I Международный конкурс исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь»

Результаты I Международного конкурса исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь»


Жюри I Международного конкурса исполнителей на фортепиано
«Карелия–Беларусь»

Фото: Сазанович Наталья Валентиновна

Отзывы о конкурсе

I Международный конкурс исполнителей на фортепиано «Карелия-Беларусь» в онлайн-формате
(The 1st International Competition Karelia-Belarus online) 15–18 апреля

С 15 по 18 апреля 2021 года состоялся Первый международный конкурс исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь». Учредителями конкурса стали Министерство культуры Российской Федерации, Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, при участии Белорусской государственной академии музыки, соучредителями – Белорусский союз Музыкальных деятелей и Союз композиторов Республики Карелия. Задумывался совместный проект как тесное творческое общение музыкантов наших регионов, призванное популяризировать творчество молодых композиторов, а также нацелить их на создание нового специального репертуара, в том числе ансамблевого.

В оргкомитет Первого международного конкурса исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь» под руководством ректора Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова Алексея Александровича Кубышкина вошли известные в Петрозаводске и Минске музыкальные деятели, представители Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова: Екатерина Гурьевна Окунева – кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной и творческой работе; Светлана Володаровна Синцова – заслуженный деятель искусств Республики Карелия, профессор, заведующая кафедрой общего курса фортепиано; Людмила Марковна Пищик – заслуженная артистка Республики Карелия, профессор кафедры общего курса фортепиано; профессор кафедры общего курса фортепиано Татьяна Николаевна Буданова. Художественными руководителями конкурса, его идейными вдохновителями стали Светлана Володаровна Синцова и доцент кафедры фортепиано, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белорусской государственной академии музыки, доцент Наталья Валентиновна Сазанович.

Белорусскую сторону в оргкомитете представили Нелли Вячеславовна Мацаберидзе – кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе Белорусской государственной академии музыки, доцент кафедры теории музыки; Борис Исаакович Спектор – профессор, заведующий кафедрой фортепиано; Лилия Фаильевна Баранкевич – кандидат искусствоведения, доцент, заведующая научно-исследовательским отделом, доцент кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики и первый заместитель председателя Правления ОО «Белорусский союз музыкальных деятелей»; вице-президент Международного союза музыкальных деятелей Наталья Васильевна Витченко. Координаторами конкурса стали Наталья Геннадьевна Кирдань, доцент, доцент кафедры фортепиано БГАМ (Минск) и Юлия Вячеславовна Бунтова, преподаватель кафедры общего курса фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова. Она же выполняла обязанности секретаря конкурса.

Выступления участников оценивало жюри под председательством А.А. Кубышкина, ректора Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, сопредседателей С.В. Синцовой и Б.И. Спектора. Члены жюри со стороны Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова: Вячеслав Константинович Кошелев, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Республики Карелия, доцент кафедры теории музыки и композиции; Светлана Ивановна Художникова, профессор кафедры общего курса фортепиано; кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры теории музыки и композиции Наталья Павловна Хилько. Белорусскую государственную академию музыки в жюри представили: лауреат Государственной премии Республики Беларусь, композитор, профессор, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования и инструментовки Вячеслав Владимирович Кузнецов, представленные выше Н.В. Сазанович, Н.Г. Кирдань и Л.Ф. Баранкевич.

Всегда очень сложно начинать, быть первыми. Идея конкурса родилась в дружеском творческом общении педагогов-исполнителей на фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова и Белорусской государственной академии музыки. Участниками конкурса стали преподаватели и студенты двух вузов, а также исполнители из Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ), Петрозаводского музыкального колледжа имени К.Э. Раутио, Санкт-Петербургского музыкального училища имени М.П. Мусоргского, Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова, Молодечненского государственного музыкального колледжа имени М.К. Огинского, Гродненского государственного музыкального колледжа и Гродненского государственного колледжа искусств. Из этого перечня видно, что Первый международный конкурс исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь» далеко вышел за рамки, очерченные в названии, объединив участников из регионов, отстоящих за 1000 км друг от друга.

У студентов, для которых фортепиано является дополнительным инструментом в образовании, а это – многочисленные учащиеся-композиторы, музыковеды, исполнители на оркестровых, народных инструментах, будущие дирижеры и вокалисты – должна быть возможность творческого состязания не только в своей родной области, но и в других, не менее любимых. Для участников состоявшегося конкурса «Карелия -Беларусь» этой возможностью стало исполнение произведений современных российских и белорусских композиторов, а также научно-практическая презентация, где участники конкурса могли продемонстрировать свое видение идеи, темы, композиторской техники прозвучавшей в конкурсе музыки.

Номинации, представленные в конкурсе, позволили исполнителям проявить себя сразу в нескольких амплуа: исполнителя на фортепиано (Исполнительство (соло)), ведущего концерта («Научно-практическая»), участника фортепианного дуэта или трио – «Фортепианный ансамбль», «Учитель-ученик», причем последняя номинация показала, насколько безграничны возможности музыки в объединении представителей разных поколений, ведь то, чему мы посвятили свою жизнь – поистине прекрасно!

Конкурс, в условиях пандемии проведенный онлайн, для жюри также стал дополнительным испытанием. Ведь не секрет, что не всегда запись способна качественно донести звуковое воплощение того или иного фортепианного произведения. И тем не менее, в достаточно сжатые сроки жюри прослушивало все выступления в записи, что, в итоге, стало настоящим музыкальным праздником, так как дало возможность услышать столько новой, незнакомой ранее прекрасной музыки, которую сочиняют наши современники в России и Беларуси, причем среди композиторов оказалось много имен совсем молодых, тех, кто еще недавно сам назывался студентом (например, белорусский композитор В. Петько).

Первый международный конкурс «Карелия–Беларусь показал не только любовь исполнителей к фортепиано, уровень владения инструментом, но также стал своеобразным образовательным проектом, представив во всех номинациях исполнителей-педагогов. Мы могли увидеть и начинающих молодых преподавателей, и признанных мастеров своего дела. Ведь обучаясь в классе общего фортепиано студент нечасто имеет возможность видеть своего любимого педагога на сцене, за роялем. Видеозаписи с исполнением педагогов дали нам эту возможность!

Важный момент, реализованный в конкурсе, – привлечение учащихся и педагогов среднего звена специального музыкального образования. Это – необходимая часть обучения, практическая задача, а также нацеленность на дальнейший рост и повышение своего мастерства для юных исполнителей на фортепиано.

Первый международный конкурс исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь» 2021 года объединил нас в общем деле – игре на фортепиано, позволил увидеть вдохновенные лица пианистов, услышать тонкую игру, почувствовать нежное прикосновение к клавишам рояля либо окунуться в мир активных урбанистических образов, движущихся материй, которые все больше и глубже внедряются в нашу повседневную жизнь. Поэтому, на мой взгляд, несмотря на обязательное условие любого конкурса – выбор победителей, имена которых будут названы в каждой номинации, главным достижением Первого международного конкурса исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь» стала сама Музыка, собравшая нас около своих компьютеров в четыре апрельских дня, давшая всем нам огромный заряд энергии и счастья, тем и идей для дальнейших поисков. Как хорошо, что вокруг нас много талантливых и увлеченных композиторов и пианистов!

Лилия Фаильевна Баранкевич,
кандидат искусствоведения, доцент, заведующая научно-исследовательским отделом,
доцент кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики и первый заместитель
председателя Правления ОО «Белорусский союз музыкальных деятелей»

 

Музыка как вид искусства в любое историческое время объединяла самые различные культуры и народы. Само название конкурса «Карелия – Беларусь» звучит как объединяющий символ северной культуры России и Карелии и равнинного белорусского этноса, двух миров, двух картин мира и мировоззрений, объединенных единым звуковым пространством. Мир звуков, в который на протяжении этой недели мы все окунулись, мир сопереживаний самым различным звуковым фортепианным интерпретациям, позволяет познать истинный смысл бытия Звука и в целом всего земного бытия. Отличительная характеристика конкурсных исполнений – это живая традиция сохранения и дальнейшего развития классической русской пианистической культуры, уникального кантиленного, поющего рояля.

Произведения современных композиторов Карелии поражают поэтичностью, утонченностью образов, глубоким лиризмом, необычайной теплотой интонаций, что позволяет познать карельский культурный архетип на глубинном уровне.

Фортепианные дуэты и сольные выступления преподавателей – образец для совершенствования мастерства у студентов. Новая форма конкурсных соревнований – Научно-практические номинации, которые были представлены самыми разнообразными формами – от попытки философского осмысления Времени в сопряжении с исполнительством (Бульбук О. В.) до классически выверенных форм (Меледина Е. Н., Бунтова Ю. В.), после прослушивания которых возникает желание непременно применить эти произведения в педагогической практике.

Открытием для белорусского «уха» стали произведения современных композиторов Карелии Эдуарда Патлаенко, Райно Раутио, Геннадия Вавилова («Северный альбом»), Александра Белобородова (из цикла «Калевала»), Анастасии Сало («Путешествия»).

Поэтические образы и названия – Татьяны Кончаковой «Вид с высокой горы», Северный диптих («Лесное озеро») – ёмкие, романтические музыкальные картины, в которых воплощается дух и духовность Севера как особого географического и культурного пространства, пантеистическое восприятие природы Карелии. Для нас, белорусских музыкантов, это окно в музыкальную Карелию. Произведения современных композиторов Карелии обязательно должны прозвучать на концертной сцене в Беларуси, их необходимо включить в педагогический репертуар учащихся и студентов средних и высших учебных заведений Беларуси.

Этот конкурс – открытие новых имен и талантов, будущее музыкальной культуры Карелии и Беларуси. Самоотверженное, высокопрофессиональное отношение к исполнительству на фортепиано всех конкурсантов − импульс для развития в будущем творческих состязаний. Успешное проведение 1 Международного конкурса «Карелия – Беларусь» − это только начало совместного творчества, требующее развития и продолжения в будущем.                           

Наталья Валентиновна Сазанович,
доцент кафедры фортепиано и кафедры социально-гуманитарных дисциплин,
доцент  УО «Белорусская государственная академия музыки»


Положение о проведении I Международного конкурса исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь» в онлайн-формате

Жюри I Международного конкурса исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь»

Согласие на обработку персональных данных

Заявка на участие в I Международном конкурсе исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь»

Внимание! Срок приема заявок на участие в I Международном конкурсе исполнителей на фортепиано "Карелия-Беларусь" продлен до 5 апреля 2021 года.

Договор на участие в I Международном конкурсе исполнителей на фортепиано «Карелия-Беларусь»

Форма квитанции об оплате вступительного взноса


1. Полное наименование конкурса

I Международный конкурс исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь» в онлайн-формате (The 1st International Competition Karelia-Belarus online)

2. Сроки и место проведения конкурса

15–18 апреля 2021 (15 to 18 April 2021).

Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

3. Учредители и соучредители конкурса

Учредители:

Министерство культуры Российской Федерации

Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова

Белорусская государственная академия музыки

Соучредители:

Белорусский Союз Музыкальных деятелей

Союз композиторов Республики Карелия

4. Организаторы конкурса

Кафедра общего курса фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова

Кафедра фортепиано Белорусской государственной академии музыки

5. Оргкомитет конкурса

Для подготовки и проведения Конкурса создается организационный комитет из преподавателей Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова и Белорусской государственной академии музыки. Оргкомитет разрабатывает и утверждает Положение Конкурса и его программные требования, осуществляет подготовку и его проведение. Оргкомитет совместно с жюри также осуществляет формирование программы заключительного видео-концерта лауреатов конкурса.

Состав Оргкомитета конкурса обозначен в Приложении 1.

6. Цели и задачи конкурса

Конкурс призван популяризировать новые произведения композиторов Белоруссии и Карелии, содействовать формированию интереса к современной музыке широкого круга исполнителей и слушателей, укреплению творческих связей учреждений культуры и искусства России и Белоруссии, профессиональному росту творческой молодежи, обмену опытом и совершенствованию педагогического мастерства молодых преподавателей. Конкурс нацелен на привлечение внимания молодых композиторов к созданию сочинений для фортепиано и фортепианного ансамбля.

7. Условия и порядок проведения конкурса

К участию в конкурсе приглашаются учащиеся средних музыкальных учебных заведений и студенты музыкальных вузов разных специальностей.

Конкурс проводится по видеозаписи.

Конкурс проводится в один тур по 3 категориям в нескольких номинациях.

1 категория «Студенты музыкальных вузов»

Номинации:

  • Исполнительство (соло)
  • Фортепианный ансамбль
  • «Учитель-ученик»
  • Научно-практическая (презентация, вступительное слово, исполнительская иллюстрация)

2 категория «Учащиеся средних специальных музыкальных учебных заведений»

Номинации:

  • Исполнительство (соло)
  • Фортепианный ансамбль
  • «Учитель-ученик»
  • Научно-практическая (презентация, вступительное слово, исполнительская иллюстрация)

3 категория «Преподаватели музыкальных заведений»

Номинации:

  • Исполнительство (соло)
  • Фортепианный ансамбль
  • Научно-практическая (презентация, вступительное слово, исполнительская иллюстрация).

8. Программные требования

На конкурсе исполняется одно развернутое или несколько произведений продолжительностью не более 20 минут.

  • Свободная программа должна включать произведения современных композиторов 70–90-х годов XX – начала XXI века для фортепиано соло и фортепианного ансамбля своего региона: России, Республики Карелия и Республики Беларусь.
  • Приветствуются премьеры новых сочинений.
  • Категории исполнителей соло и ансамблевая дополнены просветительским проектом (научно-практическая категория), включающим презентацию или вступительное слово к исполняемому сочинению.

9. Требования к видеозаписи

Видеозапись должна быть выполнена без какого-либо монтажа. Перед началом выступления следует назвать имена участников и исполняемую программу, номинацию, а также озвучить, что запись выполнена для участия в I Международном конкурсе «Карелия-Беларусь».

10. Жюри конкурса

В состав жюри входят преподаватели Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова и Белорусской государственной академии музыки, композиторы, видные общественные и музыкальные деятели Республики Карелия и Республики Беларусь.

Выступления участников оцениваются по 25-бальной системе.

Права жюри:

  • Жюри имеет право присуждать не все дипломы.
  • Жюри имеет право делить места между участниками.
  • Решение жюри окончательно и пересмотру не подлежит.

11. Награды конкурса

Участники, занявшие призовые места, награждаются Дипломами лауреатов конкурса и Дипломантов конкурса. Дополнительно могут учреждаться денежные призы и дипломы общественных организаций и партнеров конкурса. Участники конкурса, не занявшие призовые места, получают Дипломы участников конкурса.

Педагоги, подготовившие лауреатов и дипломантов (IV место) в каждой номинации, награждаются Дипломами «За педагогическое мастерство».

12. Финансовые условия

Для участия в конкурсе участникам необходимо оплатить организационный взнос. Средства, полученные от взносов, расходуются на затраты, связанные с организацией конкурсных мероприятий.

Организационные взносы составляют:

  • Солисты – 1200 рублей.
  • Фортепианные дуэты – 500 рублей с каждого участника ансамбля.
  • Научно-практическая номинация – 1000 рублей.

Вступительный взнос оплачивается до 1 апреля 2021 года (включительно) по безналичному расчету. Квитанция (копия) об оплате вступительного взноса, сканы подписанного договора и акта должны быть отправлены в оргкомитет конкурса по электронной почте. В случае отказа от участия в конкурсе вступительный взнос не возвращается, за исключением уважительных причин, подтвержденных документально.

В квитанции при оплате следует указать:

  • ФИО конкурсанта или ансамбля
  • «За участие в конкурсе Карелия – Беларусь».

13. Порядок подачи заявок

Заявки (пакет документов) принимаются в оргкомитет конкурса до 5 апреля 2021 года включительно по эл. адресу: rkrb2021@glazunovcons.ru

Комплект необходимых документов:

  • Заявка на участие (Приложение 2)
  • Фотография конкурсанта или ансамбля за инструментом (для буклета)
  • Согласие на обработку персональных данных (Приложение 3)
  • Квитанция об оплате вступительного взноса (форма квитанции размещается на сайте консерватории на странице конкурса).
  • Сканы подписанного договора и акта (Приложение 4).
  • Видеозапись выступления или ссылка на запись.

Записи и ссылки на записи принимаются до 1 апреля 2021 года в оргкомитет конкурса по эл. адресу: rkrb2021@glazunovcons.ru

Видеозапись выступления может быть прикреплена в электронном письме или загружена участниками самостоятельно на любой из веб-ресурсов (youtube, mail, Яндекс диск и др.), позволяющих скачать видеозапись по предоставленной ссылке (веб-ссылка должна обеспечить свободное скачивание без регистрации).

14. Информационное освещение конкурса

Информация о конкурсе и его итогах публикуется на сайтах Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, Белорусской государственной академиимузыки,в средствах массовой информации.

15. Контактные данные

Оргкомитет:

Тел./факс: 8-814-2-672367

e-mail: rkrb2021@glazunovcons.ru

Художественный руководитель конкурса:

Синцова Светлана Володаровна, e-mail: svetlana.sintsova@glazunovcons.ru

Научный руководитель конкурса:

Сазанович Наталья Валентиновна, e-mail: saznvtish@mail.ru

Координаторы конкурса:

Бунтова Юлия Вячеславовна, e-mail: yuliya.buntova@glazunovcons.ru

Кирдань Наталья Геннадьевна, e-mail: ngkirdan@mail.ru

Приложение 1

ОргкомитетI Международного конкурса исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь»

Председатель оргкомитета:

Кубышкин Алексей Александровичректор Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова

Члены оргкомитета:

Окунева Екатерина Гурьевна, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной и творческой работе Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова

Синцова Светлана Володаровна, заслуженный деятель искусств Республики Карелия, профессор, заведующая кафедрой общего курса фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, художественный руководитель I Международного конкурса исполнителей на фортепиано «Карелия – Беларусь» (Петрозаводск)

Спектор Борис Исаакович, профессор, заведующий кафедрой фортепиано Белорусской государственной академии музыки (Минск)

Мацаберидзе Нелли Вячеславовна, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе Белорусской государственной академии музыки, доцент кафедры теории музыки

Витченко Наталья Васильевна, первый заместитель председателя Правления ОО «Белорусский союз музыкальных деятелей», вице-президент Международного союза музыкальных деятелей (Минск)

Баранкевич Лилия Фаильевна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая научно-исследовательским отделом Белорусской государственной академии музыки, доцент кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики

Сазанович Наталья Валентиновна, доцент, доцент кафедры фортепиано, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белорусской государственной академии музыки, научный руководитель I Международного конкурса исполнителей на фортепиано «Карелия – Беларусь» (Минск)

Пищик Людмила Марковна, заслуженная артистка Республики Карелия профессор кафедры общего курса фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова

Буданова Татьяна Николаевна, профессор кафедры общего курса фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова

Кирдань Наталья Геннадьевна, доцент, доцент кафедры фортепиано Белорусской государственной академии музыки (Минск), координаторI Международного конкурса исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь»

Бунтова Юлия Вячеславовна, преподаватель кафедры общего курса фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова (Петрозаводск), координатор I Международного конкурса исполнителей на фортепиано «Карелия–Беларусь».

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.