Первый день конференции

24 сентября в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова открылась Международная научная конференция «Музыкальное искусство и наука в контексте традиций и новаторства». Это значимое событие приурочено к 55-летию консерватории и рассчитано на четыре дня. В программе конференции представлено около 50 докладов, подготовленных участниками из музыкальных вузов Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Саратова, Екатеринбурга, Новосибирска, Барнаула, Нижнего Новгорода и Баку, представляющих разнообразные исследовательские направления: изучение теоретических систем, историография, семиотика, социология, эстетика, нотография. 

Первый день конференции был наполнен радостью встречи, общим воодушевлением и желанием поделиться своими научными разработками. С приветствием к участникам и гостям конференции обратился ректор Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Алексей Александрович Кубышкин, который в своем выступлении вспомнил знаменательную дату, положившую начало развитию отечественного музыкознания – 1925 год, время открытия в двух главных консерваториях России, Санкт-Петербургской и Московской, музыковедческих факультетов. Проректор по научной и творческой работе консерватории, доктор искусствоведения Екатерина Гурьевна Окунева, поздравив всех участников, отметила тесную взаимосвязь искусства и науки и их роль в деле просвещения.

Проректор по научной работе Астраханской консерватории, доктор искусствоведения,
профессор Л. В. Саввина поздравляет ректора А. А. Кубышкина
с юбилеем Петрозаводской консерватории).

В первый день прошла работа двух секций. Открыла конференцию секция, посвященная Александру Константиновичу Глазунову и его творчеству, и это вполне закономерно: наш вуз отмечает 55-летие и на протяжении 19 лет он носит имя композитора. Освещение фигуры А. К. Глазунова в историографических источниках раскрыли в своих докладах кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музыки финно-угорских народов, доцент кафедры истории музыки Л.А. Купец и аспирантка кафедры истории музыки Н. А. Горбунова, вопросы восприятия сочинений Глазунова в контексте времени, отраженные в эпистолярных свидетельствах, представил в дистанционном докладе кандидат исторических наук, доцент, президент Фонда А.Н. Скрябина и внучатый племянник композитора Скрябин Александр Серафимович.

Анализ рукописей учебных фуг и автографов сочинений Глазунова осветила кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова А. И. Янкус. Творчество Александра Константиновича в жанровом контексте балетных сюит Серебряного века представила Е.Д. Богомолова, аспирант сектора музыки РИИИ. В.С. Портной, кандидат искусствоведения, профессор кафедры специального фортепиано Петрозаводской консерватории рассказал о фортепианной школе Санкт-Петербургской консерватории, сложившейся во время ректорства А. К. Глазунова.

Вторая часть дня обозначила более широкий круг исследовательских тем в секции «Музыкальное искусство и наука в историческом и теоретическом осмыслении». По точному замечанию Натальи Павловны Хилько, кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской консерватории, «сама тема конференции “Музыкальное искусство и наука в контексте традиций и новаторства” предполагает широкий ракурс. С одной стороны, все темы разнообразные, с другой – каждая из них резонирует в определенной степени. Так, были несколько докладов, которые лично для меня, для раскрытия моих тем были полезны. Мы рады, что все участники, кто заявил свой приезд, смогли осуществить свои планы».

Проректор по научной работе РАМ им.  Гнесиных, доктор искусствоведения, доцент, профессор Т. И. Науменко рассказала о важном проекте, который поможет консолидировать научные ресурсы музыкальных вузов России. Это глобальный и трудоёмкий проект, участвующий в грантовой государственной программе Приоритет 2030 – «Научная карта России», за осуществлением которого мы с нетерпением будем следить.

Выделяя столь необходимую для развития научного знания идею сотрудничества, Ирина Владимировна Копосова, кандидат искусствоведения, доцент и заведующая кафедрой теории музыки и композиции Петрозаводской консерватории подчеркивает: «Первое, что меня необычайно радует, это то, что у нас в этом году расширился диапазон участников. Кроме докладчиков, которые верны нам многие годы и традиционно откликаются на наши приглашения – это К. В. Зенкин и Е. В. Ровенко (Московская консерватория им.  П.И.  Чайковского), Л. О.  Акопян (ГИИ, Москва), Т. В. Цареградская (РАМ им. Гнесиных, Москва), наши дорогие ленинградцы – К. И. Южак, А. П. Милка, А. И. Янкус, А. В. Денисов (Санкт-Петербургская консерватория им.  Н.А Римского-Корсакова), Ю. С. Векслер (Нижегородская консерватория им. М.И. Глинки), к нам присоединились новые участники. В этом году к нам приехали И. М. Ромащук (Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова), большой «десант» из Ростовской консерватории – А. В. Крылова, Е. В. Кисеева, К. А. Жабинский, Е. Ю. Андрущенко, Н. В. Дуда. Как справедливо заметила Татьяна Ивановна Науменко, наша российская наука – это наука, которая связана с консерваториями, и в каждой консерватории она развивается по-своему пути. Благодаря нашей конференции мы имеем возможность видеть диапазон научных исследований, ведущихся в отечественной музыкальной науке, и почувствовать себя к ним причастным. Работы представляют разную проблематику, в одних рассматриваются определенные прикладные вопросы, в других – широкие философско-эстетические темы… Я сегодня испытываю самые положительные эмоции и внутреннюю наполненность».

В рамках второй секции были высвечены темы глубокие, контекстные, каждая из которых была сосредоточенна на своих временных границах и спектре внимания. Е. В. Ровенко кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-аналитического отдела Московской консерватории определила эстетические и структурные аспекты французского стиля в музыке fin de siècle. А К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской консерватории проследил соотношение традиционного и новаторского мышления, отраженного в музыкальных текстах разных эпох и стилей, выявил изменения композиторского мышления и особенностей восприятия, связанные с предвосхищением и предслышанием, считыванием логических структур информации сочинения.

Исследование Т. М. Егоровой, соискателя кафедры композиции и оркестровки Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки было посвящено концертам латвийского композитора Петериса Вакса, а работа Е. Ю. Андрущенко, доктора искусствоведения, доцента Ростовской консевратории – национальным истокам мюзикла А. Иващенко и Г. Васильева «Норд Ост». 

Студенты, присутствующие на конференции, с интересом и участием слушали докладчиков и задавали вопросы. Елена Карасева, студентка 2 курса теоретико-дирижерского факультета отметила: «В первый день конференции было много интересных для меня тем, особенно выделю доклад, рассказывающий о балетных сюитах Серебряного века (Е. Д. Богомолова), о структурных константах в музыкальных текстах (К. В. Зенкин) и об истоках национального мюзикла (Е. Ю. Андрущенко). Также мне понравилась сама атмосфера в зале, которая однозначно располагала зрителя окунуться в мир науки, очень приятно и волнующе было находиться с именитыми профессорами разных вузов, спасибо консерватории за такую возможность!».

Максим Сосновенко, музыковед 2 курса, рассказал о своих впечатлениях: «Среди представленных докладов наибольшее впечатление на меня произвели выступления Константина Анатольевича Жабинского о совершенно, казалось бы, неожиданных, на первый взгляд, связях скрябинских исканий и творчества Глазунова. Также хотелось бы отметить невероятно интересный и понятный по логике развёртывания мысли доклад К. В. Зенкина о развитии структурных констант и информационных процессов на протяжении всего развитии музыки. Новыми красками заиграла для меня личность выдающегося английского композитора Генри Пёрселла после выступления доцента Ростовской государственной консевратории им. С. В. Рахманинова Натальи Викторовны Дуда».

В целом, первый день научной конференции оказался интересным и очень насыщенным, за что хотелось бы сказать спасибо каждому из тех, кто принимал в ней участие – от докладчиков до организаторов».

Материал подготовила Марина Сырбу 

 


Дата публикации: 26.09.2022