Третий день конференции

В третий день конференции работали три секции: «Перспективы изучения новой и новейшей музыки», «Музыка Скандинавских стран и Финляндии», «Стратегии развития музыкальной науки и образования». Первую секцию в онлайн-формате открыла кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова Александра Юрьевна Алексеева (тема «О вербальных композициях Кристофера Хоббса»). 

Проблематика изучения новой и новейшей музыки прозвучала далее в выступлениях доктора искусствоведения, доцента, проректора по научной и творческой работе Петрозаводской консерватории Екатерины Гурьевны Окуневой («Сериальная техника в Сонате для двух фортепиано Мишеля Фано: между новацией и авторством»); доктора искусствоведения, профессора кафедры современной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Марианны Сергеевны Высоцкой («К проблеме микстовой композиции: Марко Строппа vs. Марк-Андре Дальбави»); доктора искусствоведения, заведующего Сектором теории музыки Государственного института искусствознания Левона Оганесовича Акопяна («Плачи о конце XX века»). В вопросах и высказываниях участников секции прозвучала тема эстетической оценки и особенностей восприятия новейшей музыки, требующей рационального подхода. Эсхатологическая концепция произведений, рассмотренных Л. О. Акопяном, вызвала у оптимистически настроенной аудитории остроумную реакцию, сформулированную Ириной Владимировной Копосовой: «Левон Оганесович дал нам надежду на светлое будущее». 

Выступление доктора искусствоведения, профессора кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Юлии Сергеевны Векслер («Двенадцатитоновая опера в годы Третьего рейха») было посвящено операм последователей Берга Пауля фон Кленау (1883-1946) и Винфрида Циллига (1905-1963). 

С новым видом современного искусства – перформативными инсталляциями – слушателей познакомила доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова Александра Владимировна Крылова («Перформативная инсталляция как социально значимая форма современного искусства: история и теория»).

Новая и новейшая музыка привлекает молодых и начинающих исследователей. Поэтому перед началом работы секции было взято небольшое интервью у ведущей секции «Перспективы изучения новой и новейшей музыки», кандидата искусствоведения, доцента, заведующей кафедрой теории музыки и композиции Петрозаводской консерватории Ирины Владимировны Копосовой, которая рассказала о том, какие проблемы новейшая музыка выдвигает перед исследователем: «Мне кажется, что всё зависит от направлений жанров в музыке и, как показывает конференция, от направлений исследований, поскольку они могут быть очень разные, могут иметь прикладную природу, а могут – более академическую. Это один ракурс. Другой ракурс, который сейчас образуется, на мой взгляд, это проблема доступа материала, особенно зарубежной музыки. Мы обсуждали это в первые два дня конференции, поскольку все ресурсы, которые позволяли добывать ноты, на сегодняшний день закрываются или закрыты уже. Как мы будем изучать современную американскую музыку и современную неотчественную музыку в целом – это большая проблема».

Вторая секция была посвящена музыке Скандинавских стран и Финляндии. Это научное направление активно развивает именно Петрозаводская консерватория. Неудивительно, что работу секции открыл доклад доцента, заведующей кафедрой теории музыки и композиции Петрозаводской консерватории Ирины Владимировны Копосовой. Символично, что свой доклад она посвятила симфониям Сибелиуса.

Тему поэтики в заглавиях произведений у Симона Стин-Андерсена раскрыла доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных Татьяна Владимировна Цареградская. После завершения работы секции она ответила на вопрос о вкладе североевропейских композиторов в развитие новой и новейшей музыки: «Я очень высоко их оцениваю, потому что у меня движение в эту сторону началось с сочинений творчества Кайи Саариахо. Это же совершенно выдающаяся фигура! Потом я из текстов поняла, что, кроме Саариархо, есть ещё Магнус Линдберг и Эса Пекка-Салонен, причём последний является не только выдающимся дирижёром. А потом к ним примкнул датчанин Симон Стин-Андерсен, и я понимаю, что он не один там был. Похоже, особенно в Финляндии, есть очень хорошая система образования. Когда я об этом прочитала, мне показалось, что композиторы стоят на пути постепенного восхождения. В Финляндии был такой президент Урхо Кекконен, который четыре раза переизбрался. И по легенде, ему принадлежит фраза: “У нас нет нефти, газа..., но у нас есть люди. И мы будем выращивать их как большой цветущий сад”. Не могу сказать, что точно цитирую. И это предлог какого-то особого внимания для того, чтобы развивать в человеке творческое начало и вообще всё самое лучшее. И это касается и Академии Сибелиуса, и всего. Поэтому северо-западное направление очень разумно к этому подходит – и как-то свободно, и с юмором, и без перегибов. Мне очень импонирует то, что они делают».

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской консерватории Ирина Николаевна Горная, автор монографии о финской камерно-вокальной музыке XX века, представила доклад об интерпретации русских литературных источников в финской вокальной музыке. Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской консерватории Елена Александровна Анхимова посвятила свое выступление произведениям для кантеле современных финских композиторов.

Научное пиршество продолжается. 

Слушала, внимала, размышляла
и фотографировала Александра Копылова

 


Дата публикации: 27.09.2022