Юзеф Гейманович Кон (17.03.1920-12.11.1996)

Музыковед
Доктор искусствоведения (1987)
Профессор (1989) 
Заслуженный деятель искусств КАССР (1980)
Лауреат премии им. Б.Асафьева (1990)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1991)
Член союза композиторов (с 1947 г.)
Заведующий кафедрой теории музыки и композиции до 1991 г.

Биография

Музыковедческое образование начал в Варшавском университете на факультете гуманитарных наук (1938‒39). После вторжения нацистов в Польшу вынужден был бежать в СССР, где продолжил обучение на фортепианном отделении Львовской консерватории (1940‒41), затем на историко-теоретических факультетах Ленинградской и Ташкентской консерватории (1944‒48). Учился у известнейших музыкантов: Ю. Хоминьского, З. Лиссы, А. Хыбиньского, Ю.Н.Тюлина. Педагогическая деятельность связана с Ташкентской (1947‒63), Новосибирской (1963‒70), Петрозаводской (1970‒96) консерваториями. В Новосибирске и Петрозаводске заведовал кафедрами теории музыки и композиции. 
В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию «Ладовое строение узбекской народной песни и проблема ее гармонизации», в 1987 ‒ докторскую на тему «О некоторых общих основах языка тональной музыки ХХ века».
Научная деятельность Ю.Г.Кона связана с разработкой актуальных проблем, выдвинутых музыкальной культурой ХХ века, таких как: ладообразование, гармония, понимание музыки как языка, анализ философских оснований зарубежных музыкально-теоретических концепций.
Ю.Г.Кон ‒ создатель научной школы. За почти полувековой период работы в музыкальных вузах он подготовил большое число специалистов-музыковедов высшей квалификации, среди которых ‒ доктора и кандидаты наук, сотрудники научных учреждений, педагоги консерваторий, институтов искусств, музыкальных училищ и школ.
Ученики
Дипломные работы, выполненные под руководством Ю.Г. Кона
Новосибирская консерватория

1965
Москаленко В. Г. Особенности сонатной формы у Прокофьева

1966
Котляревский И. А. Очерки из истории хроматики
Леушина Л. Г. Гармония натуральных ладов в творчестве Г. Свиридова

1967
Александрова Л. В. О структурном принципе музыкального языка Б. Бартока

1968
Шелапутина О.С. Некоторые тенденции советской музыки на примере фортепианной сонаты С. Слонимского
Слезко А.Е. Формирующая роль полифонии в Пятой симфонии Э. Тубина

1969
Аграновская А.Б.
Курленя В. В. Гармония в обработках народных песен А. Н. Александрова
Костина Н. И. Об использовании традиционных форм и жанров в «Дуэнье» С. Прокофьева
Пикалова Е. Н. Наблюдения над музыкальной формой четырёх фортепианных сонат Н. Я. Мясковского
Комарова Т. В. О некоторых особенностях гармонии Ф.П. Бородина на примере камерно-инструментального творчества 40-х - начала 60-х годов

1970
Панкратова Т. Ф. Форма и её драматургия в Первой симфонии Р. Щедрина
Кузьмищева Г. А. Принципы сонатности в творчестве А. Н. Скрябина
Александрова Л. Ю. О музыкальных средствах романсов Н. Метнера на стихи Пушкина
Михайленко А. Г. Теория и практика фуги у С. И. Танеева
Беккер Г. А. Наблюдения над гармонией сюиты "Шут" С. Прокофьева

1971
Овсянникова Т. Н. Структура русской песни в операх Римского-Корсакова (работа завершена под руководством Я.Н. Файн).

Петрозаводская консерватория

1973
Акинфиева Н.С. «Царь Эдип» И. Стравинского. Заметки о стиле
Кончакова Т.А. Пассакалия в творчестве Д.Д. Шостаковича

1974
Роянская Р.Л. Соотношение музыки и текста в романсах С.И. Танеева
Шевлякова О.С. О форме поздних миниатюр А.Н. Скрябина

1975
Кожевникова С.Э. Роль гармонии в эволюции фортепианной фактуры в этюдах от Крамера до Дебюсси
Резник А.И. Опыт экспериментального анализа восприятия музыки
Семенова И. Об элементах барокко в мотетах И.С. Баха
Силантьева З.А. Элементы джаза в творчестве И. Стравинского
Енина Т.В. Некоторые особенности сонатной формы Чайковского (на примере 1-го квартета)

1976

Бельская И.А. «Русские сказки» Николая Сидельникова
Зубцовская Л.А. Элементы древнерусской музыки в творчестве Ю. Буцко

1977

Дрейцер С.А. «Реквием» Дж. Верди (разработка занятий по музыкальной литературе в музыкальном училище)
Соколова И.А. «Stabat mater» К. Шимановского (к характеристике композиторской техники первой половины ХХ века)
Трухачева Т.А. Некоторые наблюдения над ритмом в опере Д.Шостаковича «Катерина Измайлова

1978

Башкатов С.А. Балет «Аполлон-Мусагет» Стравинского как явление неоклассицизма (в сфере гармонического языка)
Караева Н.Ю. О ритме поздних сонат А.Н. Скрябина
Озерова Н. «Вальс» Мориса Равеля как пример симфонизации жанра
Орлова И.Н. О тематизме Второй симфонии Р.Щедрина
Романенко Л.В. Лад и гармония в концерте для оркестра В. Лютославского
Цодокова А.С. Оперные увертюры Моцарта (тенденции эволюции жанра на примере анализа ранних увертюр)

1979

Бородкин Л. «Семь речитативов и фуг» Арама Хачатуряна
Городков Н.В. Роль контраста в поздних квартетах Бетховена
Кучерова О.Г. О вариационности в фортепианном концерте Р. Щедрина
Мурашкина Н.Е. Особенности гармонического языка в фортепианных вариациях С.В. Рахманинова
Сабода В. Поэзия Цветаевой в камерно-вокальных сочинениях советских композиторов

1980

Баранова И.Н. Принцип симметрии в композиторской технике Б. Тищенко (на примере фортепианных сонат № 4–6)
Лившиц М.В. О тематизме и драматургии Пятой симфонии Б.Тищенко
Максимова Е.Ю. Гармония органных сочинений Ц. Франка
Феденев А.Б. К вопросу о форме аллеманд Французских сюит И.С. Баха

1981

Вознесенская Ю.А. О некоторых тенденциях формообразования в творчестве С. Губайдуллиной, Э. Денисова, Н. Сидельникова
Войтенко И.С. Составные тональные системы вокальной сюиты Шостаковича на слова Микеланджело

1982

Батагова Т.Э. Вокальные сочинения Э.В. Денисова 60-х годов («Солнце инков», «Итальянские песни», «Пять историй о господине Койнере»)
Вознесенский М.В. Вокальный цикл Б.А. Арапова «Четыре времени года» и проблемы взаимодействия музыкальных культур
Кузьменко Н.Г. Об особенностях драматургии квартета В.В. Сильвестрова

1983

Анисько Г.И. Некоторые черты гармонии в «Сказках» Н.К. Метнера
Антышева Е.А. Об одном мотиве в Скрипичных концертах А. Шнитке
Белова О.П. К вопросу о единстве композиционной техники И. Стравинского (на примере камерных вокальных сочинений)
Грязнова Н.Э. Мотеты И.С. Баха (черты стиля)
Чернова А.А. Об особенностях экспозиционности в современной музыке (на примере избранных квартетов советских композиторов)

1984

Галоева В.И. Гармония вокальных циклов Бриттена для голоса и фортепиано
Гладышева А.И. Гармония Н.А. Рославца и некоторые гармонические системы начала ХХ века
Гольденберг А.А. Использование технических средств обучения на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе
Летуновская Е.В. Джаз и Европа (к вопросу о претворении элементов джаза в творчестве европейских композиторов)

1985

Мазурова В.Н. Элементы индийской музыки в балете «Шакунтала» С. Баласаняна
Павлова О.А. О некоторых особенностях организации ритма в фортепианных концертах Б. Мартину (к характеристике неоклассицизма)
Тихомирова И.В. О некоторых чертах музыкального языка оперы Н.А. Римского-Корсакова «Кащей бессмертный»

1986

Заславская И. Б. О двух комических операх Ф. Бузони в контексте эстетических взглядов композитора и театральной эстетики его времени
Сеидова Ю.В. Симфоническое творчество Бориса Чайковского
Хилько Н.П. Музыкальное воплощение произведений живописи (на примере симфонической сюиты Б. Мартину «Фрески Пьеро дела Франческа»)

1987

Канева М.В. Фортепианный квинтет Н.К. Метнера (к вопросу о творческой позиции композитора)
Мищай Е.М. Традиционное и новаторское в вокальном цикле «Твой образ милый» Э. Денисова

1988

Борисова Т.Е. Некоторые черты гармонии Шостаковича (на примере инструментальных сонат)
Феноменова М.К. Некоторые наблюдения над гармонией в фортепианном цикле Бартока «Микрокосмос»

1989

Ефимова И.Ю. Особенности лада и гармонии в вокальном цикле «Детская» М.П. Мусоргского
Медведева Е.В. Сравнение двух редакций «Жизни Марии» Пауля Хиндемита
Тиунова Е.В. Сказка как музыкальный жанр (к постановке вопроса)

1990

Геллис Т.В. О некоторых чертах стиля Э.В. Денисова (на примере камерно-инструментальных сочинений конца 60 –начала 70-х годов)
Сафаргулова Ф.И. Особенности музыкальной техники в скрипичной сонате № 1 Альфреда Шнитке
Чевидаева Т.В. Некоторые вопросы драматургии в инструментальной музыке

1991

Бортник Д.Ф. Принципы формообразования в духовных хорах А.Т. Гречанинвоа (1991)

1992

Ефимова М.А. Хуго Вольф. Стихотворения Гёте из «Вильгельма Мейстера». К проблеме позднеромантической гармонии
Чернова И.И. Гармония и «сверхгармония»: поздний Римский-Корсаков и ранний Стравинский

1993

Донская А.В. Поздние концерты А.К. Глазунова
Жученко А.О. Новое преломление старого жанра (об Эндрю Ллойд Уэббере и его «Реквиеме»)
Лелло А.А. Одночастные жанры симфонической музыки Р. Вагнера (на примере концертных программных увертюр «Фауст-увертюры», «Идиллии», «Зигфрид»)
Румянцева С.П. К проблеме формообразования Витольда Лютославского (на примере Второй симфонии)

1994

Агафонова Т.А. «Квартет на конец времени» Оливье Мессиана (заметки о стиле)
Кристальная О.В. Гармония и ее связь с замыслом «Песни о земле» Густава Малера
Мельникова В.В. К вопросу о становлении тональных отношений (на примере мадригалов Джезуальдо ди Веноза)
Мужикова О.М. КЭМП в музыке балета «Бык на крыше» Дариуса Мийо (к проблеме тривиального в искусстве ХХ века)

1995

Василевская Н.Л. К.А. Хартман и его опера «Симплиций Симплициссимус»
Кравченко Т.С. О двух вариационных циклах Клусака: новые преломления старой формы
Останина С.А. Некоторые аспекты стилизации в тематизме С.С. Прокофьева
Старикова Н.В. Наблюдения над ритмикой Богуслава Мартину (на примере Скрипичного концерта)
Тимошенко А.А. Генри Коуэлл. Новые музыкальные ресурсы (перевод книги и комментарии)
Шевелёва С.В. «Энигмэ» Э. Элгара. К вопросу о позднеромантической трактовке вариационного цикла

1996

Дружинин С.В. Оркестровая сюита позднего барокко (некоторые проблемы гармонии и музыкальной формы)
Лорэш Э. Фортепианные концерты Селима Палмгрена. Опыт путеводителя
Нефёдова М.В. Некоторые черты музыкального языка Самюэля Барбера
Носкова И.А. К истории фортепианной транскрипции в России

1997

Гриц Ю.Ю. Хильдегард фон Бинген (1098–1179) и ее музыкальная драма Ordo virtutum

Кандидатские диссертации, выполненные под научным руководством Ю.Г.Кона
• Милка А.П. Функциональность музыкальной структуры и динамика структурного развития в сюитах И.С.Баха. ― ЛОЛГК, 1970.
• Александрова Л.В. О принципах симметрии в композиторской технике Б.Бартока. – Новосибирская гос. консерватория, 1972.
• Напреев Б.Д. К изучению процессов интонационного обновлении советской музыки (на материале симфоний Н.Я.Мясковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича). – ЛОЛГК, 1975.
• У Ген-Ир Некоторые вопросы стиля музыки С.И.Танеева (на материале хоров без сопровождения). – ЛОЛГК, 1979.
• Санина Н.В. Натуральные лады в творчестве Пала Кадоши.― ЛОЛГК, 1981. (В соруководстве с А.С.Леманом).
• Айзенштадт С.А. Фортепианные концерты А.Н.Черепнина. Черты стиля. – 1995.
• Геллис Т.В. Поэзия и музыка в вокально-симфонических произведениях Александра Локшина. – ПГК, 1996.
• Хусаинов И.С. Фуга и логика (о выражении логической аргументации в фугах И.С.Баха). – ПГК, 1997.
• Хилько Н.П. Музыкальное воплощение живописной программы (структурно-композиционный аспект). – РИИИ, СПб., 1998.
• Екименко Т.С. Особенности композиторского метода Николая Каретникова (на материале додекафонных камерно-инструментальных сочинений). – ПГК, 2000. (Работа завершена под науч. руководством К.И.Южак).
• Дружинин С.В. Система средств музыкальной риторики в оркестровых сюитах И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Г.Ф.Телемана. – РАМ им. Гнесиных, 2002. (Работа завершена под науч. руководством Л.С.Дьячковой).
Научные труды. Издания. Публикации
Книги
• Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации. ― Ташкент: Фан, 1979. ― 99 с.
• Вопросы анализа современной музыки: статьи и исследования. ― Л.: Сов. композитор, 1982. ― 150 с.
• Избранные статьи о музыкальном языке. ― СПб.: Композитор, 1994. ― 160 с.

Публикации в научных изданиях
• Камерное творчество композиторов Узбекистана // Музыкальная культура Советского Узбекистана. ― Ташкент: Узгиз, 1955. ― С. 205–214. 
• Узбекская народная музыка // Музыкальная культура Советского Узбекистана. ― Ташкент: Узгиз, 1955. ― С. 33–62 (соавт. М. Ашрафи).
• Хамза Хаким Заде и его песни // Хамза Хаким-Заде. Песни. ― Ташкент: ГИХЛ УзССР, 1958. ― С. 13–18.
• Предисловия к III, V, VI, VII томам собрания «Узбекская народная музыка». ― Ташкент: ГИХЛ УзССР, 1959–1960. (соавт. И. Акбаров)
• Ближайшие задачи в области изучения узбекской музыки // Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. ― Ташкент: ГИХЛ УзССР, 1961. ― С. 130–142.
• К теории народных ладов // Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. ― Ташкент: ГИХЛ УзССР, 1961. ― С. 108–129.
• Продолжим дискуссию. ― Сов. музыка. ― 1962. ― № 1. ― С. 31–34.
• О теории Хиндемита // ― Сов. музыка. ― 1963. ― № 10. ― С. 40–41.
• К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. ― М.: Музыка, 1967. ― С. 93–104.
• В содружестве // Сов. музыка. ― 1968. ― № 5. ― С. 120–124 (Рецензия на книгу «Польско-русская музыкальная смесь»).
• О тональном родстве и некоторых особенностях ладотональных систем музыки ХХ века // Сборник статей по музыкознанию: научно-методические записки. — Новосибирск: Зап.-Сибирское книж. изд-во , 1969. — Вып. 3. ― С. 24–54.
• Тонкость наблюдений, глубина выводов // Сов. музыка. ― 1969. ― № 4. ― С. 66–68 (о Х.Кушнареве).
• Заметки о ритме в «Великой священной пляске» из «Весны священной» Стравинского // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. ― М.: Музыка, 1971. ― С. 222–248.
• Об одном свойстве вертикали в атональной музыке // Музыка и современность: сб. статей. ― М.: Музыка, 1971. ― Вып. 7. ― С. 294–318.
• Об искусственных ладах // Проблемы лада: сб. статей. ― М.: Музыка, 1972. ― С. 99–112.
• О двух типах подхода к отражению в гармонии натурально-мелодических ладов // Музыка и жизнь: сб. статей. ― Л.–М.: Сов. композитор, 1973. ― Вып. 2. ― С. 129–162.
• О двух фугах И. Стравинского // Полифония: сб. статей. ― М.: Музыка, 1975. ― С. 173–197.
• К вопросу о вариантности ладов // Современные вопросы музыкознания: сб. статей. ― М.: Музыка, 1976. ― С. 238–262.
• О теоретической концепции Янниса Ксенакиса // Кризис буржуазной культуры и музыка: сб. статей.— М.: Музыка, 1976. — Вып. 3. ― С. 106–134.
• Наблюдения над гармонией в фортепианной Сонате Б. Бартока // Бела Барток: сб. статей. ― М.: Музыка, 1977. ― С. 99–122.
• Несколько теоретических параллелей (о Б.Л. Яворском) // Сов. музыка. ― 1978. ― № 5. ― С. 90–92. 
• К вопросу о ладовом строении карельских народных песен // Научно-методическая конференция, посвященная 60-летию Советской Карелии: тезисы докладов (15–16 сентября 1980). ― Петрозаводск, 1980. ― С. 19–20.
• Некоторые черты гармонии Успенского // В.А. Успенский. Статьи, воспоминания, письма. ― Ташкент: Изд. лит. и искусства, 1980. ― С. 132–158.
• К характеристике «Трех стихотворений Малларме» М. Равеля // История и современность: сб. ст. ― Л.: Сов. Композитор, 1981. ― С. 170–185.
• Теории Маклюэна и проблемы современной музыкальной культуры // Искусство и эстетическое воспитание молодежи: тезисы докладов межвузов. науч. конф. — Петрозаводск, 1981. — С. 30–32.
• Опыт развития многонациональной культуры в СССР и проблема взаимного обогащения культур // Проблемы музыкального искусства и национальной культуры Карелии: тезисы докладов науч.-прак. конф (20–21 декабря 1982 г.). — Петрозаводск, 1982. ― С. 6–7.
• Композитор, опера, эпоха // Сов. музыка. ― 1983. ― № 1. ― С. 109–113. (Рецензия на книгу В. Конен «Пёрселл и опера»; соавт. А. Климовицкий)
• Пьер Булез как теоретик: взгляды композитора в 1950–60 гг. // Кризис буржуазной культуры и музыка. ― М.: Музыка, 1983. ― Вып. 4. ― С. 162–196.
• Яркие перспективы // Сов. музыка. — 1983. — №.7. — С. 33–34. (О пленуме Верхневолжской организации СК РСФСР в Горьком).
• Арнольд Шёнберг // Музыка ХХ века: Очерки: в 2-х ч. Ч.2: 1917–1945. Кн.4. — М.: Музыка, 1984. ― С. 401–425.
• Асафьев и Тынянов // Сов. музыка. ― 1984. ― № 9. ― С. 48–66.
• О некоторых проблемах теоретического музыкознания в ПНР и ЧССР // Вопросы методологии искусствознания. ― М., 1984. 
• К вопросу о теоретической реконструкции творческого процесса по косвенным данным: на примере творчества И. Стравинского // Художественная деятельность: эстетические психологические и методические проблемы: тезисы докладов межвузовской научно-метод. конференции. ― Петрозаводск: ПФ ЛОЛГК, 1985. ― С. 46–48.
• О некоторых стилистических параллелях в русской культуре начала ХХ века: Стравинский и Хлебников // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество. Фольклор Карелии. Художественное наследие: материалы конференции. ― Петрозаводск, 1986. ― С. 57–63.
• Об отражении «Калевалы» в эпическом программном симфонизме Яна Сибелиуса // «Калевала» — памятник мировой культуры: материалы научной конференции, посвященной 150-летию первого издания карело-финского эпоса. 30-31 января 1985 г. — Петрозаводск: Карелия, 1986. — С. 180–185.
• Эпический программный симфонизм Сибелиуса и «Калевала» // «Калевала» в музыке: к 150-летию первого издания карело-финского народного эпоса. — Петрозаводск: Карелия, 1986. — С. 74–87.
• Асафьев и проблема взаимоотношения музыки и языка // Проблемы современного музыкознания в свете идей Б. В. Асафьева. ― Л.: изд-во ЛОЛГК, 1987. ― С. 6–20.
• К вопросу об основах языка тональной музыки ХХ века // Музыковедческие чтения. К 50-летию Союза композиторов Карелии: сб. статей. ― Петрозаводск, 1987. ― С. 9–13.
• Учение о гармонии в СССР за 70 лет // Актуальные вопросы советского музыкознания и музыкальной педагогики: тезисы докладов. — Петрозаводск, 1987. — С. 3–6.
• О новаторских исканиях советской музыки: гармонические идеи Н. Рославца // Актуальные вопросы советского музыкознания и музыкальной педагогики. — Петрозаводск, 1987. — С. 30–33. (совместно с А.И. Гладышевой)
• Ценный вклад в теорию // Сов. музыка. — 1988. — № 7. — С. 98–102. (Рецензия на книгу Н.С. Гуляницкой «Введение в современную гармонию»).
• Из наблюдений над музыкальным языком симфоний Сибелиуса // Русская и финская музыкальные культуры: проблемы национальной традиции и межкультурных взаимодействий. ― Петрозаводск, 1989. ― Вып. 1. ― С. 49–60.
• Миф и музыка. К вопросу об одном направлении в современном музыкознании. ― ХI конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. ― М., 1989. ― Ч. 2. ― С. 269–270.
• Мусоргский-транскриптор и транскрипции произведений Мусоргского // Мусоргский: личность, творчество, судьба: тезисы докладов науч. конф., посвященной 150-летию со дня рождения композитора. ― Великие Луки, 1989. ― С. 76–77.
• «Дуэли» Н. Сидельникова в аспекте ритмической организации // Поэтика музыкальной композиции: сб. трудов. ― М.: МГМПИ, 1990. ― Вып. 113. ― С. 16–31 (соавт. О. Бочкарева).
• К проблеме терминологии в музыкознании // Методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание». — Петрозаводск: ПФ ЛОЛГК, 1990. ― С. 7–11.
• Об одной проблеме современного музыкознания и книге Э. Тарасти «Миф и музыка» // Финская культура первой половины ХХ века.: матер. конференции. Петрозаводск, 1–3 декабря 1989 г. — Петрозаводск, 1990. — С. 64–73. 
• А. Шёнберг и «критика языка» // Музыка. Язык. Традиция. — Л.: ЛГИТМиК, 1990. — С. 152–164. (Проблемы музыкознания. Вып. 5)
• Метабола и ее роль в вокальных сочинениях Стравинского // Муз. академия. ― 1992. ― № 4. ― С. 126–130.
• «Пять эскизов» op. 114 Сибелиуса как отражение эволюции музыкального языка в начале ХХ века // Финский сборник: пособие по курсу «Введение в музыкознание». ― Петрозаводск, 1992. ― Вып. 2. — С. 3–7.
• Вторая симфония Карла Нильсена на фоне времени ее создания // ХII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. ― М., 1993. ― Ч. 2. ― С. 163–166.
• Заметки о форме «Фуги для 13 инструментов» В. Лютославского: реинтерпретация жанра // Donatio Musicologica: сб. статей. ― Петрозаводск: ПГК, 1994. ― С. 7–28.
• К вопросу об орнаментальности и о флуктуации формы в одночастных инструментальных сочинениях Шимановского // Музыка в ряду искусств: методич. пособие по курсу «Введение в музыкознание». ― Петрозаводск, 1994. ― Вып.3.― С. 52-73 (соавт. О.А.Бочкарева).
• Малые произведения (“Kleine Schriften”) К. А. Хартмана. Портрет личности и документ времени // Музыкальная культура в Федеративной Республике Германии. ― Gustav Bosse Verlag Kassel, 1994. ― С. 283–289.
• Композиторская техника как знак («… Сквозь зеркало…» Метаморфоз для 12 струнных и клавесина Й. Кокконена) // Музыка Финляндии: проблемы, параллели, перспективы: сб. статей. ― Петрозаводск: ПГК, 1994. ― С. 3–14.
• Некоторые вопросы соотношения истории музыки с ее теорией // Музыка в ряду искусств. Методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание». ― Петрозаводск: ПГК, 1994. ― Вып. 3. ― С. 3–12.
• К. Нильсен и Д. Шостакович (к вопросу о путях становления музыкального языка в ХХ веке) // Русская культура и мир: тезисы докладов участников II международной научной конференции. ― Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А.Дорбролюбова, 1994. ― Часть 2. ― С. 187-188.
• О «банальности» тематизма Малера // Муз. академия. ― 1994. ― № 1. ― С. 157–160. 
• О проблеме логики в музыке // Муз. академия. — 1994. — № 4. — с. 71–75. 
• А.Шёнберг и «критика языка» // Музыкальная академия. ― 1994. ― № 1. ― С. 113–117.
• Скрябин и Берг: совпадение или влияние? // Нижегородский скрябинский альманах № 1: сборник. — Нижний Новгород: «Нижегородская ярмарка», 1995. — С. 207–227.
• О финале Шестой симфонии Глазунова (к теории эпического симфонизма) // Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь и творчество (к 130-летию со дня рождения): мат-лы межвуз. науч.конференции 4-6 декабря 1996 года. — Петрозаводск, 1996. — С. 3–4.
• «Священное песнопение» Стравинского и риторика формы. ― Петрозаводск, 1996. ― 16 с.
• Несколько слов об ученице А.Г.Рубинштейна Зофии Познанской-Рабцевич // Антон Рубинштейн: сб.статей. ― Петрозаводск: ПГК, 1997. ― С. 69-71.
• Об открытости формы (доклад) // Музыка: анализ и эстетика: сб. статей к 90-летию Л.А. Мазеля. — СПб.: СПбГК, 1997. — С. 119–126.
• 32 вариации Бетховена в анализах Б. Яворского, Г. Эйслера, Л. Мазеля // Наследие Б.Л.Яворского: к 120-летию со дня рождения: сб. статей. — М., 1997. — С. 66–78.
• Эрнест Пенгу — русско-финский композитор // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран: сб. науч. статей. — Петрозаводск; СПб., 1998. — С. 38–43.
• Яннис Ксенакис // ХХ век. Зарубежная музыка: очерки, документы. — М.: ГИИ, 2000. — Вып. 3. — С. 171–199.
• О финале Шестой симфонии Глазунова // Глазуновский сборник. ― Петрозаводск, 2002. ― С. 5–13.
• Несколько замечаний о проблеме музыкальных универсалий (доклад) // А.Н. Должанский (1908–1966): сб. ст. к 100-летию со дня рождения / предисл. и комментарии к статьям К. И. Южак. ― СПб., 2008. ― С. 86–96.
• «Алеа» и деконструкция // Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. Петрозаводск, 2010. С. 7–19. 
• Asaf’ev and Tynianov: On some analogies between musicology and the study of literature // Musical Signification: Essays in the Semiotic Theory and Analysis of Music. ― Berlin; New York, 1995. ― P. 141–153.
• Karl Amadeus Hartmanns “Kleine Schriften”als Persönlichkeitsporträt und Zeitdokument // Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland, Simposion Leningrad 1990. ― Gustav Bosse Verlag Kassel, 1994. ― S. 289–296.
• Poetik der Formel und der Reminiszenz in epischer Symphonik // Sibelius Forum: Proceedings from the Second International Jean Sibelius Conference. Helsinki, 25–29 November 1995. ― Helsinki: Sibelius Academy, 1998.― P. 82–86.
• Sibelius’s Five Sketches as a Reflectionof 20th Century Musical-Language Evolution // Proceedings from the First International Jean Sibelius Conference. ― Helsinki, 1990. ― P. 102–105. 
• Stravinsky’s “Canticum Sacrum” and the Rhetoric of Musical Form // Elementa. ― 2000. ― Vol. 4. ― P. 237–240.
• Zur Erforschung der Musikalischen Sprache in der Sovjetischen Musikwissenschaft der 80er Jahre // Beiträge zur Musikwissenschaft, 29 Jg, 1987. ― Heft 4. ― S. 49-60.