Ирина Николаевна Баранова (19.01.1955–07.02.2011)

Музыковед, педагог
Доктор искусствоведения (2000)
Профессор (2002)
Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (2005)
Член Союза композиторов (1991)
Зав. кафедрой теории музыки и композиции (1991–2011)

Биография
Родилась в г. Таллине. В 1971 году окончила музыкальную школу им. Р. Глиэра в г. Калининграде. С 1971 по 1975 годы училась на теоретическом отделении Калининградского областного музыкального училища. В 1980 году с отличием окончила теоретико-композиторское отделение Петрозаводского филиала Ленинградской государственной консерватории (класс профессора Ю. Г. Кона). Училась в аспирантуре при Ленинградской государственной консерватории (1980–1983). В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию «Симметрия музыкальной структуры (на материале советской музыки)» (научный руководитель — профессор Р. Х. Лаул), в 1999 году – докторскую на тему «Характеристические черты сонатной формы XIX века» (Санкт-Петербургская консерватория).
С 1983 года преподавала на кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Вела курсы анализа музыкальных произведений, курс «Теория современной композиции» у музыковедов и композиторов, гармонию на исполнительских отделениях, участвовала в коллективных курсах «Введение в музыкознание», «Теоретические проблемы музыки скандинавских стран и Финляндии». С 1991 года заведовала кафедрой теории музыки и композиции.
Ученики
Дипломные работы, выполненные под научным руководством И.Н.Барановой:

1987
Гореза А. Особенности развития в первых частях кавртетов Глазунова

1988
Лукьянова О. О жанровых особенностях скрипичных сонат Бетховена

1989
Федосеева Л. Система мотивных связей и ритмическая организация в кантате Римского-Корсакова «Свитезянка» 
Каминова Е. О додекафонной технике в произведениях Г. Эйслера

1990
Богомаз С. Детская музыка композиторов Карелии

1991
Ковалева М. О симфониях О. Янченко 
Куликова М. Особенности тематизма и его развитие в балете «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева

1992
Баукина О. Г. Л. Катуар: некоторые аспекты творчества
Портная Е. Особенности темброво-фактурных решений в экспозициях фортепианных квартетов
Тихомирова М. Из наблюдений над языком и формой в композициях Д. Брубека
Шамрина Е. О стиле квартетов Мясковского

1993
Баландина Ю. Три этюда об элементах стиля Э. Грига (на материале фортепианных миниатюр)
Данилевич Ю. Игровые приемы в камерных сонатах Ф. Пуленка (к вопросу о неоклассицизме)

1994
Мойсеевич О. О творчество С. Василенко и его квартетах для деревянных духовых инструментов
Бражник Т. О музыкальном минимализме. Репетитивная техника в творчестве Т. Райли, Ф. Гласа, Ст. Райха

1995
Бякова Н. «Метаморфозы» в музыке ХХ века 
Калиниченко С. Инструментальная циклическая серенада: некоторые вопросы истории и теории
Румянцева И. К вопросу об эволюции церковного искусства (на материале духовных концертов второй половины XVIII – начала XIX веков)

1996
Дзюбук Н. Формирование цикла строгих орнаментальных вариаций в клавирных школах Испании, Англии и России
Карпова Н. Особенности хорового письма А. А. Архангельского (на материале: «Литургия св. Иоанна Златоустаго», «Всенощное бдение», «Панихида»)
Сивкова И. Об элементах целого в камерно-инструментальных циклах Мендельсона

1997
Мухамедзянова А. Особенности трактовка хорала в кантатах И. С. Баха и некоторые вопросы эволюции этого жанра
Шпаковская А. О музыкальном языке жанра бурлески и некоторых особенностях формообразования

1998
Давидчик Е. Из наблюдений над музыкальным языком А. К. Глазунова
Криницкая Л. Шопеновские жанры в фортепианном творчестве Балакирева
Никифорова С. Способ создания единства в «Юмореске» Шумана. Почему «Юмореска»?

1999
Куликова И. О гармонии и формообразовании в сочинениях Б. Мартину (на примере камерно-инструментальных сонат)
Останина Е. О некоторых чертах стиля А. С. Белобородова (на примере сонатно-симфонических циклов)
Федичева О. Э. Ходгсон. Скандинавская музыка: Финляндия и Швеция: Перевод фрагментов книги: Введение. Швеция
Чертова А. Из наблюдений над стилем Людвига Шпора (на материале скрипичных концертов)

2000
Лебедева Л. Из наблюдений над стилем фортепианных сонат Н. К. Метнера

2001
Коротеева Т. О вальсах Шуберта
Устинова И. Шведские рапсодии Х. Альвена в контексте его творчества (на примере Первой и Третьей рапсодий)
Ямова О. Тематизм и форма в рондальных финалах Бетховена, Вебера, Шуберта

2002
Зенькова О. Жизнь и творчество Харальда Северюда

2003
Зеленцова С. О композиторской технике Йонаса Кокконена (на материале камерно-инструментальных произведений)
Пакконен Ю. Творчество Эрика Сати: на пороге ХХ века

2004
Красковская Т. Сергей Прокофьев — композитор-либреттист
Михайлова Е. Новаторские черты струнных квартетов Иоганнеса Брамса
Черномордикова Я. О роли цитирования в творчестве Д. Д. Шостаковича

2005
Дементьева А. Фортепианные миниатюры Антона Аренского (на примере циклов: «Сюита в шести арабесках», Шесть каприччио», «Опыты в забытых ритмах»)
Ильина К. Концерты для валторны с оркестром в эпоху классицизма
Степанова А. Дж. Хортон. Скандинавская музыка: Краткая история (перевод с комментариями)

2007
Кожанова Н. Трактовка образа Быстроушки и звуковой мир оперы «Приключения Лисички-Плутовки» Леоша Яначека
Подоляк А. «Новое возрождение английской музыки» (О творчестве Густава Холста)

2008
Трушева Н. Громкостная динамика в сонатной форме австро-немецкой симфонии XVIII–XIX веков

2009
Кузина Д. «Музыка – это процесс поиска собственных границ…»: Материалы к изучению творчества Лучано Берио
Стеклова О. Путеводитель по симфониям Чарльза Айвза

2011
Басалаева Н. Феномен Иржи Лабурды в современной чешской музыке
Кулага А. Николай Капустин: между академической и джазовой музыкой
Тюлякова Е. Джан Карло Менотти: эскиз к портрету оперного композитора

Лауреаты и дипломанты конкурсов:
• Дзюбук Н. – лауреат Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (1996, II место)
• Пакконен Ю. – дипломант Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2003)
• Зенькова О. – дипломант Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2003)
• Михайлова Е. – лауреат Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2004, III место)
• Кожанова Н. – дипломант Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2007)
• Подоляк А. – дипломант Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2007)

Кандидатские диссертации, выполненные под научным руководством И.Н.Барановой:
• Заславская И. Б. Эстетическая концепция «юной классичности» Ферруччо Бузони и ее претворение в творчестве композитора (1997)
• Копосова И. В. Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии (2004)
• Окунева Е. Г. Эволюция стиля Эркки Салменхаары в контексте европейской музыки второй половины ХХ века (2006)

Научные труды. Издания. Публикации
Книги

• Особые экспозиции в сонатной форме XIX века. СПб., 1999. 192 с.
• Татьяна Воронина: Параллельные миры музыканта. Санкт-Петербург: ИП Мацкевич Д.А., 2008. 139 с.

Публикации в научных изданиях

• Принцип симметрии в сонатах для скрипки и фортепиано Б.Бартока // Эстетические проблемы музыкознания: тезисы докладов к научно-практической конференции. Горький, 1980. С.78–80.
• О широком и узком понимании симметрии в музыке (в контексте требований современной науки) // Актуальные проблемы деятельности учреждений культуры и искусства в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС: (тезисы докладов на Пятой Всероссийской конференции аспирантов вузов культуры и искусства). Саратов, 1984. С. 171–172.
• К вопросу о методах анализа современной музыки // Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В.Асафьева (к 100-летию со дня рождения): тезисы докладов научно-практической конференции. Петрозаводск, 1984. С. 4–5.
• Классификация типов повторности в музыке (опыт развития идеи Б.В.Асафьева) // Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В.Асафьева (к 100-летию со дня рождения): тезисы докладов научно-практической конференции. Петрозаводск, 1984. С. 41–42.
• О проявлении диссимметрии в музыкальной структуре. НИО Информкультуры Гос. биб-ки им. В.И.Ленина. 11.01.85. № 862.
• О принципе симметрии в музыке и его значении для музыкознания // Актуальные вопросы общественных наук: тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (апрель 1985). Петрозаводск, 1985. С.92–93.
• О путях претворения фольклора в музыке молодых композиторов Карелии // Художественная деятельность: эстетические, психологические, методологические проблемы: (Тезисы докладов научно-методической конференции). Петрозаводск, 1985. С. 65–66.
• О новом претворении рунического напева в симфонии (симметрия в напеве и в композиторском письме) // Калевала в музыке: К 150-летию первого издания карело-финского эпоса. Петрозаводск: Карелия, 1986. С.45–55.
• Фольклор Карелии в творчестве В. Угрюмова (80-е годы) // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество. Фольклор Карелии. Художественное наследие: материалы докладов конференции. Петрозаводск, 1986. С.23–25.
• О новом и традиционном в симфонии «Куллерво» А.Белобородова // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР: сб.статей. Петрозаводск, 1987. С.7–22.
• Фольклорные элементы в концерте для двух кантеле и камерного оркестра А. Репникова // Музыковедческие чтения: К 50-летию Союза композиторов Карелии. Петрозаводск, 1987. С.32–34.
• О функциях симметрии в музыке // Методология теоретического музыкознания: Анализ, критика: сб.трудов. Вып. 90 / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. М., 1987. С. 51–61.
• Особенности музыкального развития в Концерте для двух кантеле и камерного оркестра А. Репникова // Музыкальная культура Карелии: сб.статей. Петрозаводск, 1988. С.135–151.
• Из наблюдений над ритмикой Прокофьева // Актуальные вопросы советского музыкознания и музыкальной педагогики: тезисы докладов. Петрозаводск, 1987. С. 17–19.
• Некоторые индивидуальные черты формообразования в ранних симфониях Сибелиуса // Русская и финская музыкальные культуры: Проблемы национальной традиции и межкультурных взаимодействий. Петрозаводск: Карелия, 1989. С.61–71.
• Тонально-гармоническое развитие в крупной форме Э.Грига (о взаимодействии национальной и общеевропейской музыкальных традиций) // XI Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. М., 1989. С.263–265.
• Инвариантные элементы тонального развития в крупной форме Э.Грига и их взаимосвязь с особенностями музыкальных решений малых форм // Теория, история, психология музыкального искусства: сб.статей. Петрозаводск: ПФ ЛОЛГК, 1990. С. 17–25.
• Четвертая симфония Сибелиуса: на пути от прошлого к будущему // Финская культура первой половины ХХ века: материалы конференции (1–3 декабря 1989 г.). Петрозаводск, 1990. С.91–100.
• Разные лики музыки Харри Вессмана // Русская и финская музыкальные культуры: Проблемы национальной традиции и межкультурных взаимодействий. Вып.2. Петрозаводск: Карелия, 1991. С. 76–86.
• О роли переменных тактов // Советская музыка. 1991. № 5. С.69–71.
• Вальс в творчестве Сибелиуса // XII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. М., 1993. С.340–342.
• О вальсах Сибелиуса // Музыка Финляндии: проблемы, параллели, перспективы: сб.статей. Петрозаводск: ПГК, 1994. С.43–58.
• О двойных вариантных экспозициях в сонатной форме // Выбор и сочетание: открытая форма. Петрозаводск; Санкт-Петербург, 1995. С. 81–86.
• Музыка восьмидесятых годов // Профессиональная музыка Карелии: Очерки / сост. Ю. Г. Кон, Н. Ю. Гродницкая. Петрозаводск: Карелия, 1995. С.123–134.
• Проблемы формы в Пятой симфонии Сибелиуса // Глазунов. Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха: (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научной конференции, 4–6 декабря 1995 года. Петрозаводск: ПГК, 1995. С.4–5.
• О музыке А. Рубинштейна (эскизы к портрету композитора на фоне его времени) // Антон Рубинштейн: сб. статей. Петрозаводск, 1997. С.3–19.
• Проблемы сонатных экспозиций в симфониях Сибелиуса // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Москва; Петрозаводск, 1997. С. 343–345.
• Некоторые особенности экспозиций и реприз в сонатных формах Шуберта // Приношение Шуберту: к 200-летию со дня рождения: Материалы юбилейной научной конференции, 9–10 апреля 1997 г. Петрозаводск, 1997. С.15–16.
• О последствиях введения субдоминанты в экспозицию сонатной формы // Междисциплинарный семинар, 22–23 марта 1998 года: тезисы докладов. Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 1998. С.49–51.
• Трехтональные экспозиции в сонатной форме // Музыка: анализ и эстетика: сб. статей к 90-летию Л.А.Мазеля. Петрозаводск; Санкт-Петербург, 1997. С.32–52.
• Musical form as process and result // Sibelius Forum: Proceedings from the Second International Jean Sibelius Conference. Helsinki, 25–29 November, 1995 / ed. by Veijo Murtomäki, Kari Kilpeläinen and Risto Väisänen. Helsinki: Sibelius Academy,1998. P.185–189.
• Об одной аналогии тональных планов в музыке Шуберта и Сибелиуса // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран: сб. науч. статей / ред.-сост. К. И. Южак. Петрозаводск; Санкт-Петербург, 1998. С.18–29.
• Об элизии в музыке // Междисциплинарный семинар–2, 27–29 марта 1999 года: тезисы докладов. Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 1999. С.8–9.
• О музыке для деревянных духовых инструментов Г. Синисало // Музыка в Карелии: Научный и практический опыт ХХ века: Материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск: ПГК, 2000. С.5–7.
• Композитор и время (об одном десятилетии в творчестве Татьяны Ворониной) // Культурные коды двух тысячелетий: Материалы международной научной конференции, 1–4 декабря 2000 года. Вып.2: Музыкально-исторический миллениум. Петрозаводск: Периодика, 2000. С.73–79.
• Поэзия Р.Тагора, М.Басё, Р.Бернса в музыке петербургского композитора Татьяны Ворониной // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: Материалы 3-й международной научной конференции). Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. С.73–76.
• О тональной логике в музыке Сибелиуса (на примере Второй, Третьей и Четвертой симфоний) // ХIV конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. Москва; Архангельск, 2001. С.254–255.
• Роль Петербургской консерватории в становлении профессиональной музыки Карелии // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе. 1862–2002: Материалы международной научной сессии, посвященной 140-летию Консерватории (17–19 сентября 2002). СПб., 2002. С.49–51.
• Ю.Г.Кон — человек, педагог, ученый // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года. Петрозаводск: ПГК, 2002. С.28–33. Издано также в: Петрозаводская консерватория: очерки истории / сост. и ред. И.Н.Барановой. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. С. 43–50.
• The Romantic Idiom of Sibelius’s Waltzes // Sibelius Forum II: Proceedings from The Third International Jean Sibelius Conference. Helsinki, December 7–10, 2000 / ed. by Matti Huttunen, Kari Kilpeläinen and Veijo Murtomäki. Helsinki: Sibelius Academy, 2003. P.299–303.
• Симфонии Я.Сибелиуса: на переломе эпох // ХV конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов, Москва, 23–26 июня 2004 г. Ч.2. М., 2004. С. 289–291.
• Дед Иосыч // Гин Я. Поэтика грамматических категорий. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. С. 272–274.
• О сонатных формах со «смещенной разработкой» // А. Н. Должанский (1908–1966): Сборник статей к 100-летию со дня рождения / предисловие и комментарии к статьям К. И. Южак. СПб., 2008. С. 293–308.
• «Разговорные листки» Ю.Г.Кона // Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. Петрозаводск, 2010. С. 103–113.

Методические работы

• О принципе симметрии в музыке // Методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание». Петрозаводск, 1990. С.26–29.
• Вторая симфония Эркки Салменхаара и некоторые аспекты его творчества первой половины 60-х годов // Финский сборник: Пособие по курсу «Введение в музыкознание». Вып.2. Петрозаводск, 1992. С.39–46.
• Музыка современной России в вузовском курсе анализа музыкальных форм // Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах: (история, теория, педагогическая практика): Материалы научной конф. (4–7 сентября 2000 года). Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. С.325–330.
• Рекомендации к оформлению курсовых и дипломных работ / под ред. К. И. Южак. Петрозаводск: ПГК, 2001. 22 с.

Статьи в справочных изданиях

• The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London: MacMillan, 2001: M. G. Kharlap, K. J. Yuzhak.
• Энциклопедия «Карелия». Петрозаводск, 2007– : А. С. Белобородов, Ю. Г. Кон, Музыка симфоническая, Р. А. Островский.

Научное редактирование и составление

• Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии: сб.статей / сост. О. П. Белова, Н. П. Хилько; ред. И. Н. Баранова. Петрозаводск, 1989. 108 с.
• История, теория, психология музыкального искусства: сб.статей / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1990. 72 с.
• Методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание» / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1990. 30 с.
• Финский сборник: Пособие по курсу «Введение в музыкознание». Вып.2 / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1992. 50 с.
• Музыка Финляндии: проблемы, параллели. перспективы: сб.статей / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1994. 98 с.
• Donatio musicologica: сб.статей / сост., ред. и вступ. ст. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1994. 145 с.
• 100 лет русской музыки (1880–1990): Вопросы теории, истории, традиций и новаторства: тезисы докладов научной конференции (30 ноября–3 декабря 1994 г.) / под ред. И. Н. Барановой, А. А. Зондерегер. Петрозаводск, 1995. 71 с.
• Выбор и сочетание: открытая форма: сб.статей к 75-летию Ю.Г.Кона / под ред. И. Н. Барановой, Б. А. Каца, А. И. Климовицкого, К. И. Южак. Петрозаводск; Санкт-Петербург: Изд-во Музфонда, 1995. 176 с.
• Антон Рубинштейн: сб.статей / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск: ПГК, 1997. 112 с.
• Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года / под ред. И. Н. Барановой, К. И. Южак. Петрозаводск: ПГК, 2002. 164 с. 
• Петрозаводская консерватория: очерки истории / сост. и ред. И.Н.Барановой. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 152 с.
• Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона / И. Н. Баранова (отв. ред.), Е. Г. Окунева, Т. Н. Тимонен, Н. П. Хилько. ПГК им. А. К. Глазунова. Петрозаводск, 2010. 404 с.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.