Нилова
Вера Ивановна

Заведующий кафедрой истории музыки, профессор

Музыковед, педагог
Член Союза композиторов
Заслуженный работник культуры РФ (2008)
Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1997) 
Стипендиат Союза композиторов России (2010) 
Стипендиат Правительства Республики Карелия членам творческих союзов (2009, 2014)
Государственный советник Республики Карелия 1 класса (2007)

 

 

Должность: профессор
Ученая степень: доктор искусствоведения
Ученое звание: доцент (1983)
Общий стаж работы: 44 года 5 месяцев (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 32 года (по сост. на 01.09.2020)

E-mail: vera.nilova@glazunovcons.ru

Образование

Новгородское музыкальное училище (1965‒1969)

Ленинградская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (1969‒1974). Квалификация: музыковед, преподаватель, лектор

Аспирантура Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова на кафедре истории зарубежной музыки (1974‒1977)

Докторантура при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (2003‒2005)

Защита кандидатской диссертации на тему «Тематизм симфоний Брукнера: жанровые истоки, типические особенности и принципы развития» по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство (Ленинградская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1979).

Защита докторской диссертации на тему «Музыка Сибелиуса в контексте культурно-исторических перемен в Финляндии конца XIX – начала XX века» по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2005).

Повышение квалификации

  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Оценка студента». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2015)
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и психология высшей школы». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2015).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2015).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Менеджмент в образовании». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2016)
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «История и теория музыкальных форм и жанров». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2017).
  • Вебинар «Как подготовить и издать современный учебник?» (2017).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Интерпретация смысла музыкального произведения в культурно-историческом контексте его времени». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2018).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности управления высшими учебными заведениями в современных условиях». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2019).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современная электронная информационно-образовательная среда вуза». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (2020).

Педагогическая деятельность

С 1977 года преподает на кафедре истории музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, с 1983 года ‒ доцент, с 1992 года – профессор кафедры. 

Ведет дисциплины «История зарубежной музыки» у музыковедов (53.03.06, 53.05.05), «Основы научных исследований» у музыковедов (53.03.06, 53.05.05), «Основы лекторского мастерства» у музыковедов, этномузыкологов и музыкальных педагогов (53.03.06, 53.05.05), «Специальный класс» у музыковедов (53.03.06, 53.05.05, 53.04.06) и аспирантов (50.06.01), «Основы редактирования» у музыковедов» (53.05.05), «Теория музыкально-исторического процесса» у музыковедов-аспирантов (50.06.01), архивно-библиографическая практика у этномузыкологов (53.03.06), педагогическая практика у музыковедов-магистрантов и аспирантов (53.04.06, 50.06.01), редакторская практика у музыковедов (53.03.06), научно-исследовательская работа у музыковедов (53.03.06), лекторская практика у музыковедов и музыкальных педагогов (53.03.06), лекторско-филармоническая практика у музыковедов (53.05.05), методика преподавания музыкально-исторических дисциплин у музыковедов-магистрантов (53.04.06). 

Ученики

Выпускные квалификационные работы (дипломные работы)

Специалитет, бакалавриат

  • Солянкина Г. П. Черты стиля хореографической поэмы Дебюсси «Игры» (1981)
  • Товстановская Е. М. «Четыре легенды» Я. Сибелиуса и их роль в становлении национальной музыкальной традиции (1981)
  • Преловская Е. И. Партесный концерт XVII ‒ начала XVIII вв.: некоторые жанровые и стилистические особенности (1982)
  • Куценогая А. Г. Парашкев Хаджиев и его опера «Миллионер» (1984)
  • Мокрякова М. И. Опера Гуго Вольфа «Коррехидор» (1984)
  • Покровская Е. В. Вопросы тематизма и драматургии в музыке композиторов новой венской школы (Шёнберг, Берг, Веберн) (1984)
  • Болдырева О. З. «Григорианский концерт» О. Респиги и «Римский концерт» А. Казеллы (к вопросу о неоклассицизме в Италии) (1985)
  • Парфенова Л. В. Тетралогия Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга» (1987) 
  • Фокина-Зуева С. Н. Камерно-инструментальные ансамбли для деревянных духовых инструментов Эйтора Вилла-Лобоса (1987)
  • Юркова О. А. К вопросу об эволюции жанра симфонии в инструментальных циклах Г. Малера (Пятая, Шестая, Седьмая симфонии) (1987)
  • Купец Л. А. О музыкальном языке «Трех стихотворений С. Малларме» К. Дебюсси (1988)
  • Дырив Л. А. Вокальный цикл Р. Штрауса на стихи Фр. Рюккерта (ор. 46) (1989)
  • Эфрос М. И. О вокальных циклах Луиджи Даллапикколы 1940-х ‒ начала 1950-х годов (1989)
  • Вяхирева О. В. О позднем периоде творчества Г. Малера (на примере девятой симфонии (1990)
  • Горбунова Л. П. О европейских традициях в «Реке Кэрлью» Б. Бриттена (1990)
  • Губкина Н. В. К проблеме «Европа и Америка» в опере Э. Кшенека «Джонни наигрывает» (1991)
  • Соколова О. В. Инструментальная музыка А. Веберна (к вопросу об австрийской традиции) (1991)
  • Никитина Ю. В. О радикальном периоде Аарре Мериканто (1993)
  • Онищук О. Ю. «National identity» и фортепианная музыка Сибелиуса (1994)
  • Калаберда А. В. Кантеле – вопросы истории и исполнительской практики (1997)
  • Соколова Э. Г. Клавирные сонаты Б. Галуппи (1997)
  • Шпиницкая Ю. И. Феномен арктической культуры и его отражение в «Lapponia» Эрика Бергмана (1997)
  • Зарубина Н. И. Музыкальная жизнь Архангельска второй половины XIX ‒ начала ХХ века (1998)
  • Струментова О. А. Фортепианные миниатюры Яна Сибелиуса (очерки) (1999)
  • Федотова Д. Г. О музыкальной терапии. История и современная практика (1999)
  • Порохова Н. Г. Первая симфония Г. Малера: Пролог или Начало? (1999)
  • Исаевская Э. В. О трех кантатах Карла Нильсена (2003
  • Мамин Л. Ю. Опыт приложения эстетической теории Михаила Михайловича Бахтина к постижению музыкального искусства (2003)
  • Варламова М. И. Эпические напевы рунической традиции в музыке А. К. Глазунова («Финская фантазия», «Финские эскизы», «Карельская легенда») (2009)
  • Максимова А. С. О жизни, взглядах и музыке Владимира Дукельского (2010)
  • Караева Ю. И. Рефлексия античности в фортепианных сочинениях Христоса Самараса (2011)
  • Денисова О. С. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» как феномен переходной эпохи (2013)
  • Дуркина Е. Д. Германский вектор в творчестве нидерландского композитора Альфонса Дипенброка (2014)
  • Каранкевич Е. А. Военно-патриотическая тема в песенном и кантатно-ораториальном творчестве композиторов советской Карелии (1940-е годы) (2017)
  • Попцов И. Н. История первого Выборгского симфонического оркестра (1860‒1863 и 1867‒1869 годы) (2019)

Кандидатские диссертации

  • Максимова А. С. Творчество Владимира Дукельского в контексте музыкальной культуры США первой половины ХХ века. Специальность 17.00.02 Музыкальное искусство (2015, защита 2016)
  • Красковская Т. В. Кантатно-ораториальное творчество композиторов Советской Карелии (1920 – 1980-е годы) (2016, защита 2017)

Лауреаты и дипломанты конкурсов 

  • Л. Купец – дипломант Всероссийского конкурса студенческих научных работ (РАМ имени Гнесиных, 1988)
  • Ю. Шпиницкая – дипломант Всероссийского конкурса студенческих научных работ (РАМ имени Гнесиных, 1997)
  • А. Максимова – лауреат (диплом III степени) Всероссийского конкурса студенческих научных работ (РАМ имени Гнесиных, 2009)
  • Е. Каранкевич – лауреат (2 место) Пятого международного открытого конкурса студенческих научных работ «Музыкальная наука – будущее России» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2017)
  • Е. Девятко (аспирант) – лауреат (1 место) Шестого международного открытого конкурса научно-исследовательских работ студентов «Музыкальная наука – будущее России» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2019)
  • Н. Попова – лауреат (II место) VII Всероссийского конкурса студенческих рецензий «МКМ–XXI» (МузыкаКиноМнения–XXI) в номинации «Постановки опер и балетов» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2020)
  • Н. Попова – лауреат (1 место в номинации «Научная работа») Международного конкурса студенческих работ «Музыкальная культура России и Италии: пересечения и взаимодействия» (2020)
  • Н. Попова – лауреат (II место в номинации «Курсовые работы по искусствоведению) ХVIII Международного конкурса научных работ PTScience, организованного – 2020 (г. Москва, Всероссийское общество научных разработок «ОНР ПТСАЙНС», 2020)
  • Н. Попова – лауреат (2 место) Всероссийского открытого творческого интернет-конкурса, посвящённого 155-летию со дня рождения А. К. Глазунова (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2020)

Научные труды. Издания. Публикации 

Книги 

  • Музыка Сибелиуса в контексте культурно-исторических перемен в Финляндии конца XIX – начала XXвека. Монография. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. 320 с.

Учебные пособия

  • Повышение эффективности реализации федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]: Методический навигатор для преподавателей, аспирантов и магистрантов. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, 2014.
  • Методика преподавания профессиональных дисциплин. Модуль «Методика преподавания истории музыки». Учебное пособие. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, 2014. 31 с.
  • Лютеранский хорал в Финлянди: Учебное пособие. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. 90 с. (в соавторстве с А.С. Максимовой).
  • Композиторы Исландии: учебное электронное пособие для обучающихся в музыкальных вузах. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2018. 
  • Формирование умений и навыков работы с информационными ресурсами: учебное электронное пособие для обучающихся в высших учебных заведениях. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, 2018. 
  • Кантатно-ораториальное творчество композиторов Советской Карелии (1920 ‒ 1980-е годы): учебное электронное пособие для обучающихся в музыкальных вузах. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2020. (в соавторстве с Т. В. Красковской)

Публикации в научных изданиях 

  • Вопросы тематизма в симфониях Брукнера (истоки и особенности) // Проблемы музыкального тематизма: крат. тез. респ. науч. студенческой конференции. Алма-Ата, 1977. С. 47-48.
  • К критическому пересмотру периодизации симфонического творчества Брукнера // Анализ, концепции, критика. Статьи молодых музыковедов. Л.: Музыка, 1977. С. 153‒165.
  • Стилевые истоки тематизма симфоний Брукнера // Вопросы музыкального стиля: сб. ст. / отв. ред. и сост. М.Г. Арановский. Л.: ЛГИТМиК, 1978. С. 25‒38.
  • О чертах симфонической драматургии Брукнера // Советская музыка. 1978. № 9. С. 120‒124.
  • Камерный симфонизм Кокконена // Научно-методическая конференция, посвященная 60-летию Советской Карелии. Петрозаводск, 1980. С. 30‒32.
  • О преломлении фольклорных истоков в фортепианном творчестве Г. Вавилова // Композитор и фольклор: сб. тр. / отв. ред. Э. П. Федосова. М.: ГМПИ, 1982. Вып. 64. С. 41‒51.
  • К истории русско-финских музыкальных связей // Проблемы музыкального искусства и национальной культуры Карелии. Петрозаводск, 1982. С. 16‒17. 
  • Жанровые и стилистические воплощения «Калевалы» в творчестве финских композиторов // «Калевала» в музыке. К 150-летию первого издания карело-финского народного эпоса: сб. науч. ст. / сост. О. А. Бочкарева. Петрозаводск: Карелия, 1986. С. 63‒73.
  • Финская музыка между двумя войнами в аспекте взаимодействия национальных и европейских музыкальных традиций // XI Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии: тез. докл. М.: РАН Ин-т всеобщ. истории, 1989. С. 267‒269.
  • Русская мысль о музыкальной культуре Финляндии начала XX века // Русская и финская музыкальные культуры. Проблемы национальной традиции и межкультурных взаимодействий / сост. В. И. Нилова. Петрозаводск: Карелия, 1989. С. 5‒14.
  • Финская музыка первой половины XX века: национальная традиция и европейский опыт // Финская культура первой половины XX века: материалы конф. / отв. ред. В. И. Нилова. Петрозаводск: ПФ ЛОЛГК, 1990. С. 52‒63.
  • Из истории финской оперы («Куллерво» Армаса Лауниса) // Русская и финская музыкальные культуры. Проблемы национальной традиции и межкультурных взаимодействий / сост. В.И.Нилова. Петрозаводск: Карелия, 1991. Вып. 2. С. 47‒65.
  • Карелианизм и «калевальский» стиль в музыке Финляндии конца XIX – начала XX века // Традиционная культура: общечеловеческое и этническое. Проблемы комплексного изучения этносов Карелии: материалы симп. Петрозаводск [б.и.], 1993. С. 166‒172.
  • Из истории музыки Исландии // XII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии: тез. докл. М.: РАН Ин-т всеобщ. истории, 1993. С. 156.
  • Духовная традиция Запада в музыкальной культуре Финляндии (конец XIX ‒ первая половина XX в.) // XIIконференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии: тез. докл. М.: РАН Ин-т всеобщ. истории, 1993. С. 156.
  • Апология народной музыки в теории и практике Сибелиуса // Музыка Севера / сост. В. И. Нилова. Петрозаводск: [б.и.], 1994. С. 17‒31.
  • On centrifugal Tendencies in Sibelius’s Music // The First international Sibelius Conference / ed. E. Tarasti. Helsinki: Hakapaino Oy, 1995. S. 139‒144.
  • Традиционная музыка карелов и композиторское творчество в Финляндии // Карельский этнос: история и перспективы развития: тез. науч. конф. / сост. Н. С. Волокославская, Н. Н. Мамонтова, И. Б. Семакова. Петрозаводск: Периодика, 1996. С. 40‒41.
  • Унгаризмы в музыке Франца Шуберта // Приношение Шуберту. К 200-летию со дня рождения: материалы науч. конф. / ред.-сост. Н. Ю. Гродницкая. Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория, 1997. С. 28‒30.
  • О музыкальных хронотопах Я. Сибелиуса и А. Мериканто // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: тез. докл. межвуз. науч. конф. / отв. ред В. М. Пивоев. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1997. С. 72‒73.
  • Иммигрантская культура в странах Северной Европы // XIII конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии: тез. докл. Петрозаводск: РАН Ин-т всеобщ. истории, 1997. С. 339‒340.
  • Иммигрантская культура и ее роль в развитии национальной культуры Финляндии // Традиционная культура финно-угров и соседних народов. Проблемы комплексного изучения: тез. докл. международ. симп. / отв. ред. Т.В.Краснопольская. Петрозаводск, 1997. С. 112‒115.
  • О живописной концепции музыкальной формы в симфонической поэме А. Мериканто «Пан» // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: материалы международ. науч.-практ. конф. Астрахань, 1997. С. 158‒163.
  • Традиционная музыка и музыкальная традиция в «калевальских» произведениях А. Мериканто // Фольклорная культура и ее межэтнические связи в комплексном освещении: межвуз. сб. / ред.-сост. Т. В. Краснопольская. Петрозаводск, 1997. С. 170‒184.
  • Поэтика «калевальских» рун и поэма Я. Сибелиуса «Luonnotar» // Смысловые структуры в музыкальном тексте. М.:  РАМН им. Гнесиных; Уфимский гос. Институт искусств, 1998. С. 44‒54.
  • «Калевала» Ууно Клами в свете традиций, параллелей и влияний // О музыке композиторов Финляндии и Скандинавских стран. Петрозаводск; СПб, 1998. С. 69‒78.
  • Традиционная музыка прибалтийско-финских народов как катализатор интонационного кризиса финской музыки на рубеже XIX – XX веков // Искусство на рубежах веков: материалы международ. науч. конф. Ростов н/Д.: изд-во «Гефест», 1999. С. 297‒298.
  • Народная музыка карелов в культурном контексте Финляндии XIX – начала XX в. // Карелия и Финляндия на пороге нового тысячелетия: тез. докл. международ. симп. историков. Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 1999. С. 88‒90.
  • О двух гимнах Финляндии // Междисциплинарный семинар — 2: тез. докл. Петрозаводск, 1999. С. 59‒60.
  • Гимнотворчество финно-угров эпохи национального пробуждения (на примере Государственных гимнов Венгрии и Финляндии) // Congressus nonus internationalis Fenno-ugristarum. Tartu, 2000. Pars III. S. 64‒65.
  • От символизма к модернизму (о произведениях Я. Сибелиуса 1890-х годов) // Культурные коды двух тысячелетий: сб. науч. материалов. / отв. ред. Л. А. Купец. Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория, 2000. Вып. 2. Музыкально-исторический миллениум. С. 98‒99.
  • О музыкальном билингвизме Яна Сибелиуса (на примере фрагмента из Трио «Ловиса») // Междисциплинарный семинар – 3 / сост. О. А. Бочкарева. Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 2000. С. 84‒85.
  • Магия порядка в Первой симфонии Я. Сибелиуса // Интерпретация художественного текста: междисцип. сем. ‒ 4. / ред. Л. А. Купец, Т. Н.  Тимонен, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2001. С. 110‒111.
  • Граница как фактор культуры Финляндии // Северное сияние: AURORA BOREALIS. Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория, 2001. Вып. 3. С. 45‒54.
  • Шведоязычная лирика Э. Диктониуса в авангарде финского искусства начала XX века // XIV конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии: тез. докл. М.: Архангельск: РАН Ин-т всеобщ. истории, 2001. С. 276‒277.
  • Четыре легенды Я. Сибелиуса в зеркале кризиса европейской культуры // Текст художественный: в поисках утраченного: междисциплинар. сем. — 5: сб. науч. материалов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2002. Вып. 1. С. 68‒79.
  • Иммигрантская музыкальная культура в странах Северной Европы // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы второй науч.-практ. конф., посв. памяти А.Ф.Лосева. Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2002. С. 161‒163.
  • Параллельные структуры в музыке Я. Сибелиуса // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: сб. тр. / отв. ред. Т.И. Науменко. М: РАМ им. Гнесиных, 2002. С. 284‒295.
  • Музыкальное образование как транслятор традиций (Casus Sibelius Теодора В. Адорно) // Проблемы современной музыкальной культуры в образовательном контексте: сб. материалов международ. науч.-практ. конф. / сос. Н.Ю.Масловская. Калининград, 2003. С. 13‒18.
  • Как Шопен переехал в Выборг // Петербургская музыкальная полонистика. / сост. И. В. Мациевский. СПб: РИИИ, 2003. Вып. 3. С. 79‒83.
  • Писал ли Ф.Ницше «калевальским» стихом? // Текст художественный: в поисках утраченного: междисциплинар. сем. ‒ 5: сб. науч. материалов. Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория, 2003. Вып. 2. С. 27‒30.
  • Контрапункт стилей в произведениях Сибелиуса 1890-х годов // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы науч.-практич. конф., посв. памяти А.Ф.Лосева. / отв. ред. А. Е. Секриеру. М., 2003. С. 89‒91.
  • Конфликт поколений в музыкальном искусстве Финляндии конца XIX – начала XX веков // Социально-экономическое, духовное и культурное возрождение России: Третьи Арсеньевские чтения. / отв. ред. А. И. Шишкин. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2003. С. 380‒385.
  • Жан Сибелиус: новатор или реформатор? // Звукомир художественного текста: междисциплинар. сем. ‒ 7: сб. науч. материалов. Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория, 2004. С. 120‒124.
  • Возрождение эддической и калевальской поэзии в «Музыке будущего»: Р. Вагнер и Я. Сибелиус // XVконференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов. М: РАН Ин-т всеобщ. истории, 2004. С. 325‒327.
  • Сибелиус как историк и этномузыколог (к 140-летию со дня рождения композитора) // Музыковедение. 2005. № 2. С. 19‒25.
  • Параллельные структуры в музыке Сибелиуса // Музыкальная академия. 2005. № 2. С. 192‒198.
  • Античная мифология в русской музыке начала ХХ века // Россия и Греция: диалоги культур: Материалы Iмеждународ. конф. Часть II. Петрозаводск: ПетрГУ, 2007. 
  • PANGE LINGUA (языковая ситуация в эпистолярии и музыке Сибелиуса) // Художественный текст: явное и скрытое. Сб. науч. материалов. Петрозаводск: ПетрГУ, 2006. С. 252‒255.
  • Франко-русский импрессионизм в финской музыке начала XX века / В. И. Нилова // Перспективы развития художественного образования в местах компактного проживания карелов. Петрозаводск, 2006. С. 101‒107.
  • Folkkultur och tidigare generations traditioner // Karelen ‒ ett grandsland I Norden. Foreningen Nordens Arsвok, 2007. S. 198‒211.
  • Культура (раздел в Энциклопедию) // Карелия: Энциклоп.: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 1: А-Й. Раздел во вступительной статье «Культура». Петрозаводск: ИД «Петропресс, 2007. С. 93‒98.
  • Государственная поддержка культурного наследия народов Российской Федерации в Республике Карелия // Этническая музыка и XXI век: Всерос. науч. конф. 25‒28 окт. 2007 г. Петрозаводск: ПетрГУ, 2007. С. 123‒125.
  • Muunnelmia Kalevala-aiheesta // Carelia. 2008. № 2. S. 122‒124.
  • «Четыре строгих напева» Брамса. К проблеме обратимости интерсемиотических переводов // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: сборник статей по материалам Второй международной научной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» 13-14 ноября 2008 года / Гл. ред. Л.В. Саввина. Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. С. 109‒112.
  • Фонетика как экспрессия («финский Мунк» Эльмер Диктониус) // Музыка XX века в ряду искусств: параллели и взаимодействия»: сборник статей по материалам Международной научной конференции 15‒16 октября 2008 года / Гл. ред. Л.В. Саввина, ред.-сост. В.О. Петров. Астрахань: изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. С. 187‒193.
  • Формула Эко как парадигма научной и методической мысли // Художественное образование в местах компактного проживания финно-угорских народов Карелии: Материалы научно-практической конференции 21-22 мая 2008 г. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. С. 15‒19. 
  • Европейские художественные направления XX века в музыке композиторов стран Северной Европы // XVIконференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии: 9‒12 сентября 2008 г.: Материалы конференции: в 2 ч. Ч.II / Ин-т всеобщ. Истории РАН, Помор. Гос. Ун-т им. М. В. Ломоносова. Москва: Институт всеобщей истории РАН; Архангельск: Поморский государственный университет, 2008.
  • Финская музыка периода автономии в пространстве национальной культуры // Учёные записки Петрозаводского государственного университета / Серия общественные и гуманитарные науки. 2008. № 4 (97). С. 41‒48.
  • Науковi iдеï К.В.Квиткi та ïх значення у вивиченнi музично-iсторичних процессiв // Наука про музику сьогоднi: проблеми та перспективи: Збiрник наукових статей // Науковий вiсник. Выпуск 80. Киïв, 2009. С. 106‒113.
  • Репрезентации Востока в музыке Я. Сибелиуса // Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве: сборник статей. Ростов н/Д: Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2009. С. 311‒321.
  • История в истории музыки // Интегративная педагогика и психология в полиэтническом регионе / Материалы четвёртой международной конференции 15‒17 апреля 2009. Майкоп, ИП Магарин О.Г., 2009. С. 14‒19.
  • «Волшебное озеро» Лядова как художественная рефлексия (к вопросу о финских импульсах в русской музыке начала XX века) // Непознанный А.К. Лядов: сб.ст. материалов / Ред.-сост. Т.А. Зайцева. Челябинск: МРI, 2009. С. 120‒135.
  • Миноритарная культура в политическом проекте // Opera Musicоlogica. 2009. № 2. С. 62‒79. 
  • Suomen musiikki autonomian ajalla (200 vuotta Haminan ajalla) // Carelia. 2009. № 6. S. 126‒133.
  • Поэтика Ordo Rethoricus в музыкальной драме Вагнера «Тристан и Изольда» // Семиотика художественной культуры: образ России в межкультурной коммуникации, международная науч. практическая конференция. Кемерово; Санкт-Петербург: ОАО «Кемеровский полиграфический комбинат», 2009. С. 152‒159.
  • Kalevalan ¨åånet ja värit // Carelia. 2009. № 2. S. 96‒100.
  • Финская культура в поисках национальной идентичности // Израиль XXI. 2009. № 29.
  • Homo Ludens: «Лемминкяйнен» Аарре Мериканто // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры. Материалы международной научной конференции, посвящённой 160-летию полного издания «Калевалы». Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. С. 484‒492.
  • Музыка леса в симфонической поэме Сибелиуса «Тапиола» // Галеевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции («Прометей – 2010), 2-6 октября 2010. Казань: Изд-во Казан. Гос. техн. ун-та им. А.Н. Туполева, 2010. С. 300‒305. 
  • «Финский» Петербург А.К. Глазунова // Вестник РАМ им. Гнесиных. 2010. № 2. С. 77‒89.
  • Aleksander Glasunovin «suomslsinen» Pietari // Carelia. 2010. № 4. S. 113‒120.
  • Конфликт поколений в музыкальном искусстве Финляндии конца XIX – начала XX века // Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках. Сб. статей. М.: Композитор, 2011. С. 268‒275.
  • Идея «священного театр» Эйно Лейно // Галеевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции («Прометей 2012»), 6-8 апреля 2012 года. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. Ун-та им. А. Н. Туполева, 2012. С. 158‒163.
  • Семь обработок финских народных песен (Сюита на финские темы) Шостаковича и карельские песенные источники // Дмитрий Шостакович: исследования и материалы. Вып. 4. М: DSCH, 2012. С. 195‒207.
  • Модернизм в финской музыке (конец 1910-х – 1920- годы) // Грани сотрудничества: Россия и Северная Европа: сб. науч. ст. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. С. 195‒205. 
  • Нотный автограф // Мистецький термiнологiчний довiдник. Киiв, 2012. С. 93‒94.
  • Человек трагический (Мир Шенберга в письмах 1910 – 1920- х годов) // Человек в истории: героическое и обыденное. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной Году российской истории (Петрозаводск, 18‒20 сентября 2012 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. С. 24‒28.
  • Барочные истоки симфонической поэмы Сибелиуса «Тапиола» // Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах. Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. С. 83‒93.
  • Французское эхо в Финляндии: Сибелиус Дебюсси // Музыкальная академия. 2013. № 1. С. 146‒148.
  • Глазунов, фенномания и карелианизм // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1 (12). С. 171‒177.
  • Многоголосая Арктика (к 20-летию Баренцева Евро-Арктического региона) // Проблемы музыкальной науки. 2013 № 1 (12). С. 230‒232.
  • Un vent parisien soufflesur Helsinki: les influences fransaises dan la musique finlandaise au debut du XX-e siecle // Revue des etude Slaves. Music et opera en Russie et en Europe centralе. Paris, 2013. Р. 457‒467.
  • Музыкальные манифестации финского карелианизма. Музыкальные манифестации русского карелианизма? // Финно-угорская музыкальная культура и современный мир : материалы Международной научной конференции, Казань, 7-9 ноября 2012 года / составитель и ответственный редактор Л. А. Федотова. Казань, 2013. С. 73‒77.
  • Интонационно-речевая природа музыкальной карелики Сибелиуса // Science and World. International scientificjournal. 2014. № 7 (11). С. 103‒104.
  • Французская модальность Яна Сибелиуса // Science and World. International scientific journal. 2014. № 8 (12). С. 178‒179.
  • Сибелиус в скрещенье времён (предъюбилейные заметки) // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 3 (16). С. 48‒50.
  • «Переходные эпохи» в музыкально-историческом процессе. Музыковедческий комментарий к аксиомам современной науки // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. К 70-летию Российской академии музыки им. Гнесиных. М.: РАМ им. Гнесиных, 2015. С. 107‒115.
  • Роза Ньюмарч – британский пропагандист музыки Сибелиуса // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 4. С. 90‒98.
  • Микроистория и методологический синтез в трудах М.С. Друскина // Музыкальное искусство и наука в современном мир: сборник статей по материалам Международной научной конференции (12‒13 ноября 2015 года). Астрахань, 2015. С. 29‒36.
  • История музыки по Карлу Нильсену (К 150-летнемау юбилею) // Таврические студии. Искусствоведение. № 6 (2015). Симферополь: ГБОУВОРК «Крымский университет культуры, искусств и туризма, 2015. С. 10‒14.
  • Английский след в лютеранских гимнах Финляндии // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 3 (14). С. 54–61.
  • Национализм в музыке: игры референции // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 3 (24). С. 36–43. 
  • Music // Encyclopedia of The Barents Region. Vol. 1, A‒M / editor-in-chief: Mats-Olov Olsson. Oslo: Pax Forlag AS, 2016. P. 1: 535‒542. (в соавторстве с Leisiö Timo, Marja Mustakallio and Frederick Key Smith).
  • Music festivals // Encyclopedia of The Barents Region. Vol. 1, A‒M / editor-in-chief: Mats-Olov Olsson. Oslo: Pax Forlag AS, 2016. P. 545‒556. (в соавторстве с Jouste Marko and Richard Ström).
  • История повседневности и история музыки: «точки схода» // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. 2016. № 28. С. 15–19.
  • «Финские композиторы»: традиция и время в финской биографике 1960-х годов // Ученые записки РАМ имени Гнесиных. 2017. № 3 (22). С. 15‒24.
  • Intimum Сведенборга и Voces intimae Сибелиуса: опыт выражение невыразимого // Таврические студии. 2016. № 11. С. 94‒98.
  • Деконструкция и демифологизация в «новом» музыковедении Финляндии // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 3 (28). С. 59‒67.
  • Рунические модели в струнном квартете Сибелиуса «Voces intimae» // Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова: школы, исследования, персоны (к 50-летнему юбилею): сб. науч. ст. Петрозаводск: Версо, 2018. С. 85‒94.
  • Это произведение написано в «моём собственном стиле»... (о симфонической поэме Сибелиуса «Луоннотар») // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 3 (32). С. 7‒15.
  • Исландский сюжет в биографии Карла Нильсена // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 1. С. 55‒61.
  • От финской симфонии к финской опере // Опера в музыкальном театре: история и современность / сост. И. П. Сусидко. РАМ им. Гнесиных, Гос. институт искусствознания, 2019. С. 92‒100.
  • Айно – «калевальская Изольда» эпохи модерна // Опера в музыкальном театре: история и современность Материалы Четвертой Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред-сост. И.П. Сусидко. Том 3. М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 229‒236.
  • Современная зарубежная сибелиана: терминологическая «перезагрузка» // Музыка. Искусство, наука, практика. 2020. № 1 (29). С. 81‒87.
  • Топос «пафоса» в Четвёртой симфонии Сибелиуса // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика: материалы III Международной научной конференции / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова /под ред. Н. А. Николаевой, С. В. Конанчук. СПб.: Изд-во РХГА, 2020. С. 188‒189.
  • Northern modern, neo-romanticism and karelianism in Finnish art of the turn of the 19-th – 20-th centuries: paralleles and intersections // Interdisciplinary studies of artistic culture. First international academic conference «Polylogue and synthesis of arts: history and modernity, theory and practice, March 5, 2018, St. Petersburg. СПб.: Изд-во РХГА, 2020. P. 113‒123.

Научное редактирование и составление сборников 

  • Караева Ю. Рефлексия античности в фортепианных сочинениях Христоса Самараса. Исследование. LAPLambert Academic Publishing, 2011.
  • Максимова А. О жизни, взглядах и музыке Владимира Дукельского. Исследование. LAP LambertAcademic Publishing, 2011.
  • Краснопольская Т.В. Певческая культура народов Карелии. Петрозаводск, Изд.-во ПетрГУ, 2007.
  • Краснопольская Т.В. Певческое искусство народов Северо-Запада России. Петрозаводск: Verso, 2013.
  • Михайлова Н.С. Музыкальная культура финно-угорского мира: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Н.С. Михайлова, Л.А. Купец. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014.
  • Купец Л.А. Традиционная культура финно-угорского мира: учебно-методическое пособие / Л.А. Купец, Н.С. Михайлова. Изд. 2-е, доп. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014.
  • Максимова А. С. Владимир Дукельский (Вернон Дюк): два лика ‒ одна судьба. Санкт-Петербург: Крига: Победа; Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова, 2016. 337 c.
  • Максимова А. С. История музыки XX века: русское музыкальное зарубежье в Европе и США: учебное электронное пособие для обучающихся в музыкальных вузах. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2020.  

Участие в конференциях 

  • Міжнародныя навуковыя чытанні памяці Л. С. Мухарынскай (1906–1987). Белорусская академия музыки, 13-15 апреля 2016.
  • Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2016». РАМ имени Гнесиных, ГИИ, 3‒5 октября 2016. 
  • XI международная научная конференция «Свое и чужое в культуре». Петрозаводск, 22‒24 июня 2017.
  • Третий конгресс Общества теории музыки «Революции в истории музыкальной культуры» (к столетию революции 1917 года). Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 25‒29 сентября 2017.
  • Третья международная научно-практическая конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность». РАМ имени Гнесиных, 23‒25 октября 2017.
  • Международная междисциплинарная научная конференция «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика». Санкт-Петербургская консерватория, 5 марта 2018.
  • Международная научная конференция «Музыковедческий форум – 2018». РАМ имени Гнесиных, ГИИ, 15‒17 октября 2018.
  • III Международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития». Ярославль, 26‒27 апреля 2018.
  • Международная научная конференция «Художественное образование в культурных процессах современности». Кишинев, Молдова, 20 апреля 2018.
  • Международная научная конференция «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи – стили – жанры». Санкт-Петербургская консерватория, 4‒5 марта 2019.
  • Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность». РАМ имени Гнесиных, 11‒15 ноября 2019.
  • IV международная научно-практическая конференция «Художественная и музыкальная культура в образовании: инновационные пути развития». Ярославль, 27‒29 марта 2019.
  • Заочная международная научная конференция «Музыкальные эпохи и стили в зеркале современных художественных процессов». Минск, Беларусь, 26 ноября 2020.
  • Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2020». РАМ имени Гнесиных, ГИИ, 19‒21 октября 2020.

Работа в составе жюри

  • 1 этап I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1–10 сентября 2014, председатель жюри).
  • 1 этап Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1–10 сентября 2015, член жюри).
  • Конкурс студенческих рецензий «МКМ-21» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1‒4 апреля, 2016, член жюри)
  • Всероссийский конкурс студенческих рецензий «МКМ» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, февраль-апрель, 2017, член жюри)
  • Творческий интернет-конкурс, посвящённый 155-летию со дня рождения А.К. Глазунова (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 1 сентября-1октября 2020, член жюри)

Благодарственные письма, награды

  • Почётная грамота Государственного комитета по национальной политике Республики Карелия «За вклад в развитие национальной музыкальной культуры финно-угорских народов Карелии и воспитание высокопрофессиональных кадров» (2004)
  • Диплом «За педагогическое мастерство и научное руководство» (2010)
  • Статуэтка «Золотое кантеле» (2011).
  • Диплом «За профессиональную подготовку» (2013)
  • Диплом «За высокое педагогическое мастерство» (2017)
  • Благодарственное письмо Министерства национальной и региональной политики «За сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Республики Карелия» (2017)
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры, искусства и многолетнюю плодотворную деятельность» (2017).
  • Благодарность «За научное руководство исследовательской работой» (2017)
  • Специальный диплом «За педагогическое мастерство» (2019)
  • Диплом «За высокое педагогическое мастерство» (2019)
  • Благодарственное письмо за подготовку Лауреата I степени (номинация «Научная работа») (2020)