МКМ–XXI (МузыкаКиноМнения–XXI)

Всероссийский конкурс студенческих рецензий
на актуальные музыкальные события современности,
посвященный 50-летию Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова
 

Кафедра истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова проводит конкурс среди студентов 1-4 курсов всех специальностей (бакалавриат, специалитет) с 13 февраля по 02 апреля 2017 г. (включительно). Проверка конкурсных работ с 03 по 11 апреля, объявление окончательных результатов –  12 апреля 2017 г.

Жюри конкурса:

Председатель, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки –  Любовь Абрамовна Купец

Зам. Председателя, доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории музыки – Вера Ивановна Нилова

Член жюри, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории музыки – Антонина Сергеевна Максимова

Впервые конкурс был проведен в 2014 году. Его цель – пропаганда академической музыки среди детей и молодежи через интернет-ресурсы и формирование у студентов мотивации к самостоятельной профессиональной деятельности в рамках образовательного процесса.

Участники представляют на конкурс рецензии по трем номинациям, количество рецензий одного участника не ограничено (Приложение № 1):

  1. Научно-образовательные фильмы о композиторах и их сочинениях
  2. Постановки опер и балетов
  3. Художественные фильмы о композиторах и их сочинениях, художественные музыкальные фильмы.

Оформление работы: объем от 4000 до 8000 знаков (с пробелами, заголовками и авторской подписью), шрифт Times New Roman, кегль 12-14, поля – по 2 см везде, обязателен заголовок рецензии и подпись автора, для какой аудитории предназначен (профессиональный и образовательный ценз, возраст), в постановках – полные выходные данные анализируемой версии. Все работы проходят проверку в системе Антиплагиат (Приложение № 3).

Заявки (Приложение № 2) и работы представляются в эл. виде в качестве прикрепленных файлов по адресу: lyubov.kupets@glazunovcons.ru (на конкурс)

В каждой номинации отдельно оцениваются работы 1, 2, 3 и 4 курсов, каждый их которых имеет разные списки.

По результатам конкурса будут названы  лауреаты (1, 2 и 3 место) и дипломанты в каждой номинации и у каждого курса. Победителям Конкурса вручается диплом установленного образца, подписанный ректором ПГК и председателем жюри конкурса. Лучшие работы могут быть опубликованы на сайте консерватории.

Для студентов 2-4 курсов Петрозаводской консерватории:

Лауреаты (1 место) получают право на оценку «отлично» по экзамену «История зарубежной/отечественной музыки» в весеннем семестре этого уч. года (при наличии всех практических работ в семестре).

Лауреаты (2 место) получают право на дополнительные 3 (три) балла к общему результату за весенний семестр по предмету «История зарубежной/отечественной музыки».

Лауреаты (3 место) имеют право соответственно на 2 (два) дополнительных балла.

Студенты-дипломанты, занявшие 4-5 места в каждой номинации и у каждого курса, получают право на 1 (один) дополнительный балл к общему результату за весенний семестр этого уч. года по предмету «История зарубежной/отечественной музыки».

Для студентов 1 курса Петрозаводской консерватории:

Лауреаты (1 место) получают право на оценку «отлично» по экзамену «История зарубежной музыки» в весеннем семестре этого уч. года (при наличии всех практических работ в семестре).

Лауреаты (2 место) получают право на дополнительные 25 баллов к общему результату за весенний семестр по предмету «История зарубежной музыки».

Лауреаты (3 место) имеют право соответственно на 15 дополнительных баллов.

Студенты-дипломанты, занявшие 4-5 места в каждой номинации, получают право на 10 дополнительных баллов к общему результату за весенний семестр этого уч. года по предмету «История зарубежной музыки».

Приложение № 1

ДЛЯ I КУРСА: 

Список 1. Научно-образовательные фильмы о композиторах и их произведениях:

Чествуя Гайдна // Celebrating Haydn (с П. Устиновым, 1994)

В поисках Моцарта (2006)

По следам Шопена (2007)

В поисках Бетховена (2008, Великобритания)

По следам Берлиоза (2009)

Список 2. Постановки опер и балетов:

            Моцарт

Так поступают все

Идоменей

Похищение из сераля

            Бетховен

Фиделио

            К.М. Вебер

Вольный стрелок

Эврианта

            Мейербер

Гугеноты

Пророк

Роберт-Дьявол

Африканка

            Галеви

Жидовка

            Россини

Вильгельм Телль

Золушка

Итальянка в Алжире

            Беллини

Пуритане

Сомнамбула

            Доницетти

Дон Паскуале

Лукреция Борджа

            Берлиоз

Троянцы

            Обер

Немая из Портичи

            Адан

Жизель

Корсар

            Пуни

Эсмеральда 

Список 3. Художественные фильмы о композиторах:

Россини (1996)

Переписывая Бетховена (2006)

Возлюбленная Клара (2008)

Нанерль, сестра Моцарта (2010)

Паганини: Скрипач дьявола (2013) 

ДЛЯ II КУРСА: 

Список 1. Научно-образовательные фильмы о композиторах и их произведениях:

Игорь Стравинский  (из цикла «Гении», студия А. Кончаловского)

Ирвин Берлин и Джордж Гершвин. Путь к свободе. История популярной песни (фильм 1)

Леонард Бернстайн. Размышления (1978)

Париж Сергея Дягилева

Голливуд поющий и танцующий (История мюзикла). 1920-е годы 

Список 2. Постановки опер и балетов:

            Стравинский

Царь Эдип

Похождения повесы

Поцелуй феи

Пульчинелла

Агон

            А. Шенберг

Ожидание

Моисей и Арон       

            Берг

Воццек

            Орф

Кармина Бурана

Умница

            Р. Штраус

Кавалер розы

Ариадна на Наксосе

            Хиндемит

Художник Матис

Кардильяк

            Дебюсси

Пеллеас и Мелизанда

            Равель

Дафнис и Хлоя

Дитя и волшебство

            К. Шимановский

Король Рогер

            Барток

Замок Герцога Синяя борода

            М. де Фалья

Треуголка

            Пуленк

Человеческий голос

            Дж. Гершвин

Порги и Бесс

            Л. Бернстайн

Вестсайдская история (можно фильм)

            Бриттен

Питер Граймс

Сон в летнюю ночь        

Список 3. Художественные фильмы о композиторах:

Последний танец Саломеи (К. Рассел, 1988)

Тайна Доктора Мартину (К. Рассел, 1993)

Шушу // La musique de l'amour: Chouchou (Джеймс Селлан Джонс, 1995)

Мнения сторон (2001)

Коко Шанель и Игорь Стравинский (2009) 

ДЛЯ III КУРСА:

Список 1. Научно-образовательные фильмы о композиторах и их произведениях:

Документальные фильмы:

А. Гречанинов. Последний романтик

Александр Скрябин. Документальный фильм из цикла «Гении» (А. Кончаловский, 2003)

Сергей Рахманинов. Документальный фильм из цикла «Гении» (А. Кончаловский, 2006)

Антон Рубинштейн. Истории из жизни российских музыкантов. Слыхали ль вы. Серия 4.

«Зодиак» (о М. Чюрлёнисе) (1986)

Список 2. Постановки опер и балетов:

Рубинштейн А.Г.  

Демон

Христос

Бородин А.П.      

Князь Игорь

Глазунов А.К.      

Раймонда

Мусоргский М.П.  

Борис Годунов

Хованщина

Сорочинская ярмарка

Рахманинов С.В.  

Скупой рыцарь

Римский-Корсаков Н.А.    

Золотой петушок

Млада

Моцарт и Сальери

Псковитянка

Садко

Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии

Снегурочка

Царская невеста                                          

Чайковский П.И.                

Евгений Онегин     

Мазепа

Орлеанская дева

Черевички

Иоланта

Пиковая дама

Лебединое озеро

Спящая красавица                          

Щелкунчик 

Список 3. Художественные фильмы о композиторах:

Третья молодость  (И. Менакер, 1965)

Любители музыки (К. Расселл,1971)

Апокриф. Музыка для Петра и Павла (Адель Аль-Хадад, 2004)

Чайковский: Трагическая жизнь гения музыки (М. Уайтман, 2007)

Ветка сирени (П. Лунгин, 2007)           

ДЛЯ IV КУРСА:

Список 1. Научно-образовательные фильмы о композиторах и их произведениях: 

Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (1994,  режиссёр А. Митта)

София Губайдулина. Сад радости в мире печали (2011)

Эдисон Денисов. Преодоление жизни  (2009,  режиссёр Т. Андреева)

Профессия композитор: Николай Каретников (1991)

Борис Тищенко. Монолог души (2009) 

Список 2. Постановки опер и балетов:

Д. Шостакович

Катерина Измайлова

Светлый ручей

Золотой век

С. Прокофьев

Любовь к трем апельсинам

Огненный ангел

Война и мир

Повесть о настоящем человеке

Сказ о каменном цветке

Блудный сын

И. Дзержинский

Тихий Дон

Б. Асафьев

Пламя Парижа

Бахчисарайский фонтан

Т. Хренников

В бурю

Д. Кабалевский

Кола Брюньон

А. Хачатурян

Спартак

Р. Щедрин

Конёк-Горбунок

Анна Каренина

Чайка

Дама с собачкой

Не только любовь

Мёртвые души

М. Таривердиев

Ожидание

А. Шнитке

Жизнь с идиотом

Список 3. Художественные  музыкальные фильмы:

Веселые ребята (Г. Александров, муз. И. Дунаевского, 1934)

Весна (Г. Александров, муз. И. Дунаевского, 1947)

Д’Артаньян и три мушкетёра (Г. Юнгвальд-Хилькевич, муз. М. Дунаевского, 1978)

Обыкновенное чудо (М. Захаров, муз. Г. Гладкова, 1978)

О бедном гусаре замолвите слово (Э. Рязанов, муз. А. Петрова, 1980) 

Приложение № 2

ЗАЯВКА

Сведения об авторе и научном руководителе работы, представленной на Конкурс 

АВТОР

1        ФИО (полностью)

2        Курс

3        Факультет

4        Учебное заведение

5        Эл. адрес       

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

1  ФИО (полностью)

2   Ученая степень , ученое звание

3  Должность

4  Учебное заведение

5  Эл. адрес

 

Приложение № 3

Возможный план рецензии на научно-образовательные фильмы о композиторах и их произведениях:

- название фильма, место и год выпуска, автор и режиссер, ведущий (если есть)

- о чем фильм (основная идея, круг идей, фабула)

- как назван стиль композитора (из фильма)

-как оценивается место и значение композитора в истории музыки (из фильма)

- в каких жанрах писал композитор (из фильма)

- иерархия жанров в творчестве композитора (из фильма)

- периодизация творчества композитора (из фильма)

- коммуникативные связи композитора (из фильма)

- какие произведения и кто исполнял (в фильме)

- ваша оценка фильма (соответствуют ли изложенные в фильме факты и суждения известному вам научному взгляду на творчество композитора, каков жанр фильма, на какую аудиторию рассчитан, кому вы можете его рекомендовать для просмотра и с какой целью, лично вам понравилось/не понравилось и почему).

Возможный план рецензии на постановку оперы и балета:

– название фильма, место и год выпуска, автор и режиссер, актеры, певцы, декораторы, костюмеры

– сюжет сочинения

– история создания произведения

– ситуация исторической премьеры и дальнейшая судьба (успех/провал/забыли, ведущие певцы главных партий)

– анализ данной интерпретации

– ваша оценка данной постановки и сравнение с исторической премьерой (на какую аудиторию рассчитан, кому вы можете его рекомендовать для просмотра и с какой целью, лично вам понравилось/не понравилось и почему).

Возможный план и рекомендации для рецензии

на художественный фильм о композиторах:

- краткое содержание фильма;

- точка зрения автора;

- оценка работы актеров и режиссеров;

- рекомендации к просмотру

Во вступлении следует кратко отразить идею фильма. Также можно написать основную линию сюжета или перечислить имена актеров (написать, в каких картинах они снимались до этого). Проанализируйте фильм и сделайте вывод о том, воплощена ли основная задумка в жизнь (т.е. фильм). Напишите основные моменты, которые вам понравились. Выскажите общее впечатление о фильме. Вывод: здесь стоит обозначить, что именно зритель получит после просмотра этой картины? Будут ли это положительные эмоции? Сможет ли зритель научиться чему-либо, или просто развлечься?

1. Тема и идея фильма

а) Жанр

2. История фильма (от написания сценария до публичного показа)

3. Соотношения фильма с настроением и духом своего времени. Это своеобразия мира и ощущения автора.

4. Место и роль фильма в искусстве данного режиссера.

5. Особенности киноязыка и эстетики фильма.

6. Анализ всех выразительных средств

а) работа оператора

б) игра актеров

в) музыка и монтаж

7. Авторский коллектив создателей.

8. Мнение кинокритиков о данной картине.

9. Ваше личное мнение

10. Для какой аудитории предназначен (профессиональный и образовательный ценз, возраст)