Газета «Музыкальное обозрение» в Петрозаводске: от практики – к науке

В минувший четверг, 19 декабря 2024 года, в Читальном зале Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова состоялась презентация монографии А. И. Шинкаренко и Л. А. Купец «Рецепции отечественной музыкальной культуры 2010-х гг.» (по материалам газеты «Музыкальное обозрение»).

«Музыкальное обозрение» (МО) — на сегодняшний день одно из ведущих российских периодических изданий о классической и современной музыке. МО можно по праву назвать «миссионером музыкального слова», поскольку главной целью этого специализированного издания является не столько фиксация событий и тенденций музыкально-культурной жизни, но что важнее — формирование единого музыкального пространства на территории нашей страны. Необходимо также отметить тот факт, что МО — это интегративный феномен, сочетающий в себе печатное издание, интернет-версию, а также проектную, концертную и издательскую деятельность.

Новая монография авторов посвящена многостороннему анализу деятельности национальной газеты МО в период с 2010 по 2021 год с целью выявления процессов отражения и организации отечественного музыкально-культурного поля в этот период. В этом исследовании МО выступает в качестве историографического источника, содержащего в себе сведения о процессах, происходящих в исторической науке и в условиях ее функционирования.

В научных кругах остается спорным вопрос о важности и функциональности (используемости) периодических изданий (газет, журналов и т.д.) в качестве вспомогательных источников в историческом исследовании. Но многие отечественные ученые-историки, в том числе и авторы этой монографии, придерживаются того мнения, что без таких материалов взгляд на развитие исторической науки был бы неполным и искаженным. И в этом смысле периодика является богатым родником и зерцалом субъективных фактов общественного и политического значения.

В содержании монографии А. И. Шинкаренко и Л. А. Купец остовом и наполнением четырех основных глав работы стали три главенствующих (доминирующих) направления, формирующих деятельность МО:

  1. Создание единого музыкально-информационного пространства России. (Глава 2).
  2. Поддержание творчества современных отечественных композиторов и исполнителей (Глава 3).
  3. Сохранение памяти о выдающихся деятелях прошлого в России (Глава 4).

Для авторов проекта путь к его осуществлению был долгим и отнюдь не простым. По словам Л. А. Купец, к этой монографии она, в качестве одного из соавторов, двигалась на протяжении 20 лет, начиная с 2004 года. На протяжении двух десятилетий Любовь Абрамовну и МО связывает плодотворное творческое и профессиональное сотрудничество: выступление с докладом на научной конференции в Вологде в 2007 году, регулярные творческие встречи с главным редактором газеты Андреем Устиновым в стенах Петрозаводской консерватории, а также подготовка материала к монографии 2014 года, посвященного анализу имиджевых стратегий газеты. Для А. И. Шинкаренко монография явилась блистательным продолжением ее 178-страничной магистерской выпускной квалификационной работы на тему «Музыкальное обозрение» как историографический источник (2010-е гг.)», которая была с успехом защищена в 2023 году (материал об этом событии был опубликован на сайте МО, а также в одном из номеров газеты).

О трудоемкости созданной монографии цифры говорят красноречивее слов: в ходе работы было проанализировано 182 номера печатного периодического издания, а также 7226 материалов с сайта «Музыкального обозрения»!

Книга адресована исследователям, музыкантам, историкам культуры, преподавателям и студентам вузов культуры и искусства, а также всем, кто неравнодушен к миру современной журналистики.

В ходе презентации, отдельную благодарность за помощь в подготовке первого издания авторы выразили научному редактору – Т. В. Красковской (кандидату искусствоведения, проректору по научной и творческой работе Петрозаводской консерватории) и рецензентам ‒ Е. В. Лобанковой (кандидату искусствоведения, члену Союза композиторов РФ, члену Союза журналистов РФ), Е. Д. Девятко (кандидату искусствоведения, старшему преподавателю кафедры истории музыки Петрозаводской консерватории).

Выход монографии стал радостным событием еще и потому, что он, как нельзя кстати, совпал с юбилейным днем рождения главного редактора газеты МО – Андрея Алексеевича Устинова! Надеемся, эта работа станет для него радостным и душевным подарком.

Анастасия Башкович,
студентка Петрозаводской консерватории имени А.К. Глазунова

Фото: Полина Федорова

 


Дата публикации: 24.12.2024

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.