Окунева
Екатерина Гурьевна

Заведующий кафедрой теории музыки и композиции, кандидат искусствоведения, доцент

E-mail: ekaterina.okuneva@glazunovcons.ru

Музыковед, педагог
Кандидат искусствоведения (дис.: «Эволюция стиля Эркки Салменхаары в контексте европейской музыки второй половины ХХ века» (Московская консерватория, научный руководитель — профессор И. Н. Баранова, 2006)
Доцент (2013)
Заведующая кафедрой (с 2011)



Образование

Родилась в 1978 году в г. Ереване. В 1992 году окончила музыкальную школу п. Шексна Вологодской области. С 1993 по 1997 годы училась на теоретическом отделении Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина. В 2002 году с отличием окончила теоретико-композиторское отделение Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова по специальности "музыковедение" (класс доцента О.А. Бочкаревой). Училась в аспирантуре при Петрозаводской государственной консерватории (2002–2006).

Повышение квалификации

Краткосрочное обучение по программе «Педагогика и психология высшей школы», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, удостоверение (май-август, 2013)

Краткосрочное обучение по программе «Современные образовательные технологии в вузе», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, удостоверение (октябрь, 2014)

Краткосрочное обучение по программе «Оценка студентов», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, удостоверение (апрель, 2015)

Краткосрочное обучение по программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова (ноябрь, 2015)

Краткосрочное обучение по программе «Менеджмент образования», Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова (февраль, 2016)

Педагогическая деятельность

С 2002 года преподает на кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова, с 2009 года — доцент кафедры. Ведет курсы "Гармонии", «Музыкально-теоретических систем», «Теории современной композиции» у музыковедов и композиторов, "Гармонию" и "Сольфеджио" на исполнительских отделениях, участвует в коллективном курсе «Теоретические проблемы музыки скандинавских стран и Финляндии». Общий стаж работы и стаж работы по специальности по состоянию на 01.09.2016 составляет 14 лет.

Ученики

Дипломные работы:

  • Михайлова З. Живопись глазами Элюара: к вопросу о синтезе искусств в вокальном цикле Пуленка «Труд художника» (2012)
  • Петрова Т. О соотношении смысла и абсурда в творчестве Лигети (на примере Церемониалов и Мадригалов-нонсенсов) (2012)
  • Белова С. Миньона в зеркале немецкой Lied (на примере песен Бетховена, Шуберта, Вольфа) (2015)
  • Игумнова А. Опера «Улисс» Л. Даллапикколы: вопросы музыкального языка и драматургии (2015)
  • Зинина А. Опера-буфф «Синяя Борода» Ж. Оффенбаха: музыкальный язык и жанр в зеркале пародии (2016)
  • Крапивина Д. Додекафонная техника Э. Кшенека: индивидуально-авторская трактовка и пути развития (2016)

Лауреаты и дипломанты конкурсов:

  • Т. Петрова — лауреат Всероссийского ХХ конкурса научных работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ им. Гнесиных (I место в номинации «Современное музыкальное искусство», 2010)
  • З. Михайлова — дипломант Международного ХХII конкурса научных работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ им. Гнесиных (диплом в номинации «Классическое зарубежное музыкальное искусство», 2012)
  • Н.Григорьева – победитель конкурса «Лучшая презентация исследовательской темы», состоявшегося в рамках II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Наука об искусстве в ХХI веке. Инновационные формы научно-исследовательской презентации» (25 апреля 2013, Уфимская академия искусств имени Загира Исмагилова)
  • Д. Толумбаева – дипломант ХХVI Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ им. Гнесиных (2016)
  • А. Зинина – лауреат Всероссийского смотра-конкурса выпускных квалификационных работ (диплом I степени в номинации «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 20 июля 2016)
  • Д. Крапивина – лауреат Всероссийского смотра-конкурса выпускных квалификационных работ (диплом I степени в номинации «Музыковедение», учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 20 июля 2016)
  • Н. Бунар – лауреат Всероссийского смотра-конкурса курсовых работ (диплом I степени в номинации «Гармония», учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 13 марта 2017)
  • М. Капушинская – лауреат Всероссийского смотра-конкурса курсовых работ (диплом I степени в номинации «Гармония», учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 13 марта 2017)
  • В. Карасева – лауреат Всероссийского смотра-конкурса курсовых работ (диплом I степени в номинации «Гармония», учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 13 марта 2017)
  • Т. Некрасова – лауреат Всероссийского смотра-конкурса курсовых работ (диплом I степени в номинации «Гармония», учебно-методический центр PEDAGOG.PRO, Башкортостан, 13 марта 2017)
  • А. Титова – лауреат ХХVII Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ им. Гнесиных (1 место в номинации «Современное музыкальное искусство», 2017)
  • В. Карасева – лауреат ХХVII Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ им. Гнесиных (2 место в номинации «Современное музыкальное искусство», 2017)
  • М. Капушинская – лауреат ХХVII Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства, проводимого РАМ им. Гнесиных (3 место в номинации «Классическое музыкальное искусство», 2017)
  • М. Трофимов – лауреат III Всероссийского конкурса научных работ и методических разработок преподавателей ДШИ, ссузов, аспирантов, выпускников и преподавателей вузов (1 место в номинации «Вопросы интерпретации сочинений для баяна, аккордеона», Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2017)
  • А. Анциферова – лауреат Открытого конкурса научных работ студентов, аспирантов, ассистентов-стажеров музыкальных вузов «С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович: два гения отечественной музыки», посвященного 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева и 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича (1 место; Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2017).
  • А. Титова – лауреат Открытого конкурса научных работ студентов, аспирантов, ассистентов-стажеров музыкальных вузов «С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович: два гения отечественной музыки», посвященного 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева и 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича (2 место; Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2017).

 

Научные труды. Издания. Публикации

Книги. Учебные пособия

  • Эволюция стиля Эркки Салменхаары в контексте европейской музыки второй половины ХХ века. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 202 с.
  • Анализ серийной и сериальной музыки: уч. пособие для студентов муз. вузов / Петрозаводская гос. консерватория им. А.К.Глазунова. — Петрозаводск, 2012. 212 с.
  • Принципы организации ритмических структур в сериальной музыке: учеб. пособие по курсу «Теория современной композиции» для студентов муз. вузов. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2014. – 124 с.

Публикации в научных изданиях

  • Жанр элегии в творчестве Эркки Салменхаары // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года / под ред. И.Н. Барановой, К.И. Южак. Петрозаводск: ПГК, 2002. С. 146–150.
  • Освоение «чужих» техник композиции в творчестве Э. Салменхаары // «Свое» и «чужое» в культуре народов европейского Севера: материалы 4-й международной научной конференции / отв. ред. В.М. Пивоев; Петрозаводский университет. Петрозаводск, 2003. С. 137–140.
  • Творческий метод Эркки Салменхаары в сочинениях 1970–1980-х гг.: к вопросу о минимализме // ХV конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. Часть 2 / Институт всеобщей истории РАН. Москва, 2004. С.332—335.
  • Эркки Салменхаара и музыкальный авангард 50–60-х годов ХХ века: к вопросу о творческом воздействии Д. Лигети // Наука о музыке: слово молодых ученых: материалы I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства. Казань, 2004. С. 329–351.
  • Die Apotheose der Dreiklänge im Schaffen von Erkki Salmenhaara // 14th Nordic musicological congress: Congress booklet. Helsinki: Sibelius Academy, 2004. S. 58. На нем. яз. [Апофеоз трезвучий в творчестве Эркки Салменхаары // 14-й Северный музыковедческий конгресс: тезисы конгресса. Хельсинки: Академия музыки им. Сибелиуса, 2004. С.58].
  • «Короли в изгнании...»: О роли трезвучий в творчестве Эркки Салменхаары // Музыковедение (приложение к журналу «Музыка и время»). 2005. № 2. С. 32–40.
  • О музыкальных аллюзиях и цитатах в сочинениях Э. Салменхаары (Опыт интертекстуального анализа) // Скандинавские чтения 2004 года: этнографические т культурно-исторические аспекты. Санкт-Петербург, 2006. С. 376-384.
  • Из истории додекафонии в Финляндии (по материалам финских публикаций) // ХVI конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии: 9–12 сентября 2008 г.: материалы конференции. В 2-х ч. Ч. II. Москва: Институт всеобщей истории РАН; Архангельск: Поморский государственный университет, 2008. С.41—43.
  • Финский авангард начала 1960-х: история, эстетика, практика // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 1. С. 143–150.
  • Лики зеркальности в «Сюите зеркал» А.Волконского (к вопросу о соотношении текста и музыки) // Композиторская техника как знак: сб. статей к 90-летию со дня рождения Ю.Г.Кона. Петрозаводск, 2010. С. 284–292.
  • «Третья эра» музыки в Финляндии: авангард и электроакустическая музыка // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2010. Ноябрь, № 7 (112). С. 28–31.
  • Композитор-авангардист Бу Нильсон: забытый «гений из Мальмбергета» // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2 (9). С. 200-204.
  • Организация ритмо-временного пространства в сериальной музыке Л.Ноно (опыт теоретического обобщения) // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы VIII международной научно-практической конференции. 27 января 2012 года / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В.Рахманинова. ― Тамбов, 2012. ― С. 7–9.
  • The Organisation of Rhytmic Structures in Nono’s «Il canto sospeso»: Analisis Questions // Theses of 7th International scientific Conference «Music Science Today: the permanent and the changeable». Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds «Saule», 2012. S. 36‒37.
  • «В глубь неведомого...»: Requiem profanum Эркки Салменхаары // Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах: сб. науч. ст. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2012. — С. 94−105.
  • Ритмическая система Милтона Бэббитта (на примере ранних сериальных сочинений) // Эксперимент в сфере музыкального искусства: образование, наука, творчество: сб. науч. ст. ‒ Ростов н/Д: Издательство РГК им. С.В.Рахманинова, 2013. ‒ С. 80‒92.
  • История о том, как поссорился Эйноюхани Раутаваара с Пааво Берглундом, или О смысловой интерпретации графических рисунков «Arabescata» // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия. ‒ М.: Нобель-пресс, 2013. ‒ С. 341‒349.
  • Организация ритмических структур в композиции Il canto sospeso Луиджи Ноно: вопросы анализа // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. V. Zinātnisko rakstu krājums. ‒ Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2013. P. 293‒310.
  • The First Book of Boulez’s Struktures: from Automatism to individual Invention // Abstracts of the 8th International scientific Conference "Music Science Today: the permanent and the changeable". Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds "Saule", 2013. P. 23‒24.
  • «Романтический» сериализм (Соната для фортепиано Жана Барраке) // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 2 (13) С. 119–124.
  • «Arabescata» Эйноюхани Раутаваары как образец финского сериализма // Текст художественный: грани интерпретации: Сб. науч. ст. по материалам международной конференции / Петрозаводская гос. консерватория им. А.К.Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2013. С. 329–344.
  • Первая книга «Структур» Булеза: от автоматизма к индивидуальному изобретению // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VI. Zinātnisko rakstu krājums. ‒ Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2014. P. 190‒204.
  • A semantic Space in the Nonsense madrigals by Ligeti // Abstracts of the 9th International Scientific Conference "Music Science Today: the permanent and the changeable". Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds "Saule", 2014. P. 26‒27.
  • О смысловом пространстве Nonsense madrigals Дьёрдя Лигети // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. VII. Zinātnisko rakstu krājums. Daugavpils: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2015. P. 247‒260.
  • Ритмические структуры в сериальной музыке: к вопросу о типологии и систематике // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 1 (18). С. 95–102.
  • Технология проблемного обучения в курсе гармонии // Современные технологии преподавания в творческом вузе. Петрозаводск, 2015. С. 144‒152.
  • Трилогия Б. Нильсона «Brief an Gösta Oswald» в контексте художественных исканий авангарда 1950‒1960-х годов // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 3. С. 24–32.
  • Соната для двух фортепиано К. Гуйвартса и «Kreuzspiel» К. Штокхаузена: на перекрестке структурных идей // Музыкальная академия. 2016. № 1. С. 10–16.
  • Сериальная музыка во власти Абсолюта: о письмах К. Гуйвартса к К. Штокхаузену // Opera musicologica. 2016. № 2. С. 5‒27.
  • Дисциплина «Музыкально-теоретические системы» в свете оценки результатов обучения (из опыта создания фонда оценочных средств) // Современные технологии в образовании на примере творческого вуза: сборник статей. Петрозаводск, 2016. С. 348‒361.
  • Музыка в зеркале абсолютного бытия: о Сонате для двух фортепиано К. Гуйвартса // Piano duo ХIII‒ХIV: сборник научных статей. Петрозаводск: VPPrint, 2016. С. 32‒42.
  • «Лоэнгрин» С. Шаррино как феномен новой музыкальной драмы // Проблемы синтеза искусств в современной музыкальной культуре. Ростов-на-Дону: изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2016. С. 176‒189. (в соавт. с А. В. Ивановым)
  • Парадигма нового музыкального бытия: о восприятии творчества Веберна в начале 1950-х годов // Южно-российский альманах. 2016. № 4. С. 22‒28.
  • «Дивный новый мир»: к вопросу о генезисе сериализма // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 4. С. 136‒151.
  • Веберн в зеркале сериализма // Искусство и наука третьего тысячелетия. Материалы V Международной научно-творческой конференции. Симферополь: ГБОУ ВО РК «КУКИиТ», ООО «Антиква», 2017. С. 100‒103.
  • «Контра-пункты» К. Штокхаузена: на пути к генерализации серийного концепта // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 2. С. 88‒94.
  • Многообразие единства: о способах преобразования высотных рядов в серийной и сериальной музыке // Opera musicologica. 2017. № 3 (33). С. 21–50 (в соавт. с Д. Е. Крапивиной).

Публикации в электронных источниках

Методические работы

  • «Поверить алгеброй гармонию»: теория гармонии Эркки Куренниеми: лекция по курсу «Музыкально-теоретические системы» для студентов историко-теоретических и композиторских факультетов муз. вузов. Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория им. А.К. Глазунова, 2009. 38 с.

Переводы

  • Салменхаара Э. Музыкальный материал и его разработка в сочинениях Лигети «Видения», «Атмосферы», «Авантюры» и Реквием. Пер. с нем. яз. 147 с. Рукопись.
  • Лигети Д. Состояния, события, превращения; Берио Л. Размышление о двенадцатитоновом коне; Лютославский В. Новый путь к оркестру (пер. с нем.) // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 188–200; 237–240.

Научное редактирование и составление сборников

  • Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона / И. Н. Баранова (отв. ред.), Е. Г. Окунева, Т. Н. Тимонен, Н. П. Хилько. ПГК им. А. К. Глазунова. Петрозаводск, 2010. 404 с.
  • Музыка Восточной Европы 1810–2010: история, теория, практика: Материалы межвузовской студенческой конференции 20–21 ноября 2009 / ред. сост. Е. Г. Окунева, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2011. 120 с.
  • Текст художественный: грани интерпретации: Сб. науч. ст. по материалам международной конференции / Е.Г.Окунева (отв. ред.), И.В.Копосова, Т.Н.Тимонен, Н.П.Хилько; ПГК им. А.К.Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2013. 538 с.
  • В пространстве смыслов: текст и интертекст: сб. статей / Е. Г. Окунева (отв. ред.), И. В. Копосова, Н. П. Хилько; Петрозаводская гос. консерватория им. А. К. Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2016. 478 с.

Портфолио профессиональной деятельности