27 сентября подошла к завершению Международная научная конференция «Музыкальное искусство и наука в контексте традиций и новаторства». Положительные эмоции от прошедшего мероприятия остались и у ее слушательской аудитории, и, хочется надеяться, у ее участников.
Пётр Анатольевич Чернобривец, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, побывал в стенах нашей консерватории впервые. Карелию же он посетил 39 лет назад! На конференции он представлял научную школу Татьяны Сергеевны Бершадской, а его доклад «О перспективах развития теории тонального родства» вызвал большую дискуссию между представителями других научных школ.
Своими впечатлениями о конференции и Петрозаводске поделился доктор искусствоведения, заведующий Сектором теории музыки Государственного института искусствознания (Москва) Л. О. Акопян:
– Конференция была очень насыщенной, поэтому к общему знаменателю привести свои впечатления пока трудно. Но многое запомнилось. Было живо, и дискуссии бывали, иногда даже острые. Еще приятно осознавать, что на заседания приходит много молодежи.
Вообще все, что касается новой музыки и исследований музыкальных проблем Севера (поскольку деятельность Петрозаводской консерватории сосредоточена именно в этой области), это всегда интересно и познавательно. В самом Петрозаводске бывать я очень люблю, потому что здесь хорошая компания, прекрасные хозяева, да и в целом очень живо и приятно. Незабываемое зрелище – это, конечно, берег Онежского озера. А так удалось посетить много интересных мест: остров Кижи, водопад Кивач и даже съездить в глубинку Карелии к вепсам. В этом году это уже четвертое мое посещение города. Первое, если правильно помню, было в 1999 году. Тогда в консерватории проходила конференция, посвященная памяти Ю. Г. Кона.
От себя хотелось бы добавить, что конференция стала знаковым событием в истории Петрозаводской консерватории. Уникальность этого события предопределила программа, а выступления участников сделало конференцию разнообразной и глубокой по содержанию и яркой по эмоциональной подаче. Для студентов это был незабываемый масштабный мастер-класс. Не сомневаюсь, что прошедшие четыре дня в начале учебного года дадут сильный импульс дальнейшим научным изысканиям и педагогам, и студентам.
Мы задали несколько вопросов также участникам заключительного дня конференции:
Н. П. Хилько, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова выступила с докладом «Публикации Ю.Г. Кона в журнале «Советская музыка» / «Музыкальная академия»: жанровый аспект»:
– Наталия Павловна, скажите, пожалуйста, все ли научное наследие Юзефа Геймановича Кона к настоящему времени опубликовано?
– Научное наследие Кона представлено в разных источниках. Но, насколько помню, есть одна неопубликованная работа. Поэтому наша задача состояла именно в собирании всех его материалов в полном собрании. Есть работы, которые размещены в сборниках. Они находятся в национальных библиотеках, а вот тезисы, материалы конференций, которые делала наша консерватория, существуют только в наших библиотеках. И то, что там опубликовано, тоже представляет собой научную ценность. Поэтому было решено сделать полное собрание, которое, мы надеемся, выйдет в скором времени. Четыре тома уже оцифрованы, а пятый сейчас находится в состоянии подготовки.
– Будучи студенткой Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Вы обучались в классе Ю. Г. Кона и под его руководством выполнили и дипломную работу (1986), и кандидатскую диссертацию (1998). Расскажите, пожалуйста, о своем опыте работы с Юзефом Геймановичем, Какие впечатления от общения с ним сохранила Ваша память?
– Юзеф Гейманович – фигура особая. Работать с ним, с одной стороны, было очень трудно, а с другой – интересно. Если сейчас студенты приносят свой текст, то мы начинаем править, однако он никогда ничего не исправлял, а лишь говорил: «Почитайте вот такую-то книжку или такую-то статью». Причем первоначально нам было непонятно, какое отношение имеет к твоей работе рекомендованная книга или статья. И вот когда ты понимал, для чего он дал эту книжку и что хотел сказать, это был признак твоего профессионального роста. Юзеф Гейманович никогда нам ничего не растолковывал. Сколько поймешь, столько поймешь. Поэтому, если посмотреть список дипломных работ его выпускников, то можно увидеть, насколько они все разные. Он, конечно, мог предложить тему, но в то же время для него было важно, чтобы студент сам понял, о чем хочет писать. Помню, что в моей диссертации, когда текст был готов, в последнем абзаце он поправил последнее предложение, сделал его рельефнее, чем я это смогла сформулировать для себя. Вот его принципы работы. Поэтому попасть в класс Кона было трудно и, как правило, попадали те люди, которые были готовы работать в такой системе.
Н. С. Михайлова, старший преподаватель кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова выступила с докладом «Музейные собрания как источник изучения традиционной инструментальной культуры Карелии».
– Наталия Сергеевна, скажите, пожалуйста, насколько полным в настоящее время являются музейные собрания с точки зрения традиционной музыкальной культуры Карелии?>
– К сожалению, не все инструменты представлены в музейных коллекциях. Особенно поздних музыкальных инструментов практически нет: коллекции гармоник, балалаек. Нет ни одной балалайки, которая была бы сделана своими руками, хотя нам известно, что в деревне Фоймагубе (Медвежьегорский район) делали балалайки. Об этом писал Евгений Владимирович Гиппиус в своей статье, опубликованной в 1927 году. Хотелось бы, чтобы коллекции традиционных музыкальных инструментов в музеях пополнялись.
Конференция завершилась, но остались замечательные воспоминания. В 2023 году по итогам мероприятия планируется публикация сборника статей. Будет что прочитать и о чем подумать.
Впечатлялись, задавали вопросы и фотографировали Анастасия Шинкаренко и Радис Гайниятов
Дата публикации: 03.10.2022