Музыковед, педагог
Доктор искусствоведения (2000)
Профессор (2002)
Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (2005)
Член Союза композиторов (1991)
Зав. кафедрой теории музыки и композиции (1991–2011)
Биография
Родилась в г. Таллине. В 1971 году окончила музыкальную школу им. Р. Глиэра в г. Калининграде. С 1971 по 1975 годы училась на теоретическом отделении Калининградского областного музыкального училища. В 1980 году с отличием окончила теоретико-композиторское отделение Петрозаводского филиала Ленинградской государственной консерватории (класс профессора Ю. Г. Кона). Училась в аспирантуре при Ленинградской государственной консерватории (1980–1983). В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию «Симметрия музыкальной структуры (на материале советской музыки)» (научный руководитель — профессор Р. Х. Лаул), в 1999 году – докторскую на тему «Характеристические черты сонатной формы XIX века» (Санкт-Петербургская консерватория).
С 1983 года преподавала на кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Вела курсы анализа музыкальных произведений, курс «Теория современной композиции» у музыковедов и композиторов, гармонию на исполнительских отделениях, участвовала в коллективных курсах «Введение в музыкознание», «Теоретические проблемы музыки скандинавских стран и Финляндии». С 1991 года заведовала кафедрой теории музыки и композиции.
Ученики
Дипломные работы, выполненные под научным руководством И.Н.Барановой:
1987
Гореза А. Особенности развития в первых частях кавртетов Глазунова
1988
Лукьянова О. О жанровых особенностях скрипичных сонат Бетховена
1989
Федосеева Л. Система мотивных связей и ритмическая организация в кантате Римского-Корсакова «Свитезянка»
Каминова Е. О додекафонной технике в произведениях Г. Эйслера
1990
Богомаз С. Детская музыка композиторов Карелии
1991
Ковалева М. О симфониях О. Янченко
Куликова М. Особенности тематизма и его развитие в балете «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева
1992
Баукина О. Г. Л. Катуар: некоторые аспекты творчества
Портная Е. Особенности темброво-фактурных решений в экспозициях фортепианных квартетов
Тихомирова М. Из наблюдений над языком и формой в композициях Д. Брубека
Шамрина Е. О стиле квартетов Мясковского
1993
Баландина Ю. Три этюда об элементах стиля Э. Грига (на материале фортепианных миниатюр)
Данилевич Ю. Игровые приемы в камерных сонатах Ф. Пуленка (к вопросу о неоклассицизме)
1994
Мойсеевич О. О творчество С. Василенко и его квартетах для деревянных духовых инструментов
Бражник Т. О музыкальном минимализме. Репетитивная техника в творчестве Т. Райли, Ф. Гласа, Ст. Райха
1995
Бякова Н. «Метаморфозы» в музыке ХХ века
Калиниченко С. Инструментальная циклическая серенада: некоторые вопросы истории и теории
Румянцева И. К вопросу об эволюции церковного искусства (на материале духовных концертов второй половины XVIII – начала XIX веков)
1996
Дзюбук Н. Формирование цикла строгих орнаментальных вариаций в клавирных школах Испании, Англии и России
Карпова Н. Особенности хорового письма А. А. Архангельского (на материале: «Литургия св. Иоанна Златоустаго», «Всенощное бдение», «Панихида»)
Сивкова И. Об элементах целого в камерно-инструментальных циклах Мендельсона
1997
Мухамедзянова А. Особенности трактовка хорала в кантатах И. С. Баха и некоторые вопросы эволюции этого жанра
Шпаковская А. О музыкальном языке жанра бурлески и некоторых особенностях формообразования
1998
Давидчик Е. Из наблюдений над музыкальным языком А. К. Глазунова
Криницкая Л. Шопеновские жанры в фортепианном творчестве Балакирева
Никифорова С. Способ создания единства в «Юмореске» Шумана. Почему «Юмореска»?
1999
Куликова И. О гармонии и формообразовании в сочинениях Б. Мартину (на примере камерно-инструментальных сонат)
Останина Е. О некоторых чертах стиля А. С. Белобородова (на примере сонатно-симфонических циклов)
Федичева О. Э. Ходгсон. Скандинавская музыка: Финляндия и Швеция: Перевод фрагментов книги: Введение. Швеция
Чертова А. Из наблюдений над стилем Людвига Шпора (на материале скрипичных концертов)
2000
Лебедева Л. Из наблюдений над стилем фортепианных сонат Н. К. Метнера
2001
Коротеева Т. О вальсах Шуберта
Устинова И. Шведские рапсодии Х. Альвена в контексте его творчества (на примере Первой и Третьей рапсодий)
Ямова О. Тематизм и форма в рондальных финалах Бетховена, Вебера, Шуберта
2002
Зенькова О. Жизнь и творчество Харальда Северюда
2003
Зеленцова С. О композиторской технике Йонаса Кокконена (на материале камерно-инструментальных произведений)
Пакконен Ю. Творчество Эрика Сати: на пороге ХХ века
2004
Красковская Т. Сергей Прокофьев — композитор-либреттист
Михайлова Е. Новаторские черты струнных квартетов Иоганнеса Брамса
Черномордикова Я. О роли цитирования в творчестве Д. Д. Шостаковича
2005
Дементьева А. Фортепианные миниатюры Антона Аренского (на примере циклов: «Сюита в шести арабесках», Шесть каприччио», «Опыты в забытых ритмах»)
Ильина К. Концерты для валторны с оркестром в эпоху классицизма
Степанова А. Дж. Хортон. Скандинавская музыка: Краткая история (перевод с комментариями)
2007
Кожанова Н. Трактовка образа Быстроушки и звуковой мир оперы «Приключения Лисички-Плутовки» Леоша Яначека
Подоляк А. «Новое возрождение английской музыки» (О творчестве Густава Холста)
2008
Трушева Н. Громкостная динамика в сонатной форме австро-немецкой симфонии XVIII–XIX веков
2009
Кузина Д. «Музыка – это процесс поиска собственных границ…»: Материалы к изучению творчества Лучано Берио
Стеклова О. Путеводитель по симфониям Чарльза Айвза
2011
Басалаева Н. Феномен Иржи Лабурды в современной чешской музыке
Кулага А. Николай Капустин: между академической и джазовой музыкой
Тюлякова Е. Джан Карло Менотти: эскиз к портрету оперного композитора
Лауреаты и дипломанты конкурсов:
• Дзюбук Н. – лауреат Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (1996, II место)
• Пакконен Ю. – дипломант Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2003)
• Зенькова О. – дипломант Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2003)
• Михайлова Е. – лауреат Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2004, III место)
• Кожанова Н. – дипломант Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2007)
• Подоляк А. – дипломант Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2007)
Кандидатские диссертации, выполненные под научным руководством И.Н.Барановой:
• Заславская И. Б. Эстетическая концепция «юной классичности» Ферруччо Бузони и ее претворение в творчестве композитора (1997)
• Копосова И. В. Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии (2004)
• Окунева Е. Г. Эволюция стиля Эркки Салменхаары в контексте европейской музыки второй половины ХХ века (2006)
Научные труды. Издания. Публикации
Книги
• Особые экспозиции в сонатной форме XIX века. СПб., 1999. 192 с.
• Татьяна Воронина: Параллельные миры музыканта. Санкт-Петербург: ИП Мацкевич Д.А., 2008. 139 с.
Публикации в научных изданиях
• Принцип симметрии в сонатах для скрипки и фортепиано Б.Бартока // Эстетические проблемы музыкознания: тезисы докладов к научно-практической конференции. Горький, 1980. С.78–80.
• О широком и узком понимании симметрии в музыке (в контексте требований современной науки) // Актуальные проблемы деятельности учреждений культуры и искусства в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС: (тезисы докладов на Пятой Всероссийской конференции аспирантов вузов культуры и искусства). Саратов, 1984. С. 171–172.
• К вопросу о методах анализа современной музыки // Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В.Асафьева (к 100-летию со дня рождения): тезисы докладов научно-практической конференции. Петрозаводск, 1984. С. 4–5.
• Классификация типов повторности в музыке (опыт развития идеи Б.В.Асафьева) // Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В.Асафьева (к 100-летию со дня рождения): тезисы докладов научно-практической конференции. Петрозаводск, 1984. С. 41–42.
• О проявлении диссимметрии в музыкальной структуре. НИО Информкультуры Гос. биб-ки им. В.И.Ленина. 11.01.85. № 862.
• О принципе симметрии в музыке и его значении для музыкознания // Актуальные вопросы общественных наук: тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (апрель 1985). Петрозаводск, 1985. С.92–93.
• О путях претворения фольклора в музыке молодых композиторов Карелии // Художественная деятельность: эстетические, психологические, методологические проблемы: (Тезисы докладов научно-методической конференции). Петрозаводск, 1985. С. 65–66.
• О новом претворении рунического напева в симфонии (симметрия в напеве и в композиторском письме) // Калевала в музыке: К 150-летию первого издания карело-финского эпоса. Петрозаводск: Карелия, 1986. С.45–55.
• Фольклор Карелии в творчестве В. Угрюмова (80-е годы) // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество. Фольклор Карелии. Художественное наследие: материалы докладов конференции. Петрозаводск, 1986. С.23–25.
• О новом и традиционном в симфонии «Куллерво» А.Белобородова // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР: сб.статей. Петрозаводск, 1987. С.7–22.
• Фольклорные элементы в концерте для двух кантеле и камерного оркестра А. Репникова // Музыковедческие чтения: К 50-летию Союза композиторов Карелии. Петрозаводск, 1987. С.32–34.
• О функциях симметрии в музыке // Методология теоретического музыкознания: Анализ, критика: сб.трудов. Вып. 90 / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. М., 1987. С. 51–61.
• Особенности музыкального развития в Концерте для двух кантеле и камерного оркестра А. Репникова // Музыкальная культура Карелии: сб.статей. Петрозаводск, 1988. С.135–151.
• Из наблюдений над ритмикой Прокофьева // Актуальные вопросы советского музыкознания и музыкальной педагогики: тезисы докладов. Петрозаводск, 1987. С. 17–19.
• Некоторые индивидуальные черты формообразования в ранних симфониях Сибелиуса // Русская и финская музыкальные культуры: Проблемы национальной традиции и межкультурных взаимодействий. Петрозаводск: Карелия, 1989. С.61–71.
• Тонально-гармоническое развитие в крупной форме Э.Грига (о взаимодействии национальной и общеевропейской музыкальных традиций) // XI Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. М., 1989. С.263–265.
• Инвариантные элементы тонального развития в крупной форме Э.Грига и их взаимосвязь с особенностями музыкальных решений малых форм // Теория, история, психология музыкального искусства: сб.статей. Петрозаводск: ПФ ЛОЛГК, 1990. С. 17–25.
• Четвертая симфония Сибелиуса: на пути от прошлого к будущему // Финская культура первой половины ХХ века: материалы конференции (1–3 декабря 1989 г.). Петрозаводск, 1990. С.91–100.
• Разные лики музыки Харри Вессмана // Русская и финская музыкальные культуры: Проблемы национальной традиции и межкультурных взаимодействий. Вып.2. Петрозаводск: Карелия, 1991. С. 76–86.
• О роли переменных тактов // Советская музыка. 1991. № 5. С.69–71.
• Вальс в творчестве Сибелиуса // XII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. М., 1993. С.340–342.
• О вальсах Сибелиуса // Музыка Финляндии: проблемы, параллели, перспективы: сб.статей. Петрозаводск: ПГК, 1994. С.43–58.
• О двойных вариантных экспозициях в сонатной форме // Выбор и сочетание: открытая форма. Петрозаводск; Санкт-Петербург, 1995. С. 81–86.
• Музыка восьмидесятых годов // Профессиональная музыка Карелии: Очерки / сост. Ю. Г. Кон, Н. Ю. Гродницкая. Петрозаводск: Карелия, 1995. С.123–134.
• Проблемы формы в Пятой симфонии Сибелиуса // Глазунов. Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха: (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научной конференции, 4–6 декабря 1995 года. Петрозаводск: ПГК, 1995. С.4–5.
• О музыке А. Рубинштейна (эскизы к портрету композитора на фоне его времени) // Антон Рубинштейн: сб. статей. Петрозаводск, 1997. С.3–19.
• Проблемы сонатных экспозиций в симфониях Сибелиуса // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Москва; Петрозаводск, 1997. С. 343–345.
• Некоторые особенности экспозиций и реприз в сонатных формах Шуберта // Приношение Шуберту: к 200-летию со дня рождения: Материалы юбилейной научной конференции, 9–10 апреля 1997 г. Петрозаводск, 1997. С.15–16.
• О последствиях введения субдоминанты в экспозицию сонатной формы // Междисциплинарный семинар, 22–23 марта 1998 года: тезисы докладов. Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 1998. С.49–51.
• Трехтональные экспозиции в сонатной форме // Музыка: анализ и эстетика: сб. статей к 90-летию Л.А.Мазеля. Петрозаводск; Санкт-Петербург, 1997. С.32–52.
• Musical form as process and result // Sibelius Forum: Proceedings from the Second International Jean Sibelius Conference. Helsinki, 25–29 November, 1995 / ed. by Veijo Murtomäki, Kari Kilpeläinen and Risto Väisänen. Helsinki: Sibelius Academy,1998. P.185–189.
• Об одной аналогии тональных планов в музыке Шуберта и Сибелиуса // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран: сб. науч. статей / ред.-сост. К. И. Южак. Петрозаводск; Санкт-Петербург, 1998. С.18–29.
• Об элизии в музыке // Междисциплинарный семинар–2, 27–29 марта 1999 года: тезисы докладов. Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 1999. С.8–9.
• О музыке для деревянных духовых инструментов Г. Синисало // Музыка в Карелии: Научный и практический опыт ХХ века: Материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск: ПГК, 2000. С.5–7.
• Композитор и время (об одном десятилетии в творчестве Татьяны Ворониной) // Культурные коды двух тысячелетий: Материалы международной научной конференции, 1–4 декабря 2000 года. Вып.2: Музыкально-исторический миллениум. Петрозаводск: Периодика, 2000. С.73–79.
• Поэзия Р.Тагора, М.Басё, Р.Бернса в музыке петербургского композитора Татьяны Ворониной // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: Материалы 3-й международной научной конференции). Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. С.73–76.
• О тональной логике в музыке Сибелиуса (на примере Второй, Третьей и Четвертой симфоний) // ХIV конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии: тезисы докладов. Москва; Архангельск, 2001. С.254–255.
• Роль Петербургской консерватории в становлении профессиональной музыки Карелии // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе. 1862–2002: Материалы международной научной сессии, посвященной 140-летию Консерватории (17–19 сентября 2002). СПб., 2002. С.49–51.
• Ю.Г.Кон — человек, педагог, ученый // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года. Петрозаводск: ПГК, 2002. С.28–33. Издано также в: Петрозаводская консерватория: очерки истории / сост. и ред. И.Н.Барановой. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. С. 43–50.
• The Romantic Idiom of Sibelius’s Waltzes // Sibelius Forum II: Proceedings from The Third International Jean Sibelius Conference. Helsinki, December 7–10, 2000 / ed. by Matti Huttunen, Kari Kilpeläinen and Veijo Murtomäki. Helsinki: Sibelius Academy, 2003. P.299–303.
• Симфонии Я.Сибелиуса: на переломе эпох // ХV конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов, Москва, 23–26 июня 2004 г. Ч.2. М., 2004. С. 289–291.
• Дед Иосыч // Гин Я. Поэтика грамматических категорий. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. С. 272–274.
• О сонатных формах со «смещенной разработкой» // А. Н. Должанский (1908–1966): Сборник статей к 100-летию со дня рождения / предисловие и комментарии к статьям К. И. Южак. СПб., 2008. С. 293–308.
• «Разговорные листки» Ю.Г.Кона // Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. Петрозаводск, 2010. С. 103–113.
Методические работы
• О принципе симметрии в музыке // Методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание». Петрозаводск, 1990. С.26–29.
• Вторая симфония Эркки Салменхаара и некоторые аспекты его творчества первой половины 60-х годов // Финский сборник: Пособие по курсу «Введение в музыкознание». Вып.2. Петрозаводск, 1992. С.39–46.
• Музыка современной России в вузовском курсе анализа музыкальных форм // Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах: (история, теория, педагогическая практика): Материалы научной конф. (4–7 сентября 2000 года). Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. С.325–330.
• Рекомендации к оформлению курсовых и дипломных работ / под ред. К. И. Южак. Петрозаводск: ПГК, 2001. 22 с.
Статьи в справочных изданиях
• The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London: MacMillan, 2001: M. G. Kharlap, K. J. Yuzhak.
• Энциклопедия «Карелия». Петрозаводск, 2007– : А. С. Белобородов, Ю. Г. Кон, Музыка симфоническая, Р. А. Островский.
Научное редактирование и составление
• Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии: сб.статей / сост. О. П. Белова, Н. П. Хилько; ред. И. Н. Баранова. Петрозаводск, 1989. 108 с.
• История, теория, психология музыкального искусства: сб.статей / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1990. 72 с.
• Методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание» / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1990. 30 с.
• Финский сборник: Пособие по курсу «Введение в музыкознание». Вып.2 / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1992. 50 с.
• Музыка Финляндии: проблемы, параллели. перспективы: сб.статей / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1994. 98 с.
• Donatio musicologica: сб.статей / сост., ред. и вступ. ст. И. Н. Барановой. Петрозаводск, 1994. 145 с.
• 100 лет русской музыки (1880–1990): Вопросы теории, истории, традиций и новаторства: тезисы докладов научной конференции (30 ноября–3 декабря 1994 г.) / под ред. И. Н. Барановой, А. А. Зондерегер. Петрозаводск, 1995. 71 с.
• Выбор и сочетание: открытая форма: сб.статей к 75-летию Ю.Г.Кона / под ред. И. Н. Барановой, Б. А. Каца, А. И. Климовицкого, К. И. Южак. Петрозаводск; Санкт-Петербург: Изд-во Музфонда, 1995. 176 с.
• Антон Рубинштейн: сб.статей / под ред. И. Н. Барановой. Петрозаводск: ПГК, 1997. 112 с.
• Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года / под ред. И. Н. Барановой, К. И. Южак. Петрозаводск: ПГК, 2002. 164 с.
• Петрозаводская консерватория: очерки истории / сост. и ред. И.Н.Барановой. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 152 с.
• Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона / И. Н. Баранова (отв. ред.), Е. Г. Окунева, Т. Н. Тимонен, Н. П. Хилько. ПГК им. А. К. Глазунова. Петрозаводск, 2010. 404 с.