Ровесник Республики

Для Республики Карелия 2020 год стал знаменательным вдвойне: столетие Республики и столетие со дня рождения композитора Гельмера-Райнера Синисало, народного артиста СССР, залуженного артиста Карело-Финской ССР, заслуженного деятеля искусств Карельской АССР, лауреата Государственных премий Карелии и России, Председателя Союза композиторов КАССР. Все эти звания, награды и должности принадлежали человеку, о котором композитор Вячеслав Константинович Кошелев сказал: «Человек удивительного благородства, человек поразительного достоинства, не громкий, и очень выдающийся композитор. Мне кажется, всеми своими этими качествами и дарованием он объединял людей. Ничего не нужно было ему делать, чтобы объединять различных людей, все тянулись к нему, не всегда слушались, но стремились вести себя красиво, благородно, не спешно и порядочно».

Творчество автора известных и любимых балетов «Сампо», «Кижская легенда», «Сильнее любви» и большого количества инструментальных и вокальных сочинений привлекло внимание исследователей при жизни Синисало. В первую очередь хочется назвать изданный в 1984 году монографический очерк о композиторе Наталии Юрьевны Гродницкой. Многочисленные публикации о Синисало указаны в справочнике «Композиторы и музыковеды Карелии» (авторы-составители О. А. Бочкарёва, Н. П. Хилько). Традиция изучения творчества Синисало, заложенная авторами первых публикаций, не угасла. В 2020 году эстафету приняли Всероссийские научные чтения, посвященные юбилею Синисало. Перечень учреждений, организаций и ведомств на титуле программы Чтений говорит сам за себя: Министерство культуры Российской Федерации, Союз композиторов России, Администрация Петрозаводского городского округа, ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова», Союз композиторов Республики Карелия, МОУ ДО «Детская музыкальная школа № 1 имени Г. Н. Синисало». 

Достойным завершением юбилейных мероприятий стал концерт из произведений Синисало, который состоялся 3 ноября 2020 года в Большом зале Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова.

Концерт открыл заслуженный деятель искусств Республики Карелия, член Союза композиторов Карелии, доцент Вячеслав Кошелев. Вступительное слово и последующие комментарии ведущего к исполняемым произведениям были пронизаны теплыми воспоминаниями о Гельмере Синисало и окружавших его людях, благодаря чему в зале воцарилась «домашняя» атмосфера. Эмоциональный посыл Кошелева публике был поддержан всеми исполнителями – студентами и выпускниками Петрозаводской консерватории, а днём ранее, когда состоялась репетиция концерта, исполнители поделились своими мыслями и эмоциями. 

Концерт открылся исполнением первой части Концерта для фортепиано с оркестром ре минор в исполнении лауреата международных конкурсов и фестивалей Елены Тараховской и студенческого симфонического оркестра Петрозаводской консерватории под управлением ассистента-стажёра второго года обучения Ивана Шмелёва. Елена Тараховская призналась, что на исполнение этого концерта её подвигли юбилей Гельмера-Райнера Синисало, а также столетие Республики Карелия: «Для меня это важно, так как я петрозаводчанка, – сказала пианистка. ‒ С музыкой карельских композиторов я знакома с ранних лет, так как закончила Детскую музыкальную школу № 1 им. Г. Синисало. В своё время я обучалась композиции в классе Александра Сергеевича Белобородова. Не без удовольствия могу отметить, что на протяжении последних 20 лет очень дружна с Геннадием Алексеевичем Вавиловым и регулярно исполняю его сочинения. Также мне посчастливилось исполнять дважды Концертино для фортепиано с оркестром Альбина Леонидовича Репникова с симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии и с оркестром «Онего» под управлением Геннадия Ивановича Миронова. Теперь, живя и работая в Санкт-Петербурге, я возвращаюсь к своим корням вновь и вновь. Я прочитала несколько лекций на тему “Фортепианная музыка карельских композиторов” в рамках курсов повышения квалификации для педагогов-пианистов музыкальных школ и школ искусств в Санкт-Петербурге. И в дальнейшем собираюсь продолжать эту работу уже в других городах».

Консерваторским педагогом Елены Тараховской был Виктор Саулович Портной. Он и его коллега по кафедре специального фортепиано Юлия Ивановна Тишкина исполняли этот концерт. Виктор Саулович был знаком с композитором, и его восприятие музыки Синисало, богатой ассоциациями с русской музыкой, очень ценно: «Пятидесятые годы в советском союзе ознаменовались созданием разных концертов в духе романтизма. В концерте Синисало можно почувствовать дух С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова и немножко А. П Бородина. В интонационном плане здесь также прослеживается сходство с советской песней “Как пошёл я на быструю речку”, но есть и финские истоки».

Знаковым моментом вечера стала премьера четырех циклов для солирующих деревянных духовых инструментов и струнного оркестра в инструментовке Вячеслава Кошелева. Об идее сделать оркестровку этих сочинений рассказал сам Вячеслав Константинович: «В 2012 году меня попросили сделать оркестровку флейтовых пьес Синисало, а потом к юбилею я решил сделать и остальные произведения для духовых инструментов в сопровождении струнного оркестра. Это моё приношение Гельмеру Нестеровичу». «Четыре цикла» прозвучали в исполнении лауреатов международных и всероссийских конкурсов Елены Гудковой (флейта), Марии Гавриловой (гобой), Сергея Алонсо (кларнет), Татьяны Шеряевой (фагот) и камерного оркестра «Nord West Studium» под руководством Ивана Шмелёва. Дирижёр отметил, что «все исполнители проявили себя очень профессионально, на достойном уровне. Несмотря на то, что у нас было не очень много времени на подготовку, все быстро вошли в характер и прониклись настроениями сочинений Синисало».

Второй премьерой вечера стало Концертино для скрипки и симфонического оркестра в инструментовке Вячеслава Кошелева в исполнении лауреата международных конкурсов, старшего преподавателя Петрозаводской государственной консерватории, концертмейстера симфонического оркестра Карельской государственной филармонии Екатерины Исаевой. Об истории «превращения» сонаты в Концертино поведал Вячеслав Константинович: «Впервые эту сонату для скрипки и фортепиано я услышал в начале 1980-х годов на заседании Союза композиторов, где это произведение исполнял Климентий Иосифович Векслер. Это произведение Гельмер Несторович долго не выносил на публику, и я понимаю почему. Это не совсем соната. Там настолько виртуозная партия скрипки и её развёрнутое взаимодействие с фактурой рояля, что назвать это произведение сонатой не получается. Это развёрнутая концертная пьеса для скрипки и фортепиано. Тогда на заседании Союза композиторов прозвучала идея оркестровать это произведение. Предложение пало на ВалентинаАндреевича Кончакова, но замысел не был осуществлён. Я не забыл об этом разговоре, и когда приспело время, решился на этот шаг. Назвал это произведение уже не “соната”, а “концертино”». Екатерина Исаева ранее исполняла фрагменты из балета «Сампо» с симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии. На предложение Кошелева исполнить Концертино она с радостью согласилась. Эта музыка близка исполнительнице эмоционально: «Музыка очень эмоциональная, живая, проникновенная. Её интересно исполнять, потому что она раскрывается не сразу. Все темы произведения проникнуты карельским духом, будь то героико-патриотические, лирические или сказочные, хотя Синисало в этом сочинении не использовал заимствованных мелодий. Постепенно вникать в это богатство красок и гармоний очень интересно. Я надеюсь, что получится сделать запись концертино, так как, на мой взгляд, существует очень мало записей музыки Синисало в свободном доступе». Екатерина Исаева рассказала о том, что была свидетелем восприятия музыки Синисало иностранцем: «В моей практике был такой случай. Мы были на гастролях в Швейцарии с симфоническим оркестром филармонии. Исполняли как раз фрагменты из балета “Сампо”. Один известный режиссер настолько проникся музыкой Синисало, что всё время спрашивал нас, где можно найти это произведение целиком. Это говорит о том, что музыка Синисало захватывает с первого раза даже людей, искушённых в музыкальном плане».

В заключении вечера торжественно прозвучали «хиты» Гельмера Синисало: «Танец калевальцев» и «Дуэт Ильмаринена и невесты» из балета «Сампо» в исполнении симфонического оркестра Петрозаводской консерватории. У Ивана Шмелёва есть опыт исполнения музыки композиторов Карелии. В составе разных коллективов – мужского хора Карелии, студенческого хора консерватории, как артист Музыкального театра – он исполнял произведения В. Кончакова, Б. Напреева, Г. Вавилова и Н. Мишукова. Но в качестве симфонического дирижёра он обратился к музыке Синисало впервые: «Музыка Синисало очень глубокая. Композитор везде подчеркивал национальные карельские и финские традиции. Невероятная пейзажность и лиричность пронизывают сочинения Синисало, а весь склад эпоса отражается в песенности. Все сочинения интересны по-своему. Особую роль занимает концерт для фортепиано с оркестром как мой первый опыт работы с симфоническим оркестром. Концерт Синисало, с одной стороны, не большой, но, с другой стороны, там есть такие диапазоны, где показаны все грани оркестра. Некоторые миниатюры из циклов для деревянных духовых очень захватывают». Художественный руководитель Симфонического оркестра и педагог Шмелёва по дирижированию доцент Алексей Александрович Кубышкин - глубокий музыкант с тонким чувством стиля. В интерпретации Шмелёвым музыки Синисало слышна его профессиональная школа. 

Остаётся добавить, что концерт прошёл «на одном дыхании». Необходимость полноценного возвращения музыки Синисало на концертные и театральные площадки стала очевидной.

Наталия Попова