Хилько
Наталья Павловна

Доцент, кандидат искусствоведения

Музыковед, педагог
Кандидат искусствоведения (1998)
Дис.: «Музыкальное воплощение живописной программы (структурно-композиционный аспект)» (Российский институт истории искусств, 1998, научный руководитель – Ю. Г. Кон)
Доцент (2001)



Образование

Родилась в г. Петрозаводске.
В 1977 г. окончила ДМШ № 1, затем теоретическое отделение Петрозаводского музыкального училища им. К. Э. Раутио (1981). С 1981 по 1986 училась на теоретико-композиторском отделении Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности "музыковедение" (класс Ю. Г. Кона). Окончила аспирантуру при Российском институте истории искусств (СПб, 1996).

Повышение квалификации

Повышение квалификации по программе «Художественное творчество в системе высшего музыкального образования», свидетельство (декабрь, 2012)
Авторский курс доктора иск., профессора Московской государственной консерватории К.В. Зенкина, сертификат (октябрь, 2013)
Курсы повышения квалификации по программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза», удостоверение (ноябрь, 2015) - 36 ч.

Профессиональная деятельность

С 1988 по 1991 гг. преподавала в Петрозаводском музыкальном училище им. К. Э. Раутио. С 1991 г. работает на кафедре теории музыки и композиции ПГК им. А. К. Глазунова. Ведет следующие дисциплины: "Анализ музыкальных произведений", "Сольфеджио", "Методология теоретического музыкознания", участвует в коллективном курсе «Теоретические проблемы музыки скандинавских стран и Финляндии». Руководит дипломными и диссертационными работами. С 1997 г. – куратор научного студенческого общества ТКО. Входит в организационный комитет конкурса учащихся музыкальных училищ по предметам теоретического цикла.
Общий стаж работы по состоянию на 01.09.2016 составляет 31 год, стаж работы по специальности в консерватории - 24 года.

Ученики
Дипломные работы:
Солодовникова Т. О фортепианных циклах Э. Шульхофа в аспекте джазовых влияний. 1997 
Блинова И. Музыка для…(к проблеме жанрового синтеза). 1998 
Штерн Ж. «Музыка машин» в творчестве композиторов первой половины ХХ века. 1998 
Куралёва В. Фредерик Лоу. «Моя прекрасная леди»: превращения. 2001. 
Перегородина Е. Регги (опыт жанровой характеристики). 2003 
Смирновская Н. Электронная танцевальная (клубная) музыка: история, перспективы. 2003. 
Рогожникова В. Моцарт в зеркалах времен. 2004 
Мухамадиева А. Музыкальная новелла (опыт жанровой характеристики). 2005.
Николаева А. Проявление модуса пасторальности в инструментальной музыке XVIII – начала XX веков (к постановке проблемы). 2006 
Баранова Г. Опера Г. Банщикова “Маскарад времен Екатерины Великой”: «свое» и «чужое». 2007 
Шихерина А. Две симфонии Вильгельма Стенхаммара (от пробы пера к вершине творчества). 2007
Антропова К. Комментирующий план в опере С. Слонимского «Мария Стюарт». 2009.
Емельянова И. Жанровая специфика «Бирюлек» А. Лядова и С. Майкапара. 2009.
Дельцова Н. Три псалма Давида в интерпретации И. Стравинского и русских поэтов XVIII–XIX веков. 2011.
Никифорова О. Баллада Б. Бриттена «Крестовый поход детей» (особенности трактовки жанра). 2012.
Руденко С. Музыкальная культура Карелии (учебное пособие для ДМШ и ДШИ). 2013.
Закревская М. В. «Запечатленный ангел» Р. Щедрина: к проблеме трактовки жанра. 2014.
Ромахина С.А. Балет «Времена года» А. Глазунова в аспекте пасторального цикла. 2015.
Гуркина К.С. «Сельский концерт» [«Concert champêtre»] для клавесина с оркестром Ф. Пуленка в аспекте «галантных празднеств».2016.

Кандидатские диссертации
Шихерина А. А. Инструментальное творчество Вильгельма Стенхаммара в контексте искусства Скандинавских стран и Финляндии конца XIX – начала XX. 2012.

Лауреаты и дипломанты конкурсов:
Шихерина А. – лауреат Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2005, II место)
Емельянова И. – дипломант Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2008)

Публикации в научных изданиях
• Претворение некоторых особенностей графики Т. Юфа в «Симфонических рунах» Э. Патлаенко // Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии: Cб. статей. Петрозаводск, 1989. С.16–27.
Фортепианный триптих В. Брумберга «Раненый ангел» по картинам финской живописи (некоторые художественно-музыкальные параллели) // Финский сборник: Пособие по курсу «Введение в музыкознание». Вып.2. Петрозаводск, 1992. С.34–37.
Музыкальная картина (некоторые структурные особенности) // Музыка в ряду искусств: Методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание». Петроза-водск, 1994. С. 34–52.
«Фрески Пьеро делла Франческа» Б. Мартину (опыт сравнительного анализа произведений музыкального и изобразительного искусств) // Богуслав Мартину. К 100-летию со дня рождения: Материалы научной конференции. М., 1994. С.63–72.
«Битва гуннов» Ф. Листа: на пути от поэмы к картине // Donatio musicological: Сб. статей. Петрозаводск, 1994. С.76–86.
Некоторые наблюдения над тематизмом и композицией музыкальной картины // Выбор и сочетание: открытая форма: Сб. статей к 75-летию Ю. Г. Кона. Петрозаводск; СПб., 1995. С.18–21.
О роли одного мотива в творчестве Рахманинова // 100 лет русской музыки (1890–1990): вопросы теории, истории, традиций и новаторства: Тезисы докладов научной конференции (30 ноября – 3 декабря 1994). Петрозаводск, 1995. С.18–21.
Концепция «мифологического в музыке» Э. Тарасти на примере симфонии Я. Сибелиуса «Куллерво» // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов. – М.; Петрозаводск, 1997. С.342.
Специфика воплощения идеи музицирования в «Концерте ангелов» из симфонии П. Хиндемита «Художник Матис» // Инструментоведение: молодая наука: Сб. тезисов докладов международной конференции «Интермодальное пространство в инструментальной культуре». СПб., 1998. С.73.
«Художник Матис» П. Хиндемита – симфония картин // Междисциплинарный семинар 22-23 марта 1998: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1998. С.18-21.
«Молоток без мастера» П. Булеза как кроссворд (композиционный аспект) // Междисциплинарный семинар–3. 31.03 – 2.04. 2000 г. Петрозаводск, 2000. С.130–136.
Наблюдения над фактурной организацией цикла Г. Синисало «24 прелюдии для фортепиано» // Музыка в Карелии: научный и практический опыт ХХ века: Материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск, 2000. С.62–65.
О сонорной организации в «Cantus Arcticus» Э. Раутаваары // Культурные коды двух тысячелетий: Материалы международной научной конференции 1 – 4 декабря 2000 года. Вып.2. Петрозаводск, 2000. С.101–103.
«Cantus Arcticus» Э. Раутаваары в аспекте мифа // XIV конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов. М.; Архангельск, 2001. С. 284–285.
«Музыкальная тетрадь Анналиберы» Л. Даллапикколы (межсемиотический аспект) // Междисциплинарный семинар–4: Сб. научных материалов. Интерпретация художественного текста. Петрозаводск, 2001. С.105–110.
Композиционная специфика декоративных элементов фактуры в симфонической картине А. Глазунова «Весна» // Глазуновский сборник: Сб. научных материалов. Петрозаводск, 2002. С.40–50.
Некоторые проявления игровой логики в балете И. Стравинского – Дж. Баланчина «Агон» // Междисциплинарный семинар–5: Текст художественный: в поисках утраченного: Сб. научных материалов. Вып.1. Петрозаводск, 2002. С.165–171.
Научное студенческое общество Петрозаводской консерватории: былое и думы // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Материалы юбилейной научной конференции 6 – 8 декабря 2002 года. Петрозаводск, 2002. С.40–74.; Петрозаводская консерватория: Очерки истории: Сб. статей. Петрозаводск, 2008. С.140–145.
Миф о птицах в Cantus Arcticus Э. Раутаваары // Скандинавские чтения 2002 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб, 2003. С.360–364.
Сказочное начало в музыке Я. Сибелиуса к «Буре» В. Шекспира // XV конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов. Ч.II. М., 2004. С.359–362.
«Игры» К. Дебюсси, С. Дягилева, В. Нижинского, Л. Бакста // Междисциплинарный семинар–7: Звукомир художественного текста: Сб. научных материалов. Петрозаводск, 2004. С.200–204.
Поэзия Б. Пастернака в маленькой кантате Г. Свиридова «Снег идет» // Георгий Свиридов и русская художественная культура ХХ века. Свиридовские чтения: Сб. научных материалов Межвузовской конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Г. В. Свиридова. 28 – 30 октября 2005 г. Петрозаводск, 2006. С.66–75.
«Прометеи» Бетховена, Листа и Скрябина: к проблеме трактовки символа // Художественный текст: явное и скрытое. IX Всероссийский междисциплинарный семинар: Сб. научных материалов. Петрозаводск, 2007. 141–148.
Один сюжет из «Книги для оркестра» В. Лютославского // Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сб. научных трудов. Вып. 3. Вологда, 2007. C. 90–96.
Скандинавская фортепианная миниатюра первой половины ХХ века (в поисках национальной самобытности) // XVI конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии 9 – 12 сентября 2008 г.: Материалы конференции в 2 ч. Ч. II. М.; Архангельск, 2008. С.61–63.
Правила игры в «Играх» Д. Куртага (на примере IV тетради) // Piano Duo VII: альманах молодых ученых / ред. и сост. С.В.Синцова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. С.90–102. 
Игра с классикой (на примере произведений Д. Куртага, П. Пикассо, С. Дали) // Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона / ПГК им. А. К. Глазунова. Петрозаводск, 2010.С.202–210.
Под знаком Рыб (портрет композитора) // Музыкальная академия. – 2011.– №2. – С. 38-42.
«Калевала» и «Кантелетар» в интерпретации Эдуарда Патлаенко // Музыка и время. 2011. № 3. С.43–46. (Совместно с С. В. Синцовой).
Поэзия Гейне, Пушкина, Белого в интерпретации Н. Метнера (на примере ор. 12, 13) // Вестник Магнитогорской консерватории: Научный, методический и информационный журнал. 2011. №1. С. 21–34.
Классика и современность: «ироничный демонтаж» (на примере фортепианного цикла Д. Куртага «Игры») // Проблемы музыкальной науки. №1(8). С. 113–118.
«Auletica» Э. Патлаенко: полифонические игры для гобоя соло [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gnesin-academy.ru/sites/default/files/docs/Khilko.pdf
Эдуард Патлаенко: жанровые эксперименты 60-х // Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах: Сб. науч. ст./ Петрозаводская гос. консерватория (академия) им. А.К.Глазунова; гл. ред. Л.Г.Ковнацкая – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2912. – С.106-117.
«Игры» Д. Куртага для фортепианного дуэта: импровизация на тему «история европейской музыки» //  Вопросы музыкознания и музыкального образования: сб. научных трудов. Вып. 7: ансамблевое исполнительство в академической и фольклорной традициях: теория, история, педагогика / отв. ред. М.Г. Долгушина, И.А. Богомолова; Мин-во образованияи науки РФ, Вологод. гос. пед.  ун-т.  – Вологда: ВГПУ, 2013. – С.77-83.
Текст художественный: грани интерпретации // Музыка и время. 2013. №8. С. 12–13.
Спортивное скерцо: жанровые нюансы // Текст художественный: грани интерпретации: сб. научных статей по материалам международной конференции. Петрозаводск: Verso, 2013. С. 205 –215.
Спортивные образы в музыке XVIII–XIX веков: в поисках «грации новых движений» // Музыка и время. 2014. №6. С. 23–28.
Спортивные опусы Эрика Сати: взгляд в будущее // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais: Zinātnisko rakstu krājums.VII. Daugavpils universitātes: Akadēmiskais apgāds «Saule», 2015. S. 226–236.
• Инструментальные «книги» В. Лютославского и П. Васкса: к проблеме жанрообразования в музыке ХХ века // В пространстве смыслов: текст и интертекст: Сборник статей. Петрозаводск, Verso. 2016. С.103–114.
•  Жанр инструментальной «Книги» в музыке ХХ века: история с превращением // Проблемы музыкальной науки. – 2017. – №2. – С. 34–40.

Методические работы
Калевальский рунический напев в Балладе для кантеле Э. Салменхаары (методика анализа в аспекте «композитор и фольклор») // Культурные коды двух тысячелетий: Материалы международной научной конференции 1 – 4 декабря 2000 года. Вып.3. Петрозаводск, 2000. С.65–70.
Мелодическая модуляция в курсе сольфеджио (начальный этап): Методическая разработка. Петрозаводск, 2001. 7 с.
Программная музыка в исторической перспективе и теоретическом осмыслении: Курс лекций по дисциплине «Введение в специальность» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 072901 Музыковедение. Петрозаводск: Verso, 2014. 157 с. ISBN 978-5-91997-175-7.
Мелодическая модуляция в курсе сольфеджио: Рабочая тетрадь / Ред. Е. Г. Окунева. – Петрозаводск: Verso, 2017. 48 с. нот ил. ISBN 978-5-91997-246-4/


Статьи в справочных изданиях
Камерная музыка // Карелия: Энциклопедия: в 3 т. Т. 2: К–П. Петрозаводск, 2009. С. 13–14.

 Научное редактирование и составление сборников

  1. Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии / сост. О. П. Белова, Н. П. Хилько, ред. И. Н. Баранова. Петрозаводск, 1989. 104 с.
  2. Статьи и заметки аспирантов и выпускников консерватории / сост. Т. С. Екименко, ред. И. Н. Горная, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2000. 108 с.
  3. Междисциплинарный семинар–4: Интерпретация художественного текста: Сб.научных материалов / ред. Л. А. Купец, Т. Н. Тимонен, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2001. 140 с. 
  4. Глазуновский сборник: Сборник научных материалов / сост., ред. О. А. Бочкарёва, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2001. 88 с.
  5. Междисциплинарный семинар–5: Текст художественный: в поисках утраченного: Сб. научных материалов / ред. Л. А. Купец, Т. Н. Тимонен, Н. П. Хилько. Вып.1. Петрозаводск, 2002. 319 с.
  6. Междисциплинарный семинар–5: Текст художественный: в поисках утраченного: Сб. научных материалов / ред. Л. А. Купец, Т. Н. Тимонен, Н. П. Хилько. Вып.2. – Петрозаводск, 2003. 95 с.
  7. Музыка в системе искусств: параллели, пересечения: Материалы студенческого междисциплинарного семинара / сост., ред. А. А. Зондерегер, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2003. 69 с.
  8. Фартушный В. П., Кошелев В. К. Оркестровые соло гобоя в отечественной музыке. Переложение для гобоя и фортепиано с методическими рекомендациями: Учебное пособие / ред. Н. П. Хилько. Тетрадь 1. Петрозаводск, 2004. 41 с.
  9. Композиторы и музыковеды Карелии: Справочник. 3-я редакция, исправленная и дополненная / Авт.-сост. О. А. Бочкарева, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2009.104 с.
  10. Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона / И. Н. Баранова (отв. ред.), Е. Г. Окунева, Т. Н. Тимонен, Н. П. Хилько. ПГК им. А. К. Глазунова. Петрозаводск, 2010. 404 с.
  11. Музыка Восточной Европы 1810–2010: история, теория, практика: Материалы межвузовской студенческой конференции 20–21 ноября 2009 / ред. сост. Е. Г. Окунева, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2011. 120 с.
  12. Текст художественный: грани интерпретации: сб. научных статей по материалам международной конференции / Е. Г. Окунева (отв. ред.), И. В. Копосова, Т. Н. Тимонен, Н. П. Хилько. Петрозаводск: Verso, 2013. 538 с.
  13. Вопросы методики, педагогики и исполнительства на народных инструментах: сборник материалов научно-практической конференции кафедры народных инструментов /М-во культуры Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Петрозавод. гос. консерватория им. А. К. Глазунова»; каф. нар. инструментов; [науч. ред. Н. П. Хилько; редкол.: В. А. Соловьев, С. В. Семаков, А.В. Дикоев]. Петрозаводск, 2015. 186 с.
  14. Хрестоматия для тромбона: музыка композиторов эпохи барокко в переложении для тромбона и фортепиано / Сост. и авт. метод. коммент. Р. А. Абрамов; [ред. В. К. Кошелев, Н. П. Хилько]. Петрозаводск: Verso, 2016. 75 с.
  15.  В пространстве смыслов: текст и интертекст: Сборник статей. / Е. Г. Окунева (отв. ред.), И. В. Копосова, Н. П. Хилько. Петрозаводск, Verso. 2016. 480 с.
  16. Восемь песен на стихи Г.Ф. Даумера (Ор.57) И. Брамса: заметки исполнителя и педагога / Сост. В. Г. Трусова и В. А. Гладченко, автор вст. ст. В. Г. Трусова; [ред. Н. П. Хилько]. Петрозаводск: Verso, 2016. 56 с.

 

Портфолио профессиональной деятельности