Круглый стол «Человек и война»

Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова
Кафедра истории музыки
 14 мая 2015 года        15.00        ауд. 309

 «ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА» 

Круглый стол, посвященный 70-летию победы
в Великой Отечественной и окончанию Второй мировой войны

 1. Тамара Всеволодовна Краснопольская, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова

МОЁ ВОЕННОЕ ДЕТСТВО «ОТ ЧЕТЫРЁХ ДО СЕМИ» 

В докладе, сделанном в рамках исторического научного метода Oral History («устной истории»), анализируются и интерпретируются события детства автора, которые прошли в годы Великой Отечественной войны в Харькове. Через воспоминания ребенка показан срез повседневности этой эпохи. Одним из ракурсов становится тема музыки в это время в семье автора и городской среде 1940-х годов.

2. Наталья Александровна Горбунова, студентка 1 курса Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова 

ЖУРНАЛ «СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА» В
1935–1946 ГГ.:
КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОГО МУЗЫКАНТА 

Журнал «Советская музыка» начали издавать в феврале 1933 года в качестве печатного органа Союза композиторов СССР. Сегодня журнал носит название «Музыкальная академия». На основе данных журнала за 1935-1946 годы автор доклада выясняет, каков был образ «идеального музыканта» накануне Великой отечественной войны, как на нём отразилось это трагическое событие и что стало причиной формирования именно такого образа.

3. Александр Сергеевич Девятко, студент 2 курса Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова 

«ЕВРЕЙСКОЕ» ГЛАЗАМИ ЛЕО БЕРНСТАЙНА
В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ 

Отношение к евреям в европейском сообществе на всем протяжении истории никогда не было однозначно положительным, а в годы Второй мировой войны с приходом к власти в Германии и Италии национал-социалистов приобрело очевидный характер геноцида. В докладе освещается этап жизненного и творческого пути Леонарда Бернстайна, относящийся к данному историческому периоду. Он рассматривается в ракурсе еврейского происхождения композитора. Упоминаются сочинения Бернстайна, содержащие еврейскую тематику, при этом особая роль отводится его первой симфонии «Иеремия», являющейся отражением взглядов композитора на данную проблему. В контексте обзора симфонии уделяется внимание истории создания, сюжету, элементам программности и особенностям музыкального тематизма.

4. Антонина Сергеевна Максимова, преподаватель кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова 

РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ-ЭМИГРАНТЫ НА СЛУЖБЕ США
ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: СЛУЧАЙ

ВЛАДИМИРА ДУКЕЛЬСКОГО И НИКОЛАЯ НАБОКОВА 

Владимир Дукельский и Николай Набоков родились в России в один год (1903) и в один год (1919) с потоком белой эмиграции покинули родину, отплыв через Черное море в Европу. Оба дебютировали в Русских балетах Дягилева в 1920-е и приняли американское гражданство в 1939 году, будучи к тому времени довольно известными в США композиторами. После этого уже в статусе американских граждан и Дукельский, и Набоков были вовлечены в курс военной политики США: Дукельский (под именем Вернон Дюк) – в качестве офицера временного резерва Береговой Охраны, Набоков – как советник по культуре американского военного правительства в Германии. Культурные миссии композиторов, возложенные на них государством-реципиентом, были различны, и каждая по-своему способствовали проводимой США «тихой» войне против стран «оси».

5. Вера Ивановна Нилова, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова 

РУССКАЯ МУЗЫКА В ПАРИЖСКОЙ ОПТИКЕ 1920-Х ГОДОВ.
О СТАТЬЕ АРТУРА ЛУРЬЕ «ЛИНИИ ЭВОЛЮЦИИ
РУССКОЙ МУЗЫКИ» (1944) 

Артур Лурье, «бывший скрябинист и футурист», в 1922 году обосновался в Париже и вошел в эмигрантский круг интеллектуалов, разделявших идеи евразийства. Формально евразийский период в биографии Лурье продлился до его отъезда в США (1941). В этот период им был написан ряд статей, в которых отражены его взгляды как приверженца евразийства. Особое место в этом ряду занимает статья «Кризис искусства» (1928-1929). Концептуально с евразийством были связаны и другие статьи, написанные уже в США после 1941 года. В докладе освещается евразийская позиция Лурье и анализируется его исследование «внутренней закономерности событий и связи между ними» в «короткой» истории русской музыки от Глинки до Стравинского.