Премьера кантаты Полины Крышень

Петроглифы. 

Символ – слово – звук. 

28 января в Карельской государственной филармонии состоялась премьера кантаты Полины Крышень в исполнении Мужского камерного хора под управлением Алексея Умнова. Концерт прошел в рамках проекта «Гений места» при сотрудничестве с директором Национального музея Республики Карелия Михаилом Леонидовичем Гольденбергом. Петрозаводская публика стала свидетелем того, как рождается новая современная музыка в невероятно ярком проекте этого концертного сезона! 


 Автор фото: Леонид Николаев

Волшебство, заключенное в творчестве, состоит в том, что оно оперирует невидимыми категориям: мыслями, эмоциями, чувствами. Нематериальные вещи – отзвуки событий, чувственные образы ‒ соединяются в определенное идеальное содержание символа: знака, буквы, звука, и с их помощью обретают, наконец, свою неповторимую форму и облик. Свершившаяся в Карельской государственной филармонии премьера позволяет проследить процесс превращения идеи в художественное произведение.

Проект «Гений места», реализуемый Карельской государственной филармонией и Мужским камерным хором Алексея Умнова в сотрудничестве с Михаилом Леонидовичем Гольденбергом, изначально был задуман, как соединяющий в себе музыку и слово, посвященный истории и культуре нашего края – его отдельным персоналиям и значимым местам. Так, первый концерт цикла – «Край, разбуженный Петром», состоявшийся 16 ноября 2021 года, представил музыкальную иллюстрацию времен Петра I: в нём со сцены Филармонии прозвучали канты петровской эпохи. Второй концерт (28.01.2022) вдохновлен петроглифами – наскальными изображениями, ставшими не только визитной карточкой Карелии, но объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Завершит программу абонемента концерт русской хоровой музыки XVII‒XVIII веков – «Что город – то норов. От Державина и Гаскойна» – он состоится 12 апреля этого года. Ведущая роль в осуществлении каждого из событий абонемента отводится Михаилу Леонидовичу Гольденбергу, мастеру слова и знатоку карельского края, он в формате лекций совершает экскурс в наше культурное прошлое. 

Концерт «Петроглифы: в поисках чувств» стал исключительным в абонементе. Тема его была определена заранее Михаилом Леонидовичем и перед композитором была поставлена задача – представить архитектурный объект под обозначенным углом зрения. Представленная на нем пятичастная кантата для мужского хора и инструментального ансамбля была написана специально для проекта в содружестве двух молодых авторов. Автором музыки стала композитор, член Союза композиторов России, дипломант и лауреат международных конкурсов, педагог Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова – Полина Крышень. Текст по просьбе композитора был написан историком, религиоведом кандидатом наук, поэтом Дмитрием Гальциным (Санкт-Петербург).


Автор фото: Полина Крышень

Материал будущего произведения созревал постепенно, композиторское воображение Полины стимулировали природа карельского края и петроглифы. Так, она описывает свои впечатления от путешествия в Заонежье: «Я поехала за вдохновением, взяла с собой нотные тетради, стихи, сидела там на бревнышке, записывала темы, ритмы, то, что приходило в голову. Именно там начала складываться образная сфера будущей кантаты. Находясь там, долгое время наедине с природой, начинаешь прислушиваться ко всему вокруг: шуму ветра, плеску воды, ко всем звукам природы, на все это начинаешь смотреть по-другому! Так же и люди, веками наблюдавшие за природой, начинали пристально всматриваться в нее и наделять образами, оживлять весь карельский лес. Так складывалось их первобытное магическое мышление». Полина приступила к созданию музыки – атмосферы, способной раскрыть основную тему концерта, представив свой путь по приобретению чувственного опыта. 

Излюбленными в творчестве композитора Полины Крышень сейчас можно назвать крупные вокально-хоровые жанры. Автором созданы уже два масштабных циклических произведения – кантата на тексты древних культур: для смешанного хора и оркестра «Песни любви» (на слова литературных памятников разных народов, 2009) и кантата для смешанного хора и ансамбля ударных инструментов – «Энума Элиш» (на слова вавилонского эпоса, 2019).

Композитора привлекают тексты, которые олицетворяют собой определенный культурно-исторический пласт, являются литературными памятниками далеких эпох: шумерская мифология, египетские гимны, древнегреческие стихи поэтессы Сафо. Слова редких, все еще изучаемых или мертвых языков несут ценную, аудиальную информацию, становятся неким особенным звуком в общей музыкальной ткани сочинения. Полина Крышень рассказывает: «Меня интересуют тексты, которые можно определить как тексты-символы, достаточно отвлеченные и не предполагающие конкретной реализации образов в музыке. К ним относятся и канонические тексты, которые выступают скорее тоже как символ».

Кантата «Петроглифы» стала третьей кантатой в творчестве Полины, и первой, написанной на современный текст, в котором поэт Дмитрий Гальцин представил свой взгляд и впечатления по теме. Пять стихотворений – «Солнце в ладье», «Кремень – темная стрела», «Родила меня в воды тёплые», «Многовёсельной ладьей» и «Перед отплытием» – наполнены пантеистической энергетикой, символизмом. Лирический герой цикла максимально обобщен, он – частичка большого мира и сотворен, как и все вокруг матерью-прародительницей. Символы, обозначенные в тексте, нашли свой отклик в музыке Полины Крышень: «Прочитав тексты, я поняла, что стихи современные, насыщены смыслами, богаты значениями, сюжетного повествования там как такого нет, в них много описания природы. Один из текстов я попросила написать в определенном размере – в так называемом “кольцовском пятисложнике”, своеобразной форме анапеста, подходившей под размер 5/8 – так как уже представляла себе, какой будет музыка».

Инструментальный ансамбль для сочинения набран так, чтобы дополнить богатое фактурное звучания Мужского камерного хора, расширить общий диапазон (например, за счет высоких струнных и флейты), темброво окрасить. Нельзя не отметить, что деревянные духовые инструменты (кроме флейты еще и фагот), а также ударные (литавры) усиливают обрядово-первобытный характер музыки. В этом направлении также работают особенности ритмики и мелодики: опора на лады, повторяемость малообъемных мотивов создают ощущение пения заклинания или заговора, завораживает речитация на одном звуке, пунктирные, притоптывающие ритмы.


Автор фото: Леонид Николаев

Каждая часть может впоследствии исполняться отдельно от цикла, потому как наиболее полно раскрывает содержание текста и демонстрирует яркие образы, заключенные в ней. Первое и второе стихотворения – это противопоставление света и тьмы, дня и ночи, жизни и смерти.

«Солнце в ладье» описывает карельский пейзаж, полный яркого солнечного света. В серебренной ладье, сравнимой с колыбелью, в которой рождается сам мир, плывет герой по вечным водам, напоминающим время. Солнечные блики на воде изображаются с помощью кластерных созвучий фортепиано и струнных инструментов. Устремленные линии неспешных восходящих пассажей пронизывают всю фактуру части.

«Кремень – темная стрела» образно противопоставлена начальному стихотворению. Заходящее солнце окрашивает воду в кроваво-красные оттенки, конец дня ассоциируется с окончанием жизни. На озере гладь, зыбь «бьется все слабей», ветер утих, все успокаивается, герой возвращается домой. Подобно тому, как постепенно взгляд может всматриваться в вечерних сумерках, музыкальная фактура, начиная со средней высоты, разрастается и охватывает все более широкий диапазон, истаивая вдруг в глиссандирующем ниспадании. Струнный квартет ведет свою линию трепетного, лирико-трагического высказывания, литавры – отдельные ударами, словно отмеряют время. Хор трактуется многопланово, с одной стороны, эмоционально представляет текст: то мелодично распевая, то проговаривая таинственным говором; то сливается в общем инструментальном потоке сонорного звучания.

Третья часть «Родила меня в воды теплые», написанная в активном, почти танцевальном пятидольном размере, насыщена событиями, движением жизни, внутренними «разговорами» внутри партий и групп: перекличками и имитациями. Следующая за ней четвертая («Многовёсельной ладьёй»), ‒ наоборот, лирическая часть, трепетная зыбкая, медленная, размышляющая. Легким «эфирным» соло, над плотной хоральной фактурой хора, как будто над каменной равниной, парит флейта. 

Финальная часть Кантаты – «Перед отплытием», использует репетитивную технику паттернов. Музыкальная ткань словно составлена из фигуративного, повторяющегося и смещающегося орнамента, подобного самим петроглифам. В партии хора слышится молитва – поклонение «дай мне, силы, дай мне удачу», праздничные песенно-танцевальные мотивы окрашивают финал в светлые тона.

Таким волшебным образом, петроглифы, изображенные на камнях и скалах Заонежья, перевоплотились в поэтический слог, а затем и обрели свою музыкальную фактуру, благодаря творчеству и особому взгляду художника: познающего, любопытствующего и вдохновленного, взгляду, который способен разглядеть, то, что не видят другие. 

Полина Крышень так описывает процесс сочинения: «Создание музыки – это долгий поиск и рабочий процесс, ты в это погружаешься, и музыка в голове звучит постоянно, даже ночью! Конечно, определенное время отводится на технические детали написания и редактирование партитур. Какие-то мысли приходят в голову спонтанно, во время поездки в автобусе, например, другие идеи вырастают из наблюдений над случайностями. На мой взгляд, необходимо, помимо слухового опыта и вкуса, иметь способность разглядеть искру в окружающих тебя событиях и вещах». 

Концерт «Петроглифы: в поисках чувств» стал значимым событием в культурной  жизни города: публика по достоинству оценила новое сочинение Полины Крышень в исполнении Мужского камерного хора Карельской государственной филармонии, а лекция Михаила Леонидовича Гольденберга стала прекрасным дополнением музыкальной части. Надеемся, что кантате «Петроглифы» будет уготована долгая и счастливая творческая жизнь, желаем успехов Полине и ждем новых премьер! Петрозаводчан приглашаем на заключительный концерт абонемента «Гений места» и другие выступления Мужского камерного хора! 

Музыковед Марина Сырбу
Фото представлено автором статьи