Вячеслав Константинович Кошелев

Вячеслав Константинович Кошелев (род. 20.06.1947) – известный композитор, авторитетный педагог-музыкант, доцент, Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (2012), член союза композиторов России с 1978 года, член Правления и Заместитель Председателя Союза композиторов Республики Карелия, работающий в Петрозаводской государственной консерватории с 1973 года. В течение 10 лет он работал деканом теоретико-дирижерского факультета Петрозаводской консерватории. С 1981 года и по настоящее время является ответственным секретарем приёмной комиссии вуза.

Первоначальное музыкальное образование получил в музыкальных школах Кандалакши и Петрозаводска (1962), затем на теоретическом отделении музыкального училища в Петрозаводске (1967, класс Э. Н. Патлаенко). Окончил ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова по классу композиции В. И. Цытовича (1972) и ассистентуру-стажировку там же (1979).

Творческая деятельность В.Кошелева широко известна как в Карелии, так и в России. Он пишет музыку в различных жанрах, среди которых наиболее важное место камерные и симфонические сочинения: Концерт для фортепиано с оркестром, Концертная музыка для симфонического оркестра, Струнный квартет с ксилофоном и вибрафоном, Соната для скрипки соло, Баллада для кларнета и фортепиано, Три прелюдии для фортепиано, «Частушки» – Сюита музыкальных зарисовок для двух флейт, двух кларнетов и саксофона альта, произведения для кантеле соло и ансамблей кантелистов, Четыре танца в ритме польки для симфонического оркестра, Perpetuum mobile и In modo для квинтета медных духовых инструментов, Скерцо-токката для готового баяна, Новеллетта для альтовой домры и фортепиано, Элегическая музыка для четырёх кларнетов. Неоднократно музыка композитора звучала на радио и телевидении. Все сочинения записаны в государственный фонд телерадио Карелии. Произведения с успехом были исполнены не только в Петрозаводске, но также в Москве, Риге, на Международном фестивале «Астраханские вечера современной музыки» (1991, 2009).

Вклад В.К. Кошелева в развитие музыкального искусства Карелии весьма значителен. Более 30 лет он сотрудничает с различными музыкальными коллективами Карелии, выполняя работы по оркестровке, аранжировке, переложению сочинений.  Так в 1998 г. для музыкального театра была оркестрована оперетта П.Линке «Лисистрата» (поставлена); в 2000 г. для ансамбля «Кантеле» аранжировал три Пиирилейкки для вокальной группы «Айно»;  в 2003 г. оркестрована опера Пак Пом-Хуна «Оттиск» (поставлена в Корее в 2003); 2006 г. аранжировал для хора, симфонического оркестра и народного оркестра песни Г.Свиридова «Привет, Россия!». Среди значительных переложений Концерт для скрипки с оркестром Р.Пергамента, Адажио из балета «Сампо» Г.Синисало (исполнял хор ПетрГУ) и другие.

Он воспитал более 100 специалистов – музыкантов высшей квалификации, работающих в разных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них успешно трудятся в ведущих творческих коллективах, преподают в музыкальных вузах и других учебных заведениях страны. В их числе –  заслуженный артист Республики Карелия, член гильдии Ассоциации музыкальных терапевтов (Финляндия), Председатель Союза кантелистов Карелии, руководитель ансамблей «Джинс-кантеле» (КГПУ), «Экмо» (Петрозаводск), “Varpuset” (Дворец творчества детей и юношества), автор методики кантеле-терапии, музыковед, дирижёр, композитор С.Стангрит; Засл. работник РФ, руководитель Виннипегского филармонического хора (Канада) Ю.Клаз; руководитель ансамбля «Мюллярит» А.Быкадоров; дирижер оперной студии Петрозаводской консерватории Ю.Палашин; Председатель правления Вологодской композиторской организации М.Гоголин; заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и дирижер Академического хора студентов Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, декан теоретико-композиторского факультета, профессор Е.Гурьев; лауреат конкурса фортепианных дуэтов в номинации «Творческие работы – оригинальные сочинения» (Вологда) Е. Савина. Опытный педагог с более чем 30-летним стажем работы, В.К. Кошелев создал авторские лекционные и практические курсы «Нотация в современной музыке», отсутствовавшие ранее в вузовском образовательном компоненте.

В.К. Кошелев проводит концертно-просветительскую работу в консерватории для жителей города и республики. Он являлся художественным руководителем более 30 различных концертных программ в Петрозаводске. Среди них ежегодные концерты из произведений студентов-композиторов консерватории, цикл концертов «Панорама музыки XX века» (всего 15, проходили в Петрозаводской консерватории в 2000-е гг.), многочисленные концерты Пленумов Союза композиторов Карелии, концерты из сочинений композиторов Республики Карелия – Г.Синисало, Р. Пергамента, П. Козинского, И. Субботина.

Творческая, педагогическая и общественная деятельность В.К.Кошелева отмечалась почетными грамотами ряда республиканских и областных министерств и управлений культуры, благодарственными письмами различных общественных организаций и учебных заведений, публикациями в прессе. В 1987 г. был награждён Почётной грамотой Верховного Совета Республики Карелии. В 2008 г. был поощрён стипендией Правительства Республики Карелия.

Основные произведения

симфонические — Концертная музыка (1978); поэма-симфония (1979); четыре танца в ритме польки (1989);

вокально-симфонические — «Степан Разин», музыкально-поэтические сцены для хора, солистов, чтеца и оркестра, сл. В. Каменского (1970);

концерты — для скрипки с оркестром (1969); для фортепиано с оркестром, в 3 частях (1975);

камерно-инструментальные — сонатина для фагота и ф-но (1966); сонатина в форме двойных вариаций для ударных инструментов и ф-но (1967); три прелюдии для ф-но (1981; изд. Прелюдия № 3. Л., 1986); струнный квартет с ксилофоном и вибрафоном «Памяти В. Горбунова» (1971); соната для скрипки соло, в 3 частях (1972); Perpetuum mobile для квинтета медных духовых инструментов (1985); баллада для кларнета и ф-но (1979); концертные обработки для деревянных духовых инструментов (1980); вариации на карельский народный напев «Кабы знала – милый придет» для ансамбля деревянных духовых инструментов (1980); соната для виолончели соло, в 3 частях (1982); Вальс для скрипки и ф-но (1982); «Частушки», сюита музыкальных зарисовок для двух флейт, двух кларнетов и саксофона (1983); квартет для фаготов, в 4 частях (1984); сюита для квинтета деревянных духовых инструментов, в 4 частях (Марш, В народном стиле, Баллада. Канкан) (1986); четыре танца в ритме польки для ф-но в 4 руки (1987; изд. Л., 1990); «In modo…» для квинтета медных духовых инструментов и ударных («Воспоминание о марше», «Ностальгический мотив», «В ожидании танца») (1990), «Сказочка» для ф-но (1999; изд. Петрозаводск, 2004); три детские пьесы («На лошадке», «Радуга купается», «Под дождем») (2001; изд. Петрозаводск, 2004); Элегическая музыка для 4 кларнетов (2008);

для народных инструментов — четыре пьесы для кантеле прима (1974, 1999); «Звучания», вариации для кантеле альта (1975; 2-я ред. 2000); скерцо-токката для баяна (1976); четыре пьесы в ритме польки для дуэта кантеле прима (1976); четыре пьесы для дуэта кантеле (Былина, Танец, Песня, Сказание) (1977); три пьесы для трио кантеле (Токката, Вальс, Скоморошина) (1978); рондо на финские народные темы для оркестра кантеле (1984); три пиирилейкки для баяна (1985; изд. Л., 1986); новеллетта для альтовой домры и ф-но (1993, изд. Петрозаводск, 2005);

каденция к концерту для фортепиано с оркестром F-dur Моцарта (Кёхель, 413);

инструментовки — опера Р. Пергамента «Три брата» (6 сцен) для большого симфонического оркестра (1984); концерт для скрипки с оркестром (с редакцией каденции) Р. Пергамента (1986); семь романсов М. Мусоргского (1988), Messa di Gloria Дж. Пуччини (оркестровая реконструкция) (1993); оратория Т. Дюбуа «Семь слов Спасителя» (1994); девять песен времен Великой Отечественной войны (1995); Магнификат А. Вивальди (1995); Магнификат Дж. Перголези (1995); концерт для флейты с оркестром «Ночь» А. Вивальди (1997); оперетта П. Линке «Лисистрата» (1998); концерт для 2 кларнетов с оркестром Ф. Кроммера (2001), опера Пак Пом-Хун «Оттиск» (2003);

аранжировки –– Adagio из балета «Сампо» Г. Синисало для хора и ф-но (1991); Романс из музыки к «Метели» Г. Свиридова для хора, трубы и ф-но (1994); три пиирилейки для народной вокальной группы (2000); пьесы А. Рубинштейна, А. Хачатуряна, Т. Альбинони, Ф. Шуберта для ансамбля медных духовых (изд. Петрозаводск, 2005); песня Г. Свиридова «Привет, Россия» для смешанного хора и оркестра русских народных инструментов (2005); Жан Франсе. Концерт для 2-х арф и  струнных инструментов. Переложение оркестровой партитуры для фортепиано в четыре руки (2004); переложения оркестровых соло гобоя в отечественной симфонической музыке для гобоя и ф-но (изд. Петрозаводск, 2005) и др.

статьи — К вопросу об интерпретации фольклора в творческом процессе // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1985. С. 66–68; К изучению творчества Р. С. Пергамента. Опыт оркестровки оперы композитора «Три брата» // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 28–29; Из истории класса композиции // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года. Петрозаводск, 2002. С. 66–70.

Литература: Салнис Н. Н. Активность поисков, широта интересов (о творчестве П. Козинского, А. Голланда, Г. Каликина, Э. Патлаенко, В. Кончакова, Г. Вавилова, Б. Напреева, В. Кошелева и др.) // Сов. музыка. 1982. № 6. С. 21–24; Толстых Н. П. Развивая фольклорные традиции // Сов. музыка. 1985. № 9. С.29; Белова О. П. Фольклорные напевы в произведениях В. К. Кошелева (80-е годы) // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 19–23; Белова О. П. Концертная музыка Вячеслава Кошелева // Музыковедческие чтения: К 50-летию Союза композиторов Карелии. Петрозаводск, 1987. С. 35–36; Бочкарева О. А., Горная И. Н. Инструментальная соната в творчестве Г. А. Вавилова, В. Н. Угрюмова, В. К. Кошелева (70–80-е годы) // Музыковедческие чтения к 50-летию Союза композиторов Карелии. Петрозаводск, 1987. С. 27–32.