Электроакустическая музыка в Петрозаводской консерватории: Начало

В марте этого года в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова начал свою работу студенческий проект по изучению, сочинению и популяризации электроакустической музыки «Северная музыкальная лаборатория электроакустики». В рамках проекта состоялись серия лекций и два концерта, подготовленные его авторами – студентами 3 курса Юрием Петровым и Юрием Фроловым.

История электроакустической музыки насчитывает уже более 70 лет, однако изучение этой области в структуре классического музыкального образования до сих пор представляет определенную лакуну. История направлений электроакустики занимает довольно скромное место в курсе современной музыки и у студентов исполнительских специальностей, и у студентов-музыковедов. Начинающих композиторов, хоть и учат способам создания электроакустических произведений, но происходит это лишь на последних курсах. Для разрешения перечисленных проблем требуется освоение широкого круга специализированных профессиональных знаний, связанных с историей и эстетикой электроакустики, а также получение навыков, направленных на овладение компьютерными редакторами, звукозаписывающей техникой и опыта работы с модульным синтезатором, микшерским пультом и др.

В попытке создать условия для более углубленного и осмысленного освоения обозначенной области, двое студентов консерватории – композитор Юрий Петров и пианист Юрий Фролов – задумали проект по созданию «Северной музыкальной лаборатории электроакустики». Он состоит из двух блоков – лекционного и практического; первый из них стартовал еще в марте, а второй – в конце апреля.

Набранная группа слушателей насчитывает около двух десятков человек, это не только студенты консерватории разных курсов и специальностей, но и учащиеся Петрозаводского государственного университета. Для тех, кто по разным причинам не может присутствовать в аудитории, предусмотрены онлайн-трансляции.

Практические занятия для участников программы начнутся в сентябре: каждый из группы сможет попробовать себя в электроакустической композиции, продвинуться в направлении обработки аудио материала, изучить ресурсы модульного синтеза. А пока для демонстрации участникам проекта возможных перспектив и в целях продвижения электроакустической музыки Юрий Фролов и Юрий Петров представили свои электронные опыты в двух концертах. 23 апреля в Малом зале прошел первый из них, а 10 мая авторы и организаторы курса показали свои сочинения и в Большом концертном зале Петрозаводской консерватории. В программах звучала и чисто электронная музыка, и соединяющая электронные и акустические ресурсы. Многое в концертах было необычным: в качестве ведущей выступил электронный симулятор человеческого голоса, вместо привычных для традиционного формата концерта исполнителей были операторы, воспроизводившие акусматическую музыку (в их роди выступали сами авторы).

Юрий Петров представил на суд публики два электроакустических опуса. В первом концерте прозвучал опус «S.T.1», состоящий из четырех номеров: «Кто говорит?», «Et cetera» (слова Н. Подвального), «Ворон» (стихотворение Э. По), «Stabat Mater» (в переводе Д. Мережковского). На майском концерте был представлен второй опус – «S.T.2», состоящий из одного большого сочинения – «Sinfonia», композиции, которая, по словам автора, «охватывает несколько стилей, техник и жанров музыки».

Юрий Фролов написал для концертов два цикла для акусматики и голоса: «Пять лжей» и «Три истины», исполнительницей вокальной партии в них выступила студентка консерватории Виктория Федорова. Премьера первого цикла состоялась 23 апреля, а на концерте 10 мая уже звучал диптих, организованный с опорой на принцип дихотомии. В основу «Лжей» легли тексты русских поэтов – А. С. Пушкина и А. И. Введенского, их звучание, как указано в программке концерта, кроме цифровых звуков использует полевые записи, выполненные в Кондопоге (Колокола храма Рождества Богородицы, человеческие голоса), шумы улиц Петрозаводска, водопада Кивач, Москвы (звуки деятельности внутри Центра электроакустической музыки и библиотеки им. Ленина), а также другие записанные аудиоматериалы (звуки деревянной двери, автоответчика поликлиники №2, заводных игрушек, игрушечного пианино). Во втором цикле тексты современного автора – Софии Трипецкой (два первых номера) – соседствуют с античными, принадлежащими Гомеру (третий номер использует фрагмент пятой Песни «Одиссеи» в пяти версиях перевода и в оригинале).

Оба концерта включали визуальный компонент: в первом концерте был использован видеоряд, во втором – световое сопровождение. Видеоряд, проецировавшийся на стены и потолок Малого концертного зала, преобразовал академическое пространство с роялями и органом, перенес зрителей в особую реальность. В основном он представлял трансляцию отдельных слов или фрагментов текстов, использованных в номерах. Текст отображался не статично: шёл с помехами, «дрожью» или движением по стене. По словам композиторов «видеоряд – это необходимое зло». Ю. Петров и Ю. Фролов считают музыку самоценным видом искусства, поэтому ей, вне зависимости от направления, не нужны «костыли» или «подпорки», помогающие восприятию. Однако на этапе популяризации видеоряд помогает неподготовленному слушателю электроакустической музыки быстрее погрузиться в атмосферу непривычного звукового пространства.

Во время второго концерта роль видеоряда выполнял сценический свет, который играл свою роль: в динамичных фрагментах усиливал пульсацию, а в моменты прояснения электронного звучания освещал лучами сцену, играя оттенками теней на фигурно-рельефных стенах Большого зала Петрозаводской консерватории.

Мы спросили авторов музыки о том, как шла работа над ней.

– Ваши сочинения включают разный материал: это электронные тембры, звуки речи, записанное и преобразованное звучание акустических инструментов. Как проходил отбор материала и композиционные процесс?

Юрий Петров:

– Вся моя музыка строится на полевых записях, обработанных и необработанных. В какой-то момент собралась критическая масса интересных для меня звуков, при прослушивании которых у меня возникло общее представление о том, как их использовать в сочинении. В нем каждый записанный звук перестает быть отдельным звучанием и становится частью целой структуры. Таким образом, музыка у меня выходит на первый план… Одновременно с этим, все мои произведения так или иначе связаны с текстом, стихотворениями «Ворон» Эдгара По, «Stabat Mater» Дмитрия Мережковского…; но связаны лишь в обобщенном виде, а не в конкретном отображении его сюжета.

Юрий Фролов:

– В связи с вопросом о выстраивании сочинения я добавлю, что я скорее строю некие пространственные картины, а не просто музыкальные произведения, где есть начало, середина и конец. Я с глубиной строю пространство, по которому можно мысленно перемещаться и смотреть с любой стороны, а не линейно воспринимать все с одной точки зрения. Здесь воплощен более иммерсивный опыт.

– Чем определены названия ваших сочинений?

Ю. П.: Название «S.T.» – это аббревиатура от слов «Sanctum Tellurium», в переводе на русский означает – «Святая Планета» и представляет собой звуковой образ планеты Земля. «S.T.1» – это сборник первых моих электроакустических композиций. Он представляет своего рода каталог пьес электроакустического формата, а обозначение «S.T.» – это как «К» (по Кёхелю) у В. Моцарта или «BWV» (нумерация Шмидера) у И. Баха. Собрание этих композиций можно трактовать и как цикл, потому что все номера связаны между собой.

Ю. Ф.: По поводу названия. Мне нравится, что первый цикл достаточно сказочный. Как говорится, сказка ложь да в ней намёк. Мне кажется, это очень меткое попадание в связь музыки и названия. В самом названии также есть определённый реверанс в сторону «Книги лжей» Алистера Кроули, он выражен в созвучии слов и ассоциациях.

Также название указывает на способ воспроизведения музыки: в акусматике, нет видимого исполнителя, звучат колонки. Это до сих пор многими академическими музыкантами, преподавателями, студентами консерватории, воспринимается чем-то ненастоящим, ненатуральным, лживым. В моем случае единственный натуральный инструмент – это голос. В моей композиции возникает столкновение того, что голос – это что-то правильное, а акусматика – ложь. Ложь также возникает и в моменте исполнения. Как я уже сказал, акусматика – это то, что звучит из колонок, но в момент исполнения я находился на сцене вместе с солисткой и исполнял роль, так скажем, «диджея» – это, тоже получается не совсем акусматика. И из таких мелочей (в каждом номере задумывались такие обманки) складывается весь цикл. Я, как автор, играю со слушателем, ловя их, как рыбак на удочку.

Интерес слушателей к лекциям проекта и электроакустическим концертам вселяет надежду, что электроакустика в консерватории «пустит корни». Пожелаем молодым композиторам успехов и в их творчестве, и в продолжении реализации мероприятий «Северной музыкальной лаборатории электроакустики».

Материал подготовили Марина Сырбу и Наталия Попова


Дата публикации: 16.05.2023

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.