи карельских эпических песен: функции творения // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры: М-лы международной научной конференции, посвященной 160-летию полного издания «Калевалы». Петрозаводск, 2010. С. 200‒205.
  • Переводы Евангелия на карельский язык в XIX ‒ начале ХХ в. // Вестник Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2010. № 4 (22). С. 123‒131.
  • Приходская повседневность и карельские эпические песни // Труды Карельского научного центра Российской Академии наук. 2010. № 2. С. 97‒102.
  • Приходское духовенство («попы») в карельских эпических песнях // Религиоведение. 2010. № 4. С. 74‒81.
  • Происхождение социальных конфликтов в XVIII ‒ начале ХХ века: по материалам Олонецкой губернии // Политические изменения в Латинской Америке: история и современность. Воронеж: Факультет международных отношений Воронежского государственного университета, 2010. Вып. 7. С. 54‒68. 
  • Религиозные праздники в городах Олонецкой епархии (XIX ‒ начало ХХ в.) // Праздничные традиции и новации народов Карелии и сопредельных территорий. Петрозаводск, 2010. С. 55‒63. 
  • Таинство покаяния: проблемы осуществления в XVIII ‒ начале ХХ в. (по материалам Олонецкой епархии) // Вестник Ленинградского областного государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия «История». 2010. № 2. С. 18‒26. 
  • Традиционная культура и социальный контроль в XIX ‒ начале ХХ в. (по материалам Олонецкой губернии) // «Уведи меня, дорога»: Сборник статей памяти Т.А. Бернштам. СПб., 2010. С. 83‒90.
  • Формирование еврейских религиозных общин на Европейском Севере России (XIX—начало ХХ в.) // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 13: Сб. научных статей. М., 2010. С. 319‒337. 
  • Антропология пьянства: пространства, социальные роли, функции (по материалам Олонецкой епархии) // Вестник Карельского филиала РАНХиГС. 2011. С. 384‒400.
  • Гендерные аспекты традиционной культуры в XIX ‒ начале ХХ в. (по материалам Олонецкой губернии) // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2011. № 1. С. 24‒33.
  • Девиантность как историософская проблема (по материалам Олонецкой епархии) // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2011. № 3. С. 53‒62.
  • Иудаизм на Европейском Севере России и в Сибири (конец XIX ‒ начало ХХ в.) // Религиоведение. 2011. № 2. С. 26‒33. 
  • Слухи о самосожигателях: истоки, достоверность, фиксация и использование (конец XVII‒XVIII в.) // Традиционная культура. 2011. № 1. С. 143‒149. 
  • Таинство брака в XVIII ‒ начале XX в.: закон и традиция // История в подробностях. 2011. № 6. С. 70‒75. 
  • Алкоголь и традиционная культура в XVIII ‒ начале ХХ в. (по материалам Олонецкой губернии) // Традиционная культура. 2012. № 2. С. 112‒121.
  • Историческая суицидология: проблемы становления // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 96‒103.
  • Обеспечение белого духовенства в XVIII ‒ начале ХХ в.: закон и традиция (по материалам Олонецкой епархии) // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 3. С. 187‒193.
  • Подготовка духовенства и заполнение церковных вакансий во второй половине XVIII ‒ начале XIX в. // Олонецкая духовная семинария и православная духовность в Олонецком крае: М-лы региональной конференции, посвященной 180-летию Олонецкой духовной семинарии. Петрозаводск, 2012. С. 15‒19. 
  • Полиция в XIX ‒ начале ХХ в.: правовой статус, кадры, функции (по материалам Олонецкой губернии) // Вестник Карельского филиала РАНХиГС. Петрозаводск, 2012. С. 313‒332.
  • Самосожжения старообрядцев в XVII‒XIX вв.: проблемы географии // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2012. № 1 (17). С. 40‒50.
  • Самосожжения старообрядцев: проблемы историографии // Религиоведение. 2012. № 2. С. 33‒42. 
  • Северная крестьянка: основные вехи судьбы (XIX ‒ начало ХХ в.) // История в подробностях. 2012. № 11 (29). С. 26‒33.
  • Система «ВАКовских» публикаций как проблема антропологии научной жизни // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. № 1. С. 84‒95. 
  • Взаимодействие без конформизма: старообрядческие полемические произведения о взаимоотношениях с приходским духовенством // История в подробностях. 2013. № 7. С. 68‒71.
  • Жизнь женщины в Олонецкой епархии: будни и праздники (конец XVIII—начало ХХ в.) // Российская повседневность в зеркале гендерных отношений: Сборник статей. М., 2013. С. 392‒415. 
  • Инок Евфросин и самосожигатели // История в подробностях. 2013. № 7. С. 52‒57.
  • Олонецкое губернское жандармское управление в середине XIX ‒ начале ХХ в. // Вестник Карельского филиала РАНХиГС. Петрозаводск, 2013. С. 384‒402.
  • Пожиратели петухов, или Жильбер Ромм и Павел Строганов на Севере // История в подробностях. 2013. № 11. С. 34–37.
  • Рецензируемые журналы и научное сообщество: проблемы взаимоотношений // Антропология академической жизни: традиции и инновации в отечественной науке. Отв. ред. Г.А. Комарова. М.: ИЭА РАН, 2013. Т. 3. С. 221‒236.
  • Сага о техногенном антроподефиците, или заметки на полях научных журналов // История в подробностях. 2013. № 2. С. 94‒96.
  • Слухи как объект исторического исследования // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2013. № 1 (17). С. 40‒50.
  • Противоречивый мир пьянства: закон и традиции // История в подробностях. 2014. № 4. С. 46‒51.
  • Самосожжения старообрядцев: проблемы лидерства // Суицидология. 2014. № 1 (14). С. 56–62.
  • Старообрядческие постройки для самосожжений (XVII–XVIII вв.) // Суицидология. 2014. № 3 (16). С. 65‒71.
  • Господствующая церковь и старообрядчество в XVIII ‒ начале ХХ века: проблемы разграничения (по материалам Олонецкой епархии) // Вестник Тверского государственного университета. Серия «История». 2016. № 3. С. 46‒58.
  • Дуэль с Антихристом. По материалам расследований самосожжений // Суицидология. 2016. № 4. С. 57–63. 
  • Персонажи карельских эпических песен: на пути от язычества к христианству // Studia Humanitatis. Международный электронный научный журнал. 2016. № 3. 
  • Политика русификации в конце XIX – начале ХХ века: административный аспект (по карельским материалам) // Уральский исторический вестник. 2016. № 4. С. 129–135.
  • Раздача боли: насилие в общественной и личной жизни в XVIII – начале ХХ вв. (по материалам Олонецкой губернии) // Studia Humanitatis». Международный электронный научный журнал. 2016. № 2. 
  • Священник и полицейский: проблемы взаимодействия духовенства и правоохранительных органов в XIX– начале ХХ в. (по материалам Олонецкой епархии) // Вестник Тверского государственного университета. Серия «История». 2016. № 4. С. 4–15.
  • Иконопочитание в XIX – начале ХХ века: социальный аспект // Studia Humanitatis. Международный электронный научный журнал. 2017. № 2. 
  • Обрусение в XIX – начале XX в.: специфические черты процесса // Studia Humanitatis. Международный электронный научный журнал. 2017. № 1. 
  • Северные старообрядцы и российская элита XVIII века: проблемы взаимоотношений // Genesis: исторические исследования. 2017. № 8. С.142–148.
  • Православные братства Олонецкой епархии в XIX  начале XX века // Православные братства в истории России: К 100-летию воззвания патриарха Тихона об образовании духовных союзов: Сборник научных трудов: В 2 ч. М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2018.  Часть 2. С. 129–144. 
  • Провинциальные еврейские общины в XIX – начале ХХ в.: иудаизм как оплот идентичности // Studia Humanitatis. Международный электронный научный журнал. 2018. № 1. 
  • Феномен горнозаводского поселения (по материалам Петровских заводов) // Studia Humanitatis. Международный электронный научный журнал. 2018. № 2. 
  • Российско-шведское противостояние в Карелии (XVIII – начало XIX в.) // Studia Humanitatis. 2018. № 4. 
  • «В тихом омуте …»: преступность в Олонецкой губернии (XIX – начало ХХ в.) // Studia Humanitatis. 2019. № 2. 
  • Православный приход как фактор межэтнического взаимодействия в конце XVIII – начале ХХ в. (по карельским материалам) // Этнокультурные и этнополитические процессы в Карелии от средних веков до наших дней. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019. С. 97–120.
  • Эволюция гендерных отношений в традиционной культуре XVIII–XIX веков (по материалам Европейского Севера России) // Studia Humanitatis. 2019. № 4. 
  • Правоохранительные органы и духовенство в XIX – начале ХХ в.: проблемы координации действий (по материалам Олонецкой губернии) // Исторический курьер. 2020. № 2. С. 169–178. 
  • Феномен коллективной памяти в конфессиональной сфере (по материалам Европейского Севера России) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 5. С. 108–116.
  • Старообрядцы-странники во второй половине XIX – начале ХХ в. (на основе отчетов каргопольских миссионеров) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 3. С. 175–190. 
  • Приходская благотворительность в XVIII – начале ХХ в. (по материалам Олонецкой епархии) // StudiaHumanitatis. 2020. № 2. 
  • Традиционные социальные нормы и система ценностей населения Олонецкой губернии в XIX – начале XX вв. // Studia Humanitatis. 2020. № 3. 

Участие в конференциях

  • Международная научная конференция «Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры» (Петрозаводск, сентябрь 1994 г.). 
  • Семинар историков Республики Карелия и Финляндии «Исторические связи Беломорской Карелии и Северной Финляндии» (Петрозаводск, май-июнь 1994 г.).
  • Научно-практическая конференция «Традиции образования в Карелии» (Петрозаводск, ноябрь 1994 г.). 
  • Всероссийская научная конференция «Россия в XXVIII вв. Проблемы истории и источниковедения» (Москва, январь 1995 г.).
  • Международная конференция «Секуляризационные процессы и христианская цивилизация» (Санкт-Петербург, апрель 1995 г.).
  • Международная конференция «Рябининские чтения» (Петрозаводск, сентябрь 1995 г.). 
  • Научно-практическая конференция «Государственное управление и местное самоуправление на Европейском Севере: исторический опыт и современность» (Петрозаводск, май 1996 г.). 
  • Научно-практическая конференция «Краеведение и музей» (Петрозаводск, октябрь 1996 г.). 
  • Международный симпозиум «Традиционная культура финно-угров и соседних народов» (Петрозаводск, февраль 1997 г.).
  • Межвузовская научная конференция «“Свое” и “чужое” в культуре народов Европейского Севера» (Петрозаводск, 1997, 1999, 2003, 2005, 2011 гг.) 
  • Международный симпозиум «Восточная Финляндия и Олонецкая Карелия» (Петрозаводск, октябрь 1999 г.). 
  • Научная конференция «Этнос. Ландшафт. Культура» (Санкт-Петербург, декабрь 1999 г.).
  • Международная конференция «Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах (история, теория, педагогическая практика)» (Петрозаводск, сентябрь 2000 г.) 
  • Международная научная конференция «Российская утопия эпохи просвещения и традиции мирового утопизма» (Санкт-Петербург, июль 2000 г.).
  • Научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность». (Москва, ноябрь 2000 г.).
  • Международная научная конференция «История и филология: проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий» (Петрозаводск, февраль 2000 г.).
  • Межрегиональный семинар «Конфессиональные традиции российского общества и индивидуальный религиозный опыт в XIX–XX вв. (региональный аспект)» (Санкт-Петербург, 2000).
  • Международная научная конференция «Политические и культурные контакты России и стран Балтийского региона в 1700–2000 гг.» (Самара, апрель 2001 г.). 
  • Международная научная конференция «Человек между Царством и Империей: культурно-исторические реалии, идейные столкновения, рождение перспектив» (Москва, ноябрь 2002 г.). 
  • Международная научная конференция «Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере» (Архангельск, сентябрь 2002 г.) 
  • Международная научная конференция «Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр» (Петрозаводск, май 1999 г.; июнь 2002 г.) 
  • Х Санкт-Петербургские религиоведческие чтения «Культура и веротерпимость» (Санкт-Петербург, ноябрь 2003 г.). 
  • Международная научная конференция «Нарва, Россия и Балтийский регион: границы, контакты и идентичность в войне и мире» (Нарва, Эстония, май 2003 г.). 
  • Международная конференция «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» (Санкт-Петербург, апрель 2004 г.). 
  • Международная научная конференция «Скандинавские чтения» (Санкт-Петерубрг, октябрь 2004 г.).
  • Научно-практическая конференция «Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения, использования» (Каргополь, август 2006 г.).
  • Международная научно-практическая конференция «Религиоведение как междисциплинарная наука» (Санкт-Петерубрг, март 2006 г.). 
  • Научная конференция «Бубриховские чтения» (Петрозаводск, апрель 2002, 2010, 2916, 2020).
  • Республиканская научная конференция «Православие в Карелии» (Петрозаводск, октябрь 2000 г., Петрозаводск, октябрь 2007 г.). 
  • Девятый Конгресс этнографов и антропологов России (Петрозаводск, июль 2011 г.)
  • Всероссийская конференция «Человек в истории: героическое и обыденное» (Петрозаводск, 6 сентября 2012).
  • Девятнадцатая ежегодная международная конференция по иудаике (Москва, 2 января 2012 г.).
  • Научная конференция «Краеведческие чтения» (Петрозаводск, февраль 2016 г.). 
  • Международная научно-практическая конференция «Информационные ресурсы архива в изучении региональной истории». (Петрозаводск, октябрь 2016 г.). 
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Этническая культура и XXI век-2016» (Петрозаводск, декабрь 2016 года). 
  • Научная конференция «Федосовские чтения». (Петрозаводск, апрель 2017 года). 
  • Всероссийская научная конференция с международным участием «Православные братства в истории России. К 100-летию воззвания патриарха Тихона об образовании духовных союзов. (Санкт-Петербург, 1–3 февраля 2018 года)
  • Региональная научная конференция «Христианские ценности и научное познание как ресурсы развития общества» (Петрозаводск, 23 октября 2019 года). 
  • Всероссийская конференция «Чтения к 100-летию Б.Н. Путилова и К.В. Чистова». Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петерубрг, 1416 ноября 2019 года). 
  • Научно-практическая конференция «Старообрядчество на Русском Севере» (к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума) (Петрозаводск, 18–19 марта 2020 года). 
  • Конференция «Мир образов фольклора», посвященная памяти Н.А. Криничной. (Петрозаводск, 30 июнь – 2 июля 2020 года). 
  • Всероссийская конференция «Смех и юмор в славянской и еврейской культурной традиции» (Москва, 2–4 декабря 2020 года, проводилась онлайн). 

Благодарственные письма, награды

  • Почетная грамота Президиума Карельского научного центра РАН (1999).
  • Почетная грамота Министерства образования Республики Карелия (2000).
  • Почетная грамота Государственного комитета Республики Карелия по делам национальной политики (2005).
  • Почетная грамота Президиума РАН за многолетний добросовестный труд (2011).
  • Благодарность министра внутренних дел по Республике Карелия за содействие в выполнении задач по научному изучению и сохранению историко-культурного наследия МВД по Республике Карелия (2019).