Б.Д. Напреев. Так фуга или фугато?

Настоящая работа посвящена исследованию процессов эволюции как фуги, так и фугато - формы, тесно связанной с ней. Это форма, с одной стороны, знакома и, казалось бы, исчерпывающе понятна. С другой же стороны, из-за неразработанности многих ее дефиниций - настораживающе многозначна.

На протяжении многих десятилетий (от XVII века до наших дней) и сам термин, и его содержательное наполнение подвергались различным трактовкам, что не способствовало его конкретизации и, следовательно, обретению им своего места в реестре форм и жанров. Фугато трактовалась и как форма, и как функция, что существенно меняло и даже искажало его суть и роль в музыке. Предлагаемая работа направлена на изучение ряда неясностей, что  одновременно позволяет уточнить и многие аспекты его «корневой» формы - формы фуги.

Исследование адресовано профессиональным музыкантам - теоретикам, композиторам и многим серьезным исполнителям, а также студентам вузов.