Круглый стол

«Проблемы и перспективы фортепианного образования
в музыкальном колледже»
Петрозаводск
2015

Предметом обсуждения Круглого стола, проведенного 7 апреля 2015 года кафедрой специального фортепиано Петрозаводской консерватории имени А.К. Глазунова в период ХI открытого смотра-конкурса учащихся фортепианных отделений музыкальных учебных заведений Северо-Запада России, стали проблемы, возникающие при подготовке студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Выступление заведующего кафедрой, проректора по учебной и воспитательной работе, профессора, кандидата искусствоведения В.С. Портного было посвящено итогам прошедшего смотра-конкурса, показавшего возросший в целом общий уровень подготовки участников. Вместе с тем, современный мир ставит перед педагогами и новые задачи, связанные с расширением информационного пространства: возможность знакомства при помощи интернета с огромным количеством различных аудио и видеозаписей, множеством интерпретаций, в том числе и сочинений, проходимых в процессе обучения. Возникает проблема выбора исполнительских ориентиров, призванных воспитать в молодом музыканте подлинное чувство стиля, хороший вкус, бережное отношение к авторскому тексту, сохранив при этом творческую индивидуальность. Именно степень «воспитанности» педагога, уровень его педагогического таланта, степень ответственности неизмеримо возрастает.  
Профессор В.Э. Абрамов в своем выступлении остановился на типичных недостатках в исполнении сочинений композиторов классиков учащимися музыкальных колледжей, отметив важность воспитания отношения к работе над классикой в период обучения в музыкальном колледже. В этот период закладываются основы профессионализма, столь необходимые для дальнейшего обучения в музыкальном вузе.
Своим видением всестороннего развития учащихся среднего звена поделилась профессор кафедры Ю.И. Тишкина и прежде всего, в связи с тем, что было услышано на конкурсе. «На что хотелось бы обратить ваше внимание? Прежде всего это выбор программы: степень допустимой сложности, сочетаемость произведений, входящих в программу. В этом отношении не все обстояло благополучно. Хотя, пожалуй, явно завышенных по сложности произведений в программах участников не было, были все же явные промахи, когда было заметно несоответствие сложности произведения и возможностей учащегося. Были случаи неудачно составленных программ, однообразных и не позволявших исполнителю проявить себя с разных сторон. Во многих выступлениях не удовлетворило исполнение полифонии. Мне кажется, что работа над полифонией является базовой в воспитании слуха и мышления учащегося - пианиста, и эта работа должна на всех этапах обучения проводиться терпеливо и тщательно. Нельзя искусственно ускорять прохождение необходимых стадий в работе над полифонией: освоение каждого голоса, всех возможных комбинаций голосов - до тех пор, пока ученик не услышит все это реально, только потом соединять все голоса. Теоретически все мы это знаем, но, видимо, не всегда хватает терпения и настойчивости, чтобы доводить до конца эту работу. Еще одна проблема, на которую хочу лишний раз обратить ваше внимание, - это темпоритмическая сторона исполнения. Это касается и темпового единства, особенно при исполнении классических сонат, и четкости исполнения различных ритмических рисунков, в частности, пунктирного ритма, дослушивания длинных звуков и фермат. Как и в работе над техникой, необходимо знать и применять различные приемы работы над ритмической стороной исполнения. Также я обратила внимание на то, что часто неточно выполняются или вообще не выполняются выписанные в тексте динамические указания. Особенно актуально это при исполнении сонат Бетховена, где невыполнение авторской динамики искажает смысл исполняемого. Все это, казалось бы, частные проблемы, но именно из них и складывается исполнительское мышление  и культура исполнения, и именно этому мы должны обучать на протяжении обучения в среднем звене..»
Дополнительный музыкальный инструмент в программе СПО (синтезатор) - тема сообщения старшего преподавателя М.М. Таврикова. Существующий образовательный стандарт среднего профессионального образования предполагает вариативность в его разработке. Предлагаемый в рамках дисциплин по выбору в качестве дополнительного музыкального инструмента синтезатор расширяет знания учащихся в использовании современных музыкальных инструментов.