Напреев
Борис Дмитриевич

Профессор

Музыковед, композитор, педагог
Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1995)
Член Союза композиторов СССР (1970)

Должность: профессор
Ученая степень: доктор искусствоведения (2005)
Ученое звание: профессор (1994)
Общий стаж работы: 56 лет (по сост. на 01.09.2020)
Стаж работы по специальности: 43 года (по сост. на 01.09.2020)

E-mail: boris.napreev@glazunovcons.ru

Образование

Омское и Читинское музыкальное училище (1956–1962).

Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки (1962–1967).

Аспирантура Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н.А Римского-Корсакова (1970–1974).

Защита кандидатской диссертации на тему «К изучению процессов интонационного обновления советской музыки (на материале симфоний Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича)», специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство (Ленинградская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1976).

Защита докторской диссертации на тему «Оркестр и фуга: проблемы взаимодействия», специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство (Новосибирская государственная консерватория, 2005).

Повышение квалификации:

Краткосрочное обучение по программе «Современные образовательные технологии в вузе», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, удостоверение (октябрь, 2014).

Краткосрочное обучение по программе «Оценка студентов», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, удостоверение (апрель, 2015).

Краткосрочное обучение по программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, удостоверение (ноябрь, 2015).

Краткосрочное обучение по программе «История и теория музыкальных жанров и форм», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, удостоверение (октябрь-декабрь, 2017).

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы», удостоверение (март, 2020).

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Аналитические подходы в современном музыкознании», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, удостоверение (октябрь, 2020). 

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современная электронная информационно-образовательная среда вуза», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, удостоверение (октябрь, 2020).

Педагогическая деятельность

С 1977 года преподает на кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова (с 1977 года – доцент, с 1994 года – профессор). 

В различное время вёл дисциплины «Анализ музыкальных произведений» и «Специальный класс» (у музыковедов и композиторов), «Гармония» у студентов-исполнителей. В настоящий момент преподает «Полифонию» (53.05.06, 53.03.02, 53.03.05, 53.05.01), «Историю оркестровых стилей» (53.03.06, 53.05.05, 53.05.06, 53.05.02), «Сочинение» (53.05.06, 53.09.03), «Инструментовку» (53.05.06, 53.09.03).

Ученики

Выпускные квалификационные работы

Музыковеды 

  • Юрушева М. О некоторых новаторских чертах советской симфонической программной музыки (1980).
  • Захарова О. Детская музыка советских композиторов (об одном аспекте воспитательно - эстетической функции) (1980).
  • Левин М. Вопросы исполнительской интерпретации крупных фортепианных произведений в связи с особенностями формы (на примере финала сонаты Бетховена № 23 и Баллады №1 Шопена) (1995).

Композиторы 

Специалитет

  • Пальчикова О. Кантата на стихи Клюева (1995).
  • Минкин М. Концерт для саксофона с оркестром (1998).

Ассистентура-стажировка

  • Красикова Н. Кантата «Снеги белые» для меццо-сопрано, женского хора и струнного оркестра в семи частях; Сюита «Русские картины» для оркестра русских народных инструментов; Трио для флейты, фагота и фортепиано (2019).
  • Котов Н. «Вечная прелюдия»; «Сотворение мифа» (2020).

Профессиональная деятельность 

Сочинения 

Оперы

  • «Песнь о пламенном цветке», либретто А. Мишина (1982)
  • «Тростниковая свирель», либретто А. Мишина (1988)
  • «Стрела девы Похъелы», либретто А. Мишина (1992)
  • «В лес отправился мышонок», либретто А. Мишина (1994)
  • «Театр», либретто Б. Напреева (2000)

Балеты

  • «Мат Даларам», либретто Б. Напреева (2000)
  • «Бездна», либретто Б. Напреева (2001)
  • «Лемминкейнен» ор. 91, либретто Армаса Мишина (2013).

Симфонические и концертные произведения

  • Симфонии №№ 1–8 (1973–2008).
  • Симфония № 9 ор. 97 (2019).
  • Сюита № 1 в 4 частях (1974). 
  • Сюита № 2 для оркестра русских народных инструментов, в 4 частях (1979). 
  • Сюита № 3 «В старинном стиле» в 6 частях (1984). 
  • Сюита № 4 «Три кита» в 3 частях (1987). 
  • Сюита № 5 «Мат Даларам» в 6 частях (2001).
  • Сюита № 6 «Времена года» в 4 частях (2005). 
  • Сюита № 7 «6 танцев народов мира» (2008).
  • 5 концертов для ф-но с оркестром. 
  • Концерт № 6 для ф-но и оркестра русских народных инструментов (2019).
  • 2 концерта для скрипки с оркестром. 
  • Концерт для саксофона с оркестром. 
  • Concerto grosso № 1. 
  • Concerto grosso № 3 (2009).
  • Концертино для саксофона-альта, рояля, 3-х том-томов, вуд-блока, струнного оркестра (2020).

Кантатно-ораториальные произведения

  • «С именем Ленина», на слова С. Васильева (1970).
  • «Юность в огне»», на слова Ю. Друниной (1970). 
  • «Памятник», на слова А. Карасика (1972). 
  • «Маленькая кантата», на стихи ижорской сказительницы Ларин Параске (1984).
  • «Одиночество», на стихи Р. Рильке (1993).
  • «Калевальские герои», на слова А. Мишина (1994). 
  • Requiem brevis, на стихи А. Ахматовой (1994). 
  • Stabat Mater, на канонический латинский текст (1995).
  • «Край родной», на стихи О. Мишиной (1997). 
  • «Мой город», слова А. Мишина (1999). 
  • «Путешествие по городу», слова А. Мишина (1999). 
  • «Дудочка Суламифи», на поэтический текст В. Ананьина (1999). 
  • Missa brevis (2000).

Камерные произведения

  • Квинтет на темы песен народов Дальнего Востока (1969). 
  • 3 квартета.
  • 8 сонат для скрипки и ф-но. 
  • Соната для альта и ф-но. 
  • Соната для виолончели и ф-но. 
  • 6 сонатин для ф-но. 
  • 2 пьесы «В испанском стиле» для саксофона с ф-но. 
  • Циклы романсов на стихи П. Комарова, Н. Рыленкова, А. Ахматовой.
  • «Кантата» ор. 95 в 5 частях для сопрано и фортепиано на стихи Ф. Г. Лорки (2018).

Сочинения для хора

  • «Ленский расстрел, слова народные (1966); 
  • «Испанский триптих» (Г. Лорка, 1984–1994). 
  • «Переправа» (Р. Тагор, 2006).
  • Массовые песни и песни для детей.

Публикации музыкальных произведений

  • Новое Забайкалье // Пой, мое Забайкалье: Репертуарный сб. № 3. Чита, 1962.
  • Баллада о дальневосточных воинах // Это все наш Дальний Восток. Хабаровск, 1973.
  • Зеленые куртки (песня студенческих строительных отрядов) // Зеленые куртки. Хабаровск, 1973. Издано также в: Зеленые куртки. М.: ВКШ, 1975; О тебе поем, Дальний Восток». Хабаровск, 1977; Песни и романсы композиторов Сибири и Дальнего Востока. М.: Советский композитор, 1980. 
  • Дятел, Ленинская улица, Старший вожатый, Песня амурских орлят, Олененок // О тебе поем, Дальний Восток. Хабаровск, 1977.
  • Сонатина для ф-но № 2 // Сонатины и вариации для фортепиано. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1979.
  • «Юность в огне»: Поэма для сопрано с оркестром в 4 частях: Клавир / сл. Ю. Друниной // Кантаты и оратории советских композиторов. М.: Советский композитор, 1980.
  • Олененок, Ленинская улица // Таежные тропы зовут. М.: Музыка, 1981.
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Детский). Л.: Советский композитор, 1981.
  • Квартет № 3 для двух скрипок, альта и виолончели. М.: Советский композитор, 1981.
  • Сонатина № 3 // Сонатины для фортепиано. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1982.
  • 7 детских песен для голоса и фортепиано. Л.: Сов. композитор, 1986.
  • Вариации для ф-но // Пьесы карельских композиторов. Л.: Советский композитор, 1986.
  • 3 детских пьесы для ф-но (Маленький грустный вальс, Сонатина, фугетта) // Детская фортепианная музыка композиторов Дальнего востока. Хабаровск, 1986.
  • «Лесная музыка», кантата для детского хора с оркестром: Клавир / сл. П. Комарова. Л.: Советский композитор, 1987. 
  • Тростниковая свирель: моноопера в 2 действиях и 4 сценах: ор. 55 / либр. О. Мишина по мотивам поэзии ижор. сказительницы Ларин Параске. Клавир. Петрозаводск: [б. и.], 1988. 76 с.
  • Наследники // Это было в понедельник: детские песни композитров Карелии / сост. Л. Бутир. Петрозаводск: Карелия, 1988. С. 42‒50.
  • «Поэма о железе» для солиста, хора и оркестра по мотивам 9-й руны «Калевалы»: Клавир / сл. А. Мишина. Л.: Советский композитор, 1988.
  • Симфония № 2. Л.: Советский композитор, 1989. 54 с.
  • Вариации для 2-х ф-но на тему ингерманландской нар. песни «Зайчик сел на землю // Пьесы композиторов Карелии. Л.: Советский композитор, 1990.
  • Песни-загадки: по мотивам карельских и финских загадок / слова О. Мишина // Manzikeine: методическое пособие для музыкального руководителя детского сада / ответственный за выпуск Т. Т. Степанова. Петрозаводск, 1994. С. 25‒34.
  • Семь детских песен: для голоса и фортепиано // Manzikeine: методическое пособие для музыкального руководителя детского сада / ответственный за выпуск Т. Т. Степанова. Петрозаводск, 1994. С. 38‒49.
  • Сугроб, Швабра (из цикла «7 песен-загадок») // История со шляпой. Петрозаводск, 1995.
  • Elavy vezi (Бельчонок) // Carelia. 1997. № 3.
  • Tulitikku (Спичка) // Kipinä. 1998. № 4.
  • Kukko (Петушок) // Kipinä. 1999. № 3.
  • Suihkulahde (Фонтан) // Kipinä. 1999. № 5–6.
  • Ranta (Набережная) // Kipinä. 1999. № 9.
  • Hiihtoretkejja (На лыжах) // Kipinä.1999. № 12.
  • Kizhi (Кижи) // Kipinä. 2000. № 5–6.
  • Pietari Suuri (Петр Великий) // Kipinä. 2000. № 7–8.
  • Syksy (Осенний базар) // Kipinä. 2000. № 9.
  • Fauni ja lapset (Фавн и дети) // Kipinä. 2001. № 5–6.
  • Laulu sankariveturille (Паровоз), Tankki kaupungin edustalla (Танк) // Carelia. 2003. № 6.
  • Kaupunki juhlapaivana (Праздник города) // Carelia. 2003. № 10.
  • Joulukuusi torilla (Рождественский праздник) // Carelia. 2003. № 12.
  • Пастораль из оперы «В лес отправился мышонок» и Вальс собачки // Пьесы композиторов Карелии для флейты и фортепиано; для кларнета и фортепиано. Петрозаводск: Методический кабинет по ученым заведениям, 2004. С. 5‒6.
  • Вальс собачки // Пьесы композиторов Карелии для флейты и фортепиано: для кларнета и фортепиано. Петрозаводск: Методический кабинет по ученым заведениям, 2004. С. 7‒10.
  • 2 пьесы для кларнета и ф-но: Песня, Вяйнемёйнен руну сказывает // Пьесы композиторов Карелии для флейты и фортепиано: для кларнета и фортепиано. Петрозаводск: Методический кабинет по ученым заведениям, 2004. С. 26‒29.
  • Сонатина № 5 // Пьесы композиторов Карелии для фортепиано. Петрозаводск, 2004. С. 15‒20.
  • Сонатины №№ 2, 3, 4, 5 // Сонатины для фортепиано. Петрозаводск, 2006.
  • Полифонический альбом (12 прелюдий и фуг на материале песен народов Карелии). Петрозаводск, 2007.
  • Сонаты: для скипки и фортепиано: ор. 84 №№ 1‒3 / комментарий и редакция партии скрипки – Н. К. Кузнецов; общая редакция и редакция партии фортепиано – О. А. Микова. Петрозаводск: [б. и.], 2009. 39 с.
  • Соната для скрипки и фортепиано: op. 84 № 4 / ред. партии скрипки: Н. К. Кузнецов; общ. муз. ред. и ред. партии ф-но: О. А. Микова. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2010. 19 с.
  • Соната для скрипки и фортепиано: op. 84 № 5 / ред. партии скрипки: Н. К. Кузнецов; общ. муз. ред. и ред. партии ф-но: О. А. Микова. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2011. 15 с.
  • Соната для скрипки и фортепиано: op. 84 № 6. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2011. 23 с.
  • «Заонежанка», песня для народного ансамбля на слова Ивана Костина. Петрозаводск, 2014.
  • Произведения Бориса Напреева для виолончели и фортепиано. Тетрадь I: Северный альбом ор. 49 / ред., предисл. и метод. коммент. Н. А. Феофановой. Петрозаводск: VP Print, 2019. 84 с. 
  • Сонатина № 4 : «Карельская»: op. 50 / педагогическая редакция О. Миковой // Избранные произведения по общему курсу фортепиано: учебно-методическое пособие. Петрозаводск: VP Print, 2020. Вып. 1. С. 43‒50.
  • Две пьесы из цикла «Полифонический альбом», op. 51 // Полифонические пьесы современных композиторов: хрестоматия по общему курсу фортепиано / составитель Т. Н. Буданова. Петрозаводск: Версо, 2020. С. 15‒19.

Научные труды. Издания. Публикации

Книги. Учебные и методические пособия

  • Советская симфония. Хабаровск, 1974. 92 с.
  • Ты, серпа и молота вольная отчизна (на фин. языке). Петрозаводск, 1982. 79 с.
  • Музыкальная фактура. Вып. 1 / ВНМЦ им. Н.Крупской. М., 1982. 54 с.
  • Музыкальная фактура. Вып. 2 / ВНМЦ им. Н.Крупской. М., 1982. 60 с.
  • Вертикально-подвижной контрапункт в полифонии XIII–XVI веков. Л, 1983. 99 с.
  • Теория инструментовки. Петрозаводск, 1996. 95 с.
  • Методические комментарии к инструментовке для симфонического оркестра прелюдии и фуги («Рассказ о герое») Д.Б. Кабалевского. Петрозаводск, 2001. 55 с.
  • Полифония (фуга) и оркестр. Петрозаводск, 2003. 248 с.
  • Реконструкция партитуры и методические комментарии к транскрипции для симфонического оркестра фуги G dur И.С. Баха (ХТК-2), выполненной Л. Буслером. Петрозаводск, 2004. 26 с.
  • Инструментовка для симфонического оркестра фуги in B op.34 М.К. Чюрлёниса и методические комментарии. Петрозаводск, 2007. 46 с.
  • Оркестр и фуга. Петрозаводск, 2008. 166 с.
  • Задачи по полифонии. Петрозаводск: ПГК, 2009.
  • Приношение Палестрине: мотет для смешанного хора а сареllа: ор. 89: пособие по полифонии для студентов-хоровиков музыкальных вузов. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, 2011. 10 с.
  • Оркестр и фуга (проблемы взаимодействия»). Saarbrücken: Palmarium Academic Publisching, 2013. 166 с.
  • Полифонический эскиз как обучающая модель: учебно-методическое пособие. Петрозаводск: Из-во ПетрГУ, 2013. 43 с.
  • Так фуга или фугато? Петрозаводск: Из-во ПетрГУ, 2014. 138 с.
  • Основы теории инструментовки: учебное пособие. Петрозаводск: Из-во ПетрГУ, 2017. 124 с.

Публикации в научных изданиях

 

  • Слово в споре // Советская музыка. 1973. № 9. С. 26–28
  • К вопросу об интонации // Вопросы музыкознания. Вып. 18. М.: ГМПИ, 1976. С. 280–300.
  • На далеких меридианах // Музыкальная жизнь. 1977. № 20. С. 5–7
  • Первый этап завершается // Дальний Восток. 1977. № 12. С. 122–127
  • Из истории музыки Карелии (на фин языке) // Punalippu. 1979. № 9. C. 92–98.
  • Вертикально-подвижные контрапункты в музыке строгого стиля // Научно-методическая конференция, посвященная 60-летию Советской Карелии: тезисы докладов. Петрозаводск, 1980. С. 29–30.
  • Проблемы оркестрового стиля в произведениях композиторов Карелии и Коми // Проблемы музыкального искусства и национальной культуры Карелии: тезисы докладов научно-практической конференции. Петрозаводск, 1982. С. 15–16.
  • Николай Менцер // Композиторы российской федерации. Вып. 2. М., 1982. С. 191–226.
  • Живет в народе песня // Петрозаводск: фотоальбом. Петрозаводск, 1983. С.5–8.
  • Песня в Карелии // Музыкальное искусство Карелии. Л., 1983. С. 101–114.
  • К методике полифонического анализа: художественные предпосылки техники вертикальных перестановок в многоголосии строгого письма // Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики. Вып.76 М.: ГМПИ, 1984. С. 94–104.
  • Вертикально-подвижной контрапункт и формообразование фуги // Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В. Асафьева (к 100-летию со дня рождения): тезисы докладов научно-практической конференции. Петрозаводск, 1984. С. 51.
  • Глубокое и нужное исследование // Советская музыка. 1985. № 1. С. 101–103.
  • И еще о фуге // Советская музыка. 1989. № 5. С. 115–117.
  • К методике полифонического анализа: фуга в советской музыке // Актуальные вопросы советского музыкознания и музыкальной педагогики: тезисы докладов научно-методической конференции. Петрозаводск, 1987. С. 44–46.
  • Песня // Профессиональная музыка Карелии: Очерки. Петрозаводск, 1995. С. 88–98.
  • Рецензия на книгу И.А. Барсовой «Очерки по истории партитурной нотации» // Старинная музыка. 1999. №1. С. 26.
  • Sine nomine // Петрозаводская государственная консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера. Петрозаводск, 2002. С. 34–35.
  • XVIII век. Фуга и симфонический оркестр // Музыка и время. 2004. № 6. С. 50–53.
  • Беседа о музыке № 1 // Carelia. 2005. № 12. С. 70–74.
  • Беседа о музыке № 2 // Carelia. 2006. № 9. С. 93–96.
  • Беседа о музыке № 3 // Carelia. 2007. № 1 С. 127–129.
  • Беседа о музыке № 4 // Carelia. 2007. № 5. С. 113–115.
  • Беседа о музыке № 5 // Carelia. 2007. № 11. С.143–146.
  • Беседа о музыке № 6 // Carelia. 2008. № 6. С.154–158.
  • Беседа о музыке № 7 // Carelia. 2009. № 3. С. 88–90.
  • Беседа о музыке № 8 // Carelia. 2009. № 6. С. 93–96.
  • Л. Буслер. Оркестровая транскрипция фуги И.С. Баха // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4). С. 48–56.
  • Беседа о музыке № 9 // Carelia. 2010. № 2. С. 97–101.
  • Беседа о музыке № 10 // Carelia. 2010. № 11. С. 102–105.
  • Беседа о музыке № 11 // Carelia. 2010. № 12. С.97–100.
  • Воспоминания о Ю.Г.Коне (материалы к биографии) // Композиторская техника как знак: сб. статей к 90-летию со дня рождения Ю.Г.Кона. Петрозаводск, 2010. С. 52‒60.
  • Воспоминания об М.А. Айзенштадте // Исследования. Исторические материалы. Воспоминания. Новосибирск, 2012. С. 227–234.
  • Так фуга или фугато? // Текст художественный: грани интерпретации: Сб. науч. ст. по материалам международной конференции / Петрозаводская гос. консерватория им. А.К.Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2013. С. 122‒128.
  • О подголосочной фуге // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 2 (19). С. 22 – 27.
  • О ричеркарности в фуге C dur «Хорошо темперированного клавира» (том 1) И. С. Баха // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 1 (22). С. 13–19.
  • Ричеркар, ричеркарность, тонально устойчивая фуга. // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 4. С. 13‒22.
  • Музыкальные тайны менуэта // Алманах. Национална музыкална академия «Проф. Панчо Владигеров». 2015. Година 7. Sofia, Bulgaria. C. 128–141.
  • Функции подголоска в народной хоровой полифонии. // В пространстве смыслов: текст и интертекст: сб. статей. – Петрозаводск: Verso, 2016. С. 55‒59.
  • Тонально развивающаяся ричеркарная фуга // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 2. С. 78‒87.
  • Ричеркарность в фуге C-dur («Для Констанции») В. А. Моцарта // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 1 (30). С. 7‒15.
  • Николай Менцер: Монографический очерк // Борис Напреев: статьи, исследования, воспоминания. Петрозаводск: Verso, 2018. С. 11‒37.
  • О Ю.Г.Коне (материалы к биографии) // Борис Напреев: статьи, исследования, воспоминания. Петрозаводск: Verso, 2018. С. 38‒45.
  • О подголосочной фуге // Борис Напреев: статьи, исследования, воспоминания. Петрозаводск: Verso, 2018. С. 46‒56.
  • Музыкальные тайны менуэта // Борис Напреев: статьи, исследования, воспоминания. Петрозаводск: Verso, 2018. С. 57‒70.
  • Ричеркар, ричеркарность, тонально устойчивая фуга // Борис Напреев: статьи, исследования, воспоминания. Петрозаводск: Verso, 2018. С. 71‒86.
  • Фрагменты автобиографии // Борис Напреев: статьи, исследования, воспоминания. Петрозаводск: Verso, 2018. С. 209‒218.
  • Воспоминания в форме рондо // Борис Напреев: статьи, исследования, воспоминания. Петрозаводск: Verso, 2018. С. 219‒226.
  • Сюита воспоминаний // Борис Напреев: статьи, исследования, воспоминания. Петрозаводск: Verso, 2018. С. 227‒233.
  • Пять фуг из ХТК-2 И.С. Баха в квартетном «прочтении» В.А. Моцарта // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 1. С. 37‒45.
  • Юзеф-Альберт Гейманович Кон: к 100-летию со дня рождения / Сайт Национальной библиотеки РК. Календарь знаменательных дат 2020 года. 17 марта.

Редактирование

 

  • Амурские мелодии: Сборник песен. Благовещенск, 1972.
  • Зеленые куртки: Сборник песен: Хабаровск, 1973.
  • Кантеле: Самоучитель. Петрозаводск, 1985.
  • Люблю тебя, Карелия: Сборник песен. Петрозаводск, 1985.
  • Это было в понедельник: детские песни композитров Карелии / сост. Л. Бутир. Петрозаводск: Карелия, 1988. 
  • История со шляпой: Сборник песен. Петрозаводск, 1995.
  • Векслер К. Исследования. Методические труды. Эссе: сборник статей к 60-летию педагогической деятельности / авт. вступ. ст. Алексей Гвоздев; сост. Прасковья Таникова, ред. Борис Напреев. Петрозаводск: Verso, 2015. 141 с.
  • Абрамов Р.А. Произведения для тромбона / ред. Б.Н. Напреев. Петрозаводск. Verso, 2016. 62 c.
  • Фридеман К. Семейный разговор: Инструментовка для гобоя, фагота и симфонического оркестра В. А. Дзюбука: учебно-методическое пособие для студентов исполнительских факультетов по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» (Специализация «Концертные духовые и ударные инструменты») / науч. ред. Б. Д. Напреев. Петрозаводск: Версо, 2019. 37 с.

Публикации о Б. Д. Напрееве

  • Петров П. Музыкальная весна в Хабаровске // Тихоокеанская звезда. 1970. 23 мая.
  • Вольхин П. Оратория «Памятник» // Тихоокеанская звезда. 1972. 22 октября.
  • Напреев Б.Д. // Советские композиторы и музыковеды: справочник в трех томах / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек, Т. 2, К ‒ Р. Москва: Советский композитор, 1981. С. 260–261.
  • Салнис Н. Активность поисков, широта интересов // Советская музыка. 1982. № 6.
  • Толстых Н. Развивая фольклорные традиции // Советская музыка. 1985. № 9.
  • Бутир Л. Борис Дмитриевич Напреев // Они пишут для детей: Портреты советских композиторов. Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1988. С. 197–225.
  • Жуков А. Соло для саксофона с оркестром // Карелия. 2003. 6 марта.
  • Misin А. Kerropa säveltäjäestavastani // Carelia. 1997. № 3. С. 113–117.
  • Лукина С.А. «Тростниковая свирель» Б.Напреева в зеркале поэтики финно-угорского фольклора. Дипломная работа. Петрозаводской государственной консерватории, 2002. 62 с.
  • Жуков А. Умение слышать мир // Курьер. 2004. 23 января.
  • Гродницкая Н. 15 лет из жизни Бориса Напреева //Лицей. 2004. № 2.
  • Жуков А. Песнь свирели (она звучит лишь за границей) // Курьер Карелии. 2005. 21 января.
  • Краснопольская Т. Музыкальные диалоги // Курьер Карелии. 2007. 16 января.
  • Пальчун М. Всякий талант неизъясним // ТВР Панорама. 2008. 2 апреля.
  • Емельянова И. Нельзя подходить к музыке с коммерческой точки зрения // Молодежная газета. 2008. 24–30 апреля. 
  • Grodnitskaja N. Taiteilijan taival // Carelia. 2008. № 5. С. 142–145.
  • Бочкарева О.А., Хилько Н.П.Композиторы и музыковеды Карелии. Справочник. Петрозаводск, 2009 С. 58–60.
  • Карипова А. Прелюдия и фуга для двух фортепиано Б. Напреева: особенности полифонической организации цикла. // Piano Duo VII Альманах молодых ученых. Петрозаводск, 2009. С. 67–77. 
  • Тимонен. Т.Н. «Каждый след свой оставляет…» (наблюдения за опытом вхождения в этнокультуру) // Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействия. Астрахань, 2012. С. 211–215.  
  • Лескова Т.В.  Творчество композиторов Дальнего Востока России. Хабаровск, 2012.
  • Хабаровский государственный институт искусств и культуры в событиях и лицах. 1968 – 2013. Хабаровск 2013. С. 313–314.

Премьеры и авторские концерты

  • Премьера поэмы «С именем Ленина». Сводный хор училища искусств, Института культуры, Ансамбля песни и пляски Дальневосточного военного округа, хормейстер В. Успенский; детский хор студии «Тополек», хормейстер Л. Гладкая, солист П. Кисленко; симфонический оркестр Хабаровской филармонии, дирижер В. Тиц. Концерт, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, Хабаровск, 18 апреля 1970. 
  • Премьера поэмы на стихи Ю. Друниной «Юность в огне», солистка Валентина Солнцева. Московский симфонический оркестр, дирижер В. Дударова. Москва, 17 марта 1972.
  • Премьера Симфонии № 1. Симфонический оркестр Хабаровской филармонии. Дирижер А. Шульчис, 7 апреля 1974.
  • Премьера оратории «Памятник» на сл. А. Карасика Сводный хор музыкального училища, Института культуры, хормейстер В. Успенский; симфонический оркестр Хабаровской филармонии, дирижер В. Тиц. Хабаровск, 1972.
  • Премьера Квартета № 3. Квартет Ленинградской филармонии. Ленинград, 4 апреля 1977.
  • Премьера Симфонии № 2. Симфонический оркестр Карельского радио и телевидения, дирижер Э. Чивжель. Петрозаводск, 27 июля 1978.
  • Авторский камерный концерт. Премьера: Соната для альта и ф-но (Е. Панфилова, альт, М. Солодовникова, ф-но), 15 декабря 1980. 
  • Авторский камерный концерт. Премьера: «Маленькая кантата» на стихи Ларин Параске для меццо-сопрано, гобоя (Н. Зольникова, меццо-сопрано; В. Фартушный, гобой; М. Солодовникова, ф-но), 11 марта 1986.
  • Премьера «Сюиты в старинном стиле» в 6 частях в концерте, посвященном 10-летию Камерного оркестра консерватории под управлением засл. артиста РСФСР Э.Э. Зондерегера. 22 марта 1986.
  • Премьера оперы «Тростниковая свирель» (солистка – Ева Карина Вилке, дирижер П. Хаапасало). Турку (Финляндия), ноябрь 1991. 
  • Концертная премьера оперы «Тростниковая свирель» (солистка – Г. Смирнова, дирижер П. Хаапасало). Петрозаводск, январь 1992.
  • Премьера Симфонии № 6 (Симфоническая месса) в 6 частях для мужского хора (ad. lib) и симфонического оркестра, дирижер Олег Солдатов. Петрозаводск, 7 декабря 1996.
  • Премьера детской оперы «В лес отправился мышонок» (детская оперная труппа ДМХШ, руководитель С. Архипова). Петрозаводск, декабрь 1996.
  • Премьера детской оперы «В лес отправился мышонок» (детская студия, руководитель М. Сало, дирижер П. Хаапасало). Тампере (Финляндия), 21 мая 1998. 
  • Премьера «Дудочка Суламифи» в 8 песнях (Песнь песней), поэтический текст Валерия Ананьина (солисты – Алексей Пресняков, баритон, Надежда Кондратьева, сопрано; Александр Пакуев, ф-но; мужской хор, струнный квартет). Радио Карелии, 1999.
  • Авторский концерт (к 50-летию композитора). Премьеры: «Поэма о железе» на сл. О. Мишина (хор Музыкального училища, хормейстер Анна Мазанова) и Концертино для скрипки с оркестром (солист – Заслуженный артист КАССР К. Векслер). Петрозаводск, 19 апреля 1988. 
  • Авторский концерт (к 55-летию композитора). Премьеры: «Сoncerto grosso № 1» (солист – Вл. Великосельский, ф-но), кантата «Одиночество» на стихи Р.М. Рильке (солистка – Г. Смирнова, сопрано) и Симфония № 5 (Симфонический оркестр Карельской филармонии, дирижер Игорь Логутов). Петрозаводск, 10 марта 1994. 
  • Авторский концерт (к 60-летию композитора). Премьеры: Симфония № 7 «Пушкинская» на стихи А.С. Пушкина и кантата «Край родной» на стихи О Мишиной (солистка – Г. Смирнова, Мужской хор, руководитель Кир Рожков, Симфонический оркестр Карельской филармонии, дирижер Аркадий Штейнлухт). Петрозаводск, июнь 1998.
  • Авторский концерт (к 65-летию композитора). Премьеры: «Stabat Mater» (Ю. Сивкова, Ю. Скворцова, Д. Дорофеев), «Концерт для саксофона с оркестром» (солист А. Талицкий), Романсы на ст. А. Ахматовой (Г. Смирнова, Э. Босенко), Фрагменты из балета «Мат Даларам», Симфония № 5 (Симфонический оркестр Карельской филармонии, дирижер О. Солдатов). Петрозаводск, 16 января 2004.
  • Камерный авторский концерт (к 70-летию композитора). Премьера: Четыре сонаты для скрипки с ф-но ор.84.
  • Авторский симфонический концерт (к 70-летию композитора). Премьеры: «Поэма о Карелии» (детский хор ДМХШ, хормейстеры М. Богданова и С. Архипова), «Времена года», кантата «Край родной», Диптих для саксофона с оркестром (солист А. Талицкий), Концерт для ф-но с оркестром № 5 (солист А. Пакуев, Симфонический оркестр Карельской филармонии, дирижер А. Рыбалко). Петрозаводск, 9 апреля 2008.
  • Премьера Сюиты «6 танцев народов мира» ор. 86 (Симфонический оркестр Карельской филармонии, дирижер М. Стравинский). Петрозаводск, 19 октября 2008.
  • «Одиночество» кантата на слова Р.М.Рильке в 5 частях для сопрано с оркестром (Солистка В. Голубева, симфонический оркестр Карельской филармонии, дирижер Т. Ахназарян). Петрозаводск, 16 декабря 2010.
  • Concerto grosso № 3 в 5 частях (солисты: С. Фролов, скрипка и Дм. Ершов, ф-но, Симфонический оркестр Карельской филармонии, дирижер А. Дмитриев). Петрозаводск, 3 апреля 2011.
  • Соната для скрипки с фортепиано C-dur в 3 частях (Е. Давыденко, скрипка, Н. Казиева ф-но).
  • Премьера Симфонии № 8 в 4 частях (Симфонический оркестр Карельской филармонии, дирижер А.Ньяга). 30 ноября 2011.
  • «Маленькая кантата» (Е. Браславская меццо-сопрано, Симфонический оркестр Карельской филармонии, дирижер С. Лютер). 29 ноября 2012.
  • «В испанском стиле» (А. Талицкий, саксофон, Симфонический оркестр Карельской филармонии, дирижер С. Лютер). 29 ноября 2012.
  • Опера «Тростниковая свирель», либретто А. Мишина (Солисты Е. Гудкова, Е. Шугай, дирижер С. Иньков, режиссер В. Капп, художник С. Терентьев, Балетмейстер Н. Калинина). Музыкальный театр Республики Карелия, 28 февраля 2013.
  • Авторский камерный концерт. Соната для виолончели и ф-но в 6 частях (Н. Феофанова, Е. Фалинова), Соната № 6 для скрипки и ф-но в 3 частях (П. Таникова, Т. Васильчук), Две пьесы для саксофона и ф-но «В испанском стиле» (А. Талицкий, Д. Дмитриева), Квартет № 3 в 3 частях (С. Александров, А. Бойко, Е. Веселова, А. Яковлева). Большой зал Петрозаводской консерватории, 12 февраля 2016. 
  • Авторский концерт «Поют и играют дети». Концертный зал ДМХШ. 6 марта 2017. 
  • Авторский концерт камерной музыки. Концертный зал ДМХШ. 5 апреля 2017. 
  • Авторский концерт камерной музыки. Премьера: Реквием на стихи А. Ахматовой (женский хор консерватории, дирижер Е.А. Дыга, струнный ансамбль п/у П.С. Таниковой). Концертный зал ДМХШ, 25 апреля 2018.
  • Concerto grosso в 4 частях для квартета саксофонов, рояля и струнного оркестра. Исполнен в городах Норвегии: Тромсё, Харштад, Нарвик, Финнснес в рамках проекта «Россия – Норвегия вчера и сегодня (квартет саксофонов г. Тромсё, С. Осадчук, ф-но, струнный оркестр «Saturnalia» п/у П. Таниковой, дирижёр Т. Римул).
  • Авторский концерт камерной музыки. Сонатина № 4 для фортепиано (А. Лабутина), Соната для домры с ф-но (В. Гужиев и П. Котенкова), «Вальс собачки» (Н. Соловьёва и Н. Бушмакина); Соната для скрипки и ф-но (Л. Самохина и М. Алексеева), цикл романсов на ст. А. Ахматовой (Е. Брацлавская и Л. Ляликова), цикл романсов на ст. Н. Рыленкова (В. Горбунов и С. Синцова). «Кантата» на ст. Ф. Г. Лорки (О. Виноградова и Э. Босенко). Большой зал Петрозаводской консерватории, 26 ноября 2019.
  • Цикл романсов на ст. Н. Рыленкова (М. Дорофеев). Концертный зал Дома композиторов (г. Москва), 12 декабря 2019.
  • Соната для домры с фортепиано (ансамбль учащихся музыкального колледжа, руководитель О. Гребенникова). Концерт на юбилейном вечере В. Г. Патрашовой в Органном зале (г. Омск), 12 декабря 2019. 

Работа в составе жюри

  • Международный фестиваль-конкурс «Piano Duo» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2016). Член жюри.
  • Международная ассамблея искусств «Северное ожерелье» (Петрозаводский музыкальный колледж имени К. Э. Раутио, 2016). Председатель жюри в номинации «Композиция».
  • ХVI конкурс исполнителей камерной музыки «Наполним музыкой сердца» (Петрозаводск, 3‒5 марта 2017). Член жюри.

Благодарственные письма, награды

  • Почетная грамота Совета министров Карельской АССР (1986).
  • Почетная грамота Президиума Верховного Совета Карельской АССР (1987).
  • Почетная грамота отдела культуры г. Красноярска (1988).
  • Почетная грамота Министерства культуры Республики Карелия (1988).
  • Благодарственное письмо Отдела культуры исполкома Петрозаводского городского Совета народных депутатов (1988).
  • Почетная грамота Министерства культуры Республики Карелия (2008).
  • Благодарственное письмо Министерства культуры Республики Карелия (2017).
  • Благодарственное письмо Главы Республики Карелия (2017).
  • Почетная грамота Министерства культуры Республики Карелия (2018).
  • Благодарственное письмо Министерства культуры Республики Карелия (2018).
  • Юбилейная медаль 50 лет Хабаровскому институту культуры и искусств (2018).