Gnesin Contemporary Music Week

Gnesin Contemporary Music Week –

фестиваль современной музыки: от идеи к воплощению

В Российской академии музыки имени Гнесиных прошел Пятый фестиваль современной музыки Gnesin Contemporary Music Week. В этом году он посвящен искусству мультимедиа и электронным технологиям в композиции и исполнении, проект запланирован на несколько месяцев, а представление итогов ожидается в марте 2023 года.

С 11 по 14 октября в залах Академии, Центра электроакустической музыки и галереи Граунд Солянка проходили воркшопы, лекции, обсуждения и концерты. Образовательная программа Multimedia Studies предназначена для музыкантов, музыковедов, композиторов и ставит целью найти новые методы исследования, применимые для понимания и анализа современной музыки.

Слово, которое чаще других приходит на ум, когда думаешь о проекте Gnesin Week Contemporary music, – это «уникальность». Каждый год фестиваль современной музыки представляет премьеры самых новых сочинений различных авторов насколько возможно широкого географического диапазона, собирает ярких спикеров и устраивает мастер-классы музыкантов, специализирующихся на исполнении разного рода сложных нотных, графических и импровизационных партитур. Год от года участники вместе с кураторами осмысляют нарождающиеся артефакты искусства, фестивали, посвященные наиболее значимым, актуальным, требующим внимания и вызывающим вопросы темам, побуждают к диалогу, предоставляя широкое поле для исследования. Каждый год Gnesin Week не перестает удивлять и быть уникальным.

Организаторами, вдохновителями являются музыковеды, лекторы, журналисты, кураторы музыкальных проектов и преподаватели Гнесинки – Татьяна Яковлева и Ирина Севастьянова. Именно с ними мне удалось побеседовать на тему опыта организации, о прошлом и будущем проекта.

М.С.: В этом году проекту Gnesin Week Contemporary Music пять лет и можно с уверенностью утверждать, что за это время он стал знаковым явлением в современной музыкальной культуре Москвы, определенным брендом и символом всего самого нового и актуального! Подводя промежуточные итоги, хочется обсудить ваш уже достаточно богатый опыт в организации программы фестивалей, вспомнить как все начиналось, как зарождались идеи, насколько все, что вы задумали сбылось, и какие мысли у вас есть по поводу дальнейшего развития вашего проекта?

Первая запись, которая представила анонс «Недели современной музыки» в Гнесинке, появляется в 2018 году в группе, посвященной фестивалю. В опубликованном посте СНТО и Студенческий Совет приглашают на серию воркшопов, открытых репетиций и лекций, предназначенных для учащихся разных исполнительских специальностей, дирижеров, композиторов и теоретиков. Выходит, что авторами и организаторами Gnesin Week Contemporary Music были студенты?

Т.Я.: И студенты, и аспиранты, да. Я тогда уже немного преподавала и была аспиранткой, а Ира – студенткой. Помимо нас активную роль в организации принимала Наташа Вересковская, много идей и концепций обсуждали вместе с Володей Жалниным и Денисом Добровольским — все гнесинские студенты и аспиранты. Кроме того, волонтерскую поддержку фестивалей часто оказывают участники гнесинского СНТО и Студенческого совета.

В Гнесинке очень мало играют современную музыку, особенно ансамблями. Мы видели в этом большую проблему: казалось бы, профессиональные музыканты, но не сталкивались с эстетикой новой музыки, с исполнением, с осмыслением. Чтобы к этой сфере проявлялся студенческий интерес, должны быть соответствующие запросы от учебного заведения, организация подобных инициатив.

У первого Фестиваля была небольшая предыстория, которую можно вспомнить. Еще до 2018 года мы организовывали в Гнесинке встречи с современными композиторами, мастер-классы, показывающие современные техники исполнения, например, с Иваном Бушуевым и другими музыкантами. То есть некоторые «бурления» в области новой музыки постепенно возникали, хотя и не были столь масштабными и носили разовый характер. Но они дали почувствовать, что это необходимо и важно, и нам самим, и участникам.

Первый фестиваль был в большей степени ориентирован именно на музыкантов: было большое количество мастер-классов, предварительных репетиций с ансамблями, на которые проходили в качестве тьюторов участники существующих профессиональных коллективов, например, из «Студии новой музыки» и «МАСМ». Кто-то из них приходил разово, кто-то регулярно. Опыт такого сотрудничества и общения был очень важным и даже необходимым на том этапе.

Впоследствии Фестиваль менялся, и в поле нашего внимания попадали различные направления деятельности. Появившиеся немного позднее, например, практикумы «МАСМа» для музыкантов, другие организованные воркшопы в Москве помогли освоить ту нишу, с которой мы работали на первом Gnesin week. Мы поняли, что запустили некий правильной «движок», которого на тот момент не хватало в нашей музыкальной реальности. Сейчас многие эту волну подхватили и это очень здорово, потому что чем больше событий, тем лучше развита среда, тем больше к ней подключается музыкантов и слушателей, а современная музыка становится более привычным явлением.

М.С.: Да, и никто не боится остаться со своей инициативой в одиночестве.

И ведь реакция на первый фестиваль была бурной. Начали выходить статьи в разных изданиях от студенческих ресурсов до материалов, опубликованных в журнале «Музыкальная академия» и в «Новой газете». Многие подхватили предложенные вами форматы разговоров и мастер-классов о современной музыке. Подключились не только музыканты, но и композиторы.

И.С.: Наши образовательные программы ориентированы на профессионалов, и у нас нет ограничений, таких, чтобы мы приглашали только исполнителей или только композиторов. Исполнители были главными участниками первого года, но параллельно с этим были и лекции, которые могут быть интересны музыкантам разных специальностей. На протяжении этих пяти лет мы сотрудничали с такими ансамблями, как Kymatic, InEnsemble, DianaPlaysPerception. Если говорить о композиторах, то мы устраивали вместе с ними лекции, презентации, разные творческие форматы взаимодействия. Иван Бушуев у нас первые годы был как преподаватель-исполнитель, он занимался с ансамблями и давал мастер-класс по флейте. Композиторы говорили об электронной и электроакустической музыке, как в случае с Алексеем Наджаровым, Дмитрием Мазуровым, Николаем Хрустом. Вместе с участниками рассуждали о роли композитора сегодня, об эстетике, как на лекциях с Дмитрием Филановским, Дмитрием Курляндским или на встрече с Алексеем Ретинским. Мы делали практикум по работе с импровизационными и пространственными сочинениями с Владимиром Горлинским или перформанс с Ольгой Бочихиной. Т.Я.: Приятно удивило то, что музыканты и композиторы не просто соглашались прийти, но очень поддерживали, а на открытой беседе по итогам первого фестиваля говорили, как это здорово и что они хотят продолжать делиться знаниями и опытом. М.С.: Второй фестиваль Gnesin Week получил разделения по направлениям: лаборатория (воркшопы и лекции), Study (образовательная программа) и Call for scores, в ходе которого происходил отбор и концертное представление сочинений?

Т.Я.: Да, мы хотели затронуть не только исполнительскую практику, но и музыкальную критику, а также повзаимодействовать с композиторами. Собственно, на «Call for scores» нам присылали партитуры для определенного состава инструментов. Нам пришло большое количество заявок и партитур из разных стран, чему способствовал, как мы думаем, репост Дмитрия Курляндского с нашим объявлением — он добавил публичности событию. По итогам Call for scores получился очень живой, классный концерт.

М.С.: А как, собственно, приходит идея следующего фестиваля? Откуда вы знаете, что будет дальше?

Т.Я.: Каждый следующий год мы заранее не загадываем, идея приходит скорее постепенно, мы пытаемся понять наиболее актуальные для нас темы в период планирования фестиваля, найти проблемные зоны. В 2021 году, например, мы решили сделать междисциплинарную Антиконференцию. Мы понимали, что межпредметные связи могут дать неординарные результаты, а сейчас существует мало непосредственного взаимодействия между исследователями разных областей искусства. Другой проект того же года предложила Ира — «Оригами»: дизайн концертов, в котором участники работали с новыми форматами музыкальных выступлений, организацией музыкальных программ.

Иногда наши тьюторы сами предлагают идеи. Так случилось в 2020 году, когда Ольга Бочихина предложила сделать перформанс, и мы вместе обсуждали его реализацию. Каждый раз при выборе новой темы фестиваля есть что-то интуитивное, а затем наступает этап детальной ее проработки.

В этом году в рамках образовательного проекта Multimedia Studies мы оттолкнулись от фигуры Яниса Ксенакиса, отмечающего 100-летний юбилей. Начав с того, что свойственно его творчеству, мы вышли на общие проблемы, связанные с анализом электроакустической музыки. Для изучения творчества того же Ксенакиса знания музыкантов и теоретиков довольно скудны, просто потому что у нас в образовательной практике нет таких предметов, как высшая математика, теория вероятности. Каким же образом нам можно хоть сколько-то адекватно оценивать и разбирать такую музыку? С этим довольно непросто. Точно так же как, не имея опыта в области музыкального программирования, чрезвычайно сложно говорить об электронных и электроакустических сочинениях, созданных на базе Max MSP, состоящей из патчей.

И.С.: Парадоксально то, что в учебных программах музыковедов вообще не изучается электроакустическая композиция. Нет курсов по истории этого направления, студенты не практикуются в программах по обработке звука и видео (типа Max MSP). У многих в итоге просто даже нет представления о том, как это устроено. А вместе с тем у электроакустической музыки уже довольно внушительная история, и без электроники не обходится ни один фестиваль современной музыки. По отношению к такой музыке методы классического музыковедения не могут быть применимы.

Т.Я.: С этими вопросами мы и решили сейчас попробовать разобраться. Каждый год наш фестиваль – это эксперимент, это чистое исследование.

М.С.: Что бы вы назвали наиболее сложным в организации и кураторстве?

Т.Я.: Сложно хотя бы то, что для подготовки проекта такого рода нужно больше людей. В первый год было немного в этом смысле легче, потому что нас было больше, но это был первый опыт организации крупного фестиваля: мы сами толком ничего не знали, с какими трудностями мы столкнемся. Сейчас в нашей команде не хватает человека, который бы занимался менеджментом, как, например, Наташа во время первого фестиваля. Ира, пожалуй, главный генератор необычных, классных идей, часто занимается именно концертными программами. Для состоявшегося 13 октября в Солянке концерта «Объекты и субъекты» все пьесы отбирала именно она. Я больше занимаюсь образовательной частью, приглашаю спикеров, договариваюсь с тьюторами.

Много проблем возникает технологического характера, но без них не обойтись. С другой стороны, здесь в Гнесинке, мы чувствуем поддержку от руководства, со стороны Александра Сергеевича Рыжинского.

М.С.: Александр Сергеевич участвовал в вашем первом фестивале?

Т.Я.: Да, это была открытая репетиция с ансамблем современной хоровой музыки «Altro corо». Александр Сергеевич – сам увлеченный исследователь и тонкий профессиональный музыкант, о чем свидетельствуют его докторская диссертация и множество крупных призовых мест у его коллектива в разных странах.

М.С.: В связи со сложностями хотела обсудить период пандемии и именно то, как смело вы приняли вызов времени и его особенности. У вас появляются два новых проекта – это концерт – флешмоб Room-music и онлайн zoom-лекции с обсуждениями сложных и актуальных партитур современных композиторов «По нотам».

И.С.: Эти онлайн проекты появились в сложный для музыкантов период времени: все выступления были отменены, и многих это буквально выбивало из колеи. Я не скажу, что мне было сложно – я как-то принимала сложившиеся обстоятельства, но мне хотелось поддержать ребят, которым на тот момент было гораздо тяжелее. Поэтому у меня появилась спонтанная идея сделать флешмоб Room music, то есть «комнатной» музыки, названной по аналогии с «Living room music» Джона Кейджа. «Комнатная», потому что все сидят в своих квартирах, домах, комнатах, и я подумала, что было бы прикольно сделать сочинение, которое можно было бы исполнять дистанционно и онлайн, так, чтобы каждый участник, сидя в своем доме и в своем городе, мог играть оттуда, но при этом быть в ансамбле. В заданной ситуации все возможные искажения звука и видео, другие неизбежные помехи и накладки стали бы частью каждого сочинения.

На open call откликнулось много ребят, мы нашли очень интересные произведения и были несколько работ, которые, как мне кажется, особенно удались.

Т.Я.: Да, например, во флешмобе Room Music свою пьесу представил Сергей Шестаков, композитор из Красноярска, который специально приезжал на Gnesin Week еще в 2018 году. Позже он окончил ассистентуру-стажировку в Гнесинке, принимал участие в различных наших проектах, к примеру, в составе ансамбля Fibem исполнял перформанс в программе концерта «Объекты и субъекты». Произведение на фестивале текущего года исполняли музыканты ансамбля «Reheard» — тоже, кстати, «выпускники» Gnesin week.

М.С.: Вы упомянули фестиваль этого года, он также несколько отличается по замыслу от предыдущих версий. Gnesin Week-2022 рассчитан на больший период времени, его итоги будут подведены представлением проектов участников образовательной программы в марте следующего года. Расскажите о нем.

И.С.: По поводу проекта скажу, что мы опять стараемся представить исследователей не только как музыковедов, которые сидят в библиотеках, в архивах и выступают на конференциях. Мы стараемся показать исследование в самых разных форматах. Оно может быть выполнено и в классический форме: в виде доклада для конференции, главы из диссертации или какой-то дипломной работы. Исследования могут стать основой для создания учебных материалов, просветительских и кураторских проектов. Возможно и композиторское исследование. Кстати, сейчас у нас есть участница, которая сама создала инструмент, и ее работа будет выглядеть и как произведение, и как теоретическое обоснование. Важны даже не сами форматы исследований, а именно обоснования своего метода. Это настоящий эксперимент и для наших участников, и для музыковедческой среды, поэтому в ходе образовательной программы фестиваля мы постарались показать разные подходы к изучению электроакустической и мультимедийной композиции. Это большая область знаний, и мы решили не ограничиваться занятиями в течение одной недели, а сделать программу более продолжительной. Мы предлагаем изучить обширный список литературы, большая часть которого представляет собой исследования на английском языке, на русском работ в этом направлении на сегодняшний день сделано не так много. После окончания первого этапа проекта ребята будут встречаться в онлайне для занятий с наставниками, затем будут выбирать тему и формат исследования и вот так, шаг за шагом, будут двигаться к его реализации.

М.С.: Я сама – одна из тех счастливых участников программы Gnesin Week. Multimedia Studies, интересуюсь современным искусством и также понимаю, что если здесь в Москве не все принимают современную музыку, то в регионах ситуация еще сложнее, а значит миссия фестивалей, состоящая в популяризации и просвещении, важна и требует своего развития. Здорово, если итогом этих стараний станет появление центров современной музыки и в других городах. Что бы вы могли посоветовать инициативным музыкантам, кураторам, которые хотели бы организовать фестиваль современной музыки?

И.С.: Я хочу пожелать глобально, чтобы появлялись рабочие места для специалистов в этой области, чтобы начала создаваться независимая инфраструктура. И чтобы люди, интересующиеся современной музыкой, могли быть трудоустроены, ведь сейчас очень многие полезные инициативы держатся только на энтузиазме, и людям часто не хватает времени на реализацию своих идей – творческих, исследовательских, просветительских – из-за того, что приходится работать сразу в нескольких местах. Сейчас мы со студентами нашей программы Multimedia Studies обсуждали возможность появления центров в разных регионах страны. Основные события концентрируются сейчас по большей части в двух-трех местах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний-Новгород), а хотелось бы, чтобы современная музыка стала органичной частью жизни разных городов России. Возможно, что программа может стать началом для появления таких центров.

Т.Я: В любом деле главное – начать. У нас ведь тоже не было опыта, не было платформы, которая бы предложила осуществить наши идеи. Была только наша инициатива и музыканты, которые были заинтересованы в деятельности так же, как и мы. Очень важную роль сыграла поддержка наставников и кураторов.

Сейчас участники часто сами спрашивают нас, когда будет следующий Gnesin week, а иногда и наши постоянные тьюторы. Общая заинтересованность, взаимопомощь и даже иногда просто везение, особенно при приглашении к участию занятых преподаванием, концертной и фестивальной деятельностью исполнителей, дирижеров, композиторов, совпадение многих факторов помогают осуществлению планов.

М.С.: Ирина и Татьяна, спасибо большое вам за нашу беседу, в ее заключении я хочу пожелать проекту Gnesin Contemporary Music Week процветания и дальнейшего развития, а вам – неиссякаемой поддержки ваших коллег и друзей фестиваля и вдохновения.

Материал подготовила Марина Сырбу. 

 


Дата публикации: 31.10.2022