Международный фестиваль Piano Duo XVIII

Лауреаты Международного фестиваля Piano Duo XVIII 

Татьяна Майчикова, Елизавета Покровская

Светлана Ендальцева, Елена Кутьина

Евгения Иванушкина, Даниил Миронов

Светлана Ендальцева, Елена Житкович

(класс профессора Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова С. В. Синцовой)

Владислав Прилуцкий, Анастасия Прилуцкая

Мария Савченко, Константин Трошнев

(класс профессора Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Л. М. Пищик)

Никита Чудаев, Игорь Коновалов

(класс профессора Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Т. Н.  Будановой)

Тамара Федоровна Кундозерова, Наталия Николаевна Баронова

(преподаватели Петрозаводского музыкального колледжа имени К. Раутио) 


 

Анастасия Рогалёва и Дмитрий Петров о премьере «Торжественной кантаты» op. 63 А. К. Глазунова и о тонкостях фортепианно-дуэтного искусства

В 2022 году Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова отметит своё 55-летие. Концертный сезон, открывшийся осенью 2021 года, проходил под знаком подготовки к юбилейной дате. 18 октября 2021 года в рамках Международного фестиваля «Piano Duo» в Большом зале консерватории состоялся концерт «Навстречу 55-летию консерватории». Настоящим музыкальным подарком для петрозаводской публики стало первое исполнение «Торжественной кантаты по случаю празднования 100-летия со дня основания Павловского Института» op. 63 для солистов, женского хора и двух фортепиано в восемь рук А.К. Глазунова в исполнении женского хора «Академия» Петрозаводской консерватории и фортепианного квартета в составе Анастасии Рогалёвой, Дмитрия Петрова, Анны Ралдугиной-Материнской, Марины Крыловой.

Студентка Петрозаводской консерватории Олеся Гатилова побеседовала с первыми исполнителями кантаты Анастасией Рогалёвой и Дмитрием Петровым, лауреатами Международных музыкальных конкурсов, известными своим блестящим альянсом в фортепианном ансамбле «ПетРо Дуэт» (Санкт-Петербург).

– Как возникла идея этого концерта?

– Анастасия: В апреле 2021 года наш дуэт играл сольный концерт на фестивале «PIANO DUO», художественным руководителем которого является профессор Петрозаводской консерватории Светлана Володаровна Синцова. Она и рассказала нам о ежегодных мероприятиях консерватории, посвященных А.К. Глазунову. Именно тогда родилась идея совместного исполнения «Торжественной кантаты», написанной для женского хора и двух фортепиано в восемь рук.

Шесть лет назад я наткнулась на упоминание о кантате в интернете, но нигде не было информации о местонахождении партитуры этого удивительного произведения. Мне повезло, и я нашла рукопись. В результате «Торжественная кантата» прозвучала на фестивале «От авангарда до наших дней» в марте 2015 года в Санкт-Петербурге. Это исполнение было хронологически вторым, первое состоялось еще при жизни композитора.

– Мастерство вашего дуэта достигает международного уровня. Поделитесь профессиональными советами с начинающими исполнителями. Что нужно учитывать, чтобы сыграться в дуэте?

– Дмитрий: На мой взгляд, настоящий̆ ансамбль – это близость во всем: близость индивидуальностей̆, этических установок. Это – духовное единение, эмоциональное родство, близость методов, форм, направлений в совместной работе.

Фортепианно-дуэтное исполнительство – особый вид искусства. В ансамбле мы выходим на принципиально новый уровень – уровень совместной игры в 4 руки, в 2 рояля. Безусловно, есть определенная специфика, играешь ли ты с партнером за одним фортепиано в 4 руки или за двумя инструментами. Но вне зависимости от расположения музыкантов это искусство, требующее высочайшего индивидуального и ансамблевого мастерства.

Для фортепианного дуэта написано огромное количество музыкальных произведений. Это пьесы разного уровня сложности как для начинающих исполнителей, так и для концертирующих музыкантов.

Если пианисты решили создать фортепианный дуэт и собираются покорить музыкальный Олимп, им стоит быть готовыми к многочасовым занятиям, изучению музыкальных записей, традиций, чтению большого количества профессиональной литературы.

– Мы, зрители, наслаждались Вашим виртуозным исполнением сочинений Глазунова для фортепианного ансамбля. Большой зал Петрозаводской консерватории комфортный для ансамблевого исполнения? Вам есть с чем сравнивать, вы играли во многих концертных залах мира.

– Анастасия: Мы не первый раз играем в этом зале, и, оказавшись здесь снова, нам очень радостно испытывать те же эмоции, что и в первый раз, когда мы с Дмитрием были приятно поражены замечательной акустикой и прекрасными концертными роялями. Отдельно хочется сказать о той отзывчивой публике, которая приходит на наши концерты.

– В одном из интервью Вы упомянули, что самостоятельно делаете переложения для вашего ансамбля. Возникают ли ситуации, когда Вы прибегаете к помощи других музыкальных специалистов?

– Анастасия: Чаще мы самостоятельно делаем транскрипции, но бывает, обращаемся к нашим друзьям-композиторам.

– Дмитрий: Да, предложений поступает очень много от композиторов со всего мира. Все переложения для нашего ансамбля делает Анастасия.

– Анастасия: Я советуюсь с Дмитрием, мы играем вместе получившийся вариант, что-то меняем, переделываем. В нашем репертуаре есть несколько транскрипций, сделанных моим отцом – петербургским композитором Игорем Рогалёвым. Некоторые современные композиторы делают четырехручные и двухрояльные версии своих собственных сочинений для нашего дуэта, что очень приятно.

– Дмитрий: Современные композиторы много пишут для двух фортепиано и для фортепиано в 4 руки. Конечно, не все эти произведения возможно вынести на концертную сцену. Мы всегда смотрим ноты, прослушиваем, что нам присылают, и даём обратную связь. Предлагают свои сочинения композиторы из Германии, из Нидерландов, из Франции, из Украины. Что-то берём в репертуар, безусловно.

– Сегодня зрителям посчастливилось присутствовать на уникальном музыкальном событии: впервые в Карелии прозвучала «Торжественная кантата» А.К. Глазунова op. 63, Вы часто обращаетесь к музыке композитора? В чем сложность исполнения кантаты?

– Дмитрий: Глазунов — один из ярчайших представителей русского романтизма. К сожалению, он не так много написал для фортепианного дуэта. В «Торжественной кантате» ор. 63, на мой взгляд, особое место занимает вторая часть — потрясающая по своему гармоническому строению, очень трогательная и возвышенная.

– Анастасия: Технически это сочинение написано очень неудобно и сложно. Вихреобразные пассажи, которые параллельно идут у первой партии и второй партии первого рояля, к ним иногда подключаются первая партия второго рояля – это все нужно сыграть синхронно вместе и быстро, это достаточно непросто. По материалу – это очень яркая кантата, запоминающаяся. Честно говоря, мне, как представителю фортепианно-дуэтного жанра, очень приятно, что Глазунов написал эту кантату именно для хора с двумя роялями, а не для хора с оркестром как, к примеру, его же «Коронационная кантата».

– Благодарю Вас, что смогли уделить время для интервью. Хочу пожелать Вам творческих успехов, талантливых учеников. Мы будем с нетерпением ждать новых творческих встреч с вашим талантливым дуэтом в нашем гостеприимном карельском крае.

Текст подготовлен Олесей Гатиловой