Время дерзаний

В последние дни апреля, незадолго до длинных непредвиденных праздничных и нерабочих дней, ньюсмейкерами научной жизни в музыкально-образовательном пространстве России стали магистранты, аспиранты и ассистенты-стажёры – участники V Всероссийской научно-практической конференции «Музыкальное искусство: проблемы теории, истории и педагогики». 27-28 апреля 2021 года они объединились в реальном и виртуальном пространстве для того, чтобы представить свои научные разработки и услышать голоса других участников конференции. 

Смешанный формат конференции – дань времени и обстоятельствам, в которых проходила конференция. Стоит заметить, что научные конференции молодых учёных со статусом обучающихся относятся к тому сегменту образовательного процесса, в котором уместен цифровой формат. Он не препятствует цели конференции – апробации фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение профессиональных задач в области теории и истории музыкального искусства и культуры, музыкальной педагогики и психологии, музыкального исполнительства, композиции, аранжировки, этномузыкологии. Статус магистранта, аспиранта и ассистента-стажёра соответствует тому этапу профессиональной жизни музыкантов, когда начинает активно формироваться собственное «лицо» в науке. И на этом этапе виртуальная реальность не мешает установлению научных контактов и обмену мнениями. 

Порядковый номер конференции говорит о том, что у этого молодёжного научного форума уже есть история, а у Петрозаводской консерватории есть авторитет вуза, где наука молодых развивается и поддерживается руководством консерватории. В этом году участники конференции представили научные школы Петрозаводска, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Вологды, Саратова, Астрахани. Особенно широко были представлены научные школы Петрозаводской консерватории. Вуз-организатор подготовил не только наибольшее количество участников конференции. Впервые большое участников из Китая, обучающихся в Петрозаводской консерватории, позволило сделать отдельную секцию, посвящённую музыке китайский композиторов XX – начала XXI вв. 

Всего в очном формате и в формате online было заявлено более 50-ти докладов, сгруппированных в 6 секций: «Актуальные проблемы жанра, стиля и композиторской техники», «Творческие судьбы культуры в зеркале времени», «Музыкальное творчество ХХ‒ХХI веков», «Вопросы теории и истории музыкального исполнительства и интерпретации», «Музыкальное образование, педагогика и воспитание» «Музыкальная культура Китая». Также организаторы конференции предусмотрели такой распространённый в научном сообществе формат, как стендовые доклады. Стендовые доклады не дают возможность услышать докладчиков и пообщаться с ними, но, если учесть, что научные идеи продвигаются через письменные тексты, формат стендового доклада становится равноправным очному формату и формату online. Набирающий популярность формат online в силу технических особенностей чреват сюрпризами. К сожалению, не все заявленные участники конференции смогли подключиться в назначенное время к платформе Zoom. Очевидно, что техническое обеспечение проведения конференции требует совершенствования. 

Открыла конференцию проректор по научной и творческой работе кандидат искусствоведения, доцент Екатерина Гурьевна Окунева. Краткое вступительное слово было произнесено с интонаций, сочетающей официальность с неформальным обращением учёного с именем к молодёжи, делающей первые шаги в науке.

Современная отечественная наука характеризуется необычайной широтой тематики. Молодых исследователей интересуют музыкальные жанры (доклад Ларисы Малютиной «Юмореска и её историческое развитие», Чэнь Аньсяо «Китайская опера «Седая девушка» как пример коллективного сочинения), стили (доклады Елизаветы Черемной «Оперный стиль Г. Доницетти 1830-х годов», Ивана Портового «Джаз как стилевая основа творчества Николая Капустина»), отдельные произведения в контексте эпохи (доклады Алексея Горбунова «Бразильская Бахиана» № 4 Эйтора Вилла-Лобоса», Марии Козак «Загадка виолончельной сонаты Авенира де Монфреда», Дмитрий Маряхин «Программа и её отражение в сонате-каприс «Иродиады» Григория Зайцева, Ясоно Кайюань «Кантата Сянь Синхая «Желтая река» в контексте китайской музыкальной культуры XX века»), сольная инструментальная и концертная музыка (доклады Евгении Лубянцевой «Музыка для скрипки соло: от Баха до Телемана», Екатерины Гориной «Композиции альтового концерта Я. К. Ванхаля с позиции комбинаторики»), интерпретация современной музыки (доклад Татьяны Шмелёвой «Реквием Джона Раттера: история создания и особенности авторской трактовки»), творческие судьбы композиторов на фоне эпохи (доклады Яны Гурецкой «Некоторые сведения о начале организационной работы Р. М. Глиэра в Киевской консерватории (по архивным материалам)», Елены Кузиной «Юлий Блейхман и Ефросинья (Валентина) Куза: Двойной портрет на фоне Серебряного века», Анны Вегеры «Роль Карлоса Чавеса в музыкальной культуре Мексики»), отечественная и зарубежная историография (доклад Александра Девятко «Фигура Л. Бернстайна в отечественной и зарубежной историографии (вторая половина XX – начало XXI века)»), киномузыка (доклад Фёдора Соломенцева «Звуковая партитура фильмом Терренса Малика»), феномен современного композитора (доклад Даниила Попова «Композитор эпохи метамодерна: кто он?»), современные техники композиции (доклад Анастасии Титовой «‟ACH GOLGATHAˮ Карела Гуйвартса в аспекте синтеза сериализма, алеаторики и минимализма»), исполнительство и интерпретация (доклады Ады Черняк «Концерт для контрабаса С. А. Кусевицкого: исполнительский анализ», Ивана Шмелёва «исполнительские интерпретации Симфониетты для струнного оркестра Б. Чайковского» (на примере I части)», Петра Богомолова «А. Винклер как транскриптор-аранжировщик», Татьяны Мозиной «А. Б. Гольденвейзер Традиции фортепианной школы в России, педагогические  и художественные принципы мастера», Ольги Гайдуковой «Отечественные исполнительские домровые школы и передача их традиций в процессе преподавания в ДШИ», Александра Денисенко «Пение под язык в балалаечных традициях Русского Севера»), музыкальная педагогика, методика и музыкальное воспитание (доклады Натальи Катулиной «Воспитание музыкой: Чарльз Бёрни как педагог и композитор», Марии Капушинской «Концепция дуализма гармонии в ‟Учении о полярности созвучий и тональностиˮ Зигфрида Карг-Элерта», Тамары Словаковой «Проблема зажимов игрового аппарата домристов в методической литературе советского периода», Павла Гайдукова «Вопросы педагогики на раннем этапе обучения в классе баяна (по материалам сборников ‟MODERN ACCORDION PERSPECTIVESˮ)», песенное творчество китайских композиторов (доклады Чэнь Мейци «Песенное творчество Цзяньфэнь», Лян Янь «Песенное творчество Сяо Юмэя»), китайские народные инструменты в современности (Чжан Тун «Шэн в современном симфоническом оркестре Китая»).

Представленная неполная панорама докладов демонстрирует проблему, которую пришлось решать организаторам конференции: найти проблемно-тематические доминанты, позволившие выстроить стройную программу. Трудность состояла ещё и в том, что некоторые доклады, как это видно из представленного перечня, могли быть отнесены одновременно к разным проблемно-тематическим доминантам. Так произошло и с докладами, посвящёнными отечественной музыке. Но именно потому, что отечественная музыка в российском вузе всегда должна быть в поле внимания студентов, темы этих докладов стоит назвать отдельно: «Вокальный цикл А. Рубинштейна на стихи Г. Гейне ор. 32 (1856) в контексте литературно-музыкальной традиции Германии второй трети XIX века» (Алина Гудкова), «Мода на ‟Русскоеˮ в цикле Ц. Кюи ‟21 стихотворение Н. Некрасоваˮ» (Алина Зайцева), «О преобразованиях одной трехголосной канонической секвенции: по материалам рукописи С. И. Танеева к ‟Увертюре на русскую темуˮ» (Мария Монич), «Детские музыкальные впечатления А. А. Фета» (Мария Будилова), «Из истории вологодских постановок оперы Юлии Вейсберг «Гуси-лебеди» (Екатерина Чехова), «Морфология журнала «Советская музыка» Сталинской эпохи» (Наталья Горбунова).

Далеко не все иногородние участники конференции смогли приехать в Петрозаводск. Вероника Бойкова встретилась и поговорила со студенткой Санкт-Петербургской консерватории Марией Монич.

Вероника: Мария, вы были ранее в Петрозаводске?

Мария: Нет, это мой первый визит в Петрозаводск и в Петрозаводскую консерваторию.

Вероника:Ваш научный руководитель – Южак Киралина Иосифовна – много лет проработала в Петрозаводской консерватории. Вы приехали по ее рекомендации?

Мария: Не совсем. Я приехала по собственной инициативе, но она связана с тем, что Кира Иосифовна без конца рассказывает об этом своем педагогическом опыте и мне захотелось своими глазами увидеть, где же столько лет работала Кира Иосифовна, пообщаться с педагогами той среды, где она работала. Это было для меня важным опытом.  

 

В программах студенческих конференциях кроме фамилий докладчиков всегда указывается фамилия научного руководителя. В «тени» обычно остаются руководители магистерских программ. А их роль в обеспечении актуальности и новизны тематики весьма велика. Мы пробеседовали с руководителями магистерских программ. 

Ведущая секции «Актуальные проблемы жанра, стиля и композиторской техники» кандидат искусствоведения, доцент Ирина Владимировна Копосова рассказала Веронике Бойковой о важности участия магистрантов в конференции: 

«Я сначала скептически относилась к конференции, на которой будут выступать студенты-исполнители, но год от года растет и уровень подготовки учащихся, и у руководителей практическая ценность конференции как события возрастает. Мы видим, как работают другие педагоги, какие у нас студенты. Сейчас мне кажется, что это принципиально важно, особенно для исполнителей, потому что конференция дает возможность посмотреть на музыку, которую играешь, с совершенно другой стороны, и культура мышления, которую прививает научная деятельность, так или иначе потом отражается в исполнительской деятельности». 

 

Александра Копылова обратилась с вопросами к ведущей секции «Творческие судьбы культуры в зеркале времени» кандидату искусствоведения, доценту Любови Абрамовне Купец:

Александра: Любовь Абрамовна, как Вы оцениваете тематику конференции? Насколько она интересна и актуальна?

Любовь Абрамовна: Тематика конференции соотносима с современной жизнью музыкальной науки. В виду того, что выступают магистры, ассистенты-стажёры, которые пишут под руководством педагогов, то, конечно же, педагоги в принципе предлагают в большей-меньшей степени тематику современную. Поэтому, у нас большой разброс секций, и та секция, которую вела я, чрезвычайно эксклюзивна, с большим количеством архивных и необычных материалов. Эта секция из серии «впервые в это время», «впервые в России».

Александра: Как Вы оцениваете важность этой конференции для профессионального развития студентов?

Любовь Абрамовна: Я считаю, что выступление на любой конференции студентов и даже молодых педагогов – это важный шаг в профессиональной деятельности, поскольку это умение достаточно кратко, ёмко, компактно рассказать о том, что ты делаешь, для широкой и профессиональной аудитории. Гуманитарная наука – это наука публичная. Особенно сейчас в моде научная публицистика. Тот же «Арзмас» (просветительский сайт, посвящённый истории культуры – прим. автора) – это и есть публичная наука. Поэтому, конференция – важная часть научного пространства.

Александра: Какие темы Вам представляются наиболее актуальными?

Любовь Абрамовна: Неизвестные композиторы, чаще всего академической традиции; интересные ракурсы функционирования музыки в социокультурном пространстве; тексты о музыке, т.е. как музыка формируется в определённых текстовых структурах; а также эпохи, которые я всегда считаю «модными» – музыкальная советика, американистика и эпоха модерна. 

 

Бóльшая часть докладов китайских студентов была подготовлена под руководством с старшего преподавателя Веры Анатольевны Швецовой. Работа с иностранными студентами, для которых русский язык не является родным, требует от педагога особых качеств и навыков, таланта психолога и дипломата. Александра Копылова задала Вере Анатольевне несколько вопросов:

Александра: Вера Анатольевна, Вы уже давно работаете с китайскими студентами. Скажите, пожалуйста, какие особенности студента должен учитывать педагог, который с ним работает?

Вера Анатольевна: Очень важен уровень знания языка, поскольку если студент хорошо говорит по-русски или по-английски, то это существенно облегчает образовательный процесс. Кроме того, он должен уметь быстро реагировать. В работе с китайскими студентами обязательно нужно чётко формулировать и артикулировать слова, выражения, фразы. Ключевые слова являются непременным компонентом обучения. 

Александра: Как Вы оцениваете, насколько продуктивна работа с китайскими студентами в режиме онлайн?

Вера Анатольевна: Работа в режиме онлайн в плане продуктивности мало отличается от работы в очном формате, поскольку в общении многим студентам постоянно приходится пользоваться переводчиком, и это всегда отнимает много времени. В отдельных случаях я отправляю специально подготовленный текст, и они его переводят, а в переводчике присылают мне свой ответ.

Александра: По каким критериям происходит отбор тематики научных работ? Что предлагаете Вы, а что предлагают студенты?

Вера Анатольевна: Обычно мы отталкиваемся от специализации. Если это дирижер хора, то изучаем кантату, если дирижер симфонического оркестра, то пишем о шэне или ином инструменте и его взаимодействии с оркестром. Специализацию необходимо учитывать всегда, поэтому подчас приходится корректировать тему, чтобы она соответствовала направлению исполнительской деятельности студентов. Некоторые учащиеся настаивают на своей тематике. Так было с Чэнь Мейци, твердо решившей писать о песенном творчестве Гу Цзяньфэнь. Интерес подогревался личным знакомством с композитором. В этих случаях я всегда иду навстречу студентам, приветствуя их научную инициативу. 

 

Екатерина Гурьевна Окунева как проректор по научной и творческой работе отвечала за работу всей конференцию, а также как руководитель магистерских программ была ведущей двух секций. В конце конференции с ней побеседовала Наталия Попова:

Наталия: Екатерина Гурьевна, в этом году впервые была организована секция «Музыкальная культура Китая», в которой принимали участие только китайские студенты, каковы Ваши впечатления от работы этой секции?

Екатерина Гурьевна: Да, подобная секция действительно была организована в первый раз. Хотя китайские студенты участвовали в нашем мероприятии не впервые. В прошлом году они представили доклады на IV Всероссийской научно-практической конференции в составе других секций. Но в связи с локдауном конференция проходила исключительно в заочном формате. В этот раз, когда мы получили заявки, оказалось, что формируется отдельное тематическое направление, посвященное культуре Китая. Мне кажется, все прошло удачно. Для наших китайских студентов – это первый опыт публичного научного выступления. Темы, с одной стороны, отражают их интерес к собственной культуре, с другой стороны, нам не менее важно погрузиться в эту музыкальную среду.

Наталия: Каковы ваши впечатления как организатора после окончания конференции?

Екатерина Гурьевна: В организации мероприятия были определённые трудности. В первую очередь они касались онлайн-подключений, из-за чего не все иногородние участники смогли выступить. Но в целом, студенты достаточно организованны и мотивированы. Мне приятно отметить, что конференция становится с каждым годом всё масштабнее. У нас охотно выступают студенты из других музыкальных вузов. В этот раз мы едва смогли уместить доклады участников в два дня, пришлось организовывать работу параллельных секций. В подобном формате есть свои минусы и плюсы. С одной стороны, он очень мобилен и интенсивен, с другой – при параллельных секциях нет возможности послушать все доклады. Конечно, хотелось бы, чтобы конференцию посетило бóльшее количество студентов-слушателей.

Я очень благодарна за организацию конференции нашим руководителям магистерских программ – Ирине Владимировне Копосовой, Любовь Абрамовне Купец, а также тем педагогам, кто входил в оргкомитет: Светлане Александровне Останиной и Валерии Павловне Анцевой. Все они очень хорошо поработали. 

 

Конференция закончилась. У нас было время поразмышлять. Мы рады, что конференция с каждым годом набирает свои обороты. К нам присоединяются молодые учёные из разных уголков нашей страны и зарубежья. Смешанный вариант конференции (очно и онлайн) позволяет участвовать большему количеству желающих, невзирая на расстояния. Надеемся, что организационные проблемы, связанные в основном с онлайн-платформой, будут разрешены в следующем году. Присоединяясь к словам Екатерины Гурьевны Окуневой, желаем, чтобы следующую конференцию посетило больше студентов, так как темы, исследуемые аспирантами, магистрами и студентами актуальны, а большое количество секций позволяет среди многообразия докладов выбрать интересующие темы для каждого.

Слушали, беседовали и размышляли 
Александра Копылова, Наталия Попова и Вероника Бойкова

 


Дата публикации: 24.05.2021