Швецова
Вера Анатольевна

Старший преподаватель

Должность: старший преподаватель
Ученая степень: нет
Ученое звание: нет
Общий стаж работы: 21 год (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 19 лет (по сост. на 01.09.2020)

E-mail: vera.shvetsova@glazunovcons.ru

 

 

Образование

Петрозаводское музыкальное училище им. К. Э. Раутио (1990–1994)  

Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (1995 – 2000)

Соискательство в Государственном институте искусствознания (2005–2010, науч. рук., докт. иск. О.А. Пашина) 

Повышение квалификации 

  • Повышение квалификации по программе «Педагогика и психология профессионального образования».Петрозаводский государственный университет (2002).
  • Авторский курс доктора искусствоведения, профессора М.Г.Кондратьева (апрель 2012 г.).
  • Авторский курс доктора искусствоведения (Государственный институт искусствознания) О.А.Пашиной (октябрь 2014 г.).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова» «Современные требования к реализации образовательных программ. Этномузыкология в системе высшего образования». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (март, 2019).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (декабрь, 2019).
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современная электронная информационно-образовательная среда вуза». Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (октябрь, 2020).
Педагогическая деятельность 

С 2001 года преподает на кафедре музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова. В настоящее время ведет дисциплины «Специальный класс», «Расшифровка и анализ образцов музыкального фольклора», «Теория музыкального фольклора», «Основы научных исследований», «Методика преподавания народного творчества», «Методика экспедиционной работы», «Обработка и систематизация фольклорно-этнографических материалов», «Современные технологии фиксации и хранения фольклорных материалов» у этномузыкологов (53.03.06), «Фольклорно-этнографическая практика» у этномузыкологов и музыковедов (53.03.06, 53.03.05), руководит выпускными квалификационными работами бакалавров и специалистов (53.05.04, 53.03.03, 53.05.01),  магистрантов (КНР)  (53.03.03, 53.04.02).

Ученики

Дипломные работы (Этномузыковедение) 

  • Вахрушева Л.В. Свадебная традиция центральных удмуртов (по материалам Якшур-Бодьинского и Шарканского районов) (2005).
  • Пуговкина Н.И. Специфика свадебной песенной традиции олонецких карелов-ливвиков конца XIX – начала XX века (2008).
  • Лебедева О.В. Пиирилейкки беломорских карел (опыт комплексного изучения традиции) (2009).
  • Денисов В.И. Вепсский ланчик как музыкально-хореографический комплекс: этномузыкологический аспект (2010).
  • Ольшакова Е.В. Свадебные руны калевальских карел (вопросы бытования, структуры и композиции) (2010).
  • Кильпеляйнен З.Ф. «Короткие песни» (lyhytpajot) в локальных традициях олонецких карел (2011).
  • Шаппиев П.М. Музыкально-стилевые особенности певческой традиции сету (на материале песен, записанных от Веры Пяхнапуу) (2012).
  • Севастьянова М.С. Йойги норвежских саами: музыкальная специфика жанра (2014).
  • Барановская С.Б. «Я в миру жила...»: опыт изучения духовных стихов юго-западного Приильменья (2016).
  • Остапенко М.А. Свадебная традиция Усть-Цильмы: специфика ритуала и его музыкального оформления (2020).
  • Алексеева А.П. Русские песни в свадебном ритуале средних вепсов (2020).
Дипломные рефераты

Специалитет

  • Никитин К.С. О проявлении жанрового начала в произведениях вокального цикла М. И. Глинки «Прощание с Петербургом» (53.05.04) (2019)
  • Корнеев Д.  «Развитие исполнительства на балалайке в России: от традиции к современности» (53.05.01) (2019)
  • Шевцова А.А.  «Каприччио А. Репникова в переложении М.В. Зуденкова для трехструнной домры и фортепиано» (53.05.01) (2019)

 Бакалавриат

  • Матвеева М.О. Образ Любаши в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста»: музыкально-драматургические и вокально-исполнительские особенности (53.03.03) (2019)
  • Лю Яцзин О вокальной эстетике оперы Дж. Верди «Травиата» (на примере партии Виолетты) (53.03.03) (2019)
  • Попкова Г.С. О композиционных особенностях симфонии-кантаты Ю. Шапорина «На поле Куликовом»(53.03.03) (2020)
  • У Ю «О двух женских образах в опере Дж.Пуччини «Турандот» (художественные и вокально-исполнительские особенности)» (53.03.03) (2020)
  • Щи Знунян  «Жанр массовой патриотической песни в творчестве Не Эра (на примере гимна Китайской Народной Республики)» (53.03.03) (2020)
  • Янь Чженьи «Музыкальная характеристика Неморино в опере Г. Доницетти “Любовный напиток”» (53.03.03) (2020)

Магистратура

  • Мо Цзыжо «Стилистика камерно-вокальных сочинений М. Равеля (на примере вокального цикла “Пять греческих народных мелодий”)» (53.04.02) (2020)

Лауреаты и дипломанты конкурсов 

  • Остапенко М.А. – лауреат VII Международного конкурса научных работ студентов и аспирантов, представленных в форме докладов на VII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (май 2018).

Научные труды. Издания. Публикации

Публикации в научных изданиях 

  • Швецова В.А., Страчевская Э.Е. Обрядовое пространство и музыка (на материале севернокарельской свадьбы) // Звукомир художественного текста: Междисциплинарный семинар – 7: Сборник научных материалов. Петрозаводск, 2004. С. 211–217.
  • Пространство в обрядах «прощания» (по материалам севернокарельской и локальных версий вепсской свадьбы) // Музыкальное финно-угроведение. Актуальные проблемы национального музыкального образования. Материалы Всероссийской этномузыковедческой конференции, посвящённой 10-летию кафедры музыки финно-угорских народов ПГК им. А.К. Глазунова. 24‒25 апреля 2004 г. Петрозаводск, 2005. С. 58–62.
  • Shvetsova V., Strachevskaya E. Musiikki vienankarjalaissa häissä // Musiikki, perinne ja tutkija. Etnomusikologista kulttuurintutkimusta Joensuusta. Toim. P. Suutarija, E. Paukkunen. Joensuu: Joensuun yliopisto, 2004. S. 33–36.
  • Свадебные песни в обряде удмуртов и карелов (опыт сопоставления двух финно-угорских традиций) // Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного диалога: Материалы I Межрегиональной конференции и VII Международной школы молодого фольклориста. Ижевск, 23–26 октября 2005 г. / Отв. ред. В.М. Гацак, Т.Г. Владыкина. Ижевск: АНК, 2006. С. 218–222.
  • О некоторых принципах ритмической организации напевов-`импровизаций` (по материалам свадебного фольклора северных карелов и коми) // Духовная культура финно-угорских народов России: Материалы Всероссийской научной конференции к 80-летию А.К. Микушева (1 – 3 ноября 2006 г.) / Отв. ред. Канева Т.С. Сыктывкар, 2007. С. 129–132
  • Рунические циклы в свадебном ритуале беломорских карелов // Этническая музыка и XXI век: Материалы Всероссийской научной конференции (25–27 октября 2007 г.). Петрозаводск, 2007. С. 74–78. 
  • Руна как феномен традиционной певческой культуры прибалтийско-финских народов // XVI конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии: 9-12 сент. 2008 г.: Материалы конференции: в 2 ч. Ч.II. М.: Ин-т всеобщ. ист. РАН; Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2008. С. 69–71.
  • Пиирилейкки беломорских карелов в экспедиционных записях 2006 – 2008 гг. (совместно с ЛебедевойО.В.) // Kantele, runolaulu ja itkuvirsi Runolaulu Akatemian seminaarijulkaisu. / Toim.: P. Huttu-Hiltunen, Frog, J. Seppänen, E. Stepanova. Jyväskylä, 2009. S. 99–104.
  • Структура стиха и музыкально-ритмическая организация свадебных рун беломорских карел // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4). С. 89–94.
  • О проблемах изучения йойг беломорских карел (по материалам экспедиционных исследований 2007–2008 гг.) // Материалы научно-практической конференции «Современные методы изучения и сохранения традиционной культуры народов Карелии» (19–21 марта 2010 г., Петрозаводск). Петрозаводск: Изд. ПетрГУ, 2010. С. 113–116.
  • Музыкально-фольклорные жанры свадьбы беломорских карел // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 1 (8). С. 55–59.
  • Непристойный фольклор: проблемы изучения и собирания (совместно с В.П. Мироновой) // Sommelon säikeitä: Runolaulu-Akatemian seminaarijulkaisu 2009‒2010. Jyväskylä, 2011. S. 33-40.
  • Музыкально-фольклорные жанры свадьбы беломорских карел как средства культурной коммуникации // Laulu kulttuurisena kommunikaationa. Song as Cultural Communication. Песня как средство культурной коммуникации: Proceeding from the Runosong Academy Jubilee Seminar, 8–10 October 2010. Jyväskylä, 2011. S. 101‒108.
  • Пиирилейкки беломорских карелов: традиционный жанр на стыке двух культур // «PAX SONORIS». Научный журнал. Вып. VII / Гл. ред. Е.М. Шишкина. Астрахань: ООО КПЦ «Полиграфком», 2013. С. 35–39.
  • История изучения свадебных причитаний беломорских карелов // Музыкальная традиция Северной Карелии: [сборник] / ПГК (акад.) им. А.К. Глазунова, Ин-т традиц. Музыки / под ред. Л.А. Купец, С.В. Косырева, В.А. Швецова. Петрозаводск, 2013. С. 58–77.
  • Пиирилейкки беломорских карелов: проблемы терминологии и функционирования (совместно с Лебедевой О.В.) // Пиирилейкки Беломорской Карелии (Vienan Karjalan piirileikkijä) / М-во культуры РФ, Петрозавод. гос. консерватория им. А.К. Глазунова, Ин-т трад. муз.; общ. ред. С.В. Косыревой; сост. А.А. Войтович; муз. ред. В.А. Швецова; ред. поэт. текстов М.В. Кундозерова. Петрозаводск, 2014. С. 3–7.
  • Особенности ритуальной коммуникации в свадебном причётном цикле беломорских карелов // Финно-угорские языки и культуры в социокультурном ландшафте России. Материалы  V Всероссийской конференции финно-угроведов. Петрозаводск, 25-28 июня 2014 г. / Редкол. Зайцева Н.Г., Муллонен И.И. и др. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2014. С. 314–317.
  • О специфике совместного причитывания в свадебной традиции беломорских карелов // Рябининские чтения–2015: Материалы VII конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2015. С. 434–437.
  • Жанровая специфика свадебных плачей беломорских карелов // Вопросы этномузыкознания. 2015. № 2 (11). С.81–89.
  • Современные технологии преподавания теоретических курсов по профилю «Этномузыкология»(бакалавриат) // Современные технологии в образовании на примере творческого вуза / общ. ред. и сост.: Т.С. Екименко и С.А. Останина. Петрозаводск, 2016. С. 236–243.
  • Севернокарельские свадебные плачи: ритмическая организация поэтических текстов в координации с музыкально-ритмической структурой // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2017. № 4 (12). С. 24 – 43. 
  • К проблеме изучения совместного причитывания в музыкальном фольклоре прибалтийско-финских народов (на материале севернокарельских и сетуских свадебных плачей) // Музыковедение. 2017. № 5. С. 21‒28.
  • Музыкальная специфика йойг норвежских саами (совместно с М. Александровой) // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2019. № 4 (20). С. 51‒71.
  • Традиционные и современные песенные формы в творчестве севернокарельских народных исполнителей // Фольклор в культуре повседневности: Сборник статей / Науч. ред. Н.И. Жуланова и Л.В. Фадеева, отв. ред. Т.Н. Суханова. М.: ГИИ, 2019. С. 192‒204.
  • Ритмическая организация напевов севернокарельских свадебных причитаний в контексте структурно-типологического исследования // Музыковедение. 2019. № 5. С. 32‒47.
  • О ритмической организации поэтических текстов и напевов севернокарельских свадебных причитаний // Вопросы этномузыкознания. 2020. № 1 (16). С. 105‒121.

Научное редактирование и составление сборников

  • Музыкальная традиция Северной Карелии: [сборник]. Петрозав. гос. консерватория (акад.) им. А. К. Глазунова, Ин-т традиц. Музыки / под ред. Л. А. Купец (отв. ред.), С. В. Косырева (науч. ред.), В.А. Швецова (сост.). Петрозаводск, 2013. 116 с.
  • Пиирилейкки Беломорской Карелии (Vienan Karjalan piirileikkijä) / М-во культуры РФ, Петрозавод. гос. консерватория им. А.К. Глазунова, Ин-т трад. муз.; общ. ред. С.В. Косыревой; сост. А.А. Войтович; муз. ред. В.А. Швецова; ред. поэт. текстов М.В. Кундозерова. Петрозаводск, 2014. 36 с.

Участие в конференциях

  • Международный симпозиум «Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах». Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова, 1–7 сентября 2011 г. 
  • Международная VI конференция по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера «Рябининские чтения-2011». Петрозаводск, 12–17 сентября 2011 г. 
  • Научно-практическая конференция, посвященная 20-летию кафедры финно-угорских народов. Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 30 ноября 2013 г.
  • Научно-практическая конференция «Калевальские научные чтения-2014» в рамках празднования Международного дня «Калевалы» в республике Карелия. Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 9 апреля 2014 г. 
  • V Всероссийская конференция финно-угроведов «Финно-угорские языки и культуры в социокультурном ландшафте России». Петрозаводск, 25 – 28 июня 2014 г. 
  • Международная научная конференция «Гиппиусовские чтения-2015: Региональные исследования в музыкальной фольклористике»,            Москва, 21 – 23 марта 2015 г.
  • VII Всероссийская конференция по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера «Рябининские чтения – 2015», Петрозаводск, 7–12 сентября 2015 г. 
  • Международный научный семинар Академии Рунопения. Академия рунопения, Кухмо, Финляндия, 7–8 ноября 2015 г. 
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в образовании на примере творческого вуза». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 10–11 декабря 2015 г. 
  • VI Всероссийский научный семинар «Методика полевых работ и архивация фольклорных, этнографических и рукописных материалов». Петрозаводск, Институт ЯЛИ КарНЦ РАН, 19‒20 апреля 2016 г. 
  • Международная научно-практическая конференция «Народная музыка сквозь века и границы: источники, изучение, исполнение». Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова, 27 сентября ‒ 01 октября 2016 г. 
  • Всероссийская научная конференция «Богатыревские чтения-2016: Фольклор в культуре повседневности». Государственный институт искусствознания, Москва, 24‒25 ноября 2016 г. 
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Этническая культура и XXI век – 2016». Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 16‒17 декабря 2016 г. 
  • Международная научная этномузыкологическая конференция «Гиппиусовские чтения-2017: Музыкальные культуры народов России и Восточной Европы сквозь призму типологических исследований». РАМ им. Гнесиных, Москва, 22–24 марта 2017 г. 
  • IV Всероссийский конгресс фольклористов. Тула, 1‒5 марта 2018 г.
  • VIII научно-практический семинар «Методика полевых работ, архивация и изучение фольклорных, этнографических и рукописных материалов». Институт ЯЛИ КарНЦ РАН, г. Петрозаводск, апрель 2018 г.
  • Научный семинар в рамках международного фольклорного фестиваля Sommelo-2018. Кухмо, Финляндия, июль 2018 г.
  • Международная научная этномузыкологическая конференция «Гиппиусовские чтения-2019: Исследование жанров музыкального фольклора в современном этномузыкознании». РАМ им. Гнесиных, Москва, 21‒23 марта 2019 г.
  • Международная конференция «Рябининские чтения-2019», Петрозаводск, 23‒27 сентября 2019 г.
  • Международная научно-практическая конференция «Коренные народы: история и современность». Петрозаводск, 24‒25 октября 2019 г.
  • Международная научная конференция «Из истории этномузыкологии: судьбы, события, перспективы». Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 28 сентября ‒ 1 октября 2019 г.
  • Международная конференция «The Art of Narrative Song». SKS, Helsinki 13‒14 февраля 2020 г.
  • Круглый стол «Перспективы сохранения нематериального культурного наследия коренного населения Республики Карелия» I Межрегионального этнокультурного он-лайн фестиваля Värttinä pyöri («Крутись, веретенце»). 9 октября 2020 г.
  • Международная научная он-лайн конференция «Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных». РАМ имени Гнесиных, 24‒27 ноября 2020 г.

Работа в составе жюри

  • Работа в качестве члена жюри и в составе оргкомитета I Всероссийского фестиваля конкурса молодых исполнителей народной музыки «Звуки мира» – 2016. Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, 2‒3 апреля 2016 г. Член жюри.
  • I Всероссийский фестиваль-конкурс «МузыкаИскусствоФольклор» («МИФ»-2020). Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 23 декабря 2019 ‒ 29 февраля 2020. Член жюри. 

Мастер-классы 

  • Мастер-класс «Теория и практика экспедиционных исследований» в рамках I Всероссийского фестиваля-конкурса молодых исполнителей народной музыки «Звуки мира» – 2016 (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2‒3 апреля 2016 г.).