Из времен Нильсена

18 декабря 2015 года в 19.00 в Большом зале консерватории состоится концерт «Из времен Нильсена» для органа и чтеца.

При поддержке Фонда Карла Нильсена и Анны Марии Нильсен
(Carl Nielsen og Anna Marie Carl-Nielsens Legat)

Исполнители:
Михаил МИЩЕНКО (орган)
Богдан КОРОЛЁК (чтец)

В программе:
К. Нильсен, И. Бах, Н. Гаде, Р. Ланггор, Н. Ростед
Фрагменты из поэзии Адама Эленшлегера, Ханса-Кристиана Андерсена и музыкально-литературных сочинений Карла Нильсена

Билеты в кассе консерватории: 67-24-06, театра «Творческая мастерская»: 76-80-76.

Программа:

I отделение 

Карл Нильсен (1865 – 1931)

Commotio, op. 58 

Из 29 маленьких прелюдий для органа, op. 51

XVIII. II. III. 

Руд Ланггор (1893 – 1952)         

Nemo contra deum nisi deus ipse («Никто не против Бога, кроме самого Бога»), фантазия для органа    

Нильсен

Из 29 маленьких прелюдий для органа

XIX-XXI. X. 

II отделение 

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)

Прелюдия и фуга e-moll (BWV 548) 

Нильсен

Из 29 маленьких прелюдий для органа

XXVIII. XXIII.  

Нильс Отто Ростед (1888 – 1966)

Соната a tre voci для органа, ор. 71

I. Moderato

II. Andante tranquillo e semplice

III. Andante e pesante 

Нильсен

Из 29 маленьких прелюдий для органа

XXVI. XXVII. 

Нильс Гаде (1817 – 1890)

Три пьесы, op. 22

I. Moderato                                              

II. Allegretto                                            

III. Allegro                                                                                                                                

 

«Ритм должен быть органическим, он должен развертываться так же последовательно и естественно, как поток ручья, вьюжные вихри или перышко, которое в легком ритмичном покачивании плывет над печной трубой. Ритм должен исходить от сил разной весомости или от противостояния, которое накладывает отпечаток на образы движения, творит их вообще в соответствии с законами жизни. Он до некоторой степени глина, из которой можно лепить что угодно. Но это сравнение все же не подходит, ибо глина мертва и принимает ту форму, которую ей дают, в то время как ритм – это живое существо, постоянно движущееся и разбивающее форму в момент ее творения.

Чтобы было понятно, чтó я подразумеваю под органическим ритмом, мы должны измерить его двумя мерами – долгой и предельно краткой. Мы должны быть медлительными в одном звене и молниеносными в другом. Ритм многозначен, подобно греческому слову harmonios, которое обозначает не только гармонию звуковых соотношений, но и даже гармонию в развертывании мелодии и во всех прочих отношениях высоты и глубины, света и тени и т. д. Или, говоря более специальным языком, ритм должен не только ощущаться в каждом отдельном такте музыки, но также быть прочно связанным как с предшествующим, так и с последующим движением. То, что я здесь имею в виду, очень сложно объяснить словами. Это можно понять, собственно говоря, только с помощью звуков или движения в музыке, и то лишь в том случае, если ваша аудитория так же, как и вы, чувствительна и духовно восприимчива, обладает таким же пытливым и тонким слухом и эстетическим вкусом – как то и должно быть». 

«Чем… является … пауза? … это продолжение музыки. Пауза словно драпировка, которая покрывает пластическую фигуру, из-за чего ее часть скрыта. Мы не видим форму под покрывалом, но мы знаем благодаря непокрытой части, что форма там есть, и мы чувствуем органическую связь между частями, которые видны, и теми, что не видны. Пауза … не разрыв, а подразумеваемое продолжение музыкального потока. Музыка на мгновение исчезает, но продолжает свое беззвучное движение во время паузы, словно фигура под покрывалом, и снова всплывает по другую сторону покоя. Можно воспользоваться и другим образом: поток исчезает на мгновение под мостом и вырывается с другой его стороны. Но это надо чувствовать и понимать, иначе все получится жалким и бессвязным».

                                                                           К. Нильсен. О проблемах музыки (1922)

 

9 июня 2015 года исполнилось 150 лет со дня рождения Карла Нильсена (Nielsen, 1865 – 1931) – крупнейшего композитора ХХ века, классика датской музыки. Его шесть симфоний (1892–1925), наряду с симфониями Сибелиуса и Шостаковича, составляют основу симфонического репертуара ХХ века. Нильсену было присуще подлинно музыкальное мышление в традиции австро-немецкой симфонии. Тем не менее, и сегодня его музыка в Германии остается на правах непризнанной «падчерицы». Из композиторов своего поколения (в том числе ровесников, Сибелиуса и Глазунова) Нильсен дальше всех продвинулся вглубь ХХ века. Его понимание тональности – движущейся, становящейся, прогрессирующей – предвосхищает стремление многих мастеров ХХ века расширить возможности тональной организации музыки. В звучащем образе Нильсена безошибочно узнаются пытливость изобретателя и первопроходца в сочетании с простонародной наивностью и прямодушием. 

К органу Нильсен обратился в самом конце жизни. Для этого инструмента он написал свое последнее сочинение Commotio (1931), оно же единственное масштабное произведение Нильсена для органа. Одночастная композиция протяженностью около получаса (фактически органная симфония) вмещает в себя различные образы музыки – ренессансную полифонию, барочную фантазию и фугу, романтические adagio и скерцо. Название – commotio – многозначно: латинское обозначение волнения, сотрясения, сильного порывистого движения указывает на движение в его универсальном смысле.

 

Датчанин Нильс Вильгельм Гаде (Gade, 1817 – 1890) был одним из первых выдающихся композиторов Скандинавии, которых воспитала лейпцигская школа. Гаде заявил о себе в 1840 году, когда его увертюра «Отзвуки Оссиана» получила первую премию на конкурсе по композиции в Лейпциге. Уже в 1844 году Гаде преподавал в Лейпцигской консерватории, служил дирижером-ассистентом Ф. Мендельсона в знаменитых Гевандхауз-концертах. Со смертью Мендельсона (1847) Гаде занял место руководителя Гевандхауза. Однако датско-немецкая война 1848 года вынудила Гаде покинуть Германию (как оказалось, навсегда). Со времени возвращения в Копенгаген он на протяжении четырех десятилетий оставался центральной фигурой датской музыкальной жизни. Гаде не только композитор (автор 8 симфоний, 7 увертюр и др.), но и дирижер оркестра, церковный органист, педагог, директор Королевской Академии музыки. С самого начала в его музыке слышали новый колорит – северный, скандинавский. До появления Эдварда Грига музыка Гаде была образцом музыкального скандинавизма.

Гаде служил церковным органистом в датской столице на протяжении около 40 лет. Органная часть его творчества насчитывает полтора десятка названий. При жизни Гаде были изданы только Три пьесы (ор. 22; 1851) – эффектные концертные композиции. Другие органные сочинения Гаде до недавнего времени оставались неизданными. 

 

Руд Иммануэль Ланггор (Langgaard, 1893 – 1952) – уникальная фигура в истории датской музыки, из породы эксцентричных одиночек. Будучи совсем молодым, композитор порою писал музыку, обгоняя полвека. Крупнейший  мастер ХХ века Дьёрдь Лигети, по прослушивании оркестровой «Музыки сфер» Ланггора, объявил себя «последователем Ланггора». Действительно, это сочинение 1918 года предвосхищает новаторскую музыку Лигети 1960-х. Однако в зрелые годы Ланггор сочинял произведения, которые устарели как минимум на полвека. За этим парадоксом стоит трагическая судьба художника, который волею судьбы был вытеснен из музыкальной жизни Дании.

Идеал красоты, исповедуемый Рудом Ланггором, сталкивался с жестокой реальностью ХХ века – мировыми войнами, ускорением темпа жизни, функционализмом, обмирщением и коммерциализацией. Его творчество – выражение протеста против духа времени. Но тем самым композитор обрекал себя на изоляцию.

В эстетике и творчестве Ланггора заметна позднеромантическая стилевая всеядность, причудливая смесь театральной аффектации и религиозного чувства. Его музыкальные искания созвучны исканиям таких разных композиторов как Скрябин, Мессиан, Пярт.

В своей музыке Ланггор концентрирует внимание на стиле, его мало занимают насущные задачи мелодии и формы, отчего в его музыке доминирует статичная композиция. Ланггор с трудом укладывается в рамки традиционных музыкально-эстетических схем. Его музыка всегда будет вызывать споры, он навсегда останется «трудным ребенком» в истории датской музыки. Как сказал сам Ланггор, «быть самой сутью парадокса – вот мое призвание».

Фантазия Nemo contra deum nisi deus ipse была сочинена в 1932-1933 гг. В качестве названия взято латинское изречение: «Никто не против Бога, кроме самого Бога». Считается, что эти слова служат невысказанной темой одного фрагмента автобиографии И. В. Гёте «Поэзия и правда».

 

Нильс Отто Ростед (Raasted, 1888 – 1966) – датский органист, композитор.  Ученик выдающихся немецких мастеров М. Регера (композиция) и К. Штраубе (орган). Служил  церковным органистом в Оденсе (с 1915) и впоследствии в Кафедральном соборе Богоматери (Vor Frue Kirke, 1924–1958) в Копенгагене. Основатель и бесменный руководитель Баховского общества в датской столице (1925–1945). 

Ростед-композитор испытывал интерес к формам старинной музыки. В середине 1920-х гг. Ростед отказался от регеровского стиля в пользу более простого архаизированного письма. К сочинениям в обновленном стиле принадлежит Соната a tre voci [на три голоса] для органа (ор. 71, 1938). 

__________________________________

Михаил Мищенко окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (1993) по специальности музыковедение (проф. Л. Г. Ковнацкая) и орган (Т. М. Чаусова). Учился игре на органе под руководством Ю. Н.  Семенова (Муз. училище им. Римского-Корсакова) и Х. Давидссона (Гётеборгский муз. институт, Швеция). Доцент Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского университета, канд. иск. Инициатор и исполнитель концертных циклов скандинавской, британской, австрийской и швейцарской музыки. Автор книг, переводов: «Три трактата о Сезаре Франке» (1999), «Из истории моцартоведения» (2005), «Приношение Глазунову» (2006), «Музыкальная историография» (2009), «Опыты мелософии» (2014); К. Нильсен. Живая музыка (2005).

Богдан Королёк окончил Красноярский хореографический колледж (класс И. Карнаухова, 2010) и Академию Русского балета им. А. Вагановой (история и теория балета, 2014). Артист балета Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории (2010–2015), сотрудник издательского отдела Мариинского театра (с 2015). В настоящее время учится в магистратуре Санкт-Петербургского университета. Со-редактор-составитель 2-го, балетного тома «Новой русской музыкальной критики. 1993–2003» (М., 2015). Лауреат всероссийской премии молодых музыкальных критиков «Резонанс» (2015).

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.