Тимонен Татьяна Николаевна

Профессор кафедры

Музыковед, педагог
Доцент (1986)
Кандидат искусствоведения (1981)
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2008) 
Награждена знаком «За достижения в культуре» (2000)

 Родилась в Карелии. В 1964 году окончила Музыкальную школу г. Кондопога Карельской АССР. В 1964–1968 годах обучалась на теоретическом отделении Петрозаводского музыкального училища (по теории музыки и музыкальной литературе – у К.А. Ронферт, К.И. Рожкова и И.А. Громоковкиной, по фортепиано – в классе Л.И. Фулиди). Окончила теоретико-дирижерский факультет Петрозаводского филиала Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории по специальности «Музыковедение» (1973; класс О.А. Бочкарёвой, тема дипломной работы: «О гармонии оперы С.Слонимского “Виринея”»). Затем обучалась в аспирантуре Ленинградской консерватории по специальности «Теория музыки» (окончила в 1978 г.; научный руководитель – Т.С. Бершадская). В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Общие проблемы гармонической обработки монодических народных напевов. Опыт композиторов Карелии».

В 1970‒1975 годах преподавала музыкально-теоретические дисциплины в Музыкальном училище г. Петрозаводска. С 1973 по 2015 годы работала на кафедре теории музыки и композиции Петрозаводской консерватории, вела дисциплины «Гармония», «Сольфеджио» и «Музыкальная форма» (на специальных и общих курсах), читала «Методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин». В классе специальности защищено более 50 дипломных работ.

В 1994‒1995 годах возглавляла Финно-угорскую музыкальную Академию. С 1997 по 2011 годы занимала должность проректора по научной работе Петрозаводской консерватории.

Ученики
Дипломные работы

  • Струменская В. О развитии творческих навыков на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ (1977)
  • Линицкая И. О принципах организации музыкальной ткани балета Р.Щедрина «Анна Каренина» (1978) 
  • Мартынова Е. О ладотональном и гармоническом языкев опере «Не только любовь» Р.Щедрина (1979)
  • Чубко Т. Мелодические лады в курсе сольфеджио ДМШ (1979)
  • Блинова О. О первом скрипичном концерте В.Салманова (1980)
  • Клиот О. О музыкальной драматургии балета Б.Тищенко «Ярославна» (1980)
  • Барбосова Л. О некоторых особенностях гармонии Мусоргского (1982)
  • Горина Т. «Военные письма» В.Гаврилина: к вопросу о мелодическом стиле (1981)
  • Закашанская Г. Об интонационной драматургии оперы В.Тормиса «Лебединый полёт» (1981)
  • Уварова Н. Этюды о фокстроте (1982)
  • Кулакова Л. О гармонии Четвёртой симфонии Д.Кабалевского (1982)
  • Колобова Т. Кантата «Голос из хора» в контексте творчества С. Слонимского (1983)
  • Пугачева Н. О двух факторах единства в Первом квартете Э.Грига (1983)
  • Раутио К. О конструировании как методе развития способностей к творческой поисковой деятельности на музыкальных занятиях (1984)
  • Стангрит С. Некоторые актуальные вопросы современной хоровой теории (1984)
  • Успенская Т. Балет Р.Щедрина «Чайка»: к вопросу о «чеховских началах» музыкальной концепции (1984)
  • Аверьянова Е. О некоторых формах практических работ по гармонии на вокальных и оркестровых отделениях музыкальных училищ: к вопросу о межпредметных связях и профилизации курса (1985)
  • Котий Н. Об одном аспекте поисков Б.Бартока в ранних фортепианных произведениях: к вопросу о тембровой имитации (1985)
  • Масальская Ю. О координировании предметов сольфеджио и музыкальная литература в старших классах ДМШ (1985)
  • Суханова Э. Лады монодии в курсе сольфеджио / учебно-методическое пособие для музыкального училища/ (1985)
  • Бугакова Л. Атрибуты «музыкального портрета» в фортепианном цикле А.Н. Александрова «Пять пьес» /соч. 110/ (1986)
  • Каргапольцева И. Модуляция как объект изучения в курсе сольфеджио в музыкальном училище /на материале классического мелоса/ (1986)
  • Остапец В. О привлечении украинского фольклора в курс сольфеджио ДМШ /вопросы ладового воспитания/ (1986)
  • Битенская Е. О развитии гармонического (фонического) слуха в ДМШ (1987)
  • Васильева В. Современная гармония в ДМШ /начальные навыки слухового и теоретического анализа/ (1987)
  • Жемойтук Н. Гармонические искания Г.Форе в контексте французской музыки конца XIX – начала XX веков /на примере фортепианных сочинений/ (1988)
  • Кузнецова О. Наблюдения над фактурой фортепианных миниатюр А.Аренского (1988)
  • Самойлова Г. Вопросы гармонической пульсации в курсе сольфеджио /учебно-методическое пособие/ (1991)
  • Морошкина Е. «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова /о тематической драматургии/ (1991)
  • Горн М. Западноевропейская музыка XVII века в опыте восприятия детей раннего возраста (1992)
  • Морозова Н. О двух сторонах «ноктюрновой интонации» (1993)
  • Одинцова И. Слушание музыки: экспериментальный курс анализа музыкальных произведений для ДМШ /программа-конспект/ (1993)
  • Бобкова Н. Музыкальные новации последней трети ХХ века в аспекте детского восприятия (1994)
  • Туркова А. О тематизме и тематических процессах в балете «Исповедь» Э.Денисова (1995)
  • Петров И.К вопросу об оркестровой форме в опере Д.Шостаковича «Катерина Измайлова» (1998) 
  • Вихман В. Игра как принцип организации музыкальной ткани в детсктх хоровых миниатюрах Б.Гецелева / на примере «Английских песенок»/ (1999)
  • Дмитриева Ю. Симфония-концерт С.Прокофьева в свете одной черты позднего творчества (1999)
  • Фалалеева Г. Индия: «музыкальный остров» Сирила Скотта (1999)
  • Карманова Е. «Чужое: моё сокровище…» /проблема взаимодействия исконного и личностного в «фольклорных» произведениях В.Кончакова/ (1999)
  • Трунова Т. Фольклорный инструментарий в зеркале тембровой имитации /на примере музыки композиторов Карелии и Фенноскандии/ (1999)
  • Фомина О. Наблюдения над фактурой фортепианных сонат С.Фейнберга (2001)
  • Шпиницкий В. Макс Регер: «Прошу слова!» /избранные эпистолярные и литературные произведения: перевод и комментарий/ (2001)
  • Бушуева Н. «Сказки» В.Гаврилина: у истоков авторского «Я» (2002)
  • Лукина С. «Тростниковая свирель» Б.Напреева в зеркале поэтики финно-угорского фольклора (2002)
  • Иванова Е. Откровения о колыбельной: традиционные как прообраз авторских (2003)
  • Князева М. Обертоны звонной музыкальной культуры: М.П. Мусоргский (2003)
  • Сазанова Е. Забытое имя: о музыке Б.М.Кострица (2004)
  • Площадная А. Куллерво: о двух музыкальных версиях «калевальского» образа (2006)
  • Серова Ж. Танцы начала ХХ века в зеркале музыки: бостон, танго, фокстрот (2006)
  • Словохочева А. «Увы, мой стих не блещет новизной…» /наблюдения над композиторским почерком Микаэла Таривердиева/ (2007)
  • Сударева М. Леонид Вишкарёв: грани опыта общения с фольклором Карелии (2007)
  • Наумова А. «Карельская свадьба» А. Сало: в поиске фольклорного эквивалента (2008)


Лауреаты и дипломанты конкурсов:

  • Сало А. – дипломант Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2003)
  • Волкова А. – лауреат Всероссийского конкурса студенческих работ по музыковедению (2005, III место)

Публикации в научных изданиях

  • Фольклорные истоки гармонического языка в опере С.Слонимского «Виринея»// Анализ, концепции, критика. Статьи молодых музыковедов. Л.: Музыка, 1977. С. 55-66.
  • О гармонизации карельских народных песен // Фольклор и литература Карелии: оперативно-информационные материалы. Петрозаводск, 1980. С. 22-26.
  • О роли музыки в эмоциональном воспитании // Искусство и эстетическое воспитание молодёжи: Тезисы докладов межвузовской конференции. Петрозаводск, 1981. С. 60-63.
  • Преломление национального фольклора композиторами Карелии (60-70 годы) // Композитор и фольклор: Сборник трудов. Вып. 64. М., 1982. С. 52-65.
  • Опыт освоения элементов инонационального фольклора. Этюд к теме «Асафьев-композитор» // Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В. Асафьева. Петрозаводск, 1984. С. 56-57.
  • Калевальская тематика в репертуаре ансамбля «Кантеле» (о музыке новых сочинений) // «Калевала» в музыке. К 150-летию первого издания карело-финского народного эпоса. Петрозаводск, 1986. С. 36-44.
  • Обработки напевов народов Северо-Запада //Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. Петрозаводск, 1985. С.63-65.
  • Об обработках напевов народов Северо-Запада // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР. Петрозаводск, 1987. С. 64-73.
  • О дифференцированном подходе к изучению мелоса в курсе сольфеджио (ладовый аспект) // Актуальные вопросы советского музыкознания и музыкальной педагогики. Петрозаводск, 1987. С. 106-108. 
  • О «Забытых вальсах» Ф. Листа // Теория, история, психология музыкального искусства. Петрозаводск, 1990. С. 37-40. 
  • О роли фольклора в музыке композиторов Карелии // Профессиональная музыка Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 112-122.
  • «Романтические эпизоды» /op.88/ как отражение «охранительных» тенденций в инструментальной музыке Ан. Александрова // Культурные коды двух тысячелетий: Материалы международной научной конференции, 1–4 декабря 2000 года. Вып.2: Музыкально-исторический миллениум. Петрозаводск: Периодика, 2000. С. 133-142..
  • К истокам: феномен волны в музыке вокально-симфонической поэмы А.С.Белобородова «Слезы-жемчуга» // Музыка в Карелии: Научный и практический опыт ХХ века: Материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск: ПГК, 2000. С. 53-55.
  • Барток – Скрябин: векторы гармонических поисков (1900-е годы) // Культурные коды двух тысячелетий: Материалы международной научной конференции, 1–4 декабря 2000 года. Вып.2: Музыкально-исторический миллениум. Петрозаводск: Периодика, 2000. С. 52-56.
  • Горизонты поисков Эдварда Грига // Междисциплинарный семинар – 3: Сб. научных трудов. Петрозаводск, 2000. С. 102-103.
  • О нарративности в музыке Э.Грига // Интерпретация художественного текста: Междисциплинарный семинар – 2: Тезисы докладов. Петрозаводск, 2001. С.72-73. 
  • О тембровой имитации в музыке композиторов Фенноскандии // XIV конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов. Москва; Архангельск, 2001. С. 282–283.
  • Зонная тональность и ее ассоциативное поле // Интерпретация художественного текста: Междисциплинарный семинар – 4: Сб. научных материалов. Петрозаводск, 2001. С. 10-13. 
  • Вариация на тему «Григ и импрессионизм» // Текст художественный: в поисках утраченного: Междисциплинарный семинар – 5: Сб. научных трудов. Вып.2. Петрозаводск, 2002. С. 42-47. 
  • Парад планет – явление конца 60-х // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Материалы юбилейной научной конференции. 6–8 декабря 2002 года. Петрозаводск: ПГК, 2002. С. 21-24. Издано также в: Петрозаводская консерватория: очерки истории / сост. и ред. И.Н.Барановой. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. С. 26-30.
  • Одним пером? (о двух обликах романтической устремленности) // Звукомир художественного текста: Междисциплинарный семинар – 7. Петрозаводск, 2004. С. 128-131. 
  • Музыкальная аура летних вечеров в Фенноскандии (на примере фортепианных миниатюр) // XV конференция по изучению истории, экономики, языка и литературы скандинавских стран и Финляндии: Тезисы докладов, Москва, 23–26 июня 2004 г. Ч.2. М., 2004. С. 349–352.
  • Об одном слуховом парадоксе (из опыта преподавания сольфеджио) // Музыкальное финно-угроведение. Актуальные проблемы национального музыкального образования: материалы конференции. Петрозаводск, 2005. С. 107-111. 
  • Ладовая мозаика как путь к музыке «своей» и «чужой» // Перспективы развития художественного образования в местах компактного проживания карелов: Сб. трудов. Петрозаводск, 2006. С. 24-28.
  • Звуковая аура бытия в музыке Свиридова // Георгий Свиридов и русская художественная культура XX века: Сб. научных материалов. Петрозаводск, 2006. С. 76-79. 
  • О природе мелоса в моноопере Б. Напреева «Тростниковая свирель»: аутентичный код и его варианты // Художественный текст – явное и скрытое. Петрозаводск, 2007. С. 126-130. 
  • Калевальский образ в пространстве музыки Армаса Лауниса // XVI конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии: 9–12 сентября 2008: Материалы конференции: в 2 ч. Ч. II / Ин-т Всеобщей истории РАН, Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Москва – Архангельск, 2008. С. 55-57.
  • Еще об одном звене теории модуляции: внутритональная энгармоническая модуляция  // Композиторская техника как знак:  Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. ПГК имени А.К.Глазунова Петрозаводск, 2010. С. 275-284.
  • «Каждый след свой оставляет…» / наблюдения за опытом вхождения  в этнокультуру // Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействия: Сборник научных статей по материалам Международной конференции 13-14 ноября 2012 года. Астрахань, 2012. С.211-215.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.