Наталия Юрьевна Гродницкая

Наталия Юрьевна Гродницкая (род. 26.08.1937) – музыковед, доцент (1993), Заслуженный деятель искусств КАССР (1987), Член Союза композиторов с 1979 г.

Выпускница историко-теоретического факультета Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова (класс проф. М. Ф. Гейлиг). Там же начала преподавательскую работу на кафедре истории музыки.

С 1967 года живет в Карелии, работает в Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова, доцент кафедры истории музыки. Научно-исследовательская работа Н. Ю. Гродницкой связана с вопросами изучения профессионального искусства в Карелии: становления музыкально-театральных жанров в республике (национального балета, национальной оперы), творчества основоположников этих жанров – Г.-Р. Синисало, Р. Пергамента, творчества других композиторов.

Н. Ю. Гродницкая неоднократно возглавляла музыковедческую секцию Союза композиторов. В 80-е годы она вела активную просветительскую работу на радио и телевидении, ездила с лекциями по Карелии, вела филармонические и консерваторские концерты. Н. Ю. Гродницкая постоянно выступает с рецензиями и статьями в республиканских периодических изданиях.

Основные работы:

  • Гельмер-Райнер Синисало: монографический очерк. Л., 1984. 55 с.; 
  • Оперы и балеты композиторов Карелии [монография]. Петрозаводск, 2003. 125 с.;
  • Путь музыканта (о Г.-Р. Синисало) // Punalippu. 1973. № 9 (на фин. яз.);
  • «Кижская легенда» Синисало // Punalippu. 1974. № 9 (на фин. яз.);
  • Гельмер Синисало // Композиторы Российской Федерации: Сб. статей. Вып. 1. М., 1981. С. 155–179;
  • Балеты Гельмера Синисало в контексте советского балета // Научно-методическая конференция, посвященная 60-летию Советской Карелии: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1980. С. 16;
  • Из наблюдений над балетом Э. Патлаенко «Гайавата» // Проблемы музыкального искусства и национальной культуры Карелии: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1982. С. 13–14;
  • О некоторых национально-характерных чертах балетов Гельмера Синисало // Музыкальное искусство Карелии: Сб. научных трудов. Л., 1983. С. 75–86;
  • «Калевала» в оперном творчестве композиторов Карелии (о произведениях Л. Вишкарева и Р. Пергамента) // «Калевала» в музыке: сб. статей. Петрозаводск, 1986. С. 21–31;
  • Опера Ю. М. Зарицкого «Меч кузнеца» в контексте музыкально-сценического искусства Карелии // Актуальные вопросы искусствознания. Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 11–13;
  • О музыковедческой деятельности Я. М. Геншафта (1896–1946) // Музыковедческие чтения. К 50-летию Союза композиторов Карелии. Петрозаводск, 1987. С. 64–67;
  • О композиционно-драматургических особенностях оперы Б. Напреева «Песнь о пламенном цветке» // Актуальные вопросы советского музыкознания и музыкальной педагогики. Петрозаводск, 1987. С. 59–63;
  • О творчестве композиторов Карелии за отчетный период // Музыка России. Вып. 6. М., 1987. С. 367–369;
  • Музыка в двух спектаклях Финского драматического театра Петрозаводска // Музыкальная культура Карелии. Петрозаводск, 1988. С. 159–182;
  • Музыкальный театр // Профессиональная музыка Карелии: Очерки. Петрозаводск, 1995. С. 26–45;
  • Из наблюдений над квартсекстаккордом в австро-немецкой музыке // Выбор и сочетание: открытая форма. Петрозаводск; СПб., 1995. C.108–110;
  • Шуберт и Пушкин: параллели судеб и творчества // Приношение Шуберту: Материалы юбилейной научной конференции 9–10 апр. 1997. Петрозаводск, 1997. С.2–4;
  • Shakespeares Sturm in der Musik von Sibelius // Sibelius Forum: Proceedings from the Second International Jean Sibelius Conference. Helsinki, 25–29 November, 1995 / ed. by Veijo Murtomäki, Kari Kilpeläinen and Risto Väisänen. Helsinki,1998. P. 208–212;
  • О двух вершинах в развитии музыкального театра Карелии // Междисциплинарный семинар 22–23 марта 1998 г. Петрозаводск, 1998. С.58–60;
  • Г. И. Лапчинский: 1920–2000. Биография в первом приближении // Музыка в Карелии: научный и практический опыт: Материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск, 2000. С. 17–20;
  • Г. Синисало: еще раз к вопросу об эпичности мышления композитора // Междисциплинарный семинар–3. Петрозаводск, 2000. С. 43– 45;
  • Sinisalo, Helmer-Rayner // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 23: Scott to Sources MS / ed. by S. Sadie; executive ed. J. Tyrrell.London: MacMillan Publishers, 2001;
  • Большая музыка в маленьком зале // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года. Петрозаводск, 2002. C.14–17;
  • Петрозаводская консерватория: Очерки истории: Сб. статей. Петрозаводск, 2008. С. 17– 21;
  • О музыкальном аналоге драмы А. Стринберга «Соната призраков» // Текст художественный: в поисках утраченного: междисциплинарный семинар–5: Сб. научных материалов. Вып. 1. Петрозаводск, 2002. C.121–132;
  • Еще раз к теме «Бетховен и Гёте» // Текст художественный: в поисках утраченного: междисциплинарный семинар–5: Сб. научных материалов. Вып. 2. Петрозаводск, 2002. С.6–9;
  • Остзейский барон – один из создателей первой великой русской оперы // Россия и Германия: прошлое и настоящее: Межвузовская междисциплинарная научно-практическая конференция. Карельский гос. педагогический университет. Петрозаводск, 2004. С. 135–137;
  • К проблеме: немцы в музыкальной культуре Карелии // Немцы в культуре России: междисциплинарная научная конференция. Петрозаводск, 2004 (рукопись);
  • Ирина Степановна – педагог // Ирина Гридчина. Петрозаводск, 2005. С. 18–23; Рискнул и нырнул в джаз…(о деятельности Леопольда Теплицкого) // Музыка и время. 2006. № 6. С. 20–25;
  • К развитию сольной песни в Финляндии // Literarus (Литературное слово). Финляндия, 2006. № 11;
  • Путь свершений (Б. Напрееву – 70) // Karjala. 2008. № 5. С. 142–145 (на фин. яз.);
  • Рожденная для арфы // Петрозаводская консерватория: Очерки истории: Сб. статей. Петрозаводск, 2008. С.96–104; 
  • Рувим Пергамент: первопроходец карельской национальной музыки // Муз. академия. 2008. № 3. С.151–156.