Круглый стол «Инновационные подходы в истории музыки: микроистория и фамилистика»

Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова
Кафедра истории музыки 
23 апреля 2015 года    15.00   ауд. 309
Круглый стол 
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ИСТОРИИ МУЗЫКИ:
МИКРОИСТОРИЯ И ФАМИЛИСТИКА 

 1. Вера Ивановна Нилова, доктор искусствоведения, профессор, заведующая  кафедрой истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова 

Микроистория и музыка в истории

Микроистория – современное направление в исторической науке, возникшее на западе в 1970-х годах в результате отказа от макротеорий. В докладе характеризуется объект, предмет микроистории и специфические направления фрагментированной историографии: локальной истории, истории повседневности и истории семьи. Отдельное внимание в докладе уделено анализу  отечественной музыкальной историографии, корреспондирующей с микроисторическим направлением.

2. Валентина Вячеславовна Малышева, студентка 2 курса Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова 

Из истории музыкальной фамилистики: семейство Давыдовых в русской культуре второй половины XIX − начала XX века

В музыкально-исторических исследованиях нередко используются методы и приемы фамилистики – комплексной науки о семье. В связи с этим, предлагается ввести в область исторического музыкознания понятие  «музыкальная фамилистика». На примере семейства Давыдовых и творчества К. Ю. Давыдова сделана попытка анализа семьи как благодатной среды для формирования творческой личности этого музыканта. Исследовательская работа в области музыкальной фамилистики поможет привлечь внимание к личностям и творчеству композиторов так называемого «второго ряда» и тем самым реконструировать музыкальную историю России.

3. Кристина Станиславовна Павловская, студентка 5 курса Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова

Маргарет Лабори и её близкие

Австралия даровала множество исполнителей международного уровня. Вот одна из интересных историй, которая начинается на золотых приисках Пипиклэй в 1860-х и заканчивается на концертных площадках Европы и Америки. В докладе впервые в России дается обзор географии жизни австралийской пианистки и композитора М. Лабори и её музыкальных интересов. В качестве примера приводится вокальный цикл «10 Melodies» на стихи французских поэтов, изданный в Париже в 1900 г.

4. Анастасия  Вячеславовна Титова, студентка 1 курса Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова 

Забытые имена русской музыки: Н. Ф. Соловьев – композитор, критик, педагог

Николай Феопемтович Соловьев – композитор, критик, один из профессоров Санкт-Петербургской консерватории. Жил в период творческой активности представителей «Могучей кучки», П. И. Чайковского, В. В. Стасова. Его жизнь была насыщенной и разнообразной: он был редактором музыкального раздела в Брокгаузе и Эфроне, критиком в различных газетах и журналах Санкт-Петербурга, таких как «Нувеллист», «Петербургские ведомости» и др. Был одним из руководителей Придворной Певческой капеллы. Почему же о нем практически ничего неизвестно, а из сочинений доступен только клавир оперы «Корделия»? Чтобы ответить на этот сложный вопрос, попытаемся в докладе представить персону Н. Ф. Соловьева в контексте культурной жизни Санкт-Петербурга второй половины XIX –начала ХХ вв.