Евгений Гурьев: «Я настолько люблю свою профессию,
что дополнительной мотивации мне не требуется»
Дирижер по призванию, в течение многих лет руководивший академическим хором Петрозаводской государственной консерватории, своими мыслями о жизни и о профессии поделился уважаемый студентами и коллегами заведующий кафедрой хорового дирижирования профессор Евгений Валериевич Гурьев.
‒ Вот уже 13 лет Вы возглавляете кафедру хорового дирижирования Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Каковы Ваши основные достижения на этом посту?
Е.Г.: Мне, наверное, важнее, каких успехов достигла кафедра, а не я лично. Все мои достижения, все мои успехи, так или иначе, проецируются достижениями моих коллег, нашей кафедры, академического хора.
‒ И все же чем Вы гордитесь в большей степени?
Е.Г.: Я горжусь тем, что у нас сложился достаточно молодой, крепкий, талантливый коллектив хоровиков, великолепных профессионалов, самоотверженных, любящих свое дело. Я всегда с бо́льшим удовольствием перечисляю их регалии и звания, нежели свои, потому что успехи моих коллег радуют меня сильнее, чем мои собственные достижения.
‒ Какой основополагающий фактор Ваших творческих успехов к настоящему моменту?
Е.Г.: Считаю, что музыкант, практикующий музыкант, должен обладать двумя качествами: талантом и работоспособностью. Одно без другого не может существовать, на мой взгляд. Для того, чтобы чего-то достичь, нужно иметь определенный запас прочности в виде таланта, музыкальных способностей. Но чтобы их развить, нужно очень много работать.
‒ Считаете ли Вы себя примером для подражания? Почему?
Е.Г.: Я считаю, в профессии музыканта не должно быть подражания, поэтому категорически против примеров для подражания и себя таковым не считаю.
‒ Опишите, какой Вы видите свою жизнь в консерватории через 10 лет.
Е.Г.: Скажем так – это, наверное, самый сложный вопрос. Разве мы можем сейчас, с такой стремительно мчащейся жизнью загадывать вперед что-то на десятилетие? Конечно, я надеюсь, что через 10 лет ученики станут еще способнее, еще талантливее, еще больше будут любить музыку. И думаю, что в течение этих 10 лет я накоплю еще больше опыта, который смогу передать своим студентам.
‒ Поделитесь самым забавным случаем, который был в классе по дирижированию.
Е.Г.: На каждом из уроков, даже если их было 10 000, как правило, происходил какой-нибудь забавный случай, потому что я не представляю себе, как бы прошел урок без юмора. Какого-то из ряда вон выходящего случая не припомню.
‒ То есть, в целом, уроки проходят достаточно стабильно?
Е.Г.: Да, надеюсь, что да.
‒ Мотивируете ли Вы себя в работе? Если да, то каким образом?
Е.Г.: Я настолько люблю свою профессию, что мне не требуется дополнительной мотивации, чтобы стимулировать себя к какому-то виду деятельности. Я посвящаю профессии все свое время, и всё получается само собой.
‒ Имея в своем распоряжении час аудиенции с президентом РФ, какие темы Вы бы подняли? О чем была бы ваша беседа?
Е.Г.: Трудный вопрос… Я бы, наверное, рассказал ему о кафедре хорового дирижирования.
‒ О каких-то особенностях?
Е.Г.: Нет, просто поделился бы моментами из истории нашей кафедры. Поскольку, как мне кажется, наша кафедра достойна того, чтобы о ней услышал президент.
‒ Какой самый лучший, ценный совет, который Вам дали? И кто это был?
Е.Г.: Наверное, как и у всех, самый лучший, самый ценный совет, дала мне моя мама. Но раскрывать секрет, какой это был совет, я не стану.
‒ Кто был Вашим героем в детстве?
Е.Г.: Моими героями в детстве были Волк из «Ну, погоди!» и Чебурашка. У нас детство было такое, очень приличное. У нас не было супергероев. Все наши супергерои были в сказках, в каких-то очень интересных повестях и рассказах. Многие из них мы проходили в школе, многое постигалось самостоятельным чтением, просмотром кинофильмов и так далее…
‒ Как Вы проводите свободное время?
Е.Г.: По-разному. В зависимости от того, больше этого свободного времени или меньше. Я, например, люблю кататься на велосипеде, люблю ходить пешком. Вообще, люблю гулять, рассматривать красоту вокруг, начиная от деревьев, заканчивая красивыми зданиями в городе. Люблю путешествовать, петь люблю.
‒ Говорят, что в жизни нужно попробовать всё. Есть ли вещи, которые Вы никогда не попробуете?
Е.Г.: Я категорический противник тезиса о том, что «в жизни надо попробовать всё». Звучит очень угрожающе. Мало того, что жизнь полна неожиданностей, она также полна и разных неприятных вещей, то есть, под словом «всё» подразумевается как позитив, так и негатив. Я бы ничего не хотел попробовать из того, что связано со знаком «минус». Я бы, например, хотел попробовать выступить на какой-нибудь большой, потрясающей, красивой сцене, но у меня никогда не появлялось желания попробовать что-то неправильное.
‒ На какой вопрос Вам хотелось бы самому ответить, но Вам его никогда не задают?
Е.Г.: Я вообще не люблю отвечать на вопросы.
‒ Значит, такого вопроса нет в принципе?
Е.Г.: Никогда об этом не думал.
‒ Что для Вас важнее: «истина» или «комфорт»?
Е.Г.: Это весьма странное противопоставление – «истина» или «комфорт» … Мне кажется, это не совсем сочетаемые понятия. Я люблю комфорт, но, предпочитаю, чтобы в любом деле, которым занимаюсь, был какой-то момент истины.
‒ То есть, стараетесь, чтобы эти два компонента были совместными?
Е.Г.: Мне кажется, если иметь в виду истину применительно к интерпретации какого-либо сочинения, то да, достигая истины, получаешь комфорт уже в самом процессе музицирования на сцене. Это происходит как в репетиционном процессе, так и в концерте, на сцене, где и ты сам, и хор чувствуют себя удобно и легко. Думаю, это и есть момент истины.
‒ Большое спасибо за беседу!
Беседовала Ирина Копачёва
(студентка Петрозаводский государственной
консерватории им. А.К. Глазунова)