День Глазунова

Post scriptum

Отгремели финальные аккорды Шестой симфонии… Отшумели морские «средневековые» волны... Рассеялся quasi-джазовый туман концерта...

В Петрозаводске завершился очередной традиционный День Глазунова. Но движение нашей творческой жизни лишь набирает обороты под знаком уникального наследия авторитетного композитора, дирижера и педагога, имя которого уже двадцать лет украшает наш Северный вуз. Об этом поступательном движении свидетельствует не только расширение географии участия в Международном конкурсе имени Глазунова, ежегодно возрастающее количество присланных Глазуновских диктантов и высота достижений стипендиатов имени А. К., но и возрастающий интерес исполнителей и слушателей к его музыке.

22 октября 2023 года в Большом концертном зале Петрозаводской консерватории звучала музыка Глазунова в исполнении симфонического оркестра студентов консерватории под управлением Алексея Александровича Кубышкина. Звучала под чутким, проницательным, философским взором Мастера.

И каждый слышал в этой музыке своё: рассуждал, спорил, сравнивал, находил, волновался, гордился... А мы задавали им только один вопрос: Каковы Ваши впечатления? Давайте вспомним эти минуты вместе с участниками виртуального блиц-опроса в День Глазунова!


Фото: Анна Лесонен

…Масса эмоций! Великолепные впечатления и очень интересная музыка, которая незаслуженно редко звучит. Особенности таких разных произведений (как будто из разных эпох!) виртуозно подчеркнула ведущая концерта, это было очень интересно подано.

У Глазунова сложная музыка, её трудно исполнять в техническом плане. На мой взгляд, она требует огромной дирижерской работы, чтобы вытащить из партитуры всё, что есть в многоплановой фактуре. Поэтому Браво – дирижеру!  Оркестр вырос. Собранно, чисто, первоклассно для студенческого оркестра. Слушала, затаив дыхание и с большим интересом, не отвлекаясь ни на минуту…

Людмила Курилина, преподаватель фортепиано
Детской хоровой школы г. Петрозаводска,
Заслуженный работник культуры Республики Карелия

 

…Сама идея Дня Глазунова многолика. Во-первых, это воспитание у наших студентов внимания к личности композитора, понимания его стиля, осознания значимости его наследия. Во-вторых, это привлечение внимания жителей нашего города и республики не только к Глазунову, а уже к культурной традиции, которая сложилась в Петрозаводской консерватории и достойным образом формирует имидж нашего вуза не только в Петрозаводске, но и, благодаря сетевым ресурсам, по всей стране! 

Концерт был великолепен как открытие различных граней творчества композитора и исполнителя. И приятно порадовали солисты оркестра своей удивительно зрелой исполнительской манерой, оставив за кадром некоторые шероховатости в техническом оформлении концерта и обидные небрежности в соблюдении дисциплины сценического поведения (лукаво улыбается…). И кажется, настало время для подготовки коллекции номеров «на бис»!

Возможно, в будущем есть смысл в переложении и исполнении музыки Глазунова для других инструментов и составов, а также создание «именной нотной библиотеки». Но самое главное ощущение после Глазуновских концертов – это чувство гордости за уровень консерватории…

Наталья Первененок,
Доцент Петрозаводской консерватории,
Заслуженный работник культуры Республики Карелия

 

…Оркестр звучал компактно, плотно, озвученно и очень образно. И те слова, которые были сказаны во вступительном слове о музыке сюиты «Из Средних веков» с самого начала были понятны: внутренний голос моря наполнил зал буквально с первых звуков. И как выразительно на нас смотрел Глазунов…

Великолепно был исполнен концерт для альт-саксофона. Я давно не слышал Алексея Талицкого, и его исполнительский уровень произвел на меня приятное впечатление. Высокая степень профессионализма и артистизма была проявлена также и в исполнении пьесы Спендиарова «на бис». В ансамбле с Кириллом Булгаковым это было впечатляюще, и зал это оценил…

Виктор Портной,
Заведующий кафедрой специального фортепиано
Петрозаводской консерватории,
Заслуженный деятель искусств России и Карелии,
кандидат искусствоведения, профессор

 

…Приятно видеть, что коллектив развивается. В симфонии оркестру удалось проявить многие качества профессионального коллектива: благородство и объем звучания струнной группы, динамическое разнообразие, элегантность штрихов, уверенное звучание медных духовых инструментов. Конечно, нет предела совершенству, и есть над чем еще работать, но в целом – концерт прошел удачно, и хотелось бы поблагодарить всех участников оркестра за то, что в едином порыве с прекрасным талантливым дирижером Алексеем Александровичем Кубышкиным они творили музыку! И доставили публике большое удовольствие.

Прасковья Таникова,
Заведующий кафедрой струнных инструментов
Петрозаводской консерватории,
доцент, Заслуженный работник культуры Республики Карелия

 

…Всё, что исполняется в программах Дня Глазунова, часто ново и удивляет. Например, публика познакомилась с концертом для саксофона – инструмента, который в общественном восприятии ну никак не академический, а джазовый / … / Алексей Талицкий солировал тонко, эмоционально и виртуозно. «Хайтарма» из «Крымских эскизов» Александра Спендиарова, друга Глазунова, исполненная на бис, стала вкуснейшим деликатесным десертом. Спасибо за этот музыкальный смак! 

Алексею Кубышкину, ректору консерватории, руководителю и дирижёру симфонического оркестра, хочется сказать спасибо за инициативу проведения Дня Глазунова, качественно новое звучание оркестра в последние годы и прекрасный выбор программы. Глазунову /…/ спасибо за его бездонный мелодизм, благодаря которому любовь к симфонической музыке возможно привить тем, кто с нею никогда не был знаком…

Анна Левашова (Лесонен),
DJ Радио Energy Петрозаводск,
преподаватель Карельского колледжа культуры и искусств

 

…Я наблюдаю все четыре Дня Глазунова в нашей консерватории. Каждый раз программа выстроена очень интересно: освещаются разные жанры в творчестве композитора. При этом всегда создается ощущение целостности и всеохватности его наследия. Кроме того, неизменно присутствует чувство меры. Репертуар подбирается с учетом наших ресурсов и возможностей: важно не только вывести оркестр на новую исполнительскую ступень, но и продемонстрировать творческие силы консерватории. Это логично, наша миссия – пропагандировать музыку Глазунова – это недооцененное наследие, которое создано для того, чтобы им восхищаться. Поэтому сейчас уже можно говорить о том, что День Глазунова – это праздник Музыки. И выражается это не только в самой программе и в том, как она представлена, но и в том, как ведет себя на сцене дирижер и как он ведет за собой оркестр. Они – настоящие академические (в высоком смысле этого слова) исполнители, которые несут слушателю Музыку.

Ирина Копосова,
Заведующий кафедрой теории музыки и композиции
Петрозаводской консерватории,
кандидат искусствоведения, доцент

 

…20 лет, прошедшие со времени присвоения консерватории имени Александра Константиновича Глазунова, пролетели быстро. А каждый День Глазунова еще памятен. И каждый День Глазунова – словно новое открытие и его эпохи, и его музыки.

Этот день отмечен программой симфонического концерта, в которой Глазунов предстал в резонансе со своим временем: и отклик на новый для него тембр альт-саксофона в Концерте для саксофона и струнного оркестра, и мучительные поиски ответов на духовные смятения века в Шестой симфонии. В Петрозаводской консерватории музыка Глазунова нашла чутких интерпретаторов, поэтому творческие перспективы открываются, точнее, уже открылись, грандиозные.

Вера Нилова,
Заведующий кафедрой истории музыки
Петрозаводской консерватории,
доктор искусствоведения, профессор

 


Дата публикации: 24.10.2023