Дискуссионный клуб

Наука дает крылья уму

5 ноября 2022 года состоялся первый Дискуссионный клуб и Открытая научно-практическая конференция в Детской музыкальной школе им. Г. Синисало. В конференции приняли участие преподаватели и ученики детских учебных заведений Петрозаводска: Детской музыкальной школы им. Г. Синисало, Детской хоровой школы, Средней общеобразовательной финно-угорской школы им. Э. Лённрота и Детской музыкальной школы № 1 Баренцева региона (филиал «Плесецкая ДШИ», п. Савинский). В проекте приняли активное участие студенты Петрозаводской государственной консерватории, а именно участники Студенческого общества науки, исследований, публицистики журналистики «Ящик Пандоры». Они рассказали учащимся о профессиональном пути музыковеда и исполнителя от начального образовательного звена до окончания высшего учебного заведения. Три доклада анонсировали начало работы нового направления деятельности «Ящика Пандоры» – просветительские лекции для детей «Ted Kids».

Наука поначалу кажется сложным и неподъемным делом, особенно при первом опыте и для ребенка. Вместе с тем, именно наука способна развить рациональное и творческое мышление, обогатить речь и улучшить навыки общения учащихся. На помощь к юным ученым приходят чуткие, профессиональные и творческие педагоги! Направляя и поддерживая ребенка, они помогают разобраться в вопросах исполнительства через осмысление законов построения музыкального произведения. Итогом внимательной и продуманной работы преподавателей ДМШ им. Г. Синисало с учащимися стала открытая детская научно-практическая конференция (составленная из направлений: «Разумный слушатель» и «Разумный исполнитель»). Вместе с конференцией, был проведен дискуссионный клуб, на обсуждение которого были предложены спорные темы, представляющие интерес не только для учащихся и педагогов, но и для родителей выступающих. Юные исследователи рассказывали о произведениях из собственного репертуара по специальности или о любимом сочинении, иллюстрируя доклад музыкальным исполнением. Конференция и дискуссионный клуб преследовали цель повысить уровень осмысленности при исполнении произведений программы, а также сделать слушание и понимание музыки более глубоким.

(Чистякова А. В.)

Мероприятие придумала и организовала преподаватель школы, музыковед и выпускница Петрозаводской государственной консерватории Чистякова Анна Владимировна. Выступив с приветственным словом, она рассказала слушателям о структуре конференции, огласила название секций и объяснила, что по итогам отбора заявок были сформированы блоки по сходным темам. Таким образом, порядок выстроился по следующим направлениям: старинная музыка, музыкальная культура Карелии, творчество современных композиторов. Доклады, обобщающие опыт музыкального образования, представили двое участников: студентка 2 курса народного отделения Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова Паутова Валентина с темой «Я – народник», а также руководитель «Ящика Пандоры», преподаватель консерватории Сырбу Марина Николаевна с темой «Я – музыковед».

О старинной музыке рассказали Марков Тимур, Виноградова Милана (науч. рук. Чистякова А.В.), Кабанова Лидия (науч. рук. Петрова Е.В.), Савосин Лев, Степанова Вероника, Миллер Полина (науч. рук. Башкирова В.А.).

(Савосин Л., концертмейстер Ублиева Л. Н.)

(Миллер П., концертмейстер Ублиева Л. Н.)

Савосин Лев темой своего доклада избрал произведение «Ave Мaria» Шарля Гуно. С помощью яркой презентации он рассказал об изобретательной переделке произведения И.С. Баха – первой прелюдии С-dur первого тома «Хорошо темперированного клавира» в импровизацию для скрипки и виолончели («Размышление над прелюдией Баха»). Мелодия Гуно, рожденная по вдохновению от первоисточника, по мнению Льва, неизменно вызывает у слушателей «высшее чувство наслаждения».

Кабанова Лидия, участница с видеодокладом из ДМШ п. Плесецк, представила слушателям занимательный рассказ о клавирной книжечке В. Ф. Баха. Дав определение понятию инвенции («выдумка, изобретение»), она описала цикл в целом, отметила особенности организации формы, ритмического рисунка и план построения некоторых из полифонических пьес. Лидия исполнила первую двухголосную инвенцию До мажор, предварительно заметив, что во втором и третьем разделе формы тема произведения проходит в зеркальном отражении. В окончании выступления Лидия заключила: «Полифония – это не просто, нужно учиться следить за голосами и уметь сосредотачиваться». Постичь эти моменты ей помогает представление голосов произведения в виде беседы двух друзей. Слушатели отметили обстоятельное повествование участницы о стилевых, характерных и исполнительских особенностях, а также высокое качество срежиссированного видеодоклада.

Двое учащихся связали свои темы с историей музыкальной Карелии. Ольга Сырбу (науч. рук. Сырбу М. Н.) рассказала о Союзе композиторов Карелии и сосредоточила внимание на произведении лауреата и дипломанта международных конкурсов, преподавателя консерватории, члена Союза композиторов Карелии Полины Викторовны Крышень. В ходе доклада была представлена пьеса композитора для камерного состава «Лента Мёбиуса». Ольга рассказала о том, как название произведения отразилось в музыке и как свойство пространственного объекта, не имеющего ни начала, ни конца, воплотилось в закольцованном движении мотивов. Автор доклада отметила приближение важной даты, а именно – юбилея Союза композиторов Карелии, которому в этом году исполняется 85 лет. В честь такого знаменательного события будет проведен симфонический концерт в Карельской государственной филармонии. В программе представлены произведения сочинений для симфонического оркестра, зрителей, в том числе, ждут и премьеры.

Михайлова Софья (науч. рук. Павлова Л. Е.) выступила в качестве музыкального журналиста. Название ее видеоролика «По следам Гельмера Синисало» по стилю повествования напомнило слушателям сюжеты телеканала «Культура». Софья изучила многие интересные факты из жизни композитора и поделилась с ними в сюжете. Она рассказала о том, что Гельмер Синисало не только сочинял музыку, но и писал картины, что ему принадлежит первенство в создании национальной симфонии («Богатыри леса», 1949) и национального балета («Сампо», 1959), и в своем творчестве он опирался на литературное и музыкальное наследие Карелии – «Калевалу», музыку и напевы национального фольклора.

Софья была не единственной, кто представил работу в номинации «Музыкальный блогер», свой видеосюжет – экскурсию по любимой школе ‒ представила Нелли Левина (науч. рук. Левина А. А.). Самая младшая участница провела познавательный обзор. Зрители оценили творческий подход, искренность и непринужденность юного автора.

Тютюнова Анна (науч. рук. Павлова Л. Е.) в форме мультимедийного проекта рассказала о своем любимом направлении – про рок-музыку. Презентация содержала многие примеры, что способствовало красочному дополнению доклада. Анна смогла увлечь слушателей и представить краткий дайджест разных роковых направлений.

А главной темой исследования Аветисян Лидии (ДШИ, п. Плесецк, науч. рук. Вебер Л. Е.) стал джаз. Участница в заочном формате представила его историю, проиллюстрировав доклад красочной презентацией.

Про композиторов нового времени рассказывала публике Савенкова Полина (науч. рук. Башкирова В. А.). Выступающая выбрала темой своего доклада «Ноктюрн» Арама Хачатуряна из драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад». После изложения некоторых биографических сведений о жизни и творчестве композитора, а также особенностей избранного сочинения Полина исполнила музыкальную иллюстрацию.

(Проведение Дискуссионного клуба)

В перерыве между блоками Открытой детской научно-практической конференции был проведен Дискуссионный клуб. Данная форма проведения обсуждения была выбрана для того, что развивать у учащихся умения отстаивать собственную точку зрения и правильно реагировать на критику изложенных тезисов. Группам были предложены провокационные и животрепещущие темы, которые вскрывали определенные трудности во время процесса обучения. Участники выразили неподдельный интерес к дискуссиям: «Нужны ли шпаргалки?», «Стоит ли преодолевать боязнь сцены или она пройдет сама?». Спор между командами долго не утихал, но каждый смог корректно отстоять свое мнение. Ребята старались слушать оппонента, следили за тоном и уважительно вносили свои возражения. В дискуссии приняли участие студенты из студенческого общества науки, исследований, журналистики и публицистики «Ящик Пандоры» – Паутова Валентина, Самуйленков Андрей, Семко Дарья, Минушкина Алиса и руководитель Сырбу Марина Николаевна. Активно помогали в обсуждении проблем и преподаватели ДМШ им. Г. Синисало и родители юных исследователей. В итоге проведения клуба стало ясно, что ведение дискуссии – это полезный навык, который определенно необходим и принесет свои результаты в будущем. Ребята поняли, как важно уметь общаться, находить компромиссы и решать проблемы вместе.

«Ящик Пандоры» благодарит Анну Владимировну за приглашение к участию, и, в свою очередь, приглашает на лекции «Ted Cons» с обсуждением итогов Открытой детской научно-практической конференции и Дискуссионного клуба и выражает надежду на дальнейшее сотрудничество!

Материал подготовила

участница студенческого общества науки, исследований,

журналистики и публицистики «Ящика Пандоры»,

студентка 2 курса,

музыковед Дарья Семко

 


Дата публикации: 28.11.2022